Роман Сеф «Весёлые стихи»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Цель: формирование умения выразительно читать и анализировать стихотворение

Задачи:

Дидактические: познакомить с краткой биографией Романа Сефа; познакомить со стихотворением Романа Сефа «Весёлые стихи»;

Развивающие: развивать навыки выразительного, беглого чтения; учить детей видеть смешное, развивать чувство юмора; развивать творческую познавательную деятельность, коммуникативное общение; умение планировать и контролировать свои действия, умение оценивать результаты своей работы; умение понимать и анализировать прочитанное;

Воспитательные: воспитывать культуру общения, чувства сопереживания; воспитывать навыки самостоятельной работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_lit.chtenie.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Павленко Полина Александровна

Предмет: литературное чтение

Тип урока: открытие новых знаний

Тема: Роман Сеф «Весёлые стихи»

Класс: 3

Цель: формирование умения выразительно читать и анализировать стихотворение

Задачи:

Дидактические: познакомить с краткой биографией Романа Сефа; познакомить со стихотворением Романа Сефа «Весёлые стихи»;

Развивающие: развивать навыки выразительного, беглого чтения; учить детей видеть смешное, развивать чувство юмора; развивать творческую познавательную деятельность, коммуникативное общение; умение планировать и контролировать свои действия, умение оценивать результаты своей работы; умение понимать и анализировать прочитанное;

Воспитательные: воспитывать культуру общения, чувства сопереживания; воспитывать навыки самостоятельной работы.

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф, И, П, Г)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные)

Личностные

I. Мотивационно-целевой

Мотивировать обучающихся к получению знаний темы «Роман Сеф «Весёлые стихи»»

Проблемный метод (приём постановки проблемной ситуации; столкновение различных мнений)

Организационный момент:

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку.

Проверка домашнего задания.

Постановка проблемной ситуации. 

  - Ребята, как называют людей, которые любят шутить?

 - Сегодня познакомимся ещё с одним автором, который писал весёлые стихи. Это Роальд Сеф. Прочитаем его стихотворение «Веселые стихи»

-Почему так называется стихотворение? Какова главная мысль стихотворения? (не знаем)

-А что нужно для того чтобы узнать?

Формулировка темы и цели урока. Предлагает прочитать название и автора произведения в на слайде. Совместно с детьми формулирует цель урока (прочитать и проанализировать стихотворение)

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. Проверяют д/з.

Знакомятся с проблемной ситуацией.

Знакомятся с темой урока.

Участвуют в формулировке цели.

Ф

Ф

Ф

Речь учителя

Интерактивная доска, презентация, речь учителя;

Интерактивная доска, презентация, речь учителя;

Контроль

Контроль

Контроль

Р: организуют себя на уроке;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других;

Положительно относятся к процессу познания;

определяют и формулируют цель на уроке;

II. Проектировочный

Развивать умения  обучающихся планировать свои действия для достижения цели

Проблемный метод

(изложение различных точек зрения)

Обозначает совместно с обучающимися действия, необходимые для формирования умения анализировать и оценивать прочитанное, выделять идею литературного произведения:

1) узнать о биографии Романа Сефа; 2) познакомиться со стихотворением Романа Сефа «Весёлые стихи»;

Планируют совместную деятельность на уроке

Ф

Интерактивная доска, презентация.

Контроль

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Проявляют интерес к  учебной деятельности

III. Процессуальный

Реализовать план изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся

Проблемный метод

(Поиск решения проблем;

Изложение разных точек зрения)

Для реализации 1 задачи предлагает познакомиться с биографией Романа Сефа:

Роальд Семёнович Сеф – детский писатель, поэт, переводчик. Сеф – это псевдоним, память об отце (по первым буквам) – Семёне Ефимовиче Фаермарке. Родился 6 октября 1931 года в Москве. Когда ему было 5 лет отца и мать арестовали, отец был расстрелян, мать отправлена в тюрьму. Мальчик остался с бабушкой.

 После возвращения матери из заключения, они были сосланы в город Малоярославец, где прожили 3 года. После окончания школы перепробовал множество профессий, работал и водителем автобуса. В 20 лет Романа Сефа арестовали, пять лет жил в поселении в Караганде. Здесь он выучил английский и стал заниматься переводом. В 1956 году его реабилитировали, отменили обвинение. Широко известны детские стихи и пьесы. Изданы 30 поэтических книг: «Шагают великаны», «Речной трамвай», «Голубой метеорит», «Если не веришь», «Я сам» и другие. Р.С.Сеф умер 20 февраля 2009 года.

Теперь проверим как вы запомнили биографию Р.С. Сефа. Отвечайте верно или неверно утверждение.

1. Настоящее имя Романа Сефа – Роальд Семёнович Фаермарк.

2. Роман Сеф родился в Санкт-Петербурге.

3. В пять лет остался на попечении бабушки.

4.Когда жил в поселении в Караганде выучил английский язык и стал заниматься переводом.

5. Роман Сеф – создатель жанра «Вредные советы»

6. Изданы 30 поэтических книг Романа Сефа, среди них «Голубой метеорит», «Я сам», «Если не веришь», «Речной трамвай».

Осуществляет промежуточный контроль (возвращение к плану, оценивание деятельности учеников).

Организует физминутку.

Для реализации 2 задачи предлагает прочитать стихотворение:

Словарная работа.

