Путешествие по сказкам К. И. Чуковского
план-конспект занятия по чтению (1, 2 класс)

Внеурочное занятие преразработано для учащихся 2 класса.

Цель внеурочного занятия: показать детям удивительный мир сказок К. И. Чуковского, их мудрость и красоту.

Литературная игра способствет повторению изученных литературных произведений, изученных в 1-2 классах, воспитывает любовь к чтению художественной литературы в старших классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_chukovskogo_.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие по теме «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского»

Цель занятия: показать детям удивительный мир сказок К. И. Чуковского, их мудрость и красоту.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: учить сохранять учебную задачу через выполнение на уроке различных учебных ситуаций.

Познавательные УУД: учить выделять существенную информацию в тексте.

Коммуникативные УУД: учить корректно отстаивать свою точку зрения, вести диалог с товарищами и учителем.

Оборудование: портрет, выставка книг, презентация, черный ящик, шоколад, мочалка, спички, мыло, термометр, воздушный шар, сухарик, перчатки, тарелка.

Ход урока

1. Мотивационный момент

- Какой сегодня прекрасный день! Светит ласковое солнышко. Пусть каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.  Слайд 2. 

2.  Актуализация знаний.
Учитель.  Недалеко от Москвы, в одном из красивейших уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек. Дети с великой нежностью называли его ласковым именем “Чукоша”.

Слайд 3

- Кто он этот человек? (Чуковский)

   На доску повесить портрет К. И. Чуковского

3. Формулирование темы занятия.

Как вы думаете, какова тема нашего занятия? Сегодня мы продолжим знакомство с великим сказочником, с его произведениями.

4. Знакомство с биографией

Учитель. Чуковский – это псевдоним.

- Кто вспомнит настоящую фамилию К. И. Чуковского?  

Настоящая фамилия писателя Корнейчуков Николай Васильевич. Он сделал из своей фамилии псевдоним «Корней Чуковский» и позже это имя и фамилия стали настоящими. Корней Иванович Чуковский написал для детей много стихов и сказок. И сегодня мы с вами встретимся с героями его сказок. Посмотрите ребята, какой ласковый и добрый взгляд у него. Он очень любил детей и сочинял для них сказки и стихи. За это его назвали «дедушка Корней», «дедушка Чуковский».

- Какие сказки Корнея Ивановича вы знаете? (Тараканище, Муха-цокотуха, Бармалей, Федорино горе)

Учитель.  Хотите отправиться в волшебную страну, где живут добрые сказки, созданные Корнеем Ивановичем Чуковским. Закройте глаза. Звучит музыка. (Приходите в гости к нам)

Учитель под тихую музыку читает стихотворение:

В гости дедушка Корней
Приглашает всех детей.
Но особенно он рад
Пригласить таких ребят.
Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать.

Учитель. Открывайте глаза. Слайд 4. (Герои сказок)

    Предлагаю провести литературную игру-путешествие по сказкам Чуковского.

 

  В игре будут участвовать 3 команды. Дети представляют свои команды.

Название, эмблема, элементы костюма. Команды:

Крокодилы

Айболиты

Бармалей

Нашу игру судит справедливое и строгое жюри... (Учитель представляет членов жюри)

5. Конкурсы

Учитель. Начинаем наше путешествие.

Слайд 5.

1 конкурс «Доскажи словечко»

Каждой команде выдаются карточки с записанным текстом. Дети читают отрывки и добавляют слово. Можно предложить вспомнить название сказки. За правильный ответ – 1 балл.

1. Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила …    самовар

2. Вдруг из подворотни

Страшный великан

 Рыжий и усатый …  таракан.

3. Я за книжку, та – бежать

И вприпрыжку под …  кровать

4. Мне не надо

Ни мармелада, ни шоколада

А только маленьких, ну очень маленьких…  детей.

5.  А посуда вперёд и вперёд

 По полям, по болотам идёт.

