Праздник "Прощание с Азбукой"
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Васильева Елена Леонидовна

Обобщающий урок обучения граммоте "Прощание с Азбукой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_azbuka.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ

«Средняя образовательная школа №2»

г. Усолье-Сибирское, Иркутской области, Васильева Елена Леонидовна

Праздник "Прощание с Азбукой"

Оборудование. Плакат:
"Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться".

Цели: повторить изученные звуки и буквы;

  • развивать речь, память, мышление;
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес к книгам.

Оборудование: 

  • рисунки с изображением обложек учебников “ Азбука”, “Литературное чтение;
  • короны с буквами русского алфавита;
  • плакат со слогами; три куклы;
  • 18 удостоверений и медалей о том, что учащиеся научились читать.

Ход праздника

Ведущий:Добрый день. Дорогие ребята и уважаемые родители!

Дорогие первоклассники!

Вы в школе почти целый год отучились,
Писать и считать уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным другом и помощником в этом вам стала
Первая главная книжка Азбука
И  этот праздник посвящаем ей!

1 ученик.

Уже Земля сменила платье,
Надела вешний свой наряд.
Сегодня праздник в первом классе:
День прощания с Азбукой!

2 ученик.

С  «Азбукой» я в первый раз

Пришел в свой первый светлый класс.

Я эту книгу полюбил,

Я в ней все буквы изучил,

И как мне радостно сказать:

«Умею я теперь читать!».

3Ученик 

Смех и слезы, радость и печаль
Довелось нам испытать.
Но стараний наших нам не жаль:
Книги нам легко теперь читать!

4 ученик.

Азбука среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна,
Но зато читать в полгода! –
Научила нас она.

Старшеклассница в роли Азбуки.

Я Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо,
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.

 (показывает на энциклопедии )
Тому, кто хочет много знать,

Кто хочет книги прочитать

Про горы и долины,

Про водные глубины,

Про реки, звезды и моря –

Не обойтись без азбуки, друзья

Ученик

Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтёры,
Космонавты и актёры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы…
Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс.
Все за партами сидели,
Все на Азбуку глядели.

Учитель

 -Дорогая, Азбука! Садись! Будь сегодня желанной гостей на нашем празднике.

Ребята приготовили тебе ещё подарок. Они споют песню “Азбука”.

1.Если хочешь много знать

Многого добиться

Обязательно читать

Должен научиться.

Азбука , азбука каждому нужна

Нам поможет книжки прочитать она.

2.Надо буквы нам писать

Аккуратно в строчку.

Надо их запоминать

Без ошибок точно.

Азбука , азбука каждому нужна

Нам поможет книжки прочитать она.

Книжки могут рассказать

Обо всём на свете

Очень любят их читать

Взрослые и дети.

 Ребята, давайте  вспомним, чему же учила нас Азбука.

Азбука:Папы, мамы и братишки –

Все читать умеют книжки!

Буквы все наперечет

Должен каждый знать…

Я приму у вас зачет,

Чтоб поставить «пять»!

Учитель Буквы словно на парад
Друг за дружкой встали в ряд.
Непохож у каждой вид. 
Вместе — это
алфавит!   (Дети встают в алфавитном порядке.)

Азбука:Что ж, ребята, докажите — 
Ну-ка, хором повторите 
Алфавит от «А» до «Я». 
Расскажите мне, друзья!

А Всем известно, буква «А»-

Буква очень славная,

Да к тому же буква «А»

В алфавите главная.

Б

Букве Б и страх неведом:
Бой, баран, боец, победа!

В Вот буква «В»

Видна вдали -

Красивая, витая.

Как будто крендель испекли,

Приезжих поджидая.

Г» - крючок обыкновенный,

Но в труде помощник верный.

Д Этот домик - буква «Д».

В домике - окошко.

Из трубы идет дымок,

А в окошке - кошка.

Е, Ё «Ё» и «Е» - родные сестры,

Различать сестер непросто.

Но у буквы «Ё» - две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

Ж Посмотри-ка: буква «Ж»

На жука похожа,

Потому что у нее

Шесть жучиных ножек.

З В звезде найдёшь ты букву З,
И в золоте, и в розе,
Земле, алмазе, бирюзе,
Заре, зиме, морозе.

 И  Буква «И» наискосок

Примеряла поясок.

Снизу вверх его тянула,

К правой ножке пристегнула.

Й Йод ребёнок знает каждый,
Йодом врач нам раны мажет.

