Интегрированный урок-путешествие "Путешествие в страну "Фантазия"
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

Наталья Игоревна Гордеева

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФАНТАЗИЯ

Комбинированный урок литературного чтения и астрономической пропедевтики  в 4 классе

Тема урока: Путешествие в страну Фантазия

Тип урока: Урок-игра, урок-путешествие.

Цели урока: Развивать фантазию обучающихся. Расширить представление младших школьников о космосе и космонавтах; познакомить с отечественной историей освоения космоса. Воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к людям, посвятившим свою жизнь освоению космоса. Развивать познавательные процессы и творческие способности учащихся, расширять их кругозор, способствовать сплочению классного коллектива. Развивать творческое воображение, мышление, креативные способности. Развивать умения выразительного чтения.

Планируемые результаты: Учащиеся расширят свои познания о космосе, об отечественной космонавтике. Научатся планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; использовать речь для ре-гуляции своего действия; выполнять задания творческого и поискового характера; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор с экраном, презентация PowerPoint.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-puteshestvie_strana_fantaziya.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФАНТАЗИЯ

Комбинированный урок литературного чтения и астрономической пропедевтики  в 4 классе

Тема урока: Путешествие в страну Фантазия

Тип урока: Урок-игра, урок-путешествие.

Цели урока: Развивать фантазию обучающихся. Расширить представление младших школьников о космосе и космонавтах; познакомить с отечественной историей освоения космоса. Воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к людям, посвятившим свою жизнь освоению космоса. Развивать познавательные процессы и творческие способности учащихся, расширять их кругозор, способствовать сплочению классного коллектива. Развивать творческое воображение, мышление, креативные способности. Развивать умения выразительного чтения.

Планируемые результаты: Учащиеся расширят свои познания о космосе, об отечественной космонавтике. Научатся планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; использовать речь для ре-гуляции своего действия; выполнять задания творческого и поискового характера; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор с экраном, презентация PowerPoint.

Схема конспекта урока

Этап урока

Методы и приёмы

Деятельность учителя и детей

Формируемые УУД

Организационно-мотивационный этап (3-4 мин)

Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение

Метод стимулирования деятельности и поведения:

поощрение.    Методы формирования социального опыта:

педагогическое требование;

Методы развития познавательного интереса:

формирование готовности ел к восприятию;

стимулирование занимательным содержанием.

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок!

Улыбнусь я себе,

Улыбнусь я тебе.

Улыбаться мне не лень

Пусть хорошим будет день!

Обучающиеся демонстрируют:  Личностные: проявляют готовность к саморазвитию.  

Метапредметные:

обучающиеся демонстрируют

коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о  правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи).

Этап целеполагания и планирования предстоящей деятельности (7-10 мин)

Задача: актуализировать субъектный опыт обучающихся; поставить перед обучающимися тематическую проблему занятия.

Метод стимулирования деятельности и поведения:

создание ситуации успеха; поощрение.           Методы формирования социального опыта:

педагогическое требование;

Методы по источнику получения новых знаний:

Наглядные:

организация наблюдения;

демонстрация.

Методы эмоционального стимулирования:

поощрение;

использование игровых форм;

постановка системы перспектив.

Методы развития псих.функций творческих способностей,личностных качеств детей:

Постановка проблемы или создание проблемной ситуации

Методы развития познавательного интереса:

стимулирование занимательным содержанием.

временная работа в группе.

создание креативного поля.

 

Ребята, давайте определим тему нашего урока. Слова спрятались под цифрами, шифр перед вами.

СТРАНА ФАНТАЗИЯ

А что же про  слово «фантазия» говорится в толковом словаре Ожегова

Фантазия

фантазия

-и, ж.

1. Способность к творческому воображению, само такое воображение. Богатая ф.

2. Мечтапродукт воображения. Предаваться фантазиям. Полет фантазии.

3. Нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное. Не верить глупым фантазиям.

4. Прихотьпричуда (разг.). Пришла ф. прокатиться.

5. Музыкальное произведение в свободной форме. Ф. на темы русских народных песен. II прил. фантазияиый, -ая, -ое (ко 2 знач.)

