Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Цель:                    Обобщение    опыта по формированию читательской компетентности учащихся начальной школы.

рролоро                Цели работы:

  • раскрыть понятие читательской компетенции,
  • показать приемы и методы работы над техникой чтения,
  • познакомить с приемами понимания прочитанного и формирования потребности в книге как среде познания мира и самопознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы».

Цель: обобщение опыта по формированию читательской компетентности учащихся начальной школы.

Задачи:

  • раскрыть понятие читательской компетенции,
  • показать приемы и методы работы над техникой чтения,
  • познакомить с приемами понимания прочитанного и формирования потребности в книге как среде познания мира и самопознания.

Чтение – это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе. Однако во всем мире отмечаются тенденции: падение престижа чтения и ухудшение навыков чтения. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели.

Книга не «уходит», она в большей мере остается в качестве источника информации, но с большим удовольствием и интересом дети обращаются к Интернет и компьютерным играм.

Умеют ли читать наши дети? Кажется, ответ на этот вопрос очевиден: конечно же, ДА! Просто читать написанное умеют. Но читать вдумчиво, оценивать качество и значимость текста, извлекать из текста нужную информацию может далеко не каждый ученик. Таким образом, уметь читать и читать грамотно – не одно и то же.

Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в Концепции модернизации Российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность. Читательская компетентность это и составляющая часть функциональной грамотности.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книг.

Читательская компетентность определяется:

— владением техникой чтения,

— приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

— знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,

— сформированностью духовной потребности в книге как среде познания мира и самопознания.

Остановимся на важном компоненте читательской компетенции – владение техникой чтения

Много ли читают современные дети?

Когда задаешь этот вопрос родителям и учителям, то как правило получаешь ответ: «Читают мало. Читать не любят».

 «Читают мало». Что под этими словами понимают родители?

Чаще всего только то, что ребенка не заставишь читать художественную литературу. Но, кроме такой литературы дети читают: учебники, сообщения от родителей и одноклассников, сообщения, обсуждения, отзывы  на форумах и в соцсетях, описания (правила, советы и т.д.) к великому множеству компьютерных игр.

Современные дети читают много. Проблема в том, что контент современного интернета, а значит всего этого чтива сегодня крайне примитивен. И, поэтому, понимание более длинных, более сложных (и тем более научно-популярных) текстов становится для детей проблемой. Идет деградация навыков работы с объемной информацией.

Дети не понимают эти тексты, эту информацию. Стараются читать медленнее, чтобы понять. Понимания не прибавляется, но формируется навык читать медленно.

И если в начальной школе эту привычку медленно читать не преодолеть, то уже в средней школе у ребенка появляются большие проблемы с учебой, т.к. он не успевает прочитать и понять все дается на уроках.

Если мы хотим избежать этих проблем, то надо научить ребенка читать быстро и осознанно. Быстро это как? Кто должен проверять технику чтения? Как научиться быстро читать?

Следует отметить, что проверка техники чтения в школе, в том виде в каком она, чаще всего, организована в школах сейчас, не имеет никакого отношения к работе над скоростью чтения.

При проверке техники чтения, основной акцент делается не на понимание прочитанного (хоть мы и спрашиваем после того как ребенок закончит читать, о чем этот текст), а на скорость чтения текста вслух. То есть, по факту мы проверяем не с какой скоростью ребенок читает и как хорошо при этом понимает текст, а проверяем насколько хорошо у него сформирован фонематический слух, и как успешно он может идентифицировать каждый звук в слове.

Потому, что главными критериями для нас являются выразительность, правильность проговаривания всех звуков, правильная постановка ударения.

Но, каким образом эти факторы влияют на скорость чтения и понимание текста? Никаким.

Читать текст вслух, читать выразительно, соблюдая все знаки препинания, читать быстро и при этом понимать о чем ты читаешь практически невыполнимая задача для ребенка. Да, и для многих взрослых тоже.

Понимание смысла текста при чтении вслух намного ниже, чем при чтении «про себя».

Конечно, чтение вслух является неотъемлемой частью обучения чтению вообще, но не является конечной целью.

Конечной целью должно быть сформированное у ребенка умение читать быстро, «про себя» и при этом понимать текст.

С какой же скоростью должен читать ребенок? Какие документы регламентируют этот вопрос?

Зачем ученику начальной школы надо читать в соответствующем темпе

А если ребёнок читает со скоростью не 100 слов в минуту, а 80? Или даже 60? Что-то надо предпринимать? Или как читает, так пусть и читает?

Попробуем ответить на этот вопрос.

ВПР. Русский язык. 4 класс. На выполнение 2-й части работы по русскому языку отводится 45 минут. 12 заданий. (вариант 1, 2021 г.)