К На прямую палочку

Справа села галочка.

Там поныне и сидит,

Буквой «К» на нас глядит.

Л Буква Л лесной шалаш

М Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я

-Это мы».

А между тем

Получилась буква «М».

ННа коне наездник мчит:
Настоящий он джигит!

О Буква «О» всегда стояла

Круглая, нормальная,

Спать легла - бока помяла

И теперь овальная.

ППанцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.

РРоет землю серый крот –
Разоряет огород.

ССпит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.

ТТаракан живёт за печкой,
То-то тёплое местечко.

УУченик учил уроки,
У него в чернилах щёки.

ФФлот плывёт к родной земле,
Флаг на каждом корабле.

ХХодит по лесу хорёк,
Хищный маленький зверёк.

ЦЦапля важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.

ЧЧасовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.

ШШалуны, прибавьте шагу!
Скорей несите мушкетёру шпагу!

ЩЩёголь щётку уважает,
Щёткой щёголь пыль счищает.

Ъ, ЬМягкий знак живёт беспечно,
Он без кепки ходит вечно.
А упрямый твёрдый знак
Кепку носит только так.

ЫТвёрдый знак и мягкий знак–

Не звучат они никак,

Но без них, мои друзья,

Обойтись никак нельзя.

–Между ними буква Ы–

Не теряйте головы.

ЭЭкскаватор землю роет,
Это школу детям строят.

ЮЮнга – будущий матрос –
Южных рыбок нам привёз.

ЯЯ сказала про себя:
– Хоккеист известный я.
Шайба прямо в цель летит –
Гол! Закончен алфавит.

А какую букву не назвали? Что в ней особенного?(Ы)

Азбука. Я рада, что вы, ребята, так хорошо знаете все 33 буквы. Отныне и навсегда они – ваши верные друзья и помощники.

Ученик

Тридцать три родные буквы,

Мы узнали, не шучу,

И за это благодарны Букварю!

Песня про Букварь

Мы научились не только читать, но и  разыгрывать сценки. Посмотрите инсценировку

 «Сказка о букве Я»

АВТОР: Всем известно:
Буква "Я" в азбуке последняя.

А известно ли кому,
Отчего и почему?

Неизвестно?

ДЕТИ (хором) - Hеизвестно!

 АВТОР: - Интересно? 
ДЕТИ (хором) - Интересно!

АВТОР: Hу, так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас буквы.

Жили, не тужили, 
Потому что все дружили,
Где никто не ссорится, 
Там и дело спорится.

Только раз все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква "Я" в строку не встала,
Взбунтовалась буква "Я"!

БУКВА Я (выходит) - Я …

Автор: - сказала буква «Я».

Буква Я: Главная - заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла Я!
Hе хочу стоять в ряду. 
Быть желаю на виду! -

АВТОР: Говорят ей:

БУКВЫ: - Встань на место!

АВТОР: Отвечает:

БУКВА Я: -Hе пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я - местоимение.
Вы в сравнении со мною -
Hедоразумение!
Hедоразумение -
Hе более не менее!

АВТОР: Тут вся азбука пришла в страшное волнение.

БУКВА Ф: Фу-ты ну-ты!   

                                                 
АВТОР: Фыркнул «Ф»,от обиды покраснев.

БУКВА С: - Срам! –

АВТОР: - Сердито «С» сказала.

АВТОР: «В» кричит:

БУКВА В- - Воображала!      

                                                                      

 АВТОР: Проворчало «П»:
БУКВА П: - Попробуй, 
Потолкуй с такой особой!

БУКВА Ь: - Нужен к ней подход особый.

Автор: Вдруг промямлил мягкий знак.

Буква Ъ А сердитый твёрдый знак молча показал кулак.

Гласные: Тише, буквы! Стыдно, знаки!

Автор: Закричали гласные.

Буква А: Не хватало только драки,

Буква Ю: А ещё согласные!

Буква О: Надо раньше разобраться, А потом уже и драться.

Буква У: Мы же грамотный народ!

Буква Е: Буква «Я» сама поймёт.

Буква И: Разве мыслимое дело,

Буква Ы: Всюду «Я» совать вперёд!

Буква «Э»: Ведь никто в таком письме не поймёт ни «бэ», ни «мэ».

