КТП Альтернативная коммуникация 2й класс
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс)

Катасонова Юлия Сергеевна

Планирование по Альтернативной коммуникации 2й класс школа 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alternativnaya_kommunikatsiya_2a.docx42.88 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Утверждаю:

Приказ №172

от 31 августа 2021г.

Директор

___________/Дюг С.А./

Согласовано:

Зам.директора по УВР:______________       /Вдовенкова И.В./

«31» августа 2021г.

Принята на

педагогическом совете

протокол №1

от «31» августа 2021г.

Рассмотрено:

на МО учителей начальных классов и воспитателей

«31» августа 2021г.

_______________

Мартыненкова Л.В.

Рабочая программа учебного предмета


«
Альтернативная коммуникация»

для обучающихся

2 «А» класса

на 2021/2022 учебный год

Программу составила:

Катасонова Ю.С.

учитель начальных классов

первая  категория

г. Смоленск

2021г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основа содержания обучения данному предмету:

Программа составлена на основе:

  • Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599
  • АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г
  • Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И.М. Бгажноковой, допущенной Министерством образования РФ, 2014 год.
  • Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
  • УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г   №2080

Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

    Цель - подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

    Задачи:

- формирование умения слушать и понимать собеседника;

- формирование умения выполнять несложные инструкции;

- формирование умения отвечать на вопросы;

- формирование правильной артикуляции и дикции;

- формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;

- обучение правильному захвату карандаша;

- обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;

- обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.

- развитие слухового и зрительного восприятия;

- развитие зрительно-двигательной координации;

- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;

- воспитывать интерес к процессу обучения;

- воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля.

Программа адресована обучающимся  2 «А» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Общая характеристика учебного предмета:

У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения (мимика, жест, графическое изображение) могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

 Коррекционный курс включает следующие разделы:

     Коммуникация с использованием вербальных средств:

Установление зрительного контакта с собеседником

Реагирование на собственное имя.

Приветствие собеседника звуком (словом).

Привлечение к себе внимания звуком (словом).

Выражение своих желаний звуком (словом).

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).

Выражение согласия (несогласия) звуком (словом).

Выражение благодарности звуком (словом).

Прощание с собеседником звуком (словом).

Коммуникация с использованием невербальных средств:

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.

Выражение мимикой, жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики и жеста.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).

     Импрессивная речь (умение понимать обращенную речь):

Реагирование на собственное имя.

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).

Экспрессивная речь (умение употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания)

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.)

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Использование графического изображения для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).

Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.).

Планируемые результаты освоения учебного материала в 2 «А» классе.

Предметные результаты:

Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов

Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

Использование доступных средств коммуникации для передачи сообщения

Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

Узнавание, называние буквы; чтение простого гласного слога

Выполнение графических действий с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов), копирование с образца отдельных букв.

Личностные результаты:

Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;

Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;

Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.

Базовые учебные действия

Формирование базовых учебных действий направлено на развитие у обучающегося готовности к овладению содержанием программы коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» и включает следующие задачи:

Подготовка обучающегося к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом.

Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); желание выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов;

Формирование умения выполнять действия по образцу и по подражанию.

Календарно-тематическое планирование

по Альтернативной коммуникации на 2021/2022 учебный год  

2 «А» класс

Учитель: Катасонова Ю.С.                3ч в неделю; 102ч (97ч) за год

Количество часов:   46ч  на первое полугодие              56ч (51ч)  на второе полугодие              

                                   Всего 46ч., в неделю 3 ч.              Всего 51 ч., в неделю 3 ч.

Административных контрольных работ   - (всего за уч. год).

Плановых контрольных (самостоятельных) работ __,  

Планирование составлено по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М.Москва, «Просвещение» 2014 год   Допущено Министерством   образования и науки Российской Федерации

Учебник: Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием приёмов альтернативной коммуникации: Методическое пособие – Смоленск ГАУ ДПО СОИРО, 2019

п/п

Содержание тем

Кол-во

часов

Дата проведения

По плану

По факту

1 четверть 25 часов

1

Слова-приветствия. Слова-прощания. Умение использовать символы и жесты приветствия, прощания.