И чайник сказал утюгу

Я больше идти…    не могу

 6. Солнце по небу гуляло

 И за тучку забежало.

 Глянул заинька в окно,

 Стало заиньке…  темно.

Учитель. Как называется сказка, которую написал К. И. Чуковский?

Слайд 6.

2 конкурс «Узнай сказку»

Каждая команда по очереди по иллюстрациям вспоминают сказки К. И. Чуковского.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Слайды 7-12

Учитель.  Корней Иванович очень любил детей, но детским поэтом стал случайно. А вышло это так.

         Подготовленный ученик пересказывает текст.  
Однажды заболел его маленький сынишка, а они вместе ехали в ночном поезде. Мальчик стонал, капризничал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку.
«Жил да был крокодил.
Он по улице ходил»
- Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу рассказать ему вечернюю сказку. Чуковский её уже забыл, а сынишка запомнил её слово в слово. Так родилась первая сказка под названием «Крокодил». Слайд 10.

Учитель.

Крокодил – один из любимых персонажей Чуковского. Во многих сказках главный герой крокодил: где-то он добрый, где-то злой. Слайд 13. 

- Вспомните сказки, где главный герой крокодил. (Путаница, Краденое солнце, Телефон, Мойдодыр, Крокодил, Тараканище, Бармалей).

Слайд 14.

3 конкурс «Кто есть кто»

   Команды должны расшифровать имена сказочных героев. Необходимо вставить гласные буквы и записать имена. За каждый ответ – 1

Карточка

- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

БРМЛЙ

МЙДДР

ЙБЛТ

КРКДЛ

ТРКНЩ

ФДР

Учитель проводит игру с болельщиками. Он читает строчки, болельщики хором их дополняют словами из сказок.

Замяукали котята:
«Надоело нам ……! (мяукать)
Мы хотим, как поросята… (хрюкать)»
А за ними и утята:
«Не желаем больше ….! (крякать)
Мы хотим, как лягушата… (квакать)»
Свинки замяукали:… (Мяу-мяу)
Кошечки захрюкали:… (Хрю-хрю-хрю)
Уточки заквакали:… (Ква-ква-ква)
Курочки закрякали:…. (Кря-кря-кря)
Воробышек прискакал
И коровой замычал:… (Му-у-у)
Прибежал медведь
И давай реветь:… (Кукареку!)

       

  Жюри подводит итоги и сообщает результаты трех конкурсов.

Учитель. Сказки Корнея Чуковского любят и дети, и взрослые.  Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не могут представить своего детства без замечательных сказок Чуковского. Герои книг Корнея Ивановича совершают разные поступки: путешествуют, помогают друг другу, борются со злодеями, дают понять, что добро и справедливость всегда побеждают.

Слайд 15.

4 конкурс «Героический поступок»

   Вот и команды выполнят интересное задание. Необходимо соединить героя и поступок, который он совершил.

Карточка

Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

                       

Воробей                            Вылечил зверей.

Айболит                           Помыла свою посуду.

Комар                                Вернул солнце в небо.

Федора                              Потушила море.

Медведь                            Спас Муху – Цокотуху.

Бабочка                             Съел таракана.

                                    

Учитель. Пока команды выполняют задание, проводится игра с болельщиками. За каждый правильный ответ – 1 балл. Он добавляется своей команде.

Учитель показывает предметы из сказок К. И. Чуковского. Болельщики называют сказки.

мыло   -    «Мойдодыр»

термометр -  «Доктор Айболит»

воздушный шар -   «Тараканище»

перчатки -  «Телефон»

сухарик -   «Бармалей»

тарелка -   «Федорино горе»

Учитель. Проверим работу команд. Учащиеся читают ответы на слайде и проверяют.

Слайд 16.

        

Учитель. Послушайте интересную историю о создании сказки «Муха цокотуха». Кто знает, как сначала называлась сказка «Муха цокотуха»?