Автор: «Я» затопала ногами:

БУКВА Я: - Hе хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума! –

АВТОР: Буквы тут переглянулись,

Все - буквально! - улыбнулись,

И ответил дружный хор

БУКВЫ: (ВСЕ) - Хорошо, идем на спор:

Буква «Р» - Если сможешь в одиночку
Hаписать хотя бы строчку, -

Буква «К» - Правда, стало быть, твоя!

БУКВА Я: - Чтобы я да не сумела, я ж не кто-нибудь, а «Я» !

АВТОР: Буква "Я" взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела, -
Hаписать она сумела
Только…..

БУКВА Я: "Я ЯЯЯЯ?!"

АВТОР: Как зальется буква "X":

БУКВА Х: - Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!

 АВТОР: «О» от смеха покатилась!                                                            
«А» за голову схватилась.

«Б» схватилась за живот...                               

Буква «Я» сперва крепилась,

А потом  - как заревет:

БУКВА Я: - Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою! 
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы "Ю"!

АВТОР: - Что ж, - решил весь алфавит, -

БУКВА А: Если хочет - пусть стоит!    

Дело ведь совсем не вместе. 
Дело в том, что все мы - вместе!

ВСЕ БУКВЫ: Чтобы все от А до Я -
Жили, как одна семья!

АВТОР: Буква «Я» всегда была,

Всем и каждому мила,

Но советуем, друзья,

Учитель: Ну, тогда у нас музыкальная перемена. Мы будем танцевать рок-н-ролл, но этот танец не простой: темп всё время ускоряется. Надо несколько раз повторять за нашими ведущими все движения, да ещё успевать произносить слова. Готовы?
(Игра проводится три раза в разном темпе, в последнем получается очень смешно) 

Все, кто хочет, все играйте. Быстро дружно в круг вставайте! А теперь запоминайте и движенья повторяйте.
Звучит Рок-н-ролл
Кто на праздник к нам пришёл (приседают и встают), 
Все танцуют рок-н-ролл! (Все кричат.)
Крутим правою ногой,
Машем ей перед собой, 
Быстро двигаем локтями. (Показывают.) 
Все танцуйте вместе с нами! (Хлопки над головой.) 
Очень быстро нас завёл (приседают и встают) 
Классный танец рок-н-ролл! (Все кричат.) 
Крутим левою ногой,
Машем ей перед собой,
Быстро двигаем локтями.(Показывают.) 
Все танцуйте вместе с нами! 

(Хлопки над головой.) 
Все, кто к нам сюда пришёл, все танцуют рок-н-ролл! (Все кричат.)
Мы на месте не стоим, прыгаем все, как хотим, 
И коленки задираем, все танцуйте вместе с нами! 
Очень быстро нас завёл (приседают и встают) 
Классный танец рок-н-ролл!(Все кричат.)

А сейчас проведём конкурс.

Угадай литературного героя

1.

Многим долго не известный, стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной мальчик – луковка знаком.
Очень просто и недлинно он зовётся…
( Чиполлино).

2.

Работать умела красиво и ловко, в деле любом проявляя сноровку.
Хлебы пекла и скатерть ткала, шила рубашку, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла…Кто мастерица эта была?
(Василиса Премудрая).

3.

Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей.
И однажды бегемота вытащил он из болота.
Он известен, знаменит, это доктор…
(Айболит).

4.

Он весел и незлобен, этот милый чудачок.
С ним хозяин мальчик Робин и приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник! И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник, медвежонок…
(Винни-Пух).

Теперь такое задание. Составьте слова из данных слогов

ро-

чу

све

ча

ща

щу

кри

та

А сейчас наши девчушки пропоют для вас частушки.

1. А сейчас наши ребята  пропоют для вас частушки.

1.Мы ребята-семилетки,

Вам частушки пропоём.

Мы в своей любимой школе

Замечательно живём.

2 Наша школа хороша: светлая, уютная,
А ещё известна тем, что очень многолюдная.

3.. Как начнётся перемена, в коридоре толкотня.
Ну, а мне какое дело, лишь не сбили бы меня.

4. Чтение, чтение ты наше просветление.
Сказочки читаем и стихи мы знаем!

5.Раньше мамы нам читали

Про зайчат и про лису,

А теперь читаем сами

Про весну и про луну.

6.Любим мы решать задачи,

Кто быстрей и кто вперёд.

А задачки-то какие –

Сам профессор не поймёт.

7.Все науки одолеем,

Всё у нас получится,

Потому что наши мамы

Вместе с нами учатся.

