Грамотный читатель
рабочая программа по чтению (4 класс)

королёва нина николаевна

Рабочая программа внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации

МО «Баргузинский район»»

МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»

671610, РБ, с.Баргузин, ул.Калинина 51 А; тел.: (30131) 41-540, 41-454; факс (30131) 41540

e-mail: barguzin.school@yandex.ru

 

 «Рассмотрено»

Руководитель предметно-цикловой кафедры МБОУ «Баргузинская СОШ»:

____________/___________/

Протокол № ___   от

«__»_____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по НМР МБОУ «Баргузинская  СОШ»: Л.М.Жалсанова./__________/

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Баргузинская СОШ»:

 

А.И. Молчанов. /____________/

Приказ № ___ от «__»_______________20___г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 курса внеурочной деятельности

«Грамотный читатель»

для обучающихся 9-11 лет

срок реализации 1 год

         Составлена

         учителем начальных классов

         Королевой Н.Н.

                                                                                       Принята  на заседании

                                                                                       педагогического совета

                                                                                       протокол № ____от                          

                                                                                       «__»____________20___ г.

                                                                       

                                                                   

                                                                     с. Баргузин

                                                                            2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности  ориентирована на учащихся   9-11 лет МБОУ «Баргузинская сош» и разработана на основе следующих документов:

1.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями).

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №816 от 23.08.2017 г. «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от  08 апреля 2015 г. № 1/15). 

5. Постановление главного санитарного врача от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"». 

6. Программа воспитания. Модуль «Курсы внеурочной деятельности» 

7.Основная образовательная программа общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Баргузинская средняя общеобразовательная школа, утвержденная приказом №173 от 30.08.2019 с изменениями (приказ № 83/1 от 02.06.2020).

        Курс реализуется в течение 1года ( 34 часа).

7.ЭОР и образовательные интернет-платформы:

http://festival.1september.ru  – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 

http://school-collection.edu.ru  – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. 

http://www.uchportal.ru/load/46  -Учительский портал.

Инфоурок (https://infourok.ru/).        

Изучение курса «Грамотный читатель» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

          Основными целями изучения интегрированного курса являются:

формирование у детей нравственных качеств личности, оценивание героев произведения, размышление над мотивами, обстоятельствами, следствиями поступков персонажей освоение идеи произведения;

формирование познавательного интереса к предметам литературного чтения и окружающего мира;

создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся;

Программа определяет ряд задач:

совершенствовать навыки чтения обучающихся;

развивать устойчивый и осознанный интерес к чтению детских произведений;

знакомить учащихся с детской книгой, как явлением культуры;

вырабатывать привычку к осознанному чтению;

способствовать формированию информационной культуры обучающихся через разные виды заданий работы с текстами;

развивать устную и письменную речь младших школьников;

совершенствовать коммуникативные навыки;

создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

формировать стремление ребёнка к рассуждению и поиску.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Планируемые результаты освоения курса

Предметные результаты

В результате четвёртого года изучения учебного курса «Я - читатель» ученик научится:

-  воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

-  отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- пересказывать текст;

-  составлять устный рассказ по картинке;

- заучивать  наизусть небольшие стихотворения;

-  соотносить  автора, название и героев прочитанных произведений;

-  различать рассказ и стихотворение

-  понимать смысл заглавия произведения; самостоятельно озаглавливает текст;

-  выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

-  составлять устный рассказ о герое произведения по плану;

-  размышлять о характере и поступках героя;

- различать народную и литературную (авторскую) сказку;

-  проявлять устойчивый интерес к чтению книг

Находить в произведениях фольклора и художественной литературы отражение нравственных ценностей, факты бытовой и духовной культуры; ориентироваться в нравственно-этических понятиях;

– Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации

Личностные результаты

-  оценивать (как хорошие или плохие) поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

-  эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

-  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

-  высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам

- применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения

- Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.

- Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и мышц туловища, проводить их в классе по просьбе учителя.

Находить в литературных произведениях примеры, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят.    Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

-определять и формулировать цель собственной деятельности с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

-самостоятельно  работать по предложенному учителем плану;

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку

Познавательные УУД

- ориентироваться в книге (на  развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

-  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-  делать выводы в результате совместной работы учащихся и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

- определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные УУД

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста не менее 8 предложений);

-  слушать и понимать речь других;

-  выразительно читать и пересказывать текст (его отрывок);

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах общения;

-  работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя)

- находить нужную информацию в беседах со взрослыми, в учебных книгах, словарях, справочниках, энциклопедиях для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.

- готовить небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, рисунки, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию  опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

                             СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Программа курса составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.

Круг чтения составляют художественные произведения и научно-популярные статьи. К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. В программу входят произведения о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательности, жадности и щедрости, хвастливости и скромности, трудолюбии и лени), о забавах детей, о родине, о природе (о растениях и животных, о временах года). 

Раздел 1. Настоящий читатель (10ч)

Расширить представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги К. Паустовского, Л.Толстого, С. Алексеева, К.Ушинского, Братья Гримм, Г.Х. Анднрсен, В. Гауф, Дж. Харрис, Дж. Родари. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Настоящий читатель много читает. Писатели и их книги. Портреты писателей. Получение информации. Читаем всё, что задано. Творческая работа: «Рекомендации настоящего читателя». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.

Раздел 2. Технология продуктивного чтения (19 ч)

Углубление понятия продуктивное чтение. Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении.