1

02.09

2

3

Умение определять источник звука. Распознавать речевые и неречевые звуки. Игра «Громко-тихо»

1

1

06.09

07.09

4

5

Формирование умения обводить фигуры пальцем в воздухе, на доске, парте. Шаблоны. Умение пользоваться шаблонами.

1

1

09.09

13.09

6

Рот, что умеет язычок. Артикуляция гласных звуков.

1

14.09

7

Знакомство со звукоподражанием. Звукоподражание на звук [А]

1

16.09

8

Дыхательные упражнения.

1

20.09

9

Звукоподражание на звук [У]

1

21.09

10

Умение отличать и имитировать речевые и неречевые звуки.

1

23.09

11

12

Составление композиций из геометрических фигур.

1

1

27.09

28.09

13

Звукоподражание на звук [И]

1

30.09

14

15

Умение рисовать по шаблонам самостоятельно. Раскрашивание фигур с дорисовыванием.

1

1

04.10

05.10

16

Звукоподражание на звук [П, пь]

1

07.10

17

Описание предмета по основным признакам: цвет, форма, величина.

1

11.10

18

Рисование на доске, в альбоме (не в строке) вертикальных линий по начальной точке.

1

12.10

19

Звукоподражание на звук [Т, ть]

1

14.10

20

Дыхательные упражнения.

1

18.10

21

Активизация и обогащение словаря по теме «Фрукты»

1

19.10

22

Звукоподражание на звук [К, кь]

1

21.10

23

Рисование бордюра из вертикальных линий по заданным точкам (в альбоме, в строке цветными карандашами)

1

25.10

24

Звукоподражание на звук  [О]

1

26.10

25

Пальчиковые упражнения.

1

28.10

2 четверть 21 час

26

Рот, что умеет язычок. Артикуляция гласных звуков.

1

08.11

27

Игровые ситуации. Игры с куклой.

1

09.11

28

Упражнение в рисовании на доске, в альбоме (не в строке) горизонтальных линий по начальной точке.

1

11.11

29

Предметы. Соотнесение предметов и их названий.

1

15.11

30

Звукоподражание на звук [Н, нь]

1

16.11

31

Активизация и обогащение словаря по теме «Овощи»

1

18.11

32

33

Формирование умения составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам.

1

1

22.11

23.11

34

Звукоподражание на звуки [М, мь] и [Л, ль]

1

25.11

35

Игровые ситуации. Игры с водой.

1

29.11

36

Подбор картинок к заданному предложению.

1

30.11

37

Дыхательные упражнения.

1

02.12

38

Обводка по контуру квадратов различной величины с последующим раскрашиванием.

1

06.12

39

Звукоподражание на звуки [Ы] и [Э]

1

07.12

40

Активизация и обогащение словаря по теме «Мебель»

1

09.12

41

42

Умение работать с шаблонами. Раскрашивание фигур с дорисовыванием.

1

1

13.12

14.12

43

Пальчиковые упражнения.

1

16.12

44

Звукоподражание на звук [Б, бь]

1

20.12

45

Обводка по контуру треугольников различной величины с последующим раскрашиванием.

1

21.12

46

Дыхательные упражнения.

1

23.12

3 четверть – 30ч (29ч - -1ч 08.03)

47

Пальчиковые упражнения.

1

10.01

48

Звукоподражание на звук [Д, дь] и [Г, гь]

1

11.01

49

50

Закрепление умений обводить фигуры по шаблону, трафарету, с последующим раскрашиванием.

1

1

13.01

17.01

51

52

Формирование умения составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам.

1

1

18.01

20.01

53

Игровые ситуации. Игра «Строим дом»

1

24.01

54

Описание предмета по основным признакам.

1

25.01

55

Звукоподражание на звук [С, сь] и [З, зь]

1

27.01

56

Обводка по контуру кругов различной величины с последующей штриховкой.

1

31.01

57

Дыхательные упражнения.

1

01.02

58

Активизация и обогащение словаря по теме «Посуда»

1

03.02

59

Предметы. Соотнесение предметов и их названий.

