Литературное чтение Н. Носов "Федина задача"
план-конспект урока по чтению

Урок литературного чтения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_nosov.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Н. Носов «Федина задача».

Цель: создать условия для ознакомления с юмористическим направлением  в литературе на примере рассказа Н.Носова «Федина задача»; способствовать формированию навыка чтения, умений пользоваться выразительными средствами языка, выделять главное, доказывать,  делать выводы;  содействовать развитию умений выражать свое отношение к главному герою, оценивать его поступки, мотивы поведения, определять отношение к нему окружающих и автора.

Этапы урока

Действия учителя

Действия обучающихся

Оргмомент

  1. Приветствие

Звучит музыка  из «Ералаша».

-Здравствуйте, ребята! Я вижу, что услышав эту музыку,  вы начали улыбаться. Это прекрасно. Значит, у вас хорошее настроение.  Я надеюсь, что таким оно будет на протяжении всего урока. Улыбнемся друг другу и подарим  тепло наших улыбок окружающим.

2) Сообщение темы урока 

- А что такое «Ералаш»? (детский юмористический журнал)

- Кто знает значение слова «юмористический»? (Ответы детей)

- А что такое юмор?  

- Как я вижу, точного значения вы не можете дать?  Значит, мы будем выяснять это вместе.

- Сегодня на уроке мы начнем изучение нового раздела нашего учебника «Юмористические произведения». (Прикрепляю табличку на доску)

- А кто нам в этом поможет, какой автор, вы мне сами ответите, разгадав ребус.

 нос + овцы ,,

- Конечно, это Николай Носов. (Прикрепляю табличку «Николая Носова»).

-Значит, тема нашего урока … (Юмористические произведения Николая Носова). 

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место.

Подготовка к основному этапу урока

Актуализация знаний

Прежде чем мы отправимся  в путешествие по страницам произведения Николая Носова,  я хочу вас немного проверить.   На уроках внеклассного чтения мы уже начали знакомство с этим писателем. Давайте вспомним, что мы о нем  уже знаем.  

  1. Биография писателя.  Игра «Угадай –ка»

Перед уроком мне пришло письмо.  В нем оказались какие-то слова и числа. На конверте было написано только одно слово «Носов».  Я не могу разобраться. Может,  вы мне в этом поможете?  (Дети по очереди достают из конверта карточки и дают пояснения к ним)  

1908 – год рождения Н. Носова

23 ноября  - День рождения

Ирпень – город, в котором прошло детство писателя

4 – в семье было 4 детей

14 – начал работать

Химия – увлекался химией

Кинематограф – 20 лет работал режиссером

1938 – опубликован первый рассказ «Затейники»

«Мурзилка» - в нем печатались рассказы писателя

Трилогия -  о Незнайке

А теперь давайте повторим  произведения Н.Носова.

2) Игра «Ассоциации». Повторение произведений автора.  

- Сейчас  будут появляться слайды с изображениями предметов, животных, которые встречались в рассказах Носова. Ваша задача назвать, с каким рассказом писателя он у вас ассоциируется.

Огурец (Огурцы)

Коньки  (На горке)

Ворона (Тук-тук)

Иголка (Заплатка)

Окно (Замазка)

Вопросительный знак (Незнайка)

Пломбир (Фантазеры)

Кастрюля (Мишкина каша)

Шляпа (Живая шляпа)

Задача (?)

3) Постановка цели и задач урока

Мы сегодня познакомимся еще с одним рассказом – «Федина задача» (Карточка крепится на доску).  

- Как вы думаете, о чем будет рассказ? (Ответы учеников)

У Николая Носова есть  много рассказов.  Ребята, скажите,  а что объединяет все произведения Николая Носова? Какие они? (Ответы детей)

-Сформулируйте  мне полную тему урока  и поставьте его задачи. Вам поможет опорная схема. (Юмористические произведения Н. Носова «Федина задача»). 

я хочу узнать, познакомиться, определить ….

- Молодцы!

4) Знакомство с понятием  «юмор».

- В начале урока я спрашивала вас, что значит «юмористический» и «юмор».

Когда мы не знаем значение слова, что мы делаем? (Обращаемся к родителям, ищем в словаре, спрашиваем у учителя).

- Мы с вами обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. Там дается такое определение (на слайде), а Н.Носов о юморе говорил так,  «осмеивание с оттенком сочувствия»

- Рассказы, с которыми мы уже познакомились,  были юмористическими.  А  будет ли рассказ «Федина задача» юмористическим? (Ответы детей)

Чтобы ответить на этот вопрос точно, нужно знать  особенности юмористических произведений.  Вы знаете?

Давайте  я поделюсь с вами своими знаниями.

Составление кластера  «Юмористические произведения»         

  1. Комические  эпизоды (Прятки)
  2. Юмористические слова и выражения (эмоциональные слова и разговорная речь)
  3. Иронический тон  
  4. Смешной заголовок (Живая шляпа)
  5. Переоценка своих возможностей (На горке)
  6. Неожиданный поворот событий (Замазка)

А теперь давайте немного отдохнем.

