Путешествие по сказкам К.И.Чуковского.
классный час (1 класс) на тему

Тимербулатова Гульшат Маратовна

конспект воспитательского мероприятия, презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chukovskiy_korney_ivanovich.pptx1.91 МБ
Файл chukovskiy.docx32.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ко дню рождения Корнея Ивановича Чуковского, русского писателя, критика, литературоведа, переводчика.

Слайд 3

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.

Слайд 10

I тур «Вспомни сказку». Веселится народ - Муха замуж идёт За лихого, удалого Молодого… Нет – нет! Соловей Не поёт для свиней Позовите-ка лучше… И мне не надо Ни марме л ада, ни шоколада А только маленьких, Ну очень маленьких… (комара). (ворону). (детей).

Слайд 11

Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор … Только вдруг из – за кусточка Из-за синего лесочка, Из далёких из полей Прилетает… А посуда вперёд и вперёд По полям, по болотам идёт. И чайник сказал утюгу - Я больше идти … (Айболит) (воробей) (не могу).

Слайд 12

А за ним – то народ И поёт, и орёт: - Вот урод, так урод! Что за нос, что за рот! И откуда такое… Солнце по небу гуляло И за тучку забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке … Свинки замяукали – мяу – мяу , Кошечки… (темно). (чудовище). (захрюкали, хрю- хрю)

Слайд 13

II тур «Кто есть кто». Айболит - Бармалей - Федора - Каракула - Мойдодыр - Тотошка, Кокошка - Цокотуха - Барабек - Рыжий, усатый великан - (доктор) (разбойник) (бабушка) (таракан) (умывальник) (обжора) (муха) (крокодильчики) (акула)

Слайд 14

- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: "Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”

Слайд 15

II I тур «Аукцион» 1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? 2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? 3. В какой сказке прославляют воробья? 4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья !» 5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? 6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: 7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? 8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? 9. В каких сказках героем является крокодил? 10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (« Федорино горе») («Бармалей») (« Тараканище ») («Мойдодыр», « Федорино горе») («Муха – Цокотуха»). (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши) (Волки, кит, орлы) (Улитку) («Путаница», « Тараканище », «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил») (Ваня Васильчиков)

Слайд 16

- Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

Слайд 17

- К.И.Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".

Слайд 18

I V тур «Расшифруйте имена сказочных героев». Б_РМ_Л_Й. КР_К_Д_Л. М_ЙД_Д_Р. Ф_Д_Р_ . _ЙБ_Л_Т . Т_Р_К_Н_Щ_.

Слайд 19

Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет "Федорино горе”.

Слайд 20

V тур «Кто какой поступок совершил». Айболит Спас Муху – Цокотуху. Воробей Проглотил солнце. Крокодил Помыла свою посуду. Комар Вернул солнце в небо. Федора Съел таракана. Медведь Вылечил зверей.

Слайд 21

Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, п орадоваться . Без этой способности человек – не человек. Читайте его книги! Не расставайтесь с этим писателем всю жизнь!



Предварительный просмотр:

Талант у Чуковского неиссякаемый, умный,

блистательный, веселый, праздничный.

Ираклий Андроников.

Ко дню рождения Корнея Ивановича Чуковского, русского писателя, критика, литературоведа, переводчика.

Цель: познакомить с творчеством писателя, развивать мышление, речь. 

Задачи:

воспитательные: воспитание положительных качеств на примерах героев;

привитие интереса к чтению;

коррекционно-развивающие: развитие и коррекция внимания, памяти, мышления;

образовательные: обогащение словаря.

Оборудование: Выставки детских книг К. И. Чуковского, портрет, презентация, ноутбук, интерактивная доска.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

        Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы отправимся в путешествие по произведениям одного очень известного детского писателя. Посмотрите на доску. Что изображено?

        Правильно. Это детские книжки со сказками. Как вы думаете кто автор этих сказок? Корней Иванович Чуковский. Сегодня мы с вами познакомимся с этим замечательным писателем.

II. Основная часть.

        Корней Иванович Чуковский был весёлым и жизнерадостным человеком. Даже родился он 1 апреля. А 1 апреля, как известно, считается днём шуток, веселья и смеха. Это было 1 апреля 1882 года. Так, что если бы он был жив, ему исполнилось бы в этом году 133 года. 

        Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
 Слайд 3.

– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
- Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.

Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.

        Героями своих произведений он сделал зверей, птиц, насекомых. Кроме животных, активными действующими лицами являются вещи.

        Корней Иванович писал и для маленьких детей, которые не умеют ещё и читать, и для ребят школьников, и для подростков, и для взрослых, которые тоже с удовольствием читают его прекрасные стихи, повести и даже сказки. Чуковский очень любил детей, он всегда был внимателен и добр с ними.Слайд 4,5,6,7,8.

А сейчас ребята мы с вами проведем Викторину и вспомним сказки и их героев.

I тур «Вспомни сказку».

        Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.

1.Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого…(комара)

2.Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше…(ворону)

3.И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей)

4.Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)

5.Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает…(воробей)

6.А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу)

7.А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище)

8.Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке…(темно)

9.Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки…(захрюкали, хрю- хрю)
Слайд 10,11,12.

