Технологическая карта урока по литературному чтению А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
методическая разработка по чтению (2 класс)

Нина Антоновна Хребтова

В технологической карте  расписаны все зтапы урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx30.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока литературного чтения

Учитель

Хребтова Нина Антоновна

МБОУ Новоключевская СОШ Купинский район

Класс

2

Автор УМК (программы учебного курса)

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина

Тема урока

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Тип урока

Комбинированный урок.

 

Цель:

продолжать формирование представления о творчестве А.С. Пушкина; обучать элементарным приёмам анализа художественных текстов; совершенствовать навык чтения; развивать речь учащихся.

Задачи:

 

Воспитательные (Личностные УУД):

Б.- формирование заинтересованности  к произведениям А.С. Пушкина; позитивного отношения к ним; осознания ценности его творчества;

- воспитание эстетических потребностей на основе опыта заучивания наизусть стихотворений А.С. Пушкина и подготовки к инсценированию понравившихся отрывков сказки после изучения текста;

П. - дать возможность для формирования понимания литературных произведений русских классиков как явления национальной и мировой культуры.

Образовательные:

Б. - формирование умения использовать использования разные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, выборочное, поисковое) текста в соответствии с целями и задачами;

- формирование умения читать текст вслух с соблюдением орфоэпических  и интонационных норм,

- формирование умения участвовать в коллективном обсуждении текста;

- формировать умение проводить простейший первичный анализ художественного текста

- давать простейшую характеристику героев по их поступкам.

П.- дать возможность формирования умения распознавать в тексте непонятные слова и вычленять из них устаревшие;

- дать возможность для формирования умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текстов и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- дать возможность для формирования умения самостоятельно находить средства выразительности для передачи  характера героя художественного произведения, его настроения, состояния.

Развивающие:

Познавательные УУД:

Б. - формирование умения овладения навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;

- формирование умения овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установление причинно-следственных связей, построения рассуждений;

- формирование умения поиска учебной информации в словарях.

П. - дать возможность для формирования умения осознанно и произвольно строить сообщение в устной форме;

- дать возможность для формирования умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные УУД:

Б. - формирование умения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- формирование умения понимать причины успеха\неуспеха учебной деятельности

П. - дать возможность для формирования умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные УУД:

Б. - формирование умения выступать перед классом, читая текст изученного произведения вслух, наизусть с соблюдением орфоэпических и интонационных норм;

- формирование умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

- формирование умения слушать собеседника, вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого излагать своё мнение, задавать вопросы;

- формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль.

П. - дать возможность для формирования умения аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Планируемый результат:

Личностные:

Б. (обучающиеся научатся)

- позитивное отношение к произведениям А.С. Пушкина, осознание их ценности.

П. (обучающиеся получат возможность научиться):

- осознание значимости чтения произведений классика для личного развития.

Метапредметные:

Б. (обучающиеся научатся)

 - принимать учебную задачу и оценивать результаты своей деятельности;

- определять последовательность этапов деятельности по работе над сказкой;

- сравнивать и классифицировать объекты по родовым признакам;

- работать в паре и в группе.

П. (обучающиеся получат возможность научиться):

- одному из способов решения проблем творческого характера (инсценировка).

Предметные:

Б. (обучающиеся научатся):

- читать изученный отрывок произведения вслух, по ролям с соблюдением орфоэпических и интонационных норм;

- использовать некоторые виды чтения (просмотровое, ознакомительное, выборочное, поисковое) для решения поставленных задач;

- вычленять из текста реплики героев, обозначенные кавычками, и слова автора;

- давать определение настроению, состоянию  героев по опорным словам, иллюстрациям;

- находить значение слов в словаре.

П. - (обучающиеся получат возможность научиться):

- самостоятельно выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

- вычленять из ряда слов с неизвестным лексическим значением устаревшие слова

Методы

наглядные, словесные, аналитический, исследовательский, стимулирование интереса к учению, устный и письменный контроль и самоконтроль, образный (рефлексия)

Основные понятия:

устаревшие слова: землянка, невод, корыто, светёлка, столбовая дворянка;

кавычки: кавычки открываются, кавычки закрываются.

Межпредметные связи

Русский язык. Разделы «Лексика», «Язык и речь».

Ресурсы

Учебник «Литературного чтения. 2 класс, Ч1» [Л.Ф. Климанова и др.] карточки оценивания: «смайлы»,  «светофор».

Организация пространства

 Фронтальная  работа,  индивидуальная,  работа в парах, группах.

 

 

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Мотивация к учебной деятельности

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

 

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию из текста загадки.

- Здравствуйте, зовут меня…….Сегодня у нас будет необычный урок. Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим. Улучшает настроение – улыбка. Улыбнитесь своему соседу слева и справа. Дотроньтесь ладошками до ладошек вашего соседа.  Что вы почувствовали, приветствуя друг друга? (Тепло) Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем приступить к работе.

 -Давайте сохраним теплую обстановку на протяжении всего урока, возможно произойдет чудо…

Самоконтроль готовности.

Настрой на работу.

Отгадывают загадку.

 

Актуализация знаний, постановка учебной задачи

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

 

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

 

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

1) - А теперь я хочу спросить, знаете ли вы, кто такой сказочник? (ответы детей)

- Да, я с вами согласна. Добавлю, что сказочник – это человек, который до конца верит в добро, он осуждает зло, жадность, зависть. С одним сказочником мы сегодня встретимся. Хотите? Тогда угадайте, кто это? Читайте только подчеркнутые буквы.

