Литературная гостиная (Путешествие по сказкам К.И. Чуковского)
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

Исаева Нина Васильевна

Эта разработка может быть использована как для внеклассного занятия, так и для обобщения знаний на уроках в 3-4 классах. 

Цель занятия:Расширить знания детей о творчестве о прочитанных произведениях К. И. Чуковского;
сформировать социально-коммуникативные навыки за счёт умения работать в группе;
развивать память, внимание за счёт умения определять прочитанные произведения по иллюстрациям и отрывкам из них;
прививать уважение и любовь к сказкам;
воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chukovskiy_3-4_klassy.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная

(путешествие по сказкам К. И Чуковского

для 3 - 4 классов)

 

Цели:
обобщить и углубить знания о творчестве К.И.Чуковского;
познакомится с историей создания некоторых произведений;
совершенствовать различные виды речевой деятельности;
воспитывать чувство любви, добра и радости от общения друг с другом на основе произведений автора.

1. Вступительная беседа с учащимися

-Сегодня у нас необычный день. Почему?

Да, мы отмечаем день рождения одного веселого и жизнерадостного человека, который любил детей и посвятил им много стихов и сказок. Даже родился он 1 апреля – в день шуток, веселья и смеха. Было это в 1882 году в городе Петербурге. Если бы писатель был жив, сколько бы ему сейчас исполнилось лет? (135 лет) Итак, кто догадался о ком сегодня пойдет речь? Правильно, о Корнее Ивановиче Чуковском (показ слайда№1 с портретом К. Чуковского) 

Но это, ребята, его ненастоящее имя, а псевдоним. А кто знает, какое его настоящее имя? (Николай Васильевич Корнейчуков).

На что похожа его фамилия Корнейчуков?(состоит из двух частей: 1- Корней, 2- Чуков). Да, действительно, из своей длинной фамилии «Корнейчуков» он придумал свой литературный псевдоним «Корней Чуковский». Под этой фамилией его все знали, и он даже передал свою новую фамилию по наследству своим детям.

С молодости Корней Иванович Чуковский вставал в 3-4 часа утра и работал в своем кабинете. Хотите побывать в этом кабинете? Тогда закройте глаза… 

Кабинет его напоминал и библиотеку потому, что здесь было очень много книг и детскую комнату, потому что там были интересные игрушки. Здесь были два африканских крокодила: один из камня, другой из железа. А на книжной полке сидела, свесив ноги, Шалтай –Болтай - подарок из Англии. Был и американский подарок – головной убор индейского вождя из настоящих орлиных перьев. Чуковский любил его надевать, встречаясь с детьми. Из Америки прибыл и оранжевый лев, умеющий говорить по-английски: «Я добрый лев. Я король джунглей. Я самый настоящий лев. Я очень люблю детей». Были подарки из Японии: куклы, огромная рыба, занявшая чуть ли не всю стену комнаты. Но Корнею Ивановичу особенно нравился заводной японский паровозик, который мог ездить без всяких рейсов прямо по паркету. А теперь посмотрите. С 1962 г. висела в его кабинете черная мантия доктора не медицины, а литературы Оксфордского университета Великобритании. Еще было в этой комнате огромный рукописный альбом с семьюдесятью страницами. В которой его знакомые писатели, художники, деятели театра оставляли на память свои рисунки, автографы, стихотворения, бумажные кораблики и даже некоторые документы, как вырезки из газет и объявления. (Показывается слайд с изображением Чукоккалы) 
Но самым необыкновенным был в этой комнате предмет с восьмьюдесятью разноцветными башмаками и туфельками, стоявший на письменном столе Чуковского. Подарок московских школьников к 80 - летию любимого писателя.

Что это был за предмет? (Макет «Чудо- дерева») 


Из какой сказки Чуковского?(«Чудо- дерево») Молодцы! Давайте послушаем отрывок из этого стихотворения 


(Звучит аудиозапись «Чудо-дерево» читает сам автор)

Как у наших у ворот чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное!

Не листочки на нем, не цветочки на нем,

А чулки да башмаки, словно яблоки!

А вы знаете, что Корней Иванович не придумал эту историю? 


Оказывается, однажды его младшая дочь Мура закапала под окном свою туфельку. Каждый вечер поливала её, а утром бегала проверять, не выросло ли чудо-дерево, не висят ли на нём новые туфельки и башмачки. 

Корней Иванович Чуковский очень любил детей и они его тоже очень любили

- А вы любите произведения Чуковского? Проверим.

