Литературная игра "По дорогам русских народных сказок"
методическая разработка по чтению (2 класс)

Литературная игра рекомендуется для 2-3 классов. Это командная игра, требующая предварительной подготовки (чтение сказок). Интересные задания, заставляют ребят мыслить креативно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная игра

«По дорогам русских народных сказок»

Подготовила учитель МБОУ СОШ № 10г. Владимира Венкова С.С.

Задачи:

- создать условия для обобщения, систематизации и расширения у детей представлений об устном народном творчестве, сказках;

- создать условия для формирования читательских умений; для обобщения и систематизации знаний о русских народных сказках;

- способствовать возникновению интереса к исследовательской деятельности через самостоятельное чтение;

- развивать любознательность, внимательность и читательскую память.

Цели: обобщить знания учащихся о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству. 

К данной игре следует прочитать следующие русские народные сказки:

1. «Заюшкина избушка». 2. «Репка». 3. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 4. «Курочка ряба». 5. «Гуси-лебеди». 6. «Морозко» 7. «По щучьему велению» 8. «Снегурочка»

9. «Царевна-лягушка» 10. «Колобок» 11. «Теремок» 12. «Волк и семеро козлят» 13. «Лиса и Журавль» 14. «Маша и медведь» 15. «Три медведя» 

Оформление:

Выставка рисунков по русским народным сказкам, плакаты. 

Оборудование:

телеграммы на карточках, карточки с пословицами, компьютер, мультимедийная система, классная доска, разноцветный мел, силуэты героев сказок из цветной бумаги 

Место проведения: актовый зал.                 Время проведения: 40 минут.

Содержание игры:

  1. Организационный момент. 

Звучит песня «В гостях у сказки» муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима (Михайлова) 

  1. Вступительное слово. 

Ведущая: - Ребята, сегодня мы отправляемся в гости к сказке. Вы хотите попасть в сказочную страну? За правильный ответ вы будете получать баллы, по которым потом мы определим победившую команду. 

Ученик 1.

Много жанров есть на свете:

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прикрас.

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет?

Полный смеха, света, краски,

А зовется чудо – сказки!

  1. Представление команд.

Ведущая: - Ребята, в нашей игре участвуют команды:

1А класс - _______________, 1Б класс _____________1В класс ___________

  1. Конкурсы:

РАЗМИНКА

  1. Брат Аленушки, превратившийся в козленочка. (Иванушка.)
  2. В сказках ее часто называют Патрикеевной. (Лиса.)
  3. Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)
  4. Родственница Деда Мороза. (Снегурочка.)
  5. Русская народная сказка, в которой один маленький домик приютил много зверюшек. («Теремок»)
  6. В сказке «Маша и медведь» где была девочка, когда медведь нёс пирожки деду с бабаой?  (в коробе)
  7. Кем была в русской народной сказке заколдованная лягушка? (Царевна)
  8. Назовите сказку, герой которой «по сусекам скребен?».(«Колобок»)
  9. В какой сказке мышка помогла девочке спасти своего брата? (Гуси-Лебеди)
  10. Самое первое  желание Емели? ( Шагайте, вёдра, сами домой)
  11. Из какой сказки эти слова: «Тепло ли тебе, девица?»(«Морозко»)
  12. В русских сказках ее называют и Премудрой и Прекрасной. (Василиса)
  13. Какие герои сказки кушали из кувшина и из тарелки и оба остались голодными? (Лиса и Журавль).
  14.  На каких ножках стоит дом Бабы-Яги? (на курьих)
  15. Кто мог влезть в одно ушко, а вылезти в другое и вся трудная работа была сделана? (Хаврошечка)

СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ    Конкурс «Филфорд»

Ведущая: - Найдите в филфорде 10 персонажей сказок. Для этого нужно в каждой строчке среди букв найти слово и его зачеркнуть.

