Технологическая карта открытого урока по литературному чтению 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Тема В. Бианки «Первая охота»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 1-й класс

Тема В. Бианки «Первая охота»

Цель: познакомить с жизнью и творчеством В. В. Бианки; формировать естественный интерес детей к братьям нашим меньшим. Расширять и углублять знания детей о природе. Развивать речь, память, логическое мышление.

 Планируемые результаты:

Личностные:

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

3.Адекватно оценивать свои достижения;

4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1.Осознавать познавательную информацию;

2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

6. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;

   7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Коммуникативные:

2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи:  Окружающий мир, ИЗО.

Ресурсы: учебник, предметные картинки,  выставка книг, мультимедийная презентация, карточки с заданиями, ПК, телевизор, магнитная доска.

Организация пространства: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность детей

1. Организационный момент.

Слайд 1

– Ребята, послушайте, какая тишина!
 Это в школе начались уроки.
 Мы не будем тратить время зря,
 И приступим все к работе.

2. Включение в учебную деятельность.

- Мы с вами познакомились с алфавитом и теперь можем самостоятельно читать.

  1. - Сколько букв в русском алфавите?
  2. - Чем отличаются букву от звуков?  
  3. - Какими бывают звуки? (гласные и согласные)
  4. - Приведите примеры гласных звуков.
  5. - Какими бывает гласные звуки? (ударные и безударные)
  6. - Приведите примеры согласных звуков.
  7. - Какими могут быть согласные звуки?(звонкие и глухие, мягкие и твердые, парные и непарные)
  8. Речевая разминка  Слайд 2

Ответы детей

3. Актуализация знаний.

Коллективная работа

- Ребята, давайте с вами вспомним, с творчеством какого автора мы познакомились с вами на прошлом уроке?  

Слайд 3

Назовите автора и название  произведения

1. «Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
(К.И.Чуковский, «Путаница») 

2. «Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд». 
(К.И.Чуковский, «Тараканище») 

3. «Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня».     
(К.И.Чуковский, «Мойдодыр») 

МОЛОДЦЫ!

- Вы должны были дома подготовить выразительное чтение отрывка из произведения К. И. Чуковского «Путаница». Сейчас мы будем читать это произведение вслух.

Зачем автор всё перепутал?

Что нужно сделать чтобы не было путаницы?

К.И. Чуковский

Ответы детей

Чтение «цепочкой»вслух

Изучать окружающий мир

4. Определение учащимися темы и цели урока.

Работа в парах с сигнальными карточками

(зеленые)

Работа в мини –группах

(смайлы)

Коллективная работа

Слайд 4

Михаил  Пришвин – русский  писатель, автор  многих произведений о природе  говорил:

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы.

А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!»

- Как вы понимаете высказывание?

- Что, значит, охранять природу?

Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. В присутствие таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все свои страхи.

Сегодня нас приглашает в гости человек, который обладал этим волшебным даром, а как его зовут, вы узнаете сами.

Слайд 5

- Прочитайте через букву, начиная со второй

А В П И Р Т Д А Т Л В И Я Й         Р Б Т И У А С Н Д К Ф И Ц

Слайд 6

Портрет на доске

- Правильно,  это Виталий Бианки, писатель, к которому мы сегодня отправляемся в гости.

- Ребята, а вы хотите узнать, о чём писал Виталий Бианки?

Слайд 7

- Для этого прочитайте слова  и распределите их на две равные группы, работаете в группе  (6 групп)

(лисица, ворона, сосна, василёк, липа, ласточка, кабан, лилия)

(На столе карточки со словами)

Давайте проверим. (запись на доске)

Чья группа справилась с заданием правильно, поднимите смайлики зеленого цвета, кто допустил ошибку – красного.

Значит, Виталий Бианки писал о... 

- Всё что нас окружает можно назвать одним словом, каким?

- Правильно, Виталий Валентинович Бианки писал о природе.

Слайд 8

- Название произведения В. Бианки, с которым мы познакомимся сегодня, вы определите сами. Для этого соедините первые буквы написанных на слайде слов.

(На слайде: павлин, енот, рак, волк, альбатрос, ягуар, орёл, хомяк, ослик, тетерев, акула.)

Слайд 9

                              Слайд 9

- Как называется это произведение?

- Какова же тема урока? (на доске)

                       Слайд 10

- В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого запись.

1. Познакомиться с творчеством…и его произведением….

2. Учиться правильно, выразительно…

3. Отвечать на…

Ответы детей

Кто выполнил, поднимают зеленую карточку

Ответы детей

Можно объединить  слова лиса, кабан, ворона, ласточка   - это животные.

