Обучение грамоте Буква Т, Звуки [т] [ть]
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Урок по обучению грамоте Буква Т, звуки [т][ть]. 
Материал подготовлен для изучения нового материала, а также закрепления. 
В материал входит презентация и два файла урока, совместно с уроком письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_t.doc54 КБ
Microsoft Office document icon bukva_t_prodolzhenie_vmeste_s_pismom.doc42.5 КБ
Office presentation icon bukva_t.ppt1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

1

3

4

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Приветствие учащихся.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

-Громко тикают часы

Тик-так, тик-так

В школу нам пора идти

Тик-так, тик-так

Мы учебники собрали

Тик-так, тик-так

В школу дружно зашагали Тик-так, тик-так

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

1

3

4

II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка

– Как тикают часы?

– Тик-так…

III. Постановка учебной задачи

– Какой первый звук вы сейчас произносили? Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

– [т], [т’].

– Будем знакомиться со звуками [т], [т’]  и буквами его, обозначающими их на письме.

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [т] и [т’] (учебник, с. 53)

- Сегодня на уроке у вас будут два помощника. Отгадайте кто это?

- Ночью он совсем не спит,

Дом от мышек сторожит,

Молоко из миски пьёт,

Ну, конечно, это - …(кот)

На доске – предметная картинка с изображением кота

- Чёрные полоски,

От носа до хвоста,

У этой рыжей кошки, Суровый нрав всегда!

                              (тигр)

На доске – предметная картинка с изображением тигра

– Выполним слого-звуковой анализ слова кот.

–Какой звук вы слышите в конце слова?

–Это согласный звук (произносится с преградой: язык упирается в верхние зубы), звук [т] твердый.

– Выполним слого-звуковой анализ слова тигр.

- Выделите первый звук [т’]. Согласный мягкий. На схеме этот звук входит в слияние и обозначен зелёным цветом. Звук [т’] согласный (образуется с преградой), мягкий

Рассматривают схемы-модели слов кот, тигр; вместе
с учителем выполняют слого-звуковой анализ этих слов

2. Дидактическая игра «Твердый – мягкий»

– Я буду называть слова, если вы слышите в слове твердый согласный [т], поднимаете синюю карточку; если слышите мягкий звук [т’] – зеленую карточку.

– Кит, тетерев, антилопа, бегемот, петух, тюлень, дятел, утка.

Поднимают синюю карточку, если слышат твердый согласный [т], зеленую карточку – если слышат мягкий звук [т′]

1

3

4

3. Знакомство с буквой Т

– Звуки [т] и [т’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Т (тэ).

На что похожа буква Т?

1)Т в антенну

 превратилась

И на доме очутилась.

2) Молоток стучит: «Тук-

тук,

Букве Т я старый друг!»

3) Гриб на букву Т похож.

С тонкой ножкой,

Ну и что ж!

Потрудись-ка ты

немножко:

Палка – шляпка, палка –

     ножка!

_ Назовите слова, в которых встречается буква Т.

– Выложите букву Т из счетных палочек.

-Запишите в тетрадь через клетку букву Т т

Напечатать кит и тигр. Сделать схему слов.

Напечатай слова:

Сосна кукла Никита

Поставь ударения, подели на слоги, выполни схему к словам. 
Почему Никита с большой буквы?

Находят букву Т
на «ленте букв».

Высказывают свои предположения.

Из палочек выкладывают букву Т

4.Физкультминутка

Выполняют движения

1

3

4

5. Чтение слогов-слияний и слов (учебник, с. 53)

– Прочитайте слоги. Как они образовались?

– Прочитайте слова.

Хором читают слоги.

– Слоги образованы слиянием согласного звука с гласным.

6. Работа с текстом
(учебник, с. 53)

– Прочитайте текст, соблюдая интонацию.

– Почему слова Таня, Саня, Никита написаны с большой буквы?

- Сколько предложений здесь записано?

- Как оформляется предложение на письме?

- Нарисуйте схему первого предложения в тетради?

Читают текст.

– Имена людей пишутся с большой буквы.

8. Работа с иллюстрацией к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (учебник, с. 52)

- Прочитайте, что написано красными буквами вверху на странице 52.

- Кто такой А.С. Пушкин?

 – Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

– Кто изображен на рисунке?

Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы учителя

9. Выразительное чтение отрывка поэмы. Дифференцированное задание (учебник, с. 52)

– Прочитайте выразительно отрывок из поэмы.

– На каком дереве была «златая цепь»?

– Как автор называет кота?

– Что делает кот?

– Найдите в тексте буквы Т.

Сколько их?

Читают. Отвечают на вопросы, опираясь на картинку.