С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без "Айболита”, "Федорина горя”,"Телефона”…
        Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

II тур «Кто есть кто».

        Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит – доктор

Бармалей – разбойник

Федора – бабушка

Каракула – акула

Мойдодыр – умывальник

Барабек – обжора

Цокотуха – муха

Тотошка, Кокошка- крокодильчики

Рыжий, усатый великан – таракан. Слайд 13.

- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: "Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!” Слайд 14.

III Физкультминутка «Сказки Чуковского»

        Засиделись, встанем отдохнуть.
- Ребята, я буду зачитывать отрывки из произведений Чуковского, а вы попробуйте эти слова изобразить, инсценировать.
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня. (назовите произведение)

И обрадовались блюдца
Дзынь-ля- ля
И танцуют и смеются
Дзынь-ля-ля. (откуда эти строки?)

Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра. (Вспомнили произведение?)

III тур «Аукцион»

1.В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? (Федорино горе)

2.Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? Бармалей»)

3.В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)

4.Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)

5.Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства?(«Муха – Цокотуха»).

6.Что просили животные в стихотворении-сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)

 7.На ком совершали путешествие в АфрикуАйболит и его друзья? (волки, кит, орлы)

8.Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитки)

 9.В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр»,«Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)

10.Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков) Слайд 15.

Вот какое шутливое стихотворение посвятил К.И. Чуковскому поэт Валентин Берестов:

Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве "Бармалея"
И "Крокодила" не читал,
Не восхищался "Телефоном",
И в "Тараканище" не вник.
Как вырос он таким ученым,
Не зная самых главных книг?

- Действительно, трудно представить, что когда-то этих "самых главных книг" не было. И сказочник Чуковский занимался совсем другим делом. Когда вышла его первая книга для детей, он писал в предисловии: "Собранные здесь стихи написаны мною нечаянно. Долгое время мне в голову не приходило, что из меня выйдет поэт для детей. Своей единственной профессией я считал литературную критику".

-  А как же сказки? А сказки зародились случайно.Первым появился «Крокодил. А вышло это так:
        Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
Слайд 16.

- К.И.Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба". Слайд 17.

IV тур «Расшифруйте имена сказочных героев».

        Дети, а сейчас я вам раздам листочки с заданиями, гденадо расшифровать имена героев сказок. Даны только согласные, необходимо в зашифрованные слова добавить гласные буквы, чтобы получились имена сказочных героев.

Б_рм_л_й                                        Кр_к_д_л                        

М_йд_д_р                                         Ф_д_р_

А_б_л_т                                            Т_р_к_н_щ_

Слайд 18.

        Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко.

Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать.

Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось

 на свет "Федорино горе”. Слайд 19.

V тур «Кто какой поступок совершил».

         Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

Айболит - вылечил зверей

Воробей - съел таракана

Крокодил - Проглотил солнце

Комар – Спас Муху-Цокотуху

Федора – Помыла свою посуду

Медведь – вернул солнце в небо. Слайд 20.

        Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, порадоваться.Без этой способности человек – не человек. Читайте его книги! Не расставайтесь с этим писателем всю жизнь!

Рефлексия.

        С творчеством какого детского писателя мы сегодня познакомились? Ответы детей.

        Сказки Корнея Чуковского добрые, веселые, интересные. Сказки великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

         Сказки К. Чуковского написаны в комической остросюжетной форме, но с поучительной целью. Они учат нас быть  храбрыми и справедливыми, всегда спешить помочь человеку, попавшему в беду. Ведь возможно, что именно ваше участие предотвратит трагедию и спасет чью-то жизнь.Чтобы не случилось - беды, надо стремиться к порядку, жить по определённым правилам и законам.  Но уж если всё же случится несчастье, то побороть его можно всем вместе, дружно. И надо помнить,добро всегда побеждает зло, и не миритесь со злом, с любым его проявлением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по сказкам К.И. Чуковского"

Цели:Знакомство с биографией К. И. Чуковского.Воспитание  интереса  к художественной литературе, к творчеству детских писателей.Оформление:портрет писателя К. И. Чуковского (1882-1969г.г.)пл...

Конспект открытого занятия "Квест путешествие по сказкам К.И. Чуковского"

Конспект открытого занятия для старшей группы детского сада. Цель данного занятия показать удивительный мир сказок К.И. Чуковского....

Путешествие по сказкам К.И. Чуковского

Сюжетно-игровая организованная образовательная деятельность с элементами здоровьесберегающих технологий...

Викторина "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского".

Презентация к викторине в 1 классе "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского". Цель: обобщение знаний учащихся о героях сказок Чуковского....

«Путешествие по сказке Корнея Ивановича Чуковского «Телефон» »

Квест "Путешествие по сказке Корнея Ивановича Чуковского "Телефон""Занятие для первого класса...

Кроссворд "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского"

Задания по составлению кроссворда или его отгадыванию является одним из видов заданий, которые позволяют формировать УУД на внеклассных мероприятиях. Поиск информации в книгах данного автора,  во...

Литературная гостиная (Путешествие по сказкам К.И. Чуковского)

Эта разработка может быть использована как для внеклассного занятия, так и для обобщения знаний на уроках в 3-4 классах. Цель занятия:Расширить знания детей о творчестве о прочитанных произведени...