1

07.02

60

61

Умение работать с шаблонами. Раскрашивание фигур с дорисовыванием.

1

1

08.02

10.02

62

Звукоподражание на звук [В, вь] и [Ф, фь]

1

14.02

63

Обводка по контуру прямоугольников различной величины с последующей штриховкой.

1

15.02

64

Игровые ситуации. Игра «Едем, плывём, летим»

1

17.02

65

Пальчиковые игры.

1

28.02

66

67

Закрепление умений обводить фигуры по шаблону, трафарету, с последующим раскрашиванием.

1

1

01.03

03.03

68

69

70

Формирование умения составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по предметным картинкам.

2 (-1)

1

05.03

08.03

10.03

71

Звукоподражание на звук [Ж] и [Ш]

1

14.03

72

Игра «Найди предмет по описанию»

1

15.03

73

Дыхательные упражнения.

1

17.03

74

75

Обводка по контуру композиции из геометрических фигур с раскрашиванием.

1

1

21.03

22.03

76

Пальчиковый театр.

1

24.03

4 четверть – 26ч (22ч)
(-4ч – 02.05, 03.05, 09.05, 10.05)

77

Игровые ситуации. Игра «Играем на музыкальных инструментах»

1

04.04

78

79

Формирование умения составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по предметным картинкам.

1

1

05.04

07.04

80

81

Умение работать с шаблонами. Раскрашивание фигур с дорисовыванием.

1

1

11.04

12.04

82

Активизация и обогащение словаря по теме «Одежда»

1

14.04

83

Звукоподражание на звук [Х, хь]

1

18.04

84

Дыхательные упражнения.

1

19.04

85

Подбор картинок к заданному предложению.

1

21.04

86

Звукоподражание на звук [Р, рь]

1

25.04

87

88

Чистоговорки.

1

1

26.04

28.04

89

90

91

Раскрашивание фигур с дорисовыванием.

3 (-2)

02.05

03.05

05.05

92

93

94

Формирование умения составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по предметным и сюжетным картинкам.

3 (-2)

09.05

10.05

12.05

95

Звукоподражание на звук [Ц] и [Ч]

1

16.05

96

Дыхательные упражнения.

1

17.05

97

Активизация и обогащение словаря по теме «Продукты питания»

1

19.05

98

Звукоподражание на звук [Щ]

1

23.05

99

Пальчиковая гимнастика.

1

24.05

100

101

102

Работа с текстами на звукоподражание.

1

1

1

26.05

30.05

31.05

Пояснение к выполнению рабочей программы

В связи с тем, что в этом учебном году уроки по предмету «Альтернативная коммуникация», согласно учебного расписания, выпадают на мартовские и майские праздничные дни, то:

- уроки раздела III четверти «Формирование умения составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по предметным картинкам» вместо 3-часового объёма будут проводиться в рамках 2-часового занятия, соответственно происходит уплотнение материала в объёме 1-го часа;

- уроки раздела IV четверти «Раскрашивание фигур с дорисовыванием» вместо 3-часового объёма будут проводиться в рамках 1-часового занятия, соответственно происходит уплотнение материала в объёме 2-х часов;

- уроки раздела IV четверти «Формирование умения составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по предметным и сюжетным картинкам» вместо 3-часового объёма будут проводиться в рамках 1-часового занятия, соответственно происходит уплотнение материала в объёме 2-х часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант....

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 2 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация, 2 класс, II вариант....

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Календарно-тематическое планирование. Речь и альтернативная коммуникация. 2 класс, АООП 2 вариант, СИПР, 2017-2018 уч. год

Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" во 2 классе. СИПР....

Технологическая карта урока. Речь и альтернативная коммуникация, 1 класс. Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме. Сказка «Репка», постановка-импровизация.

Технологическая карта урока. ФГОС, вариант (II). Подробно описана деятельность учителя и обучающихся. Используемые технологии - игровая и здоровьесберегающая....

Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация, "Альтернативная коммуникация" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по предметам :" Альтернативная коммуникация ", "Речь и альтернативная коммуникация"...