3.Вот идут труды у нас, лепили мы ежонка.
Получился дикобраз, или это ёлка?

Все:Мы частушки вам пропели хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим, чтоб вы нам похлопали!

Наших мальчиков Азбука учила, как вести себя на перемене. Мальчики инсценируют стихотворение С.Я. Маршака “Угомон”.

Конкурс “Фразеологический зверинец”

Добавить недостающее слово – название животного.

Голоден как…(волк)

Хитёр как…(лиса)

Труслив как…(заяц)

Нем как…(рыба)

Колючий как…(ёж)

Здоров как…(бык)

Стук в дверь. Учитель спрашивает: “Кто это?” Дети хором отвечают: “Это он! Это он! Азбукинский почтальон”.

Здравствуйте, ребята! Что это у вас за праздник?

Так вы все-все буквы знаете? Тогда помогите мне отгадать, кто прислал эти телеграммы.

  • Спасите! Нас съел серый волк…
  • Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко…
  • Прибыть на праздник не могу, от меня сбежали брюки…
  • Всё закончилось благополучно, только хвост остался в проруби…
  • Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите!..
  • Пришлите, пожалуйста, капли:
    Мы лягушками нынче объелись,
    И у нас животы разболелись…

Конкурс “Собери пословицу”

На одной половине доски записаны начала пословиц, а на другой – их продолжения в произвольном порядке. Дети должны “собрать половинки”.

Где дружбой дорожат,

а нашёл – береги.

Нет друга – ищи,

в деле познаётся.

Один за всех,

лучше новых двух.

Всякий человек,

все за одного.

Дружба крепка не лестью,

там враги дрожат.

Старый друг

а правдой и честью.

На каждом уроке Азбука учила нас дружить, уважать друг друга, помогать друг другу.

Дети поют песню “Когда мои друзья со мной”.

Игра “Что это?”

  • Его вешают, когда приходят в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос) 
  • Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши) 
  • Его проглатывают, упорно не желая о чём-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дёргают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык) 

Теперь все гости убедились в том, что Азбука научила нас многому. Давайте за это скажем нашему учебнику спасибо.

Дети хором: “Спасибо, Азбука, тебе!”

Ученик.

Учебник закрывается, пора с ним распроститься…
Он верным другом был для нас. Прощаясь с ним, грустит наш класс.
Но долго нам грустить нельзя: другие книги, ждут, друзья!

Азбука: Ну что ж, пришла пора расстаться,
Осталось только попрощаться. 

Посмотрите, какая книга. Это ваш новый учебник, которому я уступаю свое место. Теперь она вас дальше поведет по стране знаний. Я надеюсь, что вы будете беречь ее, заботиться, чтобы страницы были чистыми, чтобы учебник оставался таким же красивым, каким вы его получите.

Учебник «Литературное чтение»:

Мои дорогие друзья!

День сегодня такой,

Азбука закончена,

Дальше в путь

Пойдем со мной.

Вместе прочитаем мы

Много разных книг.

И каждый гордо скажет:

«Я – лучший ученик»!

УчительМолодцы, ребята! Вы многому научились.

Позади нелегкий труд

Слогового чтения!

Вам сегодня выдают

УДОСТОВЕРЕНИЯ!

Конкурс “Угадай-ка”

На доске рисунок учебника “Литературное чтение” заделан квадратиками из листов белой бумаги.

Учитель открывает по одному квадратику до тех пор, пока дети не отгадают, что там изображено. Затем хором читают название нового учебника.

Эта книга поможет узнать вам много интересного, неизвестного.

Мы переходим к торжественной части нашего праздника – вручению удостоверений.

Теперь вас поздравят родители.

Учитель:

-Дорогие ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря трудолюбию, старанию и желанию учиться. Вы изучили все буквы русского алфавита, научились читать по первой вашей книге – Азбуке. Но Азбука познакомила вас не только с буквами. Она учила вас быть добрыми, дружными, воспитанными учениками.

Ведущий

Не робейте, не грустите,

К новым знаниям идите!

В добрый путь!

Ведущий. Ну-ка, выходите, буквы: А, Я, О, В, С, Н, К. Попробуйте сложить слово.

Ученик 1 A y меня дома овсянка!

Ученик2 Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!

Ученик 1 Как я люблю овсянку!

Ученик 2 И я люблю!

Ученик 1 Она желтая, красивая такая!

Ученик 2И вкусная. Особенно с молоком!