БАМЛОНЕКТРСОАЬНДВР

ПЬСЮЕЁРВГЕЕАВЗИЧ

ЦЕПЖУФЛШЮКЙИМН Открывается  запись: 

Александр Сергеевич Пушкин. (Портрет поэта)  -Ребята давайте же вспомним сказки А.С.Пушкина. Всего сказок у А.С.Пушкина пять: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне», «Сказка о золотом петушке», Сказка о попе и о работнике его Балде» 

- Сегодня мы познакомимся с одной из сказок А.С. Пушкина. Сказка, которую я хочу предложить, известна вам с детства. Попробуйте её узнать по описанию. Слушайте внимательно.

-Главные герои в этой сказке: Старик и старуха

Невод и рыбка

Изба да корыто

Дворянка и владычица морская?

- Догадались? Кто скажет, как называется сказка? («Сказка о рыбаке и рыбке»)  Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Демонстрация знаний, умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Принятие учебной задачи.

Открытие новых знаний

1 этап. Работа с текстом до чтения

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

 

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

 

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

 Давайте попробуем войти в сказку. Послушайте:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

- Что мы можем сказать о жизни героев? 
Семья пожилых людей прожила долгую совместную жизнь. Жили они бедно. Старик промышлял рыбалкой, старуха пряла пряжу. Их жизнь была размеренна и спокойна. И вдруг произошло чудо. Давайте вспомним, как это было.

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выражение своих чувств, мыслей.

Восприятие информации.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

 

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь определять главную мысль текста;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

 

Коммуникативные:

уметьучаствовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

 уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Во время  чтения сказки встретятся незнакомые вам слова

1 часть

Ветхая землянка - дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод - сеть рыболовная

- А теперь вы сами попробуйте догадаться и подобрать значения к незнакомым словам 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение текста учителем. Некоторые  короткие  части читаются детьми ( хорошо читающими)

- Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

Работа с толковым словарём.

Восприятие текста.

 

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту.

 

Выражение своих чувств, мыслей.

 

 

 

 

 

Словарная работа.

 

 

Словарная работа.Отвечают на вопросы.

Читают текст.

 

 

 

 

 

Выразительно читают.

 

 

 

Физкультминутка

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Физминутка для глаз.  - Следите за полетом бабочек только глазками. Сначала за красной. Потом за голубой.

 

Проверка восприятия текста

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

 

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

 

Познавательные:

- уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

 

- Чтобы проверить, как внимательно вы слушали сказку, проведём игру.  - Для  этого вам будут представлены иллюстрации, к ним вы должны найти строки в тексте.

      

 

Оценивают своих товарищей. Отвечают на вопросы.

 

Демонстрация знаний.

 

Восприятие информации.

 

Принятие учебной задачи.

 

Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы.

 

Формулируют вывод.

Рефлексия Творческая работа.

 

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

 

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь определять главную мысль текста.

 

Коммуникативные:

уметьучаствовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

 уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- А вы бы выпустили рыбку или загадали желание?

-Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?

(у каждого ученика нарисованная рыбка)

- Ребята, у вас на партах золотая  рыбка, не простая, а волшебная.

Я предлагаю вам на обратной стороне рисунка написать ваше желание.

- Возьмите её в руки и загадайте самое заветное желание. А теперь прикрепите свою рыбку к нашему волшебному морю, и пусть все ваши желания сбудутся.

- Давайте отпустим ваших рыбок в море, пусть гуляют там себе на просторе.

( дети прикрепляют рыбок на рисунок моря)

Читают сказку самостоятельно и вслух.

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

Формулируют вывод.

 

Выделяют действующих лиц.

 

Читают по ролям.

 

Демонстрируют свои знания.

Итог урока.

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

 

 

 

 

 

 

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

 

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

 

- Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» 

- А какой урок мы возьмем из этой сказки?

- А еще, ребята, когда человек жадничает, он добра не видит, становится злобным. Жадный человек ничего не достигнет, он останется у разбитого корыта.

- Ребята, а какими вы были сегодня на уроке? Оцените свою работу (сигнальные карточки). (Критерии самооценки: «Очень хорошо» - розовый, «Хорошо» - зелёный, «Старался, но не всё получилось» -оранжевый).

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

 

 

 

 

Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Домашнее задание

(творческое)

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Объяснение сути домашнего задания (на выбор обучающихся):

1.Подготовить выразительное чтение сказки.
2. Найти и прочитать другие сказки А. С. Пушкина.
3.Нарисовать иллюстрации к сказке. 

Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературное чтение 2 класс "Сказка о рыбаке и рыбке."

презентация к сакзке  Пушкина " Сказка о рыбаке и рыбке."...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе УМК «Начальная школа XXI века» по теме: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

      Этот проект я защищала на курсах повышения квалификации 9 октября 2015 года в ФГАОУ ВО "Казанском (Приволжском) федеральном университете  перед коллегами из Республики...

Урок литературного чтения по теме: "Сказка о рыбаке и рыбке. Характеристика главных героев"

Урок литературного чтения по теме: "Сказка о рыбаке и рыбке. Характеристика главных героев"...

Литературное чтение Тема урока : «Сказка о рыбаке и рыбке» Приём: «Ромашка Блума»

Развитие читательской грамотности учащихся младших школьников....

Технологическая карта по литературному чтению по теме: "Слепая лошадь" (4 кл.) «Школа России», учебник Литературного чтения: 4 кл.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний; Цель урока: познакомиться с произведение К. Ушинского «Слепая лошадь» Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Познако...