Общее количество слов во 2-й части работы – 406.

100 сл/мин: 4,1 мин – читает; 6,2 мин – пишет = 10,3 мин, «на подумать» остаётся 34,7 мин, т.е. 2,9 мин на обдумывание каждого задания.

80 сл/мин: 5,1 мин – читает; 7,6 мин – пишет = 12,7 мин, «на подумать» остаётся 32,3 мин, т.е. 2,7 мин на обдумывание каждого задания.

60 сл/мин: 6,8 мин – читает; 10,2 мин – пишет = 17 мин, «на подумать» остаётся 28 мин, т.е. 2,3 мин на обдумывание каждого задания.

Таким образом, цифры показывают, что если ребёнок читает медленно, у него остаётся меньше времени на анализ информации и выбор способа выполнения задания.

Для того, чтобы ученик успешно осваивал учебную программу, уверенно чувствовал себя на различных контрольных и проверочных работах, ему надо научиться быстро читать. 

В чем причина низкой скорости чтения и  как работать по устранению именно этой причины?

 1. Общее развитие ребенка, в т.ч. словарный запас

Скорость чтения не бывает сама по себе. Если у ребенка плохо развито внимание, память, бедный словарный запас – он не будет читать быстро. То есть, скорость чтения напрямую зависит от уровня развития ребенка.

Не стоит надеяться на то, что «… вот пойдет в школу и всему научится». Необходимо уделять внимание развитию памяти, внимания и словарного запаса буквально с того момента, как начали с ребенком учить буквы (совет для родителей).

Ну, а если, Вы (совет для учителей) увидели , что в 1 класс ребенок пришел «абсолютно» не подготовленным, то Вам придется давать ему специальные дополнительные задания, которые хоть как-то компенсируют родительскую оплошность.

(упражнения на слайдах)

2. Неправильное движение глаз

Как мы читаем? Мы ведем глазами по строчке текста. Движения глаз должны плавными, без резких скачков.

Проверить это можно следующим образом: попросите ребенка следить за кончиком ручки, которую Вы медленно двигаете вправо-влево примерно в 30 см от его лица. Если Вы увидите, что глаза у  ребенка движутся рывками, значит ему тяжело следить за ручкой. А значит при чтении ему также будет трудно вести глазами по строке с текстом.

Упражнения на слайдах

Слово-фигура-число. Упражнение формирует правильное движение глаз с пятью фиксациями на строчке

Упражнения из тетрадей – тренажер для чтения Скорочтение (учение с увлечением)

3. Узкое поле зрения

Поле зрения – это пространство восприятия текста. Ребенок, который читает медленно, одновременно видит от двух до шести символов (букв). Для освоения техники быстрого чтения необходимо, чтобы пространство восприятия текста составляло от 8 до 20 символов. И воспринимать их ребенок должен все сразу.

Т.е. нужно развивать область периферийного зрения. Как это сделать? С помощью специальных приёмов можно научиться воспринимать информацию, которая расположена в области, охватываемой периферийным зрением.

Что у нас должно получиться? Глаза не должны фокусироваться на одном слове. Школьник должен воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними, захватывая сразу фразу или предложение.

Таблицы Шульте (показ)

 Рамочка с занавесками

Картинка из букв

Клиновидные таблицы

Нахождение букв

Начинай читать от самой большой к маленькой

Начинай читать с маленькой к большой

Читай только черные буквы, буквы одинакового шрифта

Текст с закрытыми буквами

4. Артикуляция

Читая вслух, дети стараются проговаривать слова чётко и громко. Это помогает усваивать художественную литературу. Например, воспринимать точно стихи и чувствовать настроение автора без пауз, логических ударений невозможно. Но для быстрого чтения дикция не нужна. Проговаривание слов даже губами, бесшумно, снижает скорость восприятия текста. Эта привычка закладывается у нас тогда, когда мы учимся читать, и каждое слово произносим вслух по слогам. Читать мы научились, а привычка осталась. Некоторые не только внутренне проговаривают текст, но и шевелят при этом губами. Естественно, что о быстром чтении не может быть и речи, ведь при всём желании человек не способен сказать более 500 слов в минуту.

Способов как избавиться от внутреннего проговаривания текста (скрытой артикуляции) достаточно много.  Тут и отбивание ритма ладошкой, и чтение под музыку, и много что еще советуют различные специалисты и различные методики.

Беда в том, что большую часть этих методов сложно (а точнее невозможно)  использовать, если мы занимаемся с ребенком 2-4 классов.

Самый оптимальный способ научить младшегошкольника читать про себя, не шевеля губами и не проговаривая при этом каждое словов голове, это знак «тише» (прижатыйк губам пальчик), закушенный резиновый мячик или простозажатый ладошкой рот.