Ученик 1Как это – вкусная? Как это – с молоком?

Ученик 2 Да так! А еще хороша с маслом или сахарным песком!

Ученик 1Да ты про что говоришь?

Ученик 2 Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?

Ученик 1 И я про овсянку!

Ученик 2Ты про какую овсянку?

Ученик 1Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

Ученик 2. Каша песни пела?

Ученик1 (сердито). Какая каша? Не каша, а птица.

Ученик 2 Птица ов-сян-ка, что ли? Не слыхала такую?

Ученик 1 (более добродушно). Айда ко мне – мою овсянку слушать.

Ученик 2 Айда! А потом ко мне – мою овсянку кушать.

Ведущий. Я думаю, вы поняли секрет этого диалога? С какими еще многозначными совами вы встречались?

Ведущий.

Этот грозный Буквоежка –
Буквы съест в один присест.
Обглодал он все словечки
И теперь уже не ест.
Надо буквы дописать,
Чтобы фразу прочитать.

УЧИТЕЛЬ:-Нам пришло время прощаться с АЗБУКОЙ. Нас ждут другие книги. АЗБУКА просит выполнить её просьбу

Я добрый друг и спутник твой.

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид приятен,

Оберегай меня от пятен.

Мой переплёт не выгибай,

И корешок не поломай.

Меня в бумагу оберни.

Где взял меня - туда верни.

Запомни, я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук.

        Ведущий. Ну-ка, выходите, буквы: А, Я, О, В, С, Н, К. Попробуйте сложить слово.

Ученик 1 A y меня дома овсянка!

Ученик2 Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!

Ученик 1 Как я люблю овсянку!

Ученик 2 И я люблю!

Ученик 1 Она желтая, красивая такая!

Ученик 2И вкусная. Особенно с молоком!

Ученик 1Как это – вкусная? Как это – с молоком?

Ученик 2 Да так! А еще хороша с маслом или сахарным песком!

Ученик 1Да ты про что говоришь?

Ученик 2 Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?

Ученик 1 И я про овсянку!

Ученик 2Ты про какую овсянку?

Ученик 1Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

Ученик 2. Каша песни пела?

Ученик1 (сердито). Какая каша? Не каша, а птица.

Ученик 2 Птица ов-сян-ка, что ли? Не слыхала такую?

Ученик 1 (более добродушно). Айда ко мне – мою овсянку слушать.

Ученик 2 Айда! А потом ко мне – мою овсянку кушать.

Ведущий. Я думаю, вы поняли секрет этого диалога? С какими еще многозначными совами вы встречались?

Вручение удостоверений  первоклассникам.

Учитель: А сейчас дадим торжественное обещание Азбуке

К торжественной клятве приготовиться!

Азбука дала вам знания,

Помнить будет, вы? (Да)

Впереди ребята ждут вас  книги,

Знаний принесут вам свет.

Будете вы рвать их? (Нет)

Книги многое расскажут,

Не обманут никогда.

Нужно только быть прилежным.

 Будете лениться? (Нет)

Будь ты с книгой аккуратен,

Сохрани на много лет.

Все тебе понятно? (Да)

Прочти книгу с интересом,

В каждой книге есть совет.

Книга станет лучшим другом.

Друга бросите, вы? (Нет)

Книги знайте и любите.

Будете беречь их? (Да).

Слово родителям

Слово учителю:

Подошёл к концу наш праздник небольшой, 
Увлекательного чтения вам желаем всей душой. 
Вам, девчонки! Вам, мальчишки! 
С книгой ладить и дружить! 
Пусть любовь к хорошей книжке 
С вами вместе будет жить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 1 классе по теме "Азбука, азбука каждому нужна". Программа Е.Д. Критской, Сергеевой

Открытый урок в 1 классе по программе Е.Д. Критской. Тема урока "Азбука, азбука каждому нужна". На этом уроке первоклассники знакомятся с  элементами нотной грамоты.   В форме игры мале...

Открытый урок в 1 классе на тему: "Русская азбука азбука или алфавит"

Данный материал содержит подробный конспект урока с использованием игровых, групповых технологий и физминуток....

Праздник Азбуки. За всё, чему ты нас учила , спасибо Азбука тебе.

Для  1  класа  праздник  прощания  с  Азбукой....

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:·         развитие познавательной активности и творчес...

Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

Азбука, азбука каждому нужна..

Азбука, азбука каждому нужна... (УРОК МУЗЫКИ)...