- Давайте объясним значение некоторых слов, которые нам встретятся в стихотворении.

- Что такое рояль? (Клавишный музыкальный инструмент со стоячим треугольным корпусом и горизонтально натянутыми струпами...

- Что такое полька и вальс?

По́лька — быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки

Вальс -  парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением…

А сейчас нам ребята объяснят значения следующих слов:

1 ученик опера;

2 ученик – художественный свист

Ария - это эпизод в опере, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра. Опера - это жанр музыки, музыкальный спектакль, где артисты поют.

- Сейчас я буду читать, а вы подумайте, это одно стихотворение или здесь несколько. (Чтение стихотворения учителем).

- Сколько здесь стихотворений?

- О ком первое стихотворение?

- Кто играл на рояле?

- Какую музыку они играли?

- Что нравится киту?

Повторное чтение и углубленный анализ.

Анализ образов и подготовка к выразительному чтению.

Ещё раз прочитаем первое стихотворение.

- Что смешного в этом стихотворении?

Прочитаем второе стихотворение.

- Про какой свист говорится в стихотворении?

-Почему так говорят?

Специалист – человек, который умеет хорошо и ловко делать что-нибудь.

Художественный свист – враньё.

-Прочитайте третье стихотворение.

-Что значит любить животных?

- Что говорится о добрых людях?

Прочитаем четвертое стихотворение.

- Какое качество мартышки обыгрывает поэт?

- Сейчас каждая группа придумывает название для каждого стихотворения в том же настроении.

- Давайте прочитаем, какие названия вы придумали. А теперь выходим с каждого ряда по одному человеку и читаем по одному стихотворению, пытаясь передать веселое настроение.

Осуществляет промежуточный контроль (возвращение к плану, оценивание деятельности учеников).

Знакомятся с биографией

Отвечают на вопросы.

Участвуют в промежуточной рефлексии, отвечают на вопросы.

Выполняют физминутку.

Знакомятся с новыми словами

Слушают прочтение стихотворения.

Отвечают на вопросы.

Читают стихотворение

Анализируют стихотворение

Придумывают названия

Оценивают свою деятельность.

Участвуют в промежуточной рефлексии.

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Г

Ф

Ф

Интерактивная доска, презентация, речь учителя;

Речь учителя;

Речь учителя;

Интерактивная доска, презентация, речь учителя, учебник;

Раздат. материал, речь учителя;

интерактивная доска, презентация;

Сигнальные карточки. Речь учителя.

Контроль

Контроль

Контроль;

Контроль;

 

Контроль;

Контроль;

Взаимоконтроль

Контроль

Контроль;

Знают биографию Сефа;

Умеют давать определения словам: «полька», «вальс»,

«рояль»;

Умеют выразительно читать и анализировать стихотворение «Веселые стихи»

П: проявляют познавательный интерес к изучению новой темы

П: развитие познавательного интереса, аналитико-синтетического мышления, устной и письменной речи обучающихся

Р: оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственной возможности ее решения;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли;

Проявляют внимательное и ответственное отношение

IV. Рефлексивно-оценочный

Соотносить результаты с поставленной целью

Проблемный (обобщение и анализ изученного материала)

С каким стихотворным произведением познакомились на уроке?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало?

– Что вспомнили? Чему научились?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Проводит упражнение

•        Я доволен своей работой на уроке - красный цвет.

•        Я хорошо работал на уроке, но умею ещё лучше - зелёный цвет.

•        Работа не получилась, недоволен собой - синий цвет.

Д/з - выучите любое стихотворение Романа Сефа, сделайте к этому стихотворению рисунок.

Оценивают реализацию плана под руководством учителя, сообщают о возникших затруднениях.

Участвуют в предложенной рефлексии

Ф

Интерактивная доска, сигнальные карточки, речь учителя.

Контроль

Сопоставляют результаты с поставленными задачами

Р: осуществляют познавательную и личностную рефлексию

Принимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения по теме “Весёлые стихи. С.В.Михалков “Щенок”. УМК "Школа 2100"1 класс.

Урок чтения: знакомство с новым произведением. Использовалась технология диалогового взаимодействия при работе с текстом....

Презентация "Весёлые стихи Д. Хармса"

Презентация для урока чтения или внеклассного чтения по творчеству Д.Хармса....

Урок литературного чтения (период обучения грамоте) по теме: Весёлые стихи Б.Заходера «Два и три», «Песенка-азбука»

Урок построен в виде игры-путешествия по стране Вообразилии, которую придумал поэт Б. Заходер.Во время путешествия ученики в игровой форме проходят все этапы урока: подготовительная работа...

Весёлые стихи

В детском журнале "Филиппок" прочитала о Соне Стороженко из Воронежа. Соня пишет стихи. Стихи, как и их автор, добрые и весёлые. Захотелось с вами поделиться.Вполне могут пригодиться в работе с детьми...

Весёлые стихи

Веселые стихи для детей. Викторина...

Весёлые стихи В. Берестова

Урок литературного чтения в 1 классе " Школа России"...

Сценарий урока литературного чтения в 1 классе на тему "Весёлые стихи для детей. Творчество К.И.Чуковского".

Сценарий урока литературного чтения в 1 классе в форме технологической карты.. Тема урока "Весёлые стихи для детей. творчество К.И. Чуковского". УМК "Перспективная начальная школа"...