Можно объединить слова сосна, липа, василёк,  лилия  - это растения.

Дети работают со смайликами 

О животных и растениях

Природа

«Первая охота»

В.Бианки

«Первая охота»

Читать

Вопросы

5. Работа над новым материалом

1) Подготови

тельная работа

2) Беседа о жизни и творчестве В. В. Бианки 

3)Дополнительный материал

                                 Слайд 11

- Глядя на портрет  В. Бианки и зная о том, что он писал о природе, как вы думаете, каким он был человеком?

Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного-орнитолога. Орнитолог – это человек, изучающий птиц  и их повадки. Родители передали сыну свою любовь к природе, которая стала главным героем его произведений.

В квартире, где жили Бианки, был настоящий музей: много клеток с птицами от пола до потолка, аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами и змеями. Лето вся семья обычно проводила в деревне, увозя на природу и обитателей клеток и вольеров.

(человек, который любит природу) 

Рассказывает подготовленный ученик

6. Работа по учебнику. С. 98-99

1) Словарная работа

2) Работа над текстом

3) Проверка первичного восприятия

- Откройте учебник на с.98-99

– Назовите животных, которых видите на странице учебника с. 99

– Почему художник именно этих животных разместил на странице?

– Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведений. Два таких представителя изображены В. Бианки в произведении «Первая охота» на с. 98.

–Зная название произведения и по иллюстрации, предположите, о чем вы узнаете из произведения?

                         Слайд 12 - 13

Отгадайте загадку.

Она, как змейка,

В траве мелькнет, хвостом виляет.

Хвост оторвет – другой наживет.

Кто это?

- Кто из вас видел ящериц? Расскажите, как они выглядят? Что вы о них знаете?

- Чем покрыто тело ящерицы?

- Чем отличается ящерка от ящерицы?

Ящерицы и ящерки имеют интересную особенность. Эту особенность вы узнаете, если внимательно послушаете рассказ  (Чтение учителем)

- Назовите героев произведения?

-Кроме ящерки, какой был герой произведения? (щенок) Слайд 14

- Что произошло со щенком?

- Почему щенок не смог поймать ящерку?

Называют животных

Об этих животных, наверное, написал Бианки

Ответы детей

Ящерица

Ящерица – небольшое животное. У неё удлинённое тело, длинный хвост.

Мелкой чешуей.

Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером.

Щенок и ящерка.

Щенок.

Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось.

У неё отделился хвост.

7. Физминутка

Тихо встаньте, улыбнитесь,

Все в зверюшек превратитесь!

(Зайчиков, белочек, медвежат).

8.Продолжение работы по теме урока

1) Вторичное воспроизведение и анализ текста.

2) Микроитог

- Прочитайте текст про себя и подумайте, почему автор так назвал свой рассказ?    

-Давайте прочитаем рассказ еще раз, хлопая в ладоши, когда встретится слово ящерка.

- Скажите, что в начале рассказа делала ящерка?

- Прочитайте, как об этом говорит В.Бианки?

- Что сделал щенок, когда увидел ящерку?

- Что случилось с хвостом ящерки?

- Была ли охота щенка удачной? Почему?

- Какое действие было неправильным?

-Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно?

- И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок и неправильных решений.

Ответы детей

Дети читают вслух произведение «по цепочке».

Грелась на солнышке.

Выборочное чтение

Щенок подкрался и схватил её за хвост.

Хвост отделился и остался в зубах у щенка.

Нет. Щенок охотился первый раз и не все сделал правильно.

То, что щенок схватил ящерку за хвост.

У щенка было мало опыта.  Каждое животное умеет за себя постоять.

Физминутка Слайд 15

9. Поисковая деятельность в группах.

Работа организуется по уровням.

Слайд 16

Вспомните, какие ещё животные встретились в начале нашего произведения?

А сейчас поработаем в группах

Группа " Красные" - учащиеся с высоким уровнем обучаемости.

1 гр. Нарисуйте словесную картину, на которой изображен щенок с хвостом в зубах.

В зарисовке отобразите по порядку следующее: поза щенка, голова, уши, рот, выражение глаз.

Проверка работы - хорошая зарисовка у вас получилась.

Проверка работы

Группа "Синие" - учащиеся со средним уровнем обучаемости.

2 гр. Вам даны вопросы как, зачем, почему, кто? Придумайте вопросы к тексту.

Проверка работы.

Группа " Зеленые" - учащиеся с низким уровнем обучаемости.