у

м

е

д

в

е

д

ь

ю

ё

л

р

п

в

о

л

к

ш

э

ж

п

е

т

у

х

т

и

м

с

и

к

ч

м

ы

ш

к

а

л

б

к

х

з

щ

ш

г

д

е

д

о

т

л

у

ь

а

п

л

и

с

а

к

н

е

к

р

е

п

з

а

я

ц

г

а

с

ь

т

г

у

с

и

м

ю

м

а

ш

а

н

с

л

ч

и

з

к

о

з

а

ч

ц

к

а

й

Ответы:  медведь, волк, петух, мышка, дед, лиса, заяц , гуси, Маша, коза. 

КТО ОН? «Телеграммы»

Ведущая:   

Кто-то по лесу бродил,

Сумку в елках обронил.

Что лежит в ней? Погляжу

      И по секрету вам скажу.

Телеграммы! Целых три!

Только трудно мне понять,

Кто послать их так спешил,

Что даже подписать забыл?

 

«К лисе в гости я иду, прилететь к вам не могу!»

(Журавль из русской народной сказки «Лиса и журавль».)

 

 «Щуку в речку отпущу да на печи к вам прикачу!»

(Емеля из русской народной сказки «По щучьему веленью».)

«Через лес, от пня к пеньку, в деревню короб я несу. С ношей тяжело в пути, мне до вас уж не дойти!».

(Медведь из русской народной сказки «Маша и медведь».) 

ПУТАНИЦА

Ведущая: Необходимо вспомнить и дать правильно названия сказок. Напишите правильно!

 «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» -  «Волк и семеро козлят».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
«Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой».
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».

«У страха глаза огромны» «У страха глаза велики»

«Пирожок» - «Колобок»

«Петушок и гороховое зернышко»  - «Петушок и бобовое зёрнышко»

«Заюшкин домик» - «Заюшкина избушка»

АЙ ДА СКАЗКА!

Ведущая: - Ребята, в сказках часто повторяются фразы. Они на слуху, просто вспомните! Я начну, а вы продолжите.

- Сказка – ложь, да в ней – намек. (Дети: Добрым молодцам урок).

- Я там был. Мед-пиво пил. (Дети: По усам текло, а в рот не попало).

- Тут и сказке – конец, (Дети: а кто слушал – молодец).

- Растет не по дням, (Дети: а по часам).

- Кто в тереме живет? (Дети: Кто в не высоком живет?)

- Скоро сказка сказывается, (Дети: Да нескоро дело делается).

Я ЧИТАТЕЛЬ

Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один — в боярском тереме, другой — на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. ( Царевна-лягушка. Русская народная сказка)

Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается... Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь. (По щучьему веленью. Русская народная сказка)

«Пришла девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда, сюда – нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что плохо будет от отца и матери…» (Гуси-лебеди. Русская народная сказка)

ОТГАДАЙ  

Ведущая: Ребята, отгадайте загадки. И сложите пазлы. Назовите сказку. (работа группой)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

 От мороза прячет нос.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

 От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

 На овцу готов напасть.

Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах…
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся…
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро.

Слово предоставляется жюри. Жюри подводит итоги. 

Ведущая: - Подошла к концу наша литературная игра-викторина. Завершая ее, я желаю вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!». А теперь пора прощаться. До свидания, друзья! До новых встреч со сказкой!

Приложение 1.

у

м

е

д

в

е

д

ь

ю

ё

л

р

п

в

о

л

к

ш

э

ж

п

е

т

у

х

т

и

м

с

и

к

ч

м

ы

ш

к

а

л

б

к

х

з

щ

ш

г

д

е

д

о

т

л

у

ь

а

п

л

и

с

а

к

н

е

к

р

е

п

з

а

я

ц

г

а

с

ь

т

г

у

с

и

м

ю

м

а

ш

а

н

с

л

ч

и

з

к

о

з

а

ч

ц

к

а

й

        

