"Путешествие по сказкам К.И. Чуковского"
материал (2 класс) по теме

Цели:

  • Знакомство с биографией К. И. Чуковского.
  • Воспитание  интереса  к художественной литературе, к творчеству детских писателей.

Оформление:

  • портрет писателя К. И. Чуковского (1882-1969г.г.)
  • плакаты высказываний:

 - «Талант у К. И. Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный»  И. Андроников.

- « Если стихи,невозможно ни петь , ни плясать, они никогда не зажгут малолетних сердец» - утверждал Чуковский.

  • «Чудо-дерево», украшенное вещами из произведений К. И. Чуковского
  • Выставка книг К. И. Чуковского.

Предварительная работа:

  • Чтение книг К.Чуковского.
  • Оформление уголка с кроссвордом и вопросами викторины по произведениям  К.Чуковского. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pteshestvie_po_skazkam_chukovskogo.docx64.77 КБ

Предварительный просмотр:

       (31.03.1882 – 28.10.1969)

Путешествие по сказкам Чуковского

Цели:

  1. Знакомство с биографией К. И. Чуковского.
  2. Воспитание  интереса  к художественной литературе, к творчеству детских писателей.

Оформление: 

  1. портрет писателя К. И. Чуковского (1882-1969г.г.)
  1. плакаты высказываний:

 - «Талант у К. И. Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный»  И. Андроников.

- « Если стихи,невозможно ни петь , ни плясать, они никогда не зажгут малолетних сердец» - утверждал Чуковский.

  1. «Чудо-дерево», украшенное вещами из произведений К. И. Чуковского
  2. Выставка книг К. И. Чуковского.

Предварительная работа:

  1. Чтение книг К.Чуковского.
  2. Оформление уголка с кроссвордом и вопросами викторины по произведениям  К.Чуковского.

Вед: Добрый день ребята! Сегодня необычный день - мы отмечаем Книжкины именины, а еще:
Реб:   Сегодня мы отметим юбилей
        Того, чья лира
        Воспела звучно "Мойдодыра"
        И с нами справят этот юбилей
        И Айболит, и Бармалей,
        И очень бойкая старуха
        И наша "Муха- цокотуха"
       

          Я думаю, что вы все поняли, чей праздник мы сегодня отмечаем. Правильно:  Корнея  Ивановича Чуковского! Ему в этом году исполнилось бы 130 лет. Он родился в Петербурге 31 марта 1882 году.

Корней Иванович Чуковский - это его литературный псевдоним, о настоящее его имя  Корнейчуков Николай Васильевич. Когда мальчику было 3 года отец, петербургский студент, покинул семью, и  мать с двумя детьми вынуждена была переехать  жить в г.Николаев затем  Одессу. Где и прошли его детские  и юношеские годы.

С детства Корней Иванович пристрастился к чтению, с малых лет начал писать стихи и поэмы.

Из 5 класса гимназии он был исключён по указу об освобождении гимназии от детей «низкого» происхождения, т.е. от детей из бедных семей.

С юношеских лет Корней Иванович вёл трудовую жизнь, много читал, изучил самоучкой английский и французский языки, самостоятельно прошел гимназический курс, сдал экзамены и получил аттестат зрелости.

По профессии Корней Иванович - литературный критик писал критические статьи о литературе, поэт, мемуарист, переводчик и сказочник.

Его литературная деятельность началась в  19 лет (1901 году) в газете "Одесские новости" появилась первая статья "Корней Чуковский", под заглавием "К вечно юному вопросу". Затем писались статьи и фельетоны на самые разные темы.

Детским поэтом и сказочником К. Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. К. Чуковский вёз его в поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как - нибудь развлечь его, отец в такт стука колёс стал сочинять ему сказку,:

   Жил да был крокодил.

 Он по улицам ходил,

Папиросы курил!

  По- турецки говорил,-

Крокодил,  Крокодил Крокодилович

Мальчик перестал плакать и заснул. Прошло 2-3 дня, сын выздоровел, и тогда

оказалось, что он запомнил эту сказку наизусть. Так появился «Крокодил».

Эта сказка была самой первой.

В 50-х годах Корней Иванович с женой, Марией Борисовной, переселились из Москвы в дачный подмосковный поселок Переделкино. Среди берез и сосен, в небольшом  загородном доме  много лет жил высокий седой человек, которого знали и любили не только дети поселка, но и маленькие жители  Москвы. Это он придумал  множество сказочных  героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.

Реб:   Давайте любимые книжки откроем
        И снова пойдем от страницы к странице:
        Всегда ведь приятно с любимым героем
        Опять повстречаться, сильней подружиться:

Вед: Ребята, мы с вами сейчас отправимся в библиотеку, но не обычную, а сказочную. Здесь собраны все книги К.И. Чуковского. А вот и библиотекарь.