5. Регрессия глаз

Главный тормоз, сдерживающий скорость чтения – возвратные движения глаз к уже прочитанному тексту. Школьник возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Нам кажется, что, перечитывая фразу или абзац, мы глубже вникаем в их суть, но в действительности это не так. Нарушается логика самого текста, и мы вынуждены снова и снова возвращаться к прочитанному, что только усугубляет ситуацию. Регрессия глаз происходит машинально. Этот процесс можно контролировать, используя тренировочные упражнения. 

Читать текст в обратном порядке

Читай только черные буквы

Читай пропуская лишнее слово

Прочитай правильно слова

Читай текст ,начиная с последнего слова каждого предложения

Тексты с закрытой частью слов (верхней и нижней)

Текст с разными шрифтами

Зашумленный текст

Текст без пробелов

Текст без гласных

Читай не обращая внимание на гласные

Текст с наложением решетки

Текст вверх ногами

6. Неразвитое внимание

Высокий темп чтения требует повышенного внимания. Это необходимо для моментального выделения главного и второстепенного, для глубокого понимания новой информации.

Как добиться того, чтобы ребенок не просто прочитал текст, но и понял что он прочитал?

Чтобы убедиться, что ребенок понял прочитанное, мы чаще всего используем вопросы по тексту. Но, на вопросы, которые мы задаем не всегда получаем ожидаемые ответы.

Это происходит из-за того, что школьник не умеет структурировать текст. Мы его этому не научили.

Когда мы учим решать задачи, то учим записывать краткое условие. Когда учим работать с текстом, то надо учить структурировать текст. Сначала (если таких навыков нет совсем, или они очень слабо развиты) делаем это письменно. Потом, когда ребенок запомнит структуру и привыкнет к этому процессу, необходимость письменного выполнения отпадет, и все будет происходить автоматически.

Как организовать  работу над техникой чтения

1. Определяем стартовую скорость чтения.

Для этого даем ребенку незнакомый текст, который:

А) соответствует возрасту ребенка по количеству односложных, двусложных, трех и более сложных слов.

Б) имеет ярко выраженный сюжет

В) имеет объём

1 класс: 60-80 слов,  2 класс: 100-200 слов;

3 класс: 200-300 слов; 4 класс: 300-400 слов.

Читает ребенок «про себя». Время чтения 2 минуты. Считаем количество слов (с предлогами, числовыми данными). Полученное количество делим на 2. Получим количество слов в минуту (Темп чтения).

2. Определяем осознанность чтения (задаем 3-6 вопросов по тексту).

3. Определяем с чего начнем работу: с темпа или с осознанности.

4. Осознанность – учим структурировать текст.

5. Темп.

А) словарный запас

Б) плавность движения глаз по строчке

В) поле зрения

Г) работа с тренажером

Помимо техники чтения для формирования читательской компетенции необходимо создание условий для того чтобы учащиеся начальных классов овладели необходимыми умениями для полноценной читательской деятельности при работе с любым видом текста:т.е. школьники должны уметь тексты:

А. понимать;

Б. анализировать;

В. сравнивать;

Г. видоизменять;

Д. генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи)

Отвечать на поставленные вопросы (и письменные, и устные);

Определять последовательность событий в тексте;

Формулировать простые выводы после прочтения;

Преобразовывать прочитанный текст в таблицу (кластер, схему и т.д.);

Сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией;

Объяснять различные ситуации (жизненные, учебные) с помощью прочитанного текста;

Опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.

Находить нужную информацию в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

  • 1 класс - обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его смысла (с помощью учителя).
  • 2 класс - обучение детей   работать с текстом: читать и понимать прочитанное; пересказывать прочитанное; делить на части и составлять план прочитанного текста (произведения); выделение опорных слов (словосочетаний); определять героев и давать  характеристику им и их поступкам.
  • 3 - 4 классы - обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному: выделять основную мысль самостоятельно, выделять главную второстепенную информацию; выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями); прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; самостоятельное формулирование вопросов по тексту; сравнение текстов разных жанров, разных стилей с похожим содержанием.

Можно использовать пособия- Функциональная грамотность, Смысловое чтение, Читательская грамотность для внеурочной работы

Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.

Основные этапы:

Работа с незнакомыми словами

Работа с ключевыми словами

Работа со словами-образами

Работа с многозначными словами

Работа с фразеологизмами

Рассказ по предложению

Метод «диалог с автором текста»

Развитие читательского воображения

Осознанность чтения

Приёмы работы при характеристики героев

Синквейн

Царевна

Красивая, отзывчивая

Отравили, уснула, ожила

Добро погубить никак нельзя

Красавица

 ДИАМАНТА – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия)

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 причастия)

строчка 6: определение (2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки) Чтение учащимися ДИАМАНТ.

