Теремок Е.Чарушин
план-конспект урока по чтению

Павлова Елена Васильевна

Изучение новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл charushin_teremok.docx33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок8. Е. ЧАРУШИН «ТЕРЕМОК»

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; научить различать народные и авторские сказки.

Тип урока: изучение новых знаний.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знакомство с понятием «авторская сказка»; умение выразительно читать целыми словами.

Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.

Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); иллюстрации к сказке «Теремок»; рисунки с изображением героев сказки; схема; карточки с загадками; рисунок теремка.

Сценарий урока

1. Актуализация знаний.

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить необходимые коррективы.

Чистоговорки:

Ра-ра-ра – начинается … (игра).

Ры-ры-ры – у мальчиков … (шары).

Ро-ро-ро – у нас новое … (ведро).

Ру-ру-ру – продолжаем мы … (игру).

Ре-ре-ре – стоит домик на … (горе).

Ри-ри-ри – на ветках … (снегири).

Ар-ар-ар – кипит наш … (самовар).

Ор-ор-ор – созрел красный … (помидор).

Ир-ир-ир – мой папа … (командир).

Арь-арь-арь – на стене висит … (фонарь).

Ра-ра-ра – у мышки есть … (нора).        

Ре-ре-ре – носим воду в … (решете).

2. Постановка цели урока.

Личностные УУД: умениеиспытывать эстетические чувства на основе знакомства с разными видами искусства, оценивать свои эмоциональные реакции.

 Начинаем урок чтения. Попробуйте догадаться, о чём будем говорить на уроке. 

(А    А     К    С    К    З)

- Соберите слово

– Любите ли вы читать сказки?

– Какие сказки вы знаете?

– Назовите свои любимые сказки.

– Сегодня на уроке мы начнём знакомство с произведениями нового раздела. Прочтите, как он называется.

3. Изучение нового материала.

– Прочтите записанную на доске пословицу.

– Какие буквы закрыты карточками? (Буквы  к  и  м).

– Объясните смысл этой пословицы.

 Подготовка к чтению сказки Е. Чарушина «Теремок».

Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам.

Личностные УУД: уметьиспытывать эстетические чувства в процессе знакомства с иллюстрациями к сказке.

–Попробуйте угадать сказку. Если вы ответите правильно, то сможете открыть одну букву из названия нашей сказки.

(На доске карточки с перевёрнутыми буквами ТЕРЕМОК. Учитель показывает предметы. Учащиеся называют сказку, в которой можно встретить данный предмет. В случае правильного ответа, учащиеся имеют право открыть любую букву).

Яйцо.Щука.Короб с пирожками.Кувшин и таарелка.Тристула.Козленочек.Стрела.

– Я вижу, что вы знаете много сказок. Это хорошо.

-С какой сказкой мы сегодня познакомимся?

– Итак, вы догадались, что это сказка... в обработке Евгения Чарушина (Слайд)

Сюжет, который лёг в основу сказки стал интересен многим писателям. Её пересказывал и А. Н. Толстой и С.Я.Маршак,М.Булатова, В.Сутеева, В.Бианки.А сегодня мы прочитаем сказку Евгения Ивановича Чарушина. Этот талантливый человек был не только писателем, но и художником детских книг.

(слайд, иллюстрации книг)

На доске рисунок теремка.

(По ходу сказки один из учеников помогает учителю менять изображения животных на доске.)

– Прочтите названия животных – героев сказки «Теремок» – сначала по слогам, затем целыми словами: мышка-норушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый.

– В чем необычность имён героев сказки?

– На какие особенности героев указывают их имена?

– В каком порядке появлялись в сказке герои?

– Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке «Теремок». Расположите их по порядку изложения событий в сказке.

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.

ос-та-но-ви-лась –         остановилась

в те-ре-моч-ке –         в теремочке

не-вы-со-ком –         невысоком

не от-ве-ча-ет –         не отвечает

рас-пе-вать –                 распевать

у-вёр-тыш –                 увёртыш

за-бра-лась –                 забралась

Объясните значение слова «увёртыш».

Увёртыш – умеющий увёртываться от опасности.

Слушаниеаудиозаписи сказки.

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы.

Анализ произведения.

Познавательные УУД: уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей сказки; уметь работать по схеме, знать её строение и свойства.