 Да это же старая мудрая Сова! Она знает все сказки на свете и может ответить на любой ваш вопрос.

Звучит музыка.  За столом "в библиотеке" сидит "Мудрая сова".                Раздается телефонный звонок.

Сова: Кто говорит? Слон? Откуда?  От верблюда? Что вам надо? Шоколада? Ошиблись опять? Звоните по номеру 125! А это библиотека!
Снова раздается звонок.

Сова: Кто говорит?    (Слушает и обращается к детям)

                        Вот такая дребедень

                        Целый день.

                        Динь – ди -.лень, динь – ди -.лень, динь – ди -.лень.

Сова(загадочно): А вам, ребята, я хочу сказать, что в этой стране живут сказки Корнея Чуковского.

А дверца в эту сказочную страну находится вот за этой волшебной книжной выставкой. Вы готовы к встрече со сказкой?

Дети: Да!
Реб: Мы к сказке в гости постучимся,
        Чудес немало встретим в ней,
        Гуляют в сказке небылицы,
        И волшебства немало в ней.

Звучит музыка.

Вед.: Ребята, посмотрите,  а у самых у ворот Чудо-дерево растёт.

Стих: «Чудо – дерево» (Читают дети 2 класса)

Вед: Ребята, а кто знает стихотворение Корнея Чуковского, которое он написал для своей дочки, и называется оно: «Что сделала Мура, когда ей прочли сказку «Чудо-дерево»?  

Выходит девочка с лейкой в руке, снимает туфельку с ноги и начинает как бы поливать ее читая стихотворение:

Мура туфельку снимала,

В огороде закопала:

 «Расти, туфелька моя,

Расти маленькая.

Уж, как туфельку мою

Я водичкою полью,

И вырастет дерево,

Чудесное дерево.

Будут, будут босоножки

К чудо-дереву бежать

И румяные сапожки

С чудо-дерева срывать,

Приговаривать «Ай, да

Мурочка,

Ай, да умница».

Вед: Ребята, сейчас мы с вами тоже попробуем снять с дерева башмачки и посмотрим, что там выросло?

Викторина: Загадки Корнея Ивановича Чуковского

Дети по очереди снимают с дерева «сапожки» и читают написанные на них  загадки.

Чудесный дом  

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился и оттуда

Живое выбежало чудо –

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое.  …………….(Яйцо и цыплёнок)

Чудесный паровоз

Паровоз

Без колёс!

Вот так чудо - паровоз!

Не с ума ли он сошёл –

Прямо по морю пошёл! ………………… (Пароход)

Чудесная пещера

Красные двери

В пещере моей,

Белые звери

Сидят у дверей.

И мясо и хлеб – всю

Добычу мою –

Я с радостью белым

Зверям отдаю. ……………

…………. (Рот и Зубы)

Почему?

Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец – глупца,

Баран – барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну – обезьяна.

Но вот подвели к нему

Федю Баратова,

И Федя неряху увидел

Лохматова.    ……………………(Зеркало)

Зубастая загадка

Хожу – брожу не полесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. …………………(Расчёска)

Чудесные кони

Два коня у меня,

Два коня,

По воде они везят меня.

А вода тверда,

Словно каменная! …………………(Коньки и лёд)

Берегись

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня!        ……………(Крапива)


Вед: Я предлагаю вспомнить ещё одно стихотворение Корнея Ивановича про Мурочку. В этом нам помогут все ребята. ( Дети встают и показывают действия Мурочки движениями рук и ног)

Дали Мурочке тетрадь,

Стала Мура рисовать.

Это – ёлочка мохнатая,

Это – козочка рогатая,

Это дядя с бородой,

Это дом с трубой.

        Ну, а это что такое?

        Непонятное, чудное

        С 10-тью ногами,

        С 10-тью рогами.

Это Бяка – Забияка Кусачая.

Я сама её из головы выдумала.

        Что ж ты бросила тетрадь

        Перестала рисовать?

«Я её боюся».

Раздается шум, звон.

Вед:  А что это за шум? За тарарам?
         Не спрятаться ли поскорее нам?
Выбегает Грязнуля.

Сценка «Мойдодыр»

Грязнуля: (разводит руками)

Одеяло убежало,

Улетела простыня

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня.

(подбегает к столу, на нём свечка и книжка привязанные за ниточку, ниточку дёргают и они срываются с места)

        Я за свечку _

        Свечка в печку,

        Я за книжку,

        Та – бежать

        И в припрыжку

Под кровать.

Вед (реб): Что такое?

        Что случилось?

                Отчего же всё кругом,

                Завертелось, закружилось

                И помчалось колесом?