Учитель. «Муха-Цокотуха» сначала называлась «Мухина свадьба». Чуковский начал писать веселую сказку о мухиной свадьбе, при этом в роли жениха он представлял самого себя. Каждый раз, принимаясь за написание сказки, бросал, так как не мог написать ни строчки. «Муха-Цокотуха» - стихотворение-сказка, написано на одном дыхании. Слова полились из самого сердца, так что писать пришлось на полосе обоев, содранной со стены. А когда писал про танец, то принялся и сам танцевать. Это было очень нелепое зрелище. Взрослый седоватый мужчина сорока двух лет носится по квартире с клочком обоев в руках, да еще и танцует.

5 конкурс «Угадай сказку»

Слайд 17.

   Учитель зачитывает отрывки из сказок, а учащиеся называют сказку. За каждый правильный ответ – 1 балл.  

1. А лисички взяли спички,        
     К морю синему пошли,
     Море синее зажгли.
     Море пламенем горит,
     Выбежал из моря кит… («Путаница»)

2.  А в Большой реке
     Крокодил лежит,
     И в зубах его не огонь горит,-
     Солнце красное,
     Солнце краденое. («Краденое солнце»)

3. В Африке акулы,
  В Африке гориллы,
  В Африке большие
  Злые крокодилы.
  Не ходите, дети,
  В Африку гулять. («Бармалей»)

4. Но он закричал индюку на сказку:

- Сейчас отсеку твою злую башку! («Приключения Бибигона»)

5.  Бабочка – красавица,

Кушайте варенье

Или вам не нравится

Наше угощенье? («Муха-цокотуха»)

6. Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А чулки да башмаки,

Словно яблоки!  («Чудо-дерево»)

                Жюри подводит итоги конкурсов.

Учитель. Я предлагаю вам принять участие в аукционе. Аукцион -  это – настоящее удовольствие для уха, для глаза, а самое главное для ума. Вам предстоит отгадать какой предмет лежит в черном ящике. Для этого нужно внимательно слушать вопрос, обсудить с командой и назвать ответ.

    Внести черный ящик! Ученик вносит в класс черный ящик. Каждой команде задается 1 вопрос. За каждый правильный ответ - 2 балла.        

6 конкурс «Черный ящик»

1. В ящике любимое лакомство слона из сказки «Телефон».
— Что это? (Шоколад)

2. В ящике то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр».
— Что это? (Мочалка)
3. Этот предмет взяли лисички и к морю синему пошли.

- Что это? (Спички)

        

Учитель. Давайте немного отдохнем и поиграем. Игра «Я – не, я». Вы должны отвечать – я или не я.

-Кто любит шоколад?

-Кто любит мармелад?

-Кто не моет уши?

-Кто любит виноград?

-Кто не моет руки?

-Кто любит мороженое? –

- Кто любит ириски?

-Кто любит помидоры?

-Кто жарит мухоморы?

-Кто любит кино?

-Кто разбил окно? 

-Кто любит печенье,

- Кто любит варенье?

 -Кто все время врёт?

                   Жюри подсчитывает баллы и сообщает результаты.

Слайд 18.

   Учитель. Следующий конкурс- это конкурс знатоков сказок К.И. Чуковского. Этот конкурс поможет выявить детей, которые внимательно читают сказки и подмечают мелочи. Команды готовы. Вперед. Слайды 19 - 24

Учитель. Чуковский был добрым и веселым человеком. Но иногда он страдал сильной бессонницей, ночью долго не мог уснуть. Звонки часто будили его, когда, наконец, удавалось заснуть после мучительной ночи без сна. Так и возникла удивительная сказка «Телефон», в которой Чуковский с легким чувством юмора описывает эти события.

    Вот и меня утром разбудил звонок. Это принесли телеграммы. Командам нужно узнать кто и кому их прислал.

     Командам раздаются конверты, в которых находятся телеграммы без имен отправителя и адресата.

Телеграмма 1.

1. Кто злодея не боится

И с чудовищем сразится,

Я тому богатырю

Двух лягушек подарю

И еловую шишку пожалую! 