у

м

е

д

в

е

д

ь

ю

ё

л

р

п

в

о

л

к

ш

э

ж

п

е

т

у

х

т

и

м

с

и

к

ч

м

ы

ш

к

а

л

б

к

х

з

щ

ш

г

д

е

д

о

т

л

у

ь

а

п

л

и

с

а

к

н

е

к

р

е

п

з

а

я

ц

г

а

с

ь

т

г

у

с

и

м

ю

м

а

ш

а

н

с

л

ч

и

з

к

о

з

а

ч

ц

к

а

й

у

м

е

д

в

е

д

ь

ю

ё

л

р

п

в

о

л

к

ш

э

ж

п

е

т

у

х

т

и

м

с

и

к

ч

м

ы

ш

к

а

л

б

к

х

з

щ

ш

г

д

е

д

о

т

л

у

ь

а

п

л

и

с

а

к

н

е

к

р

е

п

з

а

я

ц

г

а

с

ь

т

г

у

с

и

м

ю

м

а

ш

а

н

с

л

ч

и

з

к

о

з

а

ч

ц

к

а

й

Телеграмма 1

«К лисе в гости я иду, прилететь к вам не могу!»

___________________________________________

Телеграмма 2

 «Щуку в речку отпущу да на печи к вам прикачу!»

______________________________________________

Телеграмма 3

 «Через лес, от пня к пеньку, в деревню короб я несу. С ношей тяжело в пути, мне до вас уж не дойти!».

_____________________________________________

Путаница 1.

«Петушок Ряба» – ________________________
«Даша и медведь» – _________________________.
«Волк и семеро ягнят» -  ________________________.
«Утки-лебеди» – __________________________.
«Лисичка с кастрюлькой» – _______________________.
«По рыбьему велению» – _________________________.

«У страха глаза огромны»  - _______________________

«Пирожок» - _______________

«Петушок и гороховое зернышко»  - _________________

«Заюшкин домик» - __________________________

Путаница 2.

«Петушок Ряба» – ________________________
«Даша и медведь» – _________________________.
«Волк и семеро ягнят» -  ________________________.
«Утки-лебеди» – __________________________.
«Лисичка с кастрюлькой» – _______________________.
«По рыбьему велению» – _________________________.

«У страха глаза огромны»  - _______________________

«Пирожок» - _______________

«Петушок и гороховое зернышко»  - _________________

«Заюшкин домик» - __________________________

Путаница 3.

«Петушок Ряба» – ________________________
«Даша и медведь» – _________________________.
«Волк и семеро ягнят» -  ________________________.
«Утки-лебеди» – __________________________.
«Лисичка с кастрюлькой» – _______________________.
«По рыбьему велению» – _________________________.

«У страха глаза огромны»  - _______________________

«Пирожок» - _______________

«Петушок и гороховое зернышко»  - _________________

«Заюшкин домик» - __________________________

«Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один — в боярском тереме, другой — на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу».

«Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается... Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь»

«Пришла девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда, сюда – нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что плохо будет от отца и матери…»

РАЗМИНКА

СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ

КТО ОН?

ПУТАНИЦА

АЙ-ДА СКАЗКА!

Я - ЧИТАТЕЛЬ

ОТГАДАЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение "Виды русских народных сказок...", 2 класс

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Виды русских народных сказок: волшебные, бытовые, о животных"...

"Дорогами в мир русских народных сказок"

« Дорогами в  мир русских народных сказок». Цель:  вызвать интерес к русским народным сказкам, приобщать детей к народному творчеству; формировать у учащихся доброе взаимоотношение; спо...

Викторина на знание русских народных сказок: «Путешествие в страну русских народных сказок».

Викторина проводится с целью закрепления знаний детей о русских народных сказках. Решаются задачи по коррекции связной речи, развитию воображения,  логического мышления, внимания, общей моторики....

Презентация к уроку литературного чтения «Собиратели русских народных сказок: А.Н.Афанасьев, В.И.Даль» 2 класс Программа «Перспектива»

Презентация к уроку литературного чтения «Собиратели русских народных сказок: А.Н.Афанасьев, В.И.Даль» 2 класс Программа «Перспектива» ...

Конкурс: «По дорогам русских народных сказок»

Цели и задачи:1) воспитывать любовь к чтению, к книге, развивать читательский интерес...

вопросы Викторины. По дорогам русских народных сказок

Литературная викторина.По дорогам русских народных сказок...