I тур. «Вспомни сказку».

- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку

Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (
комара)
«Муха – Цокотуха»

Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (
ворону)
«Телефон»

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (
детей)
«Бармалей»

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (
Айболит)
«Айболит»

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (
воробей)
«Тараканище»

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (
не могу).
«Федорино горе»

А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (
чудовище).
«Крокодил»

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (
темно).
«Краденое солнце».

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (
захрюкали, хрю- хрю)
«Путаница»

II тур. «Конкурс знатоков».

- Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.

http://festival.1september.ru/articles/518574/img1.gif

По горизонтали:

  1. Имя акулы в сказках Чуковского.

И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет. (Айболит)

  1. Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.

Вот и стал Таракан победителем,

И лесов и полей повелителем.

Покорилися звери усатому.

(Чтоб ему провалиться, проклятому!)

А он между ними похаживает,

Золоченое брюхо поглаживает:

"Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,

Я сегодня их за ужином скушаю!" (тараканище)

  1. Имя мухи – именинницы.

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

  1. Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил

  1. Умывальников начальник и мочалок командир.

Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!

  1. Кто вернул краденое солнце?

Не стерпел Медведь,
Заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь.

Уж он мял его и ломал его:
"Подавай сюда наше солнышко!"

Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил, а из пасти
Из зубастой солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.

  1. Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?

И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
"Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит)

  1. Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.

Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото?
- Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете -
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!! (телефон)

По вертикали:

Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ

ІІІ тур «Корзинка с потерянными вещами»
В корзинке находятся разные вещи их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится о предмете.
1. Телефон (У меня зазвонил телефон);
2. Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,. а за ним комарики на воздушном шарике);
3. Мыло (Вот и мыло подскочило);
4. Блюдце (А за ними блюдца) ;
5. Термометр (И ставит им градусник) ;
6. Сито (Скачет сито по полям) ;
7. Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки? »);
8. Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла) ;
9. Шоколадку (А всем по порядку даем шоколадку) ;
10. Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил) ;
11. Книжки (Пришлите пожалуйста книжки) ;

ІV тур «Героический поступок»

- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

1.Айболит

8.Зажгли море.

2.Воробей

3.Проглотил солнце.

3.Крокодил

5.Помыла свою посуду.

4Комар

6.Вернул солнце в небо.

5.Федора

7.Потушила море.

6.Медведь

4.Спас Муху – Цокотуху.

7.Бабочка

2.Съел таракана.

8.Лисички

1. Вылечил зверей.

ИТОГ

Вы сказки Чуковского любите, знаете.

С удовольствием сказки эти читаете.

Мы рады, ребята, очень за вас.

За то, что в гостях побывали у нас.

Чтоб жить вам было веселей,

Придумал всех героев дедушка …

все: КОРНЕЙ.

С ранних лет стихи К. И Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без "Айболита", "Федорина горя", "Телефона". Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности человек - не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

И хочется в заключении прочитать вот такое шуточное стихотворение, которое Корнею Ивановичу Чуковскому посвятил поэт Валентин Берестов.
Нам жалко дедушку Корнея.
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве "Бармалея"
И " Крокодила" не читал,
Не восхищался 'Телефоном"
И в "Тараканище" не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?

 В разработке спользованы материалы из книг К.И. Чуковского и Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по сказкам К.И. Чуковского"

Цели:Знакомство с биографией К. И. Чуковского.Воспитание  интереса  к художественной литературе, к творчеству детских писателей.Оформление:портрет писателя К. И. Чуковского (1882-1969г.г.)пл...

Театральная гостиная "Путешествие по сказкам" в 4 классе

Цель: Развивать творческие способности, интерес к народному творчеству и чтению....

Путешествие по сказкам К.И.Чуковского.

конспект воспитательского мероприятия, презентация...

Конспект открытого занятия "Квест путешествие по сказкам К.И. Чуковского"

Конспект открытого занятия для старшей группы детского сада. Цель данного занятия показать удивительный мир сказок К.И. Чуковского....

Путешествие по сказкам К.И. Чуковского

Сюжетно-игровая организованная образовательная деятельность с элементами здоровьесберегающих технологий...

Викторина "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского".

Презентация к викторине в 1 классе "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского". Цель: обобщение знаний учащихся о героях сказок Чуковского....

«Путешествие по сказке Корнея Ивановича Чуковского «Телефон» »

Квест "Путешествие по сказке Корнея Ивановича Чуковского "Телефон""Занятие для первого класса...