Урок литературного чтения во 2 классе "Живая шляпа" Н.Носов
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Ольга Анатольевна Лимонова

Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа» (продолжение)
Цель урока: продолжение работы над рассказом Н. Носова «Живая шляпа».

Задачи урока:

  • способствовать развитию навыков чтения по ролям, умения воспринимать информацию на слух;
  • формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение;
  • развивать критическое мышление, память, воображение, речь;

Формировать УУД:

Личностные: выражать свои эмоции от рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа», соотносить поступки героев с этическими принципами,

-  Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа» (продолжение)
Цель урока: продолжение работы над рассказом Н. Носова «Живая шляпа».

Задачи урока:

  • способствовать развитию навыков чтения по ролям, умения воспринимать информацию на слух;
  • формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение;
  • развивать критическое мышление, память, воображение, речь;

Формировать УУД:

Личностные: выражать свои эмоции от рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа», соотносить поступки героев с этическими принципами,

-  Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

Предметные: продолжать учиться вычленять основную мысль в тексте, работать над разными видами чтения, над чтением по ролям.

Метапредметные: получат возможность научиться: соотносить иллюстрации с отрывками текста; находить в тексте конкретные сведения в явном виде; высказывать оценочные суждения и выражать свое мнение, пересказывать текст.

Личностные: оформлять свои мысли на уровне предложения, слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, работать в паре.

Ход урока:

I Организационный момент.

Сегодняшний урок я хочу начать с притчи. Захотела трусость сама от себя спрятаться. Да только куда? На открытом месте и то страшно. Хорошо, хитрость посоветовала:
— А ты поселись у смелости!
— А что? — обрадовалась трусость. — Со смелостью, и правда, не так страшно жить!
Пошла она к смелости. Но, боясь даже постучать в дом, просто легла у неё на крыльцо.
С тех пор путь к смелости и лежит через трусость.

О чем эта причта? (смелым можно стать, переступив через трусость) Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Наверное, о смелости и трусости).

II Актуализация знаний.

Вспомним, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке, а помогут нам следующие задания. 3 ряд – выполните тест по содержанию произведения. (проверка - по ключу ответов на доске)

 2 ряд (работа в парах) – перед вами карточки с отрывками из текстов

(«Перчатки» английская народная песенка, «Живая шляпа» Н.Н.Носов, «Кот и повар» И.А.Крылов, «Как у нашего кота» русская народная песня, «Кот в сапогах» Ш.Перро, «Котенок» Л.Н. Толстой)        Что объединяет эти произведения? (Они о котах)

Рассортируйте тексты на группы:

а) проза – поэзия;

б) народные – авторские;

в) зарубежные – отечественные;

г) по жанрам.

Заполните таблицу на доске:

а) проза

    поэзия

б) народные

   авторские

в) зарубежные

    отечественные

г) сказка

   рассказ

   стихотворение

   басня

По таблице расскажите о произведении «Живая шляпа»

1 ряд – Давайте вспомним основные моменты из биографии Н.Носова.

«Правда ли, что…»

-Николай Носов родился в Москве? (нет, недалеко от Киева)

 -Отец писателя тоже был писателем? (нет, был артистом)

 -Первый рассказ Николая Носова был написан для дочери? (для сына)

 -Герои произведений Н.Носова были взрослые? (нет, дети)

 -Писатель был участником Великой Отечественной войны? (да)

 -Информацию о любом писателе можно найти только в библиотеке? (нет, можно в интернете)

 -Как вы думаете, ребята, а какие у этого писателя произведения? (смешные, весёлые, юмористические, познавательные)

III Работа по теме урока.

1)На прошлом уроке мы разделили текст на части. Дома вы готовили план сказки. Обычно мы составляем план, озаглавливая каждую часть текста. Какие планы получились? (дети читают план). Мы познакомились и с вопросным планом. Кто составил вопросный план? (ответы детей). Какой ещё вид плана знаете? (картинный). Он на доске. Верно ли расположены картинки? А как вы думаете, кто на картинке Володя, а кто Вадик? Докажите словами из текста.

2)Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом плана. Это будет план  чувств и настроения.

Давайте посмотрим, как менялось настроение у героев рассказа. А кто герои рассказа? (Володя, Вадик и котёнок).

Просмотрите 1 часть. Какие слова помогают понять настроение? (ловил мух, как подпрыгнет) какое настроение у котенка? (игривое).

Как развиваются события во 2 части? (мальчики раскрашивали картинки). Какое настроение? (спокойное). Что произошло дальше с настроением? Мальчики испугались. Как это показано в тексте? (вдруг как закричит: ой-ой-ой! Шляпы бо-боюсь).

В 3 части мальчики решают взять кочергу и палку и идти к шляпе. Что они проявляют? (решительность). Прочитайте об этом (пойдем вместе. Сейчас я ее как тресну кочергой). С каким настроением они действуют дальше? (смелостью). Прочитайте подтверждение в тексте(Ага! Испугалась! Эй ты, шляпа!).

Смотрим дальше, как меняется настроение (радость) (Васька!-обрадовались ребята). Какое еще чувство испытывают герои? (удивление) (как же ты под шляпу попал?).

Посмотрите, какой план настроения у нас получился. Совпадает ли он с частями картинного и вопросного плана? (нет, настроение менялось в некоторых частях несколько раз).

Физминутка

3)Используя план настроения, попробуем выразительно прочитать рассказ по ролям.

4) Какова же главная мысль текста? Какая из пословиц её выражает:

ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ –В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ. СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ – ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ. У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ.

Да, главная мысль – у страха глаза велики. Учись справляться со своим страхом, и тогда найдешь выход из трудной ситуации.

Ребята, а какие ещё произведения о смелости и страхе мы читали? («Сила воли», «Страшный рассказ»)

Вспомните рассказ Е.Чарушина. Когда вы узнали, чьи шаги раздавались по комнате? Автор держал нас в напряжении до самого конца рассказа. Это, действительно, был страшный рассказ.

-Почему, когда мы читали «Живую шляпу», вы смеялись, а ведь ребятам было не до смеха? Потому что мы знали, кто под шляпой, а мальчики нет. Значит, автор хотел, чтобы читатели с самого начала знали, что страх мальчиков был напрасен.

Смелый не тот, кто не боится, а тот, кто может побороть свой страх.

А как вы думаете, страшно было только мальчикам в рассказе? (нет, и котёнку под шляпой)

Домашнее задание: 1) Одним из домашних заданий будет следующее: представьте, что мог рассказать котенок своему усатому другу после случившегося?

   Я начну, а вы продолжите: «Ой, Мурзик, мой усатый друг. Сегодня со мной такое было. Я свалился с комода и что-то накрыло. Вдруг стало… Мне стало… Сердце…»

2) Пересказ от лица мальчиков.

Рефлексия.

    -Продолжите предложение:

 Мне было интересно…

 Мне захотелось …

 Я узнал, что ….

 У меня получилось …

 Мне было трудно ….

-Знаете ли вы, ребята, что при помощи шляпы можно выражать и злость, и радость?

-Может слышали выражение «ШАПКАМИ ЗАБРОСАТЬ»?

(В старину так действительно поступали с человеком, на которого сердились, высказывали своё презрение к его плохому поступку.)

Но при помощи головных уборов выражали радость и восторг. Их бросали вверх. Чем больше радость, тем выше летели шапки и шляпки.

-Я предлагаю вам воспользоваться этим обычаем. Насколько вы довольны своей работой на уроке, оцените себя как читателя, активного ученика, было ли вам интересно на уроке, настолько высоко поднимете шляпу.

Итог урока

- Вы, сегодня, молодцы. Спасибо за работу на уроке. И я перед вами «снимаю шляпу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...