-Как вы думаете, кто может попасть в эту страну?

-Подберите однокоренные слова к слову «фантазия»

Фантазёр – человек, который любит фантазировать, мечтать.

Фантастика – вид художественной литературы, основанный на творческом воображении.

Ребята, а давайте прочитаем стихотворение и мы узнаем…

День угасал..., трещал сверчок,
И я, устав, лёг на песок.
Увидел небо, звёзды в нем –
Зажегся звёздным я огнем!

Зов Космоса, и Бездны страх,
Я часто вижу в своих снах;
В них скоростные корабли,
Летящие к иной дали...

И я влезаю в звездолёт,
И отправляюсь в свой полёт -
Куда-то к призрачным мирам,
И к галактическим морям,

Хоть в десять лет жизнь и легка,
Я, с мудрым взглядом знатока,
Взор отправляю в темноту
И в  чудо верю, чудо  жду...

Обучающиеся демонстрируют: Личностные: обучающиеся проявляют целостный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии, умеют воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний упорядочивать свои опыт, проявляют готовность к саморазвитию.  

Метапредметные:

обучающиеся демонстрируют

регулятивные УУД (демонстрируют умения планировать, контролировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации);

познавательные УУД (демонстрируют умения выполнять познавательные и практические задания; умение использовать различные способы поиска, интерпретация информации в соответствии с поставленной задачей, согласовывать имеющиеся знания с новым материалом и стремиться к их систематизации);

коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о  правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи).

Предметные: обучающиеся применяют знания об астрономических объектах: планетах, звёздах, созвездиях, метеоров и астероидов; знают название астрономических приборов.

Деятельностный этап(17-23 мин)

Задача: обучающимися материала занятия, содействовать усвоению обучающимися способов поведения, которые привели к определенному выводу, создать содержательные и организационные условия для усвоения обучающимися материала занятия.

Метод стимулирования деятельности и поведения:

создание ситуации успеха; поощрение.              

Методы формирования социального опыта:

педагогическое требование;

Методы по источнику получения новых знаний:

Словесные:

беседа;

объяснение;

Наглядные:

организация наблюдения;

демонстрация.

Методы эмоционального стимулирования:

создание ситуации успеха;

поощрение;

использование игровых форм;

Метод закрепления и повторения изученного материала:

Повторение.

Методы развития псих.функций творческих способностей,личностных качеств детей:

Постановка проблемы или создание проблемной ситуации

Методы развития познавательного интереса:

стимулирование занимательным содержанием.

временная работа в группах.

создание креативного поля.

Готовы к путешествию?

Ключ на старт! Полетели!

1 планета «Планета Звездочётов»

(Алёна Сергеевна)

Мы на планете Звездочетов.

Вспомните один из ясных вечеров, когда небо было усыпано крошечными светлячками. Это звезды. Они кажутся нам маленькими, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звезды  - огромные раскаленные шары, состоящие из газа. Солнце – это тоже звезда, самая близкая к нам. Издавна звездочеты (сейчас их называют астрономы) пытались сосчитать, сколько всего звезд на небе. Им на помощь пришел телескоп, и теперь можно сказать, что звезд на небе примерно 200 миллионов. Все они разные: старые и молодые, великаны и карлики. И цвет у них разный. Если звезда очень горячая, то она белого или чуть беловатого цвета. Если прохладнее, как наше Солнце, то желтого или оранжевого цвета.

(Наталья Игоревна)

А теперь задание: поменять местами одинаковые фигуры и прочитайте  слово.

КОСМОС

– Как по-другому можно назвать космос?

Попробуйте прочитать синоним к слову космос.

2 планета «Интеллектуальная»

Наталья Игоревна

В разделе «Страна Фантазия» вы познакомились с произведениями Евгения Велтистова и Кира Булычёва. Давайте проверим, насколько внимательны вы были при чтении?

– Кто приехал к гостинице «Дубки» с большим чемоданом? (профессор Громов)

– Чем папа Алисы сражался с кустиками? (шваброй)

Алёна Сергеевна

А теперь попробуем разгадать космический кроссворд.