– Понравилась ли вам сказка?

– Что понравилось больше?

– Какие герои сказки вам понравились?

– Чем сказка Е. Чарушина «Теремок» похожа на русскую народную сказку?

– Чем отличается?

Учитель демонстрирует схему.

– Объясните, какие сказки называют народными, а какие – авторскими.

– Приведите примеры народных сказок.

– Какие авторские сказки вы знаете?

Физкультминутка

4.Закрепление нового материала.

1. Подготовка к выразительному  чтению сказки.

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в коллективной деятельности.

– Как ведут себя герои сказки?

– Чем она закончится?

Чему можно поучиться у героев? Дружелюбию, взаимовыручке, умению уступать, желанию помочь

В группах соберите из частей пословицы:

В тесноте, да не в обиде. 

 лучше найти места всем, даже в тесноте, чтобы никого не обижать

Не учись разрушать, а учись строить. 

Разрушать как раз учиться и не надо. Не требуется большого ума чтобы сломать то, что другой строил долго и с любовью. Зато строить действительно следует учиться. Для этого требуется какой-то навык, определенные знания. Даже чтобы построить, сделать самую простую вещь, требуется знать, как правильно соединить детали, как их закрепить, на что поставить, иначе все построенное получится кособоким

Согласие крепче каменных стен. 

Где существует согласие, там крепкие отношения, которые невозможно разрушить. Если люди живут в согласии, то они уверены друг в друге, и никакая сила извне не сможет внести в них разлад

-Сказка преподнесла нам хороший урок, живя среди людей, надо быть терпимым к ним, учиться уступать, договариваться друг с другом, уживаться в согласии.

     Выразительное чтение сказки по ролям.

Игра «Разведчики».

Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответ на вопрос учителя, аргументировать свою позицию.

Найдите в периметре класса карточку с прозвищем любого из представленных здесь героев и прикрепите её под изображением данного героя.

•  кумушка, сестричка (лиса);

•  хватыш, «зубами щёлк» (волк);

•  толстопятый, косолапый, «давай реветь» (медведь);

•  норушка (мышка);

•  квакушка (лягушка);

•  побегайчик, косой, длинноухий, хваста (заяц);

5. Итог урока. Рефлексия.

Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание сказки и характер героев; высказывать своё отношение, оценивать высказывания партнёра.

– С какой сказкой мы сегодня познакомились?

– Кто автор этой сказки?

– Чему учит нас эта сказка?

Возьмите из конвертов цветные фигурки. Давайте из этих кирпичиков построим дружный, гостеприимный Теремок

Коричневый – я работал с удовольствием, в полную силу

Зелёный – работал, но могу лучше

Жёлтый – не хотел работать

6.Д\з.

Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Выразительное чтение сказки по ролям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гостях у сказки. «Евгений Чарушин. Теремок»

Тема урока: В гостях у сказки. «Евгений Чарушин. Теремок» Решаемые проблемы: Почему часто говорят: « Сказка ложь – да в ней намёк, добрым молодцам урок »? Цели: познакомить с биографией Чару...

Урок по литературному чтению "Е.Чарушин "Теремок", 1 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности педагога, планируемые результаты образования, ход урока....

Урок литературного чтения по теме Е.И Чарушин "Теремок"

1)образовательные: познакомить детей с авторской сказкой (чтение- сканирование), познакомить с творчеством М.М.Пришвина, провести сравнительный анализ  содержания народной и авторской сказок;2)ра...

Е.И. Чарушин Теремок

Евгений иванович Чарушин «Теремок» Цель деятельности педагога: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и...

Конспект урока с презентацией в 1классе Е.Чарушин "Теремок"

Е.Чарушин «Теремок»Урок подготовлен в помощь учителям, работающим по УМК «Школа России». Цель :ознакомить детей со сказкой Е.Чарушина «Теремок», развивать умение работать с текстом, упражнять в вырази...

План - конспект урока по литературному чтению в 1 классе . Е.Чарушин "Теремок".

В данной работе имеется дополнительный материал об авторе произведения "Теремок" Е.И.Чарушине.... Принято считать , что свою деятельность в детской литературе Евгений Чарушин начал как иллю...

Сказка "Теремок" Е.Чарушин

Интерактивный тест по сказке "Теремок"...