10. Разгадывание ребусов

– Наши помощники спрятались, помогите их найти.

 – Разгадайте ребусы.

Работа с чистоговорками на слайде.

– Кот.

- Тигр.

12. Развитие речи коммуникативных навыков.

– Задайте другу вопросы со словами кто и как

Составляют вопросы и задают друг другу

VI. Рефлексивно-оценочный

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы учителя



Предварительный просмотр:

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

1

3

I. Организация начала урока.

Приветствие учащихся.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

1

3

II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка

По «ленте букв» ведётся повторение изученных гласных и согласных.

-Ребята, прочитайте буквы, с которыми мы уже познакомились.

(а, о, у, ы, и, н, с, к, т.)

-А какие буквы живут в красном домике? (гласные)

-Почему звуки гласные? (потому что произносятся голосом, без преград, образуют слог.)

-А какие буквы остались?

(н, с, к,т)

-Какие звуки они обозначают? (согласный)

III. Постановка учебной задачи

Игра «Доскажи словечко»

По небесам оравою

Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течёт вода.

Спрячемся получше

От дырявой ...(тучи).

- Выделите первый звук в слове.

Быть должны всегда в порядке

Твои школьные …(тетрадки).

- Какие звуки мы слышим в начале слов?

Игра «Услышь звук»

-Я назову слова, а вы называете звук, который услышали в начале слова.

ТоликТомтень, тема. (распознавание твердого и мягкого звука)

3) Подведение к формулированию темы.

-Знакомы ли мы с такими звуками?

-Сформулируйте тему урока. (Звуки [т – т’], буква Т, т. Продолжение )

- Какая цель нашего урока? (Закрепить знания буквы Т, звуков [т – т’])

Откройте азбуку на с. 54

Работа по азбуке на с. 54-55

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [т] и [т’] (учебник, с. 53)

Игра «Кто внимательный»

- Встаньте дети у кого в именах и фамилиях есть звуки [ т ], [т,]

Игра «Твёрдый, мягкий»

(Хлопок – звук мягкий, приседание – звук твёрдый)

Стол, тигр, кактус, кисти, тарелка, телефон, стакан, котик, рот, турист.

1

3

3. Знакомство с буквой Т

-Запишите в тетрадь Напечатай слова:

Аист, сосна, осина, Нина, куст

Поставь ударения, подели на слоги, выполни схему к словам. 
Почему Нина с большой буквы?

1

3

5. Чтение слогов-слияний и слов (учебник, с. 57)

Слова стОит и стоИт. Разобрать значения этих слов, как ударение меняет смысл слово?
Составить предложения с этими словами в разных значения.

VI. Рефлексивно-оценочный

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы учителя

Урок письма

В тетрадке с пером, отступить 2 строчки вниз, на 3 строке, по середине записать число Кл.р (7 ок. Кл.р.)

1 строчка Тт

2 строка ТТТ ттт ТТТ ттт

3 строка та та та то то то

4 строка ти ти ти ты ты ты

5 строка кит- образуй во мн.ч. киты кот-образуй во мн.ч. коты

6 строка  У Нины нитки. У Антона ноты. (подчерки имена собственные простым карандашом-назови их
Подчеркни заглавную букву в начале предложения и точку.)

Прописи с. 22 Прописать дома, можно начать на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение грамоте

Слайд 5

На что похожа буква Т ?

Слайд 6

Назови слова на букву Т

Слайд 7

Прочитай слоги Т А У О Ы И

Слайд 8

Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 9

Сказки

Слайд 11

и о Разгадай ребус

Слайд 12

ти ʻʻ Разгадай ребус

Слайд 13

Та-та-та – длинный хвостик у кота. Ту-ту-ту – я расту, расту, расту. Ти-ти-ти – с тигром лучше не шути! Том-том-том – поиграли мы с котом. Чистоговорка

Слайд 14

Закончи предложения: На уроке я выучил… Я повторил… Мне понравилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Буква Ч, звук [Ч]

Урок обучения грамоте по УМК "Перспектива"...

Конспект урока по обучению грамоте "Буква В, звуки [в], [в`].

Урок составлен по УМК "Школы России" к азбуке Горецкого....

Урок обучения грамоте : " Буква "Щщ", звук (ш" )

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКАПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. ТЕМА:«ЗНАКОМСТВО С БУКВАМИ Щ,щ , ОБОЗНАЧАЮЩИМИ СОГЛАСНЫЙ  ГЛУХОЙ И МЯГКИЙ ЗВУК (Щ)....

Обучение грамоте "буква З, звук З"

Презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "БукваЗ, звук З"...

Урок обучение грамоте Буква "Ц", звук "ц"

Звук [ц], буквы Ц цСамоанализ урока...