(Появляется Умывальник, грязнуля в страхе отбегает в сторону)

Вед (реб): Вдруг из маминой из спальни,

                Кривоногий и хромой

                Выбегает умывальник

                И качает головой.

Умывальник: Ах ты гадкий,

Ах ты грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты, чернея трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки, даже брюки,

Убежали от тебя.

Вед: Какой стыд и срам! Разве хорошо быть грязным?

Мойдодыр: Я –великий умывальник,

Знаменитый Мойдодыр

Умывальников начальник

И мочалок командир.

Только топну я ногою,

В эту комнату толпою

Умывальники влетят

И завоют и завоют

И тебе головоломку

Неумытому дадут:

Вед (реб):   Он ударил в медный таз

                И вскричал:

Мойдодыр: « КАРАБАРАС!»

Грязнуля: (убегает и слышно) Ой, ой, ой!

1 мочалка:  Моем, моем трубочиста

                Чисто, чисто! Чисто, чисто!

 2 мочалка: Будет, будет трубочист

                Чист! Чист! Чист! Чист!

(Грязнуля выходит чистым и опрятным, вытирается полотенцем)

Грязнуля: Мылом, Мылом, Мылом, Мылом

                Умывался без конца

                Смыл и ваксу и чернила

                С неумытого лица!

Мойдодыр: (Пританцовывая гладит по голове)

        Вот теперь тебя люблю я,

        Вот теперь хвалю тебя я!

        Наконец – то ты, Грязнуля,

        Мойдодыру угодил!

Чистюля: Да здравствует мыло душистое

        И полотенце душистое

        И зубной порошок

        И густой гребешок!

Все участники: Надо, надо умываться

                По утрам и вечерам,

                А не чистым трубочистам –

                Стыд и срам! Стыд и срам!

Вед: Ребята, отгадайте загадку. Кто это?

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…(Айболит)

А вот и Айболит, он под деревом сидит.

Сценка «Айболит»

Вед: И пришла к Айболиту Лиса:

Лиса: Ой меня укусила оса!

Вед: И пришел к Айболиту Барбос:

Барбос: Меня курица клюнула в нос.

Вед: И прибежала Зайчиха, и закричала:

Зайчиха:     Ай! Ай! Мой зайчик попал под трамвайчик!

                Он бежал по дорожке,

И ему перерезало ножки,

И теперь он больной и храмой,

Маленький заинька мой!

Вед: И сказал Айболит:

Айболит: Не беда! Подавай-ка его сюда!

Я пришью ему новые ножки,

Он опять побежит по дорожке.

Вед:  И принесли к нему зайку,

Такого больного, хромого,

И доктор пришил ему ножки,

И заинька прыгает снова.

А с ним и зайчиха-мать

Тоже пошла танцевать,
         И смеётся она кричит:

Зайчиха: Ну, спасибо тебе Айболит!

         Звучит музыка и все «звери» танцуют, а с ними и все дети.

Звучит музыка из мультфильма «Бременские музыканты»,

выходит  Бармалей и «звери» испуганно жмутся друг к другу.

Сценка по сказке «Бармалей» 

Бармалей: Маленькие дети
        Ни за что на свете
        Не ходите в Африку
        В Африку гулять!
        В Африке акулы,
        В Африке гориллы,
        В Африке большие
        Злые крокодилы
          Будут вас кусать,
        Бить и обижать, -
        Не ходите, дети, в Африку гулять!
Я - Кровожадный. Я - беспощадный, Я злой разбойник  Бармалей! И мне не надо ни мармелада, ни шоколада, а только маленьких, да, очень маленьких детей!


Вед: Ребята! Вы испугались Бармалея?
Ребята: НЕТ!
Вед: Тебя не боятся наши ребята! Да и пришли они к тебе не сами, а со сказочными героями.
Бармалей: Карабас! Карабас! Пообедаю сейчас!

Вед: Гражданин! Веди себя потише.  Всё равно никто не боится. Скажи лучше,

ты знаешь стихи Корнея Ивановича Чуковского?

Бармалей: Я люблю стихи Чуковского, но от одного стихотворения у меня в голове  путаница. В нём почему-то:
        Рыбы по полю гуляют,
        Жабы по небу летают:
Вед: Всё понятно! Чуковский был веселым и озорным человеком. Поэтому и написал стихотворение, которое так и называется «Путаница». А разобраться в этой путанице нам помогут ребята. Правда? Что тебе не понятно Бармалей?
Бармалей: Свинки замяукали: Мяу, мяу.
Дети: Кошки!
Бармалей: Кошечки захрюкали: хрю, хрю, хрю
Дети: Свинки
Бармалей: Уточки заквакали: ква ква, ква?
Дети: Лягушки!
Бармалей: Курочки закрякали: кря, кря, кря?
Дети: Уточки!
Бармалей: Прибежал медведь и давай реветь: Кукареку?
Дети: Петух!
Бармалей: Вот спасибо, ребята! Помогли мне разобраться.