(Гиппопотам крокодилам и китам «Тараканище»)

        

Телеграмма 2.

2. Милый, милый людоед,

Смилуйся над нами,

Мы дадим тебе конфет

Чаю с сухарями!

(Дети Таня с Ваней Бармалею)

Телеграмма 3.

3.  Папочка, ты не хороший:

Даже для глупой овцы

Есть у тебя леденцы.

Мы тебе не чужие,

Мы твои дети родные,

Так отчего, отчего

Ты нам не привёз ничего?

(Тотоша с Кокошей папе Крокодилу «Крокодил»)

   

Учитель. Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко.

Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать.

Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет "Федорино горе”.

В волшебном мире сказок Корнея Чуковского добро всегда побеждает зло.

Учитель. Прочитайте название последнего конкурса. Слайд 25.

 7 конкурс «Закончи сказку»

Учитель.  Каждая команда получает окончания сказок. Необходимо подобрать к иллюстрациям сказки ее окончание.  На листочке вписать цифру, которая является окончанием сказки. Сказки на слайдах. Команды приступают к работе.

Слайд 26.

Карточка

И кричит он, и поет он

Слава, слава Айболиту.

Слава добрым докторам.

То-то рада, то-то рада
Вся звериная семья,
Прославляют, поздравляют
Удалого Воробья!

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, -
     И в ванне, и в бане,
     Всегда и везде -
     Вечная слава воде!

Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:

«Ну, спасибо тебе
, дедушка, за солнышко!»

 Ладно! Бегу! Бегу!
Если могу, помогу!

Оx, нелёгкая это работа —
Из болота тащить бегемота!

     Команды зачитывают ответы. Жюри проверяет листы и оценивает работу.

Учитель. Наше путешествие подходит к концу. В заключение предлагаю послушать стихотворение, которое посвятил К.И. Чуковскому поэт Валентин Берестов.

        

    Стихотворение читает подготовленный ученик.

Нам жалко дедушку Корнея:
    В сравненье с нами он отстал,
    Поскольку в детстве "Бармалея"
    И "Крокодила" не читал,
    Не восхищался "Телефоном",
    И в "Тараканище" не вник.
    Как вырос он таким ученым,
    Не зная самых главных книг?

Учитель. Жюри! Просим огласить окончательный итог игры.

Жюри подводит итог литературной игры. Называет победителей, награждает их.

 Учитель. Сказки К. И. Чуковского учат нас сопереживать, сострадать, радоваться вместе с героями книг. Ещё много раз мы будем встречаться с произведениями К. И. Чуковского. С таким писателем я желаю вам не расставаться всю жизнь.

Слайд 27.  Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по сказкам К.И. Чуковского"

Цели:Знакомство с биографией К. И. Чуковского.Воспитание  интереса  к художественной литературе, к творчеству детских писателей.Оформление:портрет писателя К. И. Чуковского (1882-1969г.г.)пл...

Путешествие по сказкам К.И.Чуковского.

конспект воспитательского мероприятия, презентация...

Конспект открытого занятия "Квест путешествие по сказкам К.И. Чуковского"

Конспект открытого занятия для старшей группы детского сада. Цель данного занятия показать удивительный мир сказок К.И. Чуковского....

Путешествие по сказкам К.И. Чуковского

Сюжетно-игровая организованная образовательная деятельность с элементами здоровьесберегающих технологий...

Викторина "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского".

Презентация к викторине в 1 классе "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского". Цель: обобщение знаний учащихся о героях сказок Чуковского....

«Путешествие по сказке Корнея Ивановича Чуковского «Телефон» »

Квест "Путешествие по сказке Корнея Ивановича Чуковского "Телефон""Занятие для первого класса...

Кроссворд "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского"

Задания по составлению кроссворда или его отгадыванию является одним из видов заданий, которые позволяют формировать УУД на внеклассных мероприятиях. Поиск информации в книгах данного автора,  во...