РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по Основам духовно-нравственной культуры народов России модуль «Родное слово»
рабочая программа по чтению (2 класс)

Макарова Юлия Владимировна

Планирование составлено на основе:  примерной основной образовательной программы основного общего образования, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по ОДНКНР с учетом авторской программы родное слово: рабочая программа по учебному предмету «Основы православной культуры» для 5 кл. общеобразовательных организаций. Сост. протоиерей Б.И.Пивоваров. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2015.

Осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  2. Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  3. Приказа Минобрнауки России от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  4. Письма Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Цель изучения курса «Основы духовно - нравственной культуры народов России» – приобщение обучающихся  к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент Смоленской области по образованию и науке‌‌

Администрация муниципального образования Ярцевский район Смоленской области‌

МБОУЯСШ №4

РАССМОТРЕНО

МС

от 30.08.2023 г.

Протокол №1

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

от 31.08.2023 г.

Протокол №1

УТВЕРЖДЕНО

Приказом по МБОУЯСШ №4

от 31.08.2023 г. №160

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка

по Основам духовно-нравственной культуры народов России

модуль «Родное слово»

2класс

Учитель:

Макарова Юлия Владимировна

2022 - 2023 учебный год


Пояснительная записка

Планирование составлено на основе:  примерной основной образовательной программы основного общего образования, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по ОДНКНР с учетом авторской программы родное слово: рабочая программа по учебному предмету «Основы православной культуры» для 5 кл. общеобразовательных организаций. Сост. протоиерей Б.И.Пивоваров. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2015.

Осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  2. Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  3. Приказа Минобрнауки России от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  4. Письма Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Цель изучения курса «Основы духовно - нравственной культуры народов России» – приобщение обучающихся  к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.


Задачи курса:


1. Расширение и систематизация знаний и представлений обучающихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
2. Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества;
3. Формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;

4. Воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, уважительное отношение к людям другой культуры;

5. Развитие информационной культуры обучающихся (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.

Количество часов по учебному плану:

всего часов в год     32

в неделю    1  час

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • осознание значения русского языка как государственного языка
    Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • понимание того, что родной язык представляет собой важнейшую
    составляющую отечественной культуры;
  • осознание необходимости бережного, уважительного отношения
    к языку как средству человеческого общения;
  • отношение к правильной речи как главному показателю общей
    культуры человека;
  • выработка навыков правильной устной и письменной речи;
  • получение представлений о сокровищах русской словесности,
    о выдающихся памятниках книжности, произведениях великой
    русской литературы, о великих мастерах русского слова;
  • понимание отечественной литературы как средства сохранения
    и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • восприятие отечественной литературы как высочайшего явления
    национальной и мировой культуры.

Метапредметные результаты:

  • развитие познавательной деятельности школьника в гуманитарной сфере;
  • воспитание любви и уважительного отношения к родной литературе и культуре;

- формирование чувства личной ответственности за сохранение
культурно-исторического наследия России.

Предметные результаты:

  • расширение и систематизация знаний учащихся о русском
    языке;
  • получение элементарных знаний о церковнославянском языке
    как языке молитвы и богослужения Русской Православной
    Церкви;
  • формирование у учащихся представлений о культуре речи как общечеловеческой ценности;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса
    школьников для свободного выражения своих мыслей и чувств;
  • формирование у учащихся стремлений к речевому самосовершенствованию;
  • овладение учащимися нормами литературного языка и речевого
    этикета;
  • формирование устойчивого навыка постоянно следить за своей
    речью;
  • осознание учащимися значимости изучения литературы для
    своего дальнейшего развития;
  • воспитание у учащихся школ правильного «читательского
    вкуса»;
  • формирование потребности в систематическом чтении русской
    классической литературы.

2. Содержание программы учебного предмета

Первая часть раздела «Родное слово» (уроки 1-11) озаглавлена: «Такие разные слова!»

Школьники, изучающие в 5-м классе основы православной культуры в рамках этого раздела, прежде всего узнают, что слово — это величайший творческий дар Бога человеку. Именно такой взгляд на слово как на Божий дар соответствует православному мировоззрению и православной культуре. Далее обучающиеся убеждаются в том, что окружающие
нас слова имеют разное достоинство. А иные слова вообще употреблять
нельзя, то есть неполезно. Потому что, употребляя скверные слова, человек унижает своё достоинство.

Вторая часть раздела «Родное слово» (уроки 12-25) озаглавлена «Введение в русскую словесность».

  1. Происхождение слов родного языка. Связь истории русского
    языка с православной культурой России. Слово как божественный дар человеку.
  2. Значение языка в истории и духовной жизни народа. Родное
    слово — как педагог и наставник. «Родное слово» К. Д.Ушинского как «народный учебник» и как «золотая книга российской педагогики».
  3. Слова, окружающие нас: обязательные, святые, мудрые; слова забытые и неологизмы; заимствованные слова; слова-имена; крылатые слова; слова лишние, плохие.
  4. Проблема: «Как наше слово отзовётся?»
  5. Истоки славянской письменности: святые Кирилл и Мефодий —
    славянские первоучители. Загадка в истории славянской азбуки: кириллица и глаголица.
  6. Церковнославянский язык — язык первого перевода Библии на
    славянский язык, язык молитвы и богослужения Русской Православной Церкви.
  7. Исторический путь русской словесности: древнерусская рукописная книга, выдающиеся произведения древней русской литературы, жития святых — любимое чтение русского народа, первая учебная книга на Руси, первопечатный Букварь диакона Ивана Фёдорова.
  8. Жанры в русской словесности: русские сказки, русские басни,
    русская песня.
  9. Значение трудов М.В.Ломоносова для становления русской словесности. А.С.Пушкин и русская словесность.
  10. Мастера русского слова о родном языке.


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата

План

Факт

Откуда берутся слова?

1

«Родное слово» К.Д.Ушинского

1

Обязательные слова

1

Святые слова

1

Мудрые слова-пословицы

1

Слова забытые и неологизмы

2

Заимствованные слова

1

Лишние слова

1

Плохие слова

1

Слова-имена

1

Крылатые слова

1

Как наше слово отзовётся?

1

«В начале было Слово»

1

Кириллица

1

Церковнославянский язык

1

Первые учебные пособия на Руси

1

Древнерусская книга

1

Древнерусская литература

1

Жития святых

1

Букварь диакона Ивана Фёдорова.

1

Михаил Васильевич Ломоносов и его труды по русской словесности

1

Заветные стихи А.С.Пушкина.

2

Русские сказки

2

Русские басни

2

Русская песня

2

Русские писатели о русском языке

1

Итоговый урок

1

Всего

32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я – гражданин России»

         Рабочая программа» составлена на основе авторской программы курса  «Я – гражданин России» С.В. Сабиной...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

         Программа разработана на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина, автор Данилюк, А.Я. и Программы духовно- нравствен...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Я - гражданин России".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма составлена на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Закона Российской Федерации «О...

рабочая программа по предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 4 класса,

В Законе Российской Федерации «Об образовании», в президентской образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве одной из приоритетных задач образования обозначена задача формирования ду...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры». Класс 4.

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,  модуль «Основы православной культуры».  Класс 4....