  1. Человек, который может посчитать звезды (Звездочет)
  2. Небесное светило – раскалённое пламенное тело шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты.  ( Солнце)
  3. Название нашей планеты (Земля)
  4. Космический корабль (Ракета)
  5. Человек сидит в ракете

    Смело в небо он летит

    И на нас в своем скафандре

    Он из космоса глядит.     (Космонавт)

  1. Первый космонавт планеты, совершивший полет на космическом корабле       «Восток». (Ю.А. Гагарин)

ФИЗМИНУТКА

Планета «Сказочная»

(Наталья Игоревна)

Мы на планете сказочная. Вы любите слушать  сказки?

Я прочитаю сказку, но попрошу вас  слушать её очень внимательно.

Жил на свете Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду – Солнце, пытаясь разгадать тайну их рождения, жизни и смерти. Но время шло, Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда звездочет решил полететь к солнцу, чтобы все увидеть самому. Возьму свою старую карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчусь!» - решил он.

«Что ты, что - ты, заскрипела карета ,- мне не выдержать такого длинного путешествия – развалюсь по дороге! Ведь оно продлится не меньше пятисот  лет! Возьми уж лучше автомобиль».

Послушался звездочет, выбрал самую быструю и красивую машину. Но едва он взялся за руль, как зафырчал мотор: Фр-р! Не буду включаться Сто лет работать без отдыха! Не желаю!»

«Не соглашайся, - прошуршали шины. – В космосе для машин нет дорог… Пусть возьмет самолет, он, по крайней         мере умеет летать."

Отправился Звездочет к самолету: Отнеси меня, пожалуйста на солнце! Я очень тороплюсь. Сколько времени понадобится для этого?»

«Десять лет. Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха, и моим крыльям не на что опираться. Иди к моей сестре – красавице ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве.»

«Ты правильно поступил, что обратился ко мне, человек! – серебристым голосом пропела ракета. – Не пройдет и года, как мы будем у цели. Я самая выносливая, самая быстрая, я одна знаю туда дорогу. Садись!

Только было Звездочет собрался занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло солнце и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочета и шепнул: «Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?»

Обрадовался звездочет, потянулся за солнечным лучом – и пропал из глаз…».

Конечно, это сказка. На самом деле никто на солнечном луче не летает, но ученые всерьез подумывают над тем, как приручить световой луч, ведь он действительно летает быстрее всех на свете.

        А теперь попробуйте  ответить на мои вопросы:

1. Какие виды транспорта решил использовать звездочет, чтобы осуществить свою мечту? Назовите их в том же порядке, в каком они встретились в сказке. (Карета, автомобиль, самолет, ракета, солнечный луч.)

2. Сколько времени нужно ракете, чтобы долететь до солнца? (Год)

3. Сколько времени понадобится солнечному лучу? (8 минут)

(Алена Сергеевна)

Ребята, а почему у солнечного луча и ракеты разное время пути?

Всё верно.

Скорость света – это величина, характеризующая быстроту перемещения света. До второй половины 17 века скорость света считалась бесконечной, пока её не измерил датский астроном Олаф Рёмер.

Скорость света это постоянная величина и она равна трёмстам тысячам  километров в секунду.

4 планета «Созвездий».

(Алёна Сергеевна)

Человек может невооружённым глазом рассмотреть на ночном небе несколько тысяч звёзд. Все они так похожи, что непонятно, как их различить между собой? На этот вопрос искали ответ ещё древнеегипетские астрономы. Чтобы лучше ориентироваться в бескрайнем звёздном небе, они объединяли группы из нескольких звёзд, соединяя их воображаемыми линиями. Так образовывались созвездия. В 1922 году, в Риме Генеральная Ассамблея Международного астрономического союза окончательно утвердила 88 созвездий. Позже астрономы договорились, что больше никогда не будут изменять их границы и названия. Глядя в ночное время с территории России, мы с вами можем наблюдать 54 созвездия. Самыми узнаваемыми среди них считаются Большая Медведица, Орион, Пегас и Лебедь.