3 гр. Расшифруйте названия животных, которые встречаются в произведении В.В.Бианки "Первая охота"

щекон

баобчак

жукоч

щеякар

(щенок)

(бабочка)

(жучок)

(ящерка)

Ответы детей.

Щенок стоит на четырех лапах. Голова опущена. Уши висят. Во рту он держит небольшой серебряный хвостик ящерки. Он не понял, что случилось, поэтому в его глазах растерянность и изумление.)

10. РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 17

1) - Я для себя сделал открытие:

 - Меня удивило:

 - Оказывается, что:

2)- Оцените свою работу на уроке (смайлики)

Зеленый– отлично

Желтый – были затруднения

Красный – допустил много ошибок

11. Итог урока

- С творчеством, какого писателя познакомились?

- Над каким произведением работали?

- Чему учились, работая над этим произведением? 

- Спасибо за урок!    Слайд 18

                           

Ответы детей

12.Рекомен

дации для занятий дома

Я приготовила для вас выставку.

В. В. Бианки создал много интересных книг для детей. Его первая сказка «Путешествие красноголового воробья». Также выходят его книги «Лесные домишки»,  «Чей нос лучше?», «Мышонок Пик», «Теремок», «Лис и мышонок», «Красная горка», «Сова» и другие.

Прочтите книги Бианки, вы многое узнаете.

Книги Бианки учат читателя наблюдать, сравнивать, думать, раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни животных и растений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прозвенел звонок - начинаем наш урок!

Слайд 2

Речевая разминка – Он-он-он, он-он-он – у меня зазвонил телефон. ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр. Ил-ил-ил, ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил. Ца-ца-ца, ца-ца-ца, – нынче Муха-Цокотуха именинница. Ит-ит-ит, ит-ит-ит – добрый доктор Айболит. 06.07.23 http://aida.ucoz.ru

Слайд 3

Назовите автора и произведение

Слайд 4

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину! (М.И. Пришвин)

Слайд 5

А В П И Р Т Д А Т Л В И Я Й Р Б Т И У А С Н Д К Ф И Ц

Слайд 8

П авлин О рел Е нот Х омяк Р ак О слик В олк Т етерев А льбатрос А кула Я гуар

Слайд 10

В.В. Бианки «Первая охота» Цель: познакомится с творчеством… и его произведением… учиться правильно, выразительно… отвечать на…

Слайд 11

Бианки Виталий Валентинович (1894-1959) « Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я их буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное занятие в мире!»

Слайд 12

Она, как змейка, В траве мелькнет, хвостом виляет. Хвост оторвет – другой наживет. Отгадайте загадку

Слайд 13

Ящерица

Слайд 14

Щенок

Слайд 15

Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем Вдруг мы видим: У куста выпал птенчик из гнезда. Тихо птенчика берём И назад в гнездо кладём. Физкультминутка

Слайд 16

Нарисуйте словесную картину, на которой изображен щенок с хвостом в зубах Вопросы: Как? Зачем? Почему? Что? Расшифруйте названия животных ЩЕКОН БАОБЧАК МУЙВЕРА ЩЕЯКАР

Слайд 17

Я для себя сделал открытие: Меня удивило: Оказывается, что: Мои открытия на уроке

Слайд 18

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению во втором классе на тему: Л.Н. Толстой "Два брата".

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению во втором классе на тему: Л.Н. Толстой "Два брата"....

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению 1(доп.) класс "Гласные буквы Ё,ё."

Создать условия для закрепления умения находить в словах букву ё, знать, какие звуки она обозначает, читать слова с этой буквой....

технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 3 классе по теме: А.С.Пушкин "Зимнее утро"

В работе представлена разработанная технологияечкая карта, презентация и самоанализ урока....

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 3 "А"классе

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению  в  3 "А"классе. Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка»(быль)....

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 4 классе

Технологическая  карта открытого  урока  по литературному чтению в  4   классе ( к учебнику Л. Ф. Климановой, Горецкого В.Г., Головановой М.В «Литературное чте...

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 4 классе ( по рассказу К. Г. Паустовского ««Корзина с еловыми шишками»)

Предмет: литературное чтениеКласс: 4 В Тема урока: К. Г. ПаустовскийТип урока: урок – исследование.Цель урока:1. Провести исследовательскую работу над произведением;2. Учить выделять главное в с...

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению "Мудрые уроки учителя Ушинского"

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению "Мудрые уроки учителя Ушинского" для 2 и 4 классов...