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 

Старуха

злая, жадная

сидит, прогнала, бранится

пряжа, сеть, рыба, желание

закинул, отпустил, отвечает

добрый, послушный

старик

Прием – толстые и тонкие вопросы

Яковлев Полосатая палка

Тонкие

1)Как относилась мать к проделкам Мишки?

2) Почему Мишку не могли отправить в колонию или исключить из школы?

3) Что сказал Мишка дворнику, огревшему его метлой?

4) Каково было назначение полосатой палки?

5) Как палка оказалась у Мишки?

Толстые

1) Как изменился  Мишка, когда узнал, что такими палками пользуются слепые?

2) Почему вернулся на то место,где отобрал палку у слепого?

3) Почему Мишка решил охранять слепого прохожего?

4) Какие мысли одолевали Мишку, не сумевшего найти слепого?

5) Почему нет точного конца истории?

6)Что будет дальше с Мишкой, его поведением.характером?

  • Что же повлияло на его сознание, в какой момент Мишка стал меняться, становиться другим, более человечным?
  •  Взял бы Мишка палку, зная, что её хозяин слепой?
  • В тексте  есть такая фраза: «окончательно рассорился сам с собой»?А какой человек победил в душе Мишки: хороший или плохой?

-Куда же надо спешить? (Исправлять свои ошибки, совершать хорошие поступки)

  •  Почему надо спешить? (Чтобы жить в ладу с собой, жить по-совести, чтобы сделать мир стал добрее..)
  • Этот рассказ заставил заглянуть нас в собственное сердце, в свои мысли, подумать о том, какие мы.
  • Всякое бывает в жизни, можно и оступиться. Но надо уметь найти в себе силы, чтобы сознаться в плохом поступке, исправить свою ошибку.

Прием «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу.

 Приём «Черное белое» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Этот прием учит детей диалогу, культуре общения.

Владимир Солоухин Ножичек с костяной ручкой

Всегда ли человек  проживает жизнь гладко без сучка и задоринки?

Гордиться ножичком

Нет сомнений -украли

Сочувствует обыскиваемым детям

Подверг своих товарищей унижению

Стыдно, что затеял заварушку

Наблюдает обыск

Чувство вины перед ребятами

Молчит, трусит

Злость на себя

Нашел мужество признаться

Нашел силы выслушать от каждого Эх, ты

Так и остается Вова один на один со своими угрызениями совести. Нам остается только догадываться, как сложатся его отношения с одноклассниками.

Попробуйте написать продолжение рассказа. Какой разговор состоялся между детьми утром? Какой урок вынес Вова из этой непростой жизненной ситуации.

В основу организации работы с читательской грамотностью положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:

общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла; нахождение информации; интерпретация текста; рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.

ИНСЕРТ это:

  • интерактивная система для эффективного чтения и мышления с помощью отметки текста
  • процедура активизации приобретенных знаний и постановка вопросов к отметке текста
  • мощный инструмент, обеспечивающий возможность активного наблюдения обучаемого в работе с текстом
  • метод обучения для закрепления учебного материала

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Читательская компетентность включает общий кругозор книг и умение их самостоятельно выбирать, сформированность духовной потребности в книге как среде познания мира и самопознания.

Для развития читательского кругозора используем:

Библиотечный кружок (посещение Детской библиотеки)

  • Читательский дневник
  • Творческие работы, литературные проекты, инсценировки
  • ОВИО «Наше наследие»
  • Международный игровой конкурс по литературе «Пегас»
  • Муниципальный фестиваль детских театральных коллективов «Нескучная школа»
  • Участие в районном сетевом проекте «Мы помним. Мы гордимся», «Здесь Родины моей начало»
  • Конкурс рисунков «Мир книги»
  • Поездки в театр

В заключении хочется сказать, что компьютер сегодня отнимает у детей время и желание читать. Но можно сделать так, что именно компьютер стал помощником учителя в формировании читательской компетентности. Использование возможностей сети Интернет, электронных изданий, сайтов традиционных библиотек, появление цифровых библиотек, электронных литературных форумов способствует формированию новых читательских приоритетов и ценностей. Главное, надо найти правильное разумное применение этим возможностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Статья  посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтени...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Статья содержить  приемы работы  по формированию читательской компитентности учащихся....

Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

В статье дается определение понятия «читательская компетентность». Предлагаются современные приемы и методы работы с информацией на различных технологических этапах урока....

Индивидуальный план самообразования. Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения.

На этой странице представлен индивидуальный план самообразования учителя начальных классов по теме " Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтен...

Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы.

Целью образования становится в современной школе развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Одним из условий успешного самообразовани...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Статья на тему: Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы...