«Храбрый Персей»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Цель: формирование представления о мифах и легендах Древней Греции

Задачи:

Дидактические: учить давать определения «миф», «легенда»; познакомить с мифом «Храбрый Персей»;

Развивающие: расширять кругозор учащихся, развивать мышление учеников, правильную, красивую речь. 

Воспитательные: прививать интерес к чтению, литературе, учить детей понимать глубину содержания произведения;

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mif_1.docx36.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Павленко Полина Александровна

Предмет: литературное чтение

Тема: «Храбрый Персей»

Класс: 3

Цель: формирование представления о мифах и легендах Древней Греции

Задачи:

Дидактические: учить давать определения «миф», «легенда»; познакомить с мифом «Храбрый Персей»;

Развивающие: расширять кругозор учащихся, развивать мышление учеников, правильную, красивую речь.  

Воспитательные: прививать интерес к чтению, литературе, учить детей понимать глубину содержания произведения;

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф, И, П, Г)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные)

Личностные

I. Мотивационно-целевой

Мотивировать обучающихся к получению знаний темы «Храбрый Персей»

Словесный (беседа)

Проблемный метод (приём проблемный вопрос)

Организационный момент:

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку.

Актуализация знаний:

– Завершает нашу учебную книгу по чтению раздел… («Зарубежная литература».)

– Каких зарубежных писателей вы знаете?

– Есть ли у вас любимый зарубежный писатель?

– Из какой он страны?

– Какое его произведение ваше любимое?

– Чем оно вам нравится?

Постановка проблемной ситуации. 

 – Вы знаете много произведений зарубежных авторов, но открывают раздел не они. Сегодня мы начинаем знакомство с мифами и легендами Древней Греции.

– Как вы понимаете значения слов: миф, легенда?

-Если вы не знаете, что это, то что мы должны узнать на уроке?

 2. Формулировка темы и цели урока. 

Совместно с детьми формулирует цель урока (узнать о мифах и легендах Древней Греции)

Предлагает прочитать название в учебнике «Храбрый Персей».

– Миф, который мы прочитаем сегодня, поведает нам  о  храбром Персее.

– Слышали ли вы это имя? Знаете ли подвиги Персея?

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Отвечают на вопросы

Знакомятся с проблемной ситуацией.

.

Участвуют в формулировке цели.

Знакомятся с темой урока

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Речь учителя

Речь учителя;

Интерактивная доска, презентация, речь учителя;

Интерактивная доска, учебник.

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Р: организуют себя на уроке;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других;

Положительно относятся к процессу познания;

определяют и формулируют цель на уроке;

II. Проектировочный

Развивать умения  обучающихся планировать свои действия для достижения цели

Проблемный метод

(изложение различных точек зрения)

Обозначает совместно с обучающимися действия, необходимые для формирования представления о мифах и легендах Древней Греции:

1) узнать, что такое «миф», «легенда»;

2) познакомиться с мифом «Храбрый Персей»;

Планируют совместную деятельность на уроке

Ф

Интерактивная доска, презентация.

Контроль

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Проявляют интерес к  учебной деятельности

III. Процессуальный

Реализовать план изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся

Проблемный метод

(Поиск решения проблем;

Изложение разных точек зрения)

-Сегодня нам предстоит совершить невероятное путешествие на машине времени в прошлое…

-Мы попали в другую страну намного тысячелетий назад. Машина времени перенесла нас юго-восток Европы, на Балканский полуостров. Обратимся к карте. В какой древней стране мы оказались?

-Да, мы попали в Древнюю Грецию. Чем известна эта страна? Древняя Греция – страна богов и героев. Древних греков называют эллинами, а их страну – Элладой.

-Много тысяч лет назад, когда не было письменности, они создали мифы.

-Что такое миф? Чтобы узнать это, откройте толковый словарь и найдите определение этого слова. Прочитайте и запишите их в тетрадь по чтению.

Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах.

-То, о чем повествуют мифы, сегодня нам кажется сказочным. Но для древних греков миф, в отличие от сказки, не был выдумкой. В мифах эллины рассказывали о происхождении мира, о титанах и богах, которые управляют этим миром, о величайших героях, которые освобождают землю от чудовищ. Боги, по представлениям древних греков, живут на горе Олимп и оттуда вершат свои дела. Боги, в отличие от простых людей, наделены бессмертием.

-Греческие мифы повествуют и о героях. Герои – не простые люди. Они полубоги, дети богов и смертных людей. Какого самого знаменитого героя Древней Греции вы знаете? Да, главный герой древних греков – Геракл. Сегодня мы познакомимся с подвигами еще одного знаменитого героя Древней Греции – Персея…

-Вспомните, что такое фольклор?

Фольклор – это устное народное поэтическое творчество, отражающее жизнь народа. Фольклор возник до появления письменности. Поэтому важная его черта состоит в том, что фольклор является искусством устного слова. Именно это отличает его от письменной литературы. Еще одна важная характеристика — коллективность творчества. Многие фольклорные жанры вошли в литературу: песня, сказка, легенда.

-Что такое сказка? Легенда?

Сказка – древнейший жанр устного народного поэтического творчества. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера. Большинство сказочных сюжетов встречается у многих народов мира.

Легенда – жанр устного народного творчества: рассказ поучительного содержания о выдающемся событии или поступке человека, повествование о необыкновенном, чудесном происшествии, которое воспринимается как достоверное. В отличие от предания, в легенде наряду с людьми и животными могут действовать божественные или демонические силы: Бог, ангелы, святые, черти и т. п.

-Найдите определение «легенда» в толковом словаре и запишите в тетрадь.

Легенда: 1. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. 2. Вымысел.

Осуществляет промежуточный контроль (возвращение к плану, оценивание деятельности учеников).

Организует физминутку.

Для реализации 2 задачи предлагает прочитать произведение:

1. Чтение учителем.

2. Чтение детей вслух по абзацам.

Кто является главным героем этого мифа? (Главным героем является Персей).

-Каким он изображается? Найдите подтверждение в тексте? (Персей был смелым, храбрым, отважным человеком: «…К счастью жил в этом городе Храбрый Персей. Он никогда никого не боялся…»).

-С кем пришлось бороться Храброму Персею? (Персей захотел уничтожить Медузу Горгону).

-Найдите в начале текста описание Медузы Горгоны и подчеркните слова, которые помогут изобразить ее.

(«В одном городе случилась большая беда. Прилетела откуда – то крылатая женщина Медуза Горгона. Она медленно проходила по улицам, и всякий, кто смотрел на нее, тот же миг становился камнем. Вместо волос у Медузы бы длинные черные змеи. Они все время шевелились и шипели. Она тихо и печально глядела каждому прохожему в глаза, и он тот час же превращался в окаменелую статую»).

-Почему Персей решил сразиться с Медузой Горгоной, несмотря ни на что? (Персей захотел отомстить Медузе за ее злые дела: «Но не могу же я сидеть, сложа руки! Ведь она погубит всех жителей нашего города, всех моих родных и друзей! Сегодня же я отомщу ей за её злые дела»).

-Как Персей догадался сразиться с Горгоной, не взглянув на нее? («Он поднял свой медный щит — круглый, блестящий и гладкий — и стал смотреть в него, как смотрят в зеркало»).

-Какой оказалась Горгона Медуза, когда Персей увидел ее в отражении? Составьте её словесный портрет, используя слова из текста. («Медуза спала на земле, рядом со своими безобразными сестрами, которые были похожи на больших разжиревших свиней. Её крылья сверкали, как радуга, у неё было такое прекрасное, печальное, задумчивое молодое лицо, что Персею стало жаль убивать её»).

-Какая опасность подстерегала Храброго Персея, когда он отрубил голову Медузе? (Сестры Медузы проснулись и полетели за ним в погоню. Они кричали: «Отдай нам голову нашей сестры!»)

-Как этот миф характеризует Персея?

(Персей – настоящий защитник города и людей! Он бесстрашно сражается с чудовищем – Горгоной Медузой. Поступок Персея можно назвать подвигом, потому что он совершил это ради других людей).

-А каким представлен в мифе царь Полидект? (В отличие от Персея Полидект изображен жадным, трусливым и жалким. Вместо того, чтобы защищать своих людей от страшного чудовища, он пирует с вельможами и прячется в подземелье. На его фоне поступок Персея еще больше восхищает).

-Напоминает ли вам этот миф какие-то русские народные сказания? (Да, он напоминает былины об Илье Муромце и князе Владимире. В них богатырь тоже сражается с Соловьем-разбойником и побеждает его, а князь прячется и насмехается над героем).

-Да, ребята, и русский народ воспевал мужество и подвиги защитников родины и высмеивал жалких князей.

Предлагает поработать в группах и выполнить задание.

Давайте проверим, насколько внимательно вы прочитали миф о Персее. Восстановите последовательность событий в 1 части мифа.

1. Трусливый царь.

2. Персей говорит с царём.

3. В городе случилась беда.

4. Персей побеждает Медузу Горгону.

5. Храбрый Персей узнаёт о колдунье.

Осуществляет проверку выполненного задания.

1. В городе случилась беда.

2. Храбрый Персей узнаёт о колдунье.

3. Трусливый царь.

4. Персей говорит с царём.

5. Персей побеждает Медузу Горгону.

Организует деятельность учащихся по взаимооценке.

Предлагает поработать в парах и выполнить задание.

Образуйте пары из слов текста 1 части мифа «Храбрый Персей».

Храбрый

Горгона

царь

чёрные

бессердечная

Медуза

колдунья

Персей

Полидект

Змеи.

Осуществляет проверку выполненного задания.

Храбрый Персей

Медуза Горгона

царь Полидект

чёрные змеи

бессердечная колдунья.

Организует деятельность учащихся по взаимооценке.

Осуществляет промежуточный контроль (возвращение к плану, оценивание деятельности учеников).

Отвечают на вопросы.

Работают с толковым словарем и записывают определения слов в тетрадь.

Участвуют в промежуточной рефлексии, отвечают на вопросы.

Выполняют физминутку.

Слушают прочтение произведения и читают.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание.

Проверяют задание.

Оценивают свою деятельность.

Выполняют задание.

Проверяют задание.

Участвуют в промежуточной рефлексии. Оценивают деятельность

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Г

Ф

И

П

Ф

Ф

И

Интерактивная доска, презентация, речь учителя;

Учебник

Речь учителя;

Речь учителя;

Учебник

Интерактивная доска, презентация, речь учителя, учебник;

Учебник, интерактивная доска, презентация;

Презентация

Сигнальные карточки

раздаточный материал;

Презентация

Сигнальные карточки. Речь учителя.

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль;

Контроль;

 

Контроль;

Взаимоконтроль

Контроль

Контроль;

Взаи-мокон-троль

Кон-троль;

Кон-троль;

Самоконтроль

Умеют давать определение понятиям «миф», «легенда», «фольклор», «сказка»;

Умеют работать со словарем;

Слушают и читают произведение писателя, объясняют смысл названия произведения, умение озаглаливают каждый пункт, отвечают на вопросы по содержанию прочитанного.

Умеют характеризовать героев;

 

Умеют восстанавливать последовательность сказки в соответствии с заданием.

П: проявляют познавательный интерес к изучению новой темы

П: развитие познавательного интереса, аналитико-синтетического мышления, устной и письменной речи обучающихся

Р: оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственной возможности ее решения;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли;

Проявляют внимательное и ответственное отношение

IV. Рефлексивно-оценочный

Соотносить результаты с поставленной целью

Проблемный (обобщение и анализ изученного материала)

Сегодня мы узнали, кого в мифах Древней Греции называли героями. Мы также поняли, что и много тысячелетий назад люди ценили и восхваляли мужество, честь, славу, подвиги во имя людей. И высмеивали трусость и жадность. Этим нам и близки сегодня древнегреческие мифы.

Хотите узнать продолжение этой истории? Что ж, друзья, на следующем уроке мы продолжим путешествие в Древнюю Грецию и узнаем о том, какие еще подвиги совершил Храбрый Персей.

– Какие открытия вы сделали на уроке?

– Что особенно запомнилось? Что такое миф? Легенда?

-Какую цель мы ставили на урок?

-Достигли ли мы её? (Да)

Домашнее задание: чтение и пере-сказ 1 части мифа.

Оценивают реализацию плана под руководством учителя, сообщают о возникших затруднениях.

Участвуют в предложенной рефлексии

Ф

Интерактивная доска, сигнальные карточки, речь учителя.

Контроль

Сопоставляют результаты с поставленными задачами

Р: осуществляют познавательную и личностную рефлексию

Принимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Мифы Древней Греции. Храбрый Персей"

Урок литературного чтения в 3 классе(по программе под редакцией Л.В.Климановой «Родная речь»)...

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Мифы Древней Греции."Храбрый Персей""

Тип урока:урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цель:формировать представления о мифах Древней Греции,обеспечить формирования читательских умений и навыков....

проверочная работа по литературному чтению в 3 классе "Храбрый Персей"

Тест составлен к программе по литературному чтению по УМК "Школа России", подойдет для тестирования по другим УМК...

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ МИФ. «ХРАБРЫЙ ПЕРСЕЙ»

Создать условия для совершенствования навыков публичного чтения и пересказа литературного текста; представить универсальную картину мира и роли человека в нем средствами разных искусств; способствоват...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Мифы древней Греции «Храбрый Персей» (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о мифах древней Греции; формирование умения анализировать, воспринимать выраженные в них чувства, настроение. Планируемые результаты Предметные: ...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: "Мифы Древней Греции. "Храбрый Персей" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с древнегреческим мифом «Храбрый Персей», развитие навыков выразительного беглого чтения, знакомство с особенностями жанра мифа.Планир...