Зодиакальные созвездия – это скопления звёзд, под которыми рождаются люди в разные периоды календарного года. В каждом знаке Зодиака Солнце пребывает около месяца. По дате рождения человека вы легко можете узнать, к какому знаку Зодиака он принадлежит.

Дети определяют, в каком созвездии Солнце пребывает 27 апреля. (Телец)

На слайде форма созвездия.

 

Обучающиеся демонстрируют: Личностные: обучающиеся проявляют целостный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии, умеют воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний упорядочивать свои опыт, проявляют готовность к саморазвитию.  

Метапредметные:

обучающиеся демонстрируют

регулятивные УУД (демонстрируют умения планировать, контролировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации);

познавательные УУД (демонстрируют умения выполнять познавательные и практические задания; умение использовать различные способы поиска, интерпретация информации в соответствии с поставленной задачей, согласовывать имеющиеся знания с новым материалом и стремиться к их систематизации);

коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о  правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи).

Предметные: обучающиеся применяют знания об астрономических объектах: планетах, звёздах, созвездиях, метеоров и астероидов; знают название и применение астрономических приборов.

Этап контроля (3-4 мин)

Задача: дать качественную оценку деятельности обучающихся и взаимодействия с педагогом и одноклассниками

Методы формирования социального опыта:

педагогическое требование;

Методы эмоционального стимулирования:

создание ситуации успеха;

поощрение;

Метод закрепления и повторения изученного материала:

Повторение.

Методы развития познавательного интереса:

стимулирование занимательным содержанием.

создание креативного поля.

(Наталья Игоревна)

Вспомните, пожалуйста, какую цель мы ставили в начале урока.

Достигли ли мы цели путешествия?

Предлагаем каждому из вас по очереди выйти и, прикрепляя свою звезду в созвездии Тельца,  ответить на вопрос: Что запомнилось в путешествии? Что нового узнали?

 

Обучающиеся демонстрируют: Личностные: обучающиеся проявляют готовность к саморазвитию.  

Метапредметные:

обучающиеся демонстрируют

коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о  правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи).

Этап рефлексии (4-5 мин)

Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого - эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества

Метод стимулирования деятельности и поведения:

создание ситуации успеха; поощрение.              

Методы формирования социального опыта:

педагогическое требование;

Методы эмоционального стимулирования:

поощрение;

использование игровых форм;

Методы развития познавательного интереса:

стимулирование занимательным содержанием.

(Алена Сергеевна)

Ребята, я являюсь учителем астрономии. И надеюсь, что в вас проснется интерес к изучению такой сложной, но очень интересной науки. «Хочешь узнать, как выглядит Солнце прямо сейчас? Есть ли жизнь на Марсе? Какая планета СС самая холодная?» На все эти и другие вопросы, связанные с астрономическими знаниями, ответы Вы найдете в книге, которую мы хотим подарить Вашему классу. Книга имеет интерактивный модуль, с помощью которого ваши открытия будут еще ярче и  невероятнее.

Обучающиеся демонстрируют: Личностные: обучающиеся проявляют целостный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии, умеют воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний упорядочивать свои опыт, проявляют готовность к саморазвитию.  

Метапредметные:

обучающиеся демонстрируют

регулятивные УУД (демонстрируют умения планировать, контролировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации);

коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о  правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи).        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...

Презентация к интегрированному уроку по ИЗО, литературному чтению, музыке. Тема:"Весна идёт!"

Урок способствует совершенствованию навыков работы с поэтическим текстом, обогащению словарного запаса, развивает эмоциональные чувства, воображение, творческую активность обучающихся, основываясь на ...

Интегрированный урок русского и английского языка по теме:"Удвоенные согласные в корне слова"

Урок проведен на конкурсе "Учитель года России2008" и заслужил победу в номинации "Первый учитель" и годовую подписку в журнале "Начальная школа", где и был опубликован....

Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края"

Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края" можно провести в любом классе начальной школы....

Интегрированный урок с презентацией

На уроке на доступном уровне раскрываются понятия экономика, цена, прибыль. Дети учатся выявлять связи между составными частями экономики....

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...