Шаг первый. Чтение до чтения. Знакомство с книгой до чтения. Выбор книги для чтения. Название, автор, обложка, иллюстрации. Аннотация книги (краткое содержание). Прогнозирование и предвосхищение чтения. Высказывание своих первоначальных предположений.

Шаг второй. Чтение во время чтения. Умение видеть незнакомые слова и уточнять их смысл. Вопросы к автору текста. Читательские умения. Читаем и воображаем. Читаем и чувствуем. Известные чувства. Передача восприятия через цвет. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. Радость, восхищение, любование. Смена настроения: грусть, печаль. Практическая работа с текстом К. Ушинского. Чувства и эмоции читателя. Читаем и думаем, размышляем. Медленное вдумчивое чтение. Практическая работа с текстом Л.Толстого. Вопросы автору, возникающие по ходу чтения. Ответы на вопросы текста. Диалог с автором. Комментирование. Разметка текста. Умения настоящего читателя: читать, мысленно рисовать, представлять события и их героев. Практическая работа с текстом Г.Х. Андерсена (мини – сочинение). Практическая работа с текстом Дж. Родари (мини – сочинение). Творческая работа по развитию читательских умений.

Шаг третий. Книга дочитана. Чтение после чтения. Читательская работа продолжается. Умение перечитать нужное, интересное, придумать продолжение, помечтать, сделать выводы. Практическая работа «Притчи», «Что я знаю о Великой Отечественной войне». Знакомство с жизнью автора, его творчеством, историей создания книги.

Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (5 ч)

Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор подтем проекта: «Отечественная война 1812», «Зарубежные сказки», «Книги о дружбе», «Юбилей Победы» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе  «Читательской конференции».

        

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Настоящий читатель 

10

2

Технология продуктивного чтения 

19

3

Проект «Дружим с книгой» 

5

Итого:

34

                    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

        

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

Формат проведения  урока

Настоящий читатель

        

1

Самые интересные книги, прочитанные летом. Твоя книжная полка

1

Презента ция

2

Экскурсия в библиотеку

1

Экскурсия

3

«Очей очарованье»: осень в стихах и музыке.

1

Конкурс

4

Братья Гримм «Вор и его учитель»

1

Лит.игра

5

Вильгельм Гауф «Карнавал

1

Круглый стол

6

Г.Х. Андерсен «Девочка, которая наступила на хлеб»

1

Инсценирование

7

Джоэль Чандлер Харрис «Сказки дядюшки Римуса 1»

1

Отзыв по проч.

8

Джоэль Чандлер Харрис «Сказки дядюшки Римуса 2»

1

Викторина

9

Джанни Родари» «Страна, где все слова начинаются с «НЕ», «Страна, где нет ничего острого»

1

Мини-сочине ние

10

Творческая работа: «Рекомендации настоящего читателя».

1

Дискуссия

11

Технология продуктивного чтения. К.Д. Ушинский «Хлеб»

1

Мини-сочин.

12

С. Алексеев «Идут по мосту солдаты»

1

Путевые

13

С. Алексеев «Новая должность»

1

заметки

14

С. Алексеев «Фили», «Мишка и Минька»

1

Конкурс-крос сворд

15

Творческая работа «Герои войны 1812 года»

1

Литер.портрет

16

Конкурс стихов о зиме.

1

Конкурс

17

Л. Толстой «Газы»

1

Устный

18

К. Паустовский «Бакенщик»

1

журнал

19

С. Алексеев «Буль – буль»

1

Репор таж

20

С. Алексеев «Особое задание»

1

Интер вью

21

С. Алексеев «Генерал Жуков»

1

Сочине ние

22

С Алексеев «Вязьма»

1

Интер вью

23

С. Алексеев «Крепость»

1

Репор таж

24

С. Алексеев «Знамя Победы»

1

Урок-

25

С. Алексеев «Красная площадь»

1

празд ник

26

Творческая работа «Пионеры герои»

Проект

27

Творческая работа «Пионеры герои»

1

Проект защита

28

Бессмертный полк

1

Прект

29

Чтение после чтения.

1

Круглый стол

30

Проект «Дружим с книгой» Выбор проекта

1

Преект

31

Проект «Дружим с книгой» Выполнение проекта

1

Выполнение проекта

32

Проект «Дружим с книгой» Выполнение проекта

1

Выполнение проекта

33

Проект «Дружим с книгой» Подготовка плаката и презентаций.

1

Защита проекта

34

Проект «Дружим с книгой» Читательская конференция

1

Конференция

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамотного читателя в общеобразовательной программе "Школа - 2100"

Основной задачей преподавания литературы в школе является нравственно-эстетическое развитие учащихся, что связано с пробуждением интереса к серьезному чтению, расширение читательского кругозора, форми...

Современный ученик – грамотный читатель.

Научная публикация о современном ученике, как грамотном читателе....

Формирование функционально грамотных читателей

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным вид...

Формирование функционально грамотных читателей

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным вид...

Как стать грамотным читателем

Советы для детей и их родителей о правильном способе работы с книгой, с текстом....

КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по формированию, развитию и оценке функциональной читательской грамотности обучающихся начальной школы «Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения»

laquo;Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анали...

Кружок Функциональная грамотность. Становлюсь грамотным читателем 2 класс

Кружок Функциональная грамотность. Становлюсь грамотным читателем 3 класс...