Вед: Наступила весна, солнце пригрело, ожила и вышла из своего укрытия

Муха – цокотуха позолоченное брюхо.

Реб:   Муха по полю пошла,

         Муха денежку нашла.

        Пошла муха на базар

        И купила самовар.

Звучит музыка, муха танцует с самоваром в руках.

Муха-Цокотуха: Приходите в гости

                        Я вас чаем напою!

Вед: Смотрите, ребята, кто ещё к нам идёт?

Сценка по произведению «Федорино горе»

Звучит музыка.    Выход Федоры

Федора: Скачет сито по полям
             А корыто по лугам
             Ой, Ой, Ой! Воротитесь вы домой
(поднимает сито, кастрюлю)

Реб:  Села бы баба за стол,
         Да стол за ворота ушел
         Сварила бы баба щи,
         Да кастрюлю, поди поищи!
         И чашки ушли и стаканы
         Остались одни тараканы!

 Федора: Ой, горе мне, горе!
                Что же мне делать?

Дети: Поганых тараканов по вывести
        Прусаков да пауков по вымести!

Федора берёт метлу и метёт.
Реб:  А метла - то, метла весела

Заплясала, заиграла, замела,

Не пылинки у Федоры не оставила.

Тараканов за ворота отправила.


Федора: Спасибо всем вам за совет.

Я вот что хочу сказать, по дороге я нашла мешок с вещами, а вещи в нём не мои. Помогите найти их владельца,

Вед: Ребята поможем вернуть вещи на своё место?

         Нужно вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Игра:
« Мешок с потерянными  вещами»

  1. Телефон (У меня зазвонил телефон)
  2. Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
  3. Мыло (Вот и мыло подскочило)
  4. Блюдце (А за ними блюдца)
  5. Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
  6. Термометр (И ставит им градусник)
  7. Сито (Скачет сито по полям)
  8. Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
  9. Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
  10. Шоколадка (Шоколаду.Пудов этак пять или шесть больше ему не сьесть)
  11. Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
  12. Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

Вед: Все эти вещи мы отдадим нашей мудрой Сове – библиотекарю и она их вернёт в сказки.

Вед: А наше с вами путешествие подошло к концу. Мы с вами вспомнили многие сказки, написанные Корнеем Ивановичем Чуковским.
Реб:     Про Тараканище и Крокодила,
          Про Айболита и Мойдодыра,
           Про Бармалея в сказочном море,
             Про телефон и Федорино горе.
Встретиться же со всеми героями сказок этого детского писателя вы можете в детской библиотеке.
Реб:      Хорошие книжки писал дед Корней -
           Воспитывал взрослых он и детей,
           Будут и внуки наши, и дети
           Сказки читать веселые эти.

Вед: Ребята, почти все из вас участвовали в отгадывании кроссворда и викторины  по произведениям Корнея Чуковского и сейчас мы подведём итоги. Победителей просим выйти для награждения. И так, приглашаются……………..(награждение детей правильно ответивших на вопросы кроссворда)

Вед: Наш праздник мы посвятили юбилейному дню рождения Корнея Ивановича Чуковского. Он закончился, но с книгой нужно дружить всегда.
            Девчонки и мальчишки,
          Всегда читайте книжки
          Всегда любите книжки,
          Девчонки и мальчишки!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по сказкам К.И.Чуковского.

конспект воспитательского мероприятия, презентация...

Конспект открытого занятия "Квест путешествие по сказкам К.И. Чуковского"

Конспект открытого занятия для старшей группы детского сада. Цель данного занятия показать удивительный мир сказок К.И. Чуковского....

Путешествие по сказкам К.И. Чуковского

Сюжетно-игровая организованная образовательная деятельность с элементами здоровьесберегающих технологий...

Викторина "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского".

Презентация к викторине в 1 классе "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского". Цель: обобщение знаний учащихся о героях сказок Чуковского....

«Путешествие по сказке Корнея Ивановича Чуковского «Телефон» »

Квест "Путешествие по сказке Корнея Ивановича Чуковского "Телефон""Занятие для первого класса...

Кроссворд "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского"

Задания по составлению кроссворда или его отгадыванию является одним из видов заданий, которые позволяют формировать УУД на внеклассных мероприятиях. Поиск информации в книгах данного автора,  во...

Литературная гостиная (Путешествие по сказкам К.И. Чуковского)

Эта разработка может быть использована как для внеклассного занятия, так и для обобщения знаний на уроках в 3-4 классах. Цель занятия:Расширить знания детей о творчестве о прочитанных произведени...