Слушают учителя. Называют знакомые факты из биографии Н. Носова и прочитанные произведения. Предугадывают предстоящее чтение. Формулируют учебную задачу. Знакомятся с понятием юмор и его особенностями, работают со словарной статьей.  

Артикуляционная гимнастика

Произнесите с разной интонацией.

Ой – с удивлением   ОЙ – с радостью    ОЙ – с тревогой

УХ- с огорчением   УХ – с облегчением  АХ -  испуганно   АЙ- весело

Усвоение новых знаний и способов действий

  1. Знакомство с рассказом «Федина задача».

Сейчас мы  будем слушать   рассказ «Федина задача»  (Прослушивание рассказа до слов «…Интересно, кто такой титулярный советник…»). 

  1. Словарная работа:

Титулярный советник – высокий чин  (звание) в России до 1917 года

Репродуктор  - громкоговоритель

 3) Продолжение прослушивания.

3)  Беседа по прочитанному 

- Понравился вам рассказ?

Расскажите, каким вы представляете Федю?

Какой у него характер?

Можно ли сказать, что Федя человек с чувством юмора?  Объясните?

Нравится ли вам Федя? Почему?

Как относится автор к своему герою?

Найдите строки, где автор смеется над Федей? Прочитайте.

Как вы думаете, автор все выдумал?  Не случалось ли с вами подобное?

Зачем автор написал этот рассказ?

- Так можно ли рассказ «Федина задача» назвать юмористическим?

Слушают рассказ. Отвечают на вопросы по содержанию. Знакомятся со значением  незнакомых слов. Высказывают свои суждения.

Зрительная гимнастика

Мы  уже знаем, Николай Носов долго был связан с кино и мультипликацией.  Его самым известным персонажем был Незнайка, вот он и поможет нам выполнить зрительную гимнастику.  «Незнайка на Луне» 

Применение знаний и способов действий

  1. Парная работа. Чтение по ролям отрывка  рассказа.

У вас на партах белые листы. Жирным шрифтом выделены слова автора, обычным –Феди. Подготовьте выразительное чтение отрывка.  Проверка.

2) ФИЗМИНУТКА.

3) Групповая работа   «Восстановить последовательность рассказа по иллюстрациям» с самопроверкой.

-А теперь проверим, насколько хорошо вы запомнили содержание рассказа. У вас на партах большие листы.  Вам нужно соединить картинку с текстом, который ей соответствует,  и расставить их  по порядку.

4) Индивидуальная  работа «Пословицы и поговорки»  У вас на партах зеленые листы. Из перечисленных пословиц выберите те, которые относятся  к рассказу и подчеркните их. Проверьте себя по образцу (Слайд)

Дурная голова ногам покоя не дает.

Дело мастера боится.

Делу время, потехе час.

 Кончил дело, гуляй смело.

Не спеши языком, спеши делом.

Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

За много дел не берись, а в одном отличись.

Всему своё время.

Работа не волк, в лес не убежит.

  1. Дифференцированная  работа (Дополнительная) на желтых карточках. 
  1. Составить синквейн    «Федя Рыбкин».
  2. Написать акростих «Носов».

Читают отрывок рассказа по ролям. Выполняют задания учителя.

Рефлексия

Наш урок подошел к концу.  

С какой темой мы сегодня работали?

Выполнили ли мы поставленные задачи?

Что такое юмор?

Чему учит  нас произведение Носова?

В чем заключена его главная мысль?

А теперь нам нужно себя оценить. 

В рассказе «Федина задача» главного героя преследовали  колокольчики.  Давайте и мы вырастим колокольчик. 

Прикрепите к стебельку свой цветок:

Синий  - у вас все получилось и вам было интересно

Желтый  - получалось не все, но было интересно

Белый  - на уроке было не интересно и ничего не получилось

Высказывают свои мнения. Оценивают свою работу на уроке.

Домашнее задание

Прочитать рассказ «Федина задача»   +  по выбору:

  • Подготовить пересказ отрывка рассказа.
  • Составить памятку «Как готовить домашнее задание»
  • Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

Записывают в дневник домашнее задание.

Оценки

Выставление оценок.

Выставляют оценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...

Технологическая карта урока литературного чтения "Федина задача" Батищева Н.С

Технологическая карта урока литературного чтения "Федина задача"  Батищева Н.С...

Конспект по литературному чтению:"Федина задача".УМК "Школа России",3 класс.

Данный конспект урока направлен на формирование представлений у детей,по теме:"Федина задача"...

Конспект урока по литературному чтению "Федина задача"

Тема: Н.Н. НОСОВ “ФЕДИНА ЗАДАЧА”Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении Н.Н. Носова «Федина задача», о жизни и творчестве писа...

Технологическая карта урока литературного чтения "Федина задача", (УМК "Школа России", 3 класс, Л. Ф. Климанова)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством Н. Н. Носова. Задачи урокаДидактические:знать о жизни и творчеств...