Е.Чарушин Теремок
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Павлова Елена Васильевна

Технологическая карта

 

 

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 1

УМК: «Школа России».

Тема: Е.С.Чарушин «Теремок».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_teremok_e.charushin.docx924.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 1

УМК: «Школа России».

Тема: Е.С.Чарушин «Теремок».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель: формирование позитивного отношения к слушанию и чтению книг.

Задачи:

Образовательная:

  • научить различать народные и авторские сказки;
  • учить пересказу;
  • совершенствовать навык чтения целыми словами.

Развивающая:

  • развивать речь, мышление учащихся;
  • развивать навык выразительного чтения.

Воспитательная:

  • воспитывать любовь к предмету литературное чтение;
  • воспитывать уважение к мнению окружающих.

Оборудование: Литературное чтение. 1 класс, часть 1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В, иллюстрация ёжика, теремка, пословицы.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

 Здравствуйте, ребята.

 Прозвенел и смолк звонок,

   Начинаем мы урок.

   Улыбнулись, потянулись,

   Друг на друга посмотрели

   И спокойно, тихо сели.

 Настроение у всех хорошее?

 Хорошо.

 Давайте проверим готовность к уроку. На парте должен лежать учебник по литературному чтению.

 Я надеюсь на то, что мы вместе с вами проведем урок с пользой для нас всех.

Приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность.

 Да!

Проверяют готовность к уроку.

Личностные:

отношение к учению.

Регулятивные:

настрой на организацию учебной деятельности.

Коммуникативные:

проявлять эмоциональную отзывчивость на слово учителя.

Актуализация знаний.

Чистоговорки.

 Сегодня к нам в гости на урок пришёл Ёжик и он хочет, чтобы мы подготовились к чтению.

 Посмотрите, пожалуйста, на доску.

На доске написано:

   Жи-жи-жи-живут в лесу ежи.

   Жа-жа-жа- я нашел ежа.

   Жу-жу-жу- молоко даю ежу.

 Ребята, давайте эти предложения проговорим вместе: я чуть громче, а вы чуть тише.

 Жи-жи-жи-живут в лесу ежи.

 Жа-жа-жа- я нашел ежа.

 Жу-жу-жу- молоко даю ежу.

 Очень хорошо.

-Давайте  попробуем расшифровать и прочитать записанную запись на доске.

  • Как расшифровать эту запись?

На доске написано:

С1К1А1З9К4И  З2А6Г3А9Д7К1И  Н4Е8Б1Ы4ЛИ2Ц7Ы

        -    Что получается?

 Молодец.

 Давайте посмотрим и прочитаем, что же у нас получилось?

 Правильно. «Сказки. Загадки. Небылицы» так называется наш новый раздел.

 Какие мы молодцы, справились с заданием и определили название раздела.

 Откройте, пожалуйста, учебники литературного чтения на странице 2  9,29.

 Давайте с вами посмотрим, с чем же мы познакомимся, чему научимся, изучая раздел.

 Мы познакомимся с народными сказками и сказками, созданными писателями.

 Научимся читать слова, верно выделяя ударный слог.

 А так же будем учиться определять последовательность событий, сравнивать произведения на одну тему.

 Так с чем же мы познакомимся, изучая раздел?

 Хорошо.

 А чему мы научимся?

 Чему ещё мы будем учиться?

 Хорошо, молодцы.

 Ну, а чтобы узнать, о чем именно мы будем говорить на уроке, Ёжик предлагает нам послушать песню.

-О чем эта песня?  ( О сказках.)

- Сегодня мы будем работать с первой частью раздела СКАЗКИ.

- Что такое СКАЗКА?

- Открываем Толковый словарь Ожигова.

 Поднимите руку, кто любит сказки?

 А почему вы их любите?

 Наверное, у каждого из вас есть любимая сказка, да? Какая?

 Я вижу, что вы много знаете сказок.

Молодцы!

(СЛАЙД 2)

 Жи-жи-жи-живут в лесу ежи.

 Жа-жа-жа- я нашел ежа.

 Жу-жу-жу- молоко даю ежу.

 Нет.

(СЛАЙД 3)

 Нужно прочитать только русские буквы

(СЛАЙД 4)

- Сказки, загадки, небылицы.

Открывают учебники.

Слушают учителя.

 Изучая раздел, мы познакомимся с народными сказками и сказками писателя.

 Научимся читать слова, верно выделяя ударный слог.

 Будем учиться определять последовательность событий, сравнивать произведения на одну тему.

(СЛАЙД 5)

 Песня "Сказка мчится по свету"

 О Сказках.

- Ребята высказываются.

(СЛАЙД 6)

Из толкового словаря «Сказка - повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных сил».

(Они интересные, люблю за волшебство, всегда добро побеждает зло и т.д.)

 Да.

(Учитель спрашивает у учащихся, какая у них любимая сказка).

Вывешиваю на доску, где выставка с книгами, слово со словом «Сказки»

Познавательные:

уметь ориентироваться в системе знаний.

Регулятивные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

уметь достаточно и полно выражать свои мысли;

слушать и понимать речь других.

Целеполагание.

 Ребята, а как вы думаете, с чем мы  познакомиться, раз мы будем говорить о сказке?

 Верно.

 А чтобы узнать название сказки, с которой мы познакомимся, Ёжик нам предлагает отгадать загадку:

Мышка дом себе нашла.

Мышка добрая была:

Поселилось в доме том

Множество зверей потом.

 Как же называется эта сказка?

 Молодцы.

 А сказка «Теремок» вам знакома?

 А вы знаете автора, который написал её?

 А если автор неизвестен, как называются такие сказки?

- Сюжет этой сказки стал интересен многим писателям. Свой вариант сказки «Теремок» предложил и замечательный писатель Евгений Иванович Чарушин.

 Значит сказка Евгения Чарушина какая?

 Хорошо, молодец.

 Так чем же отличается народная сказка от авторской?

 Совершенно верно.

 Кто мне скажет, какая же у нас тема урока?

 Правильно.

 На уроке мы с вами будем работать по плану:

сначала познакомимся с автором,

потом послушаем сказку,

поработаем со сказкой,

прочитаем сами сказку,

сделаем выводы

и подведём итоги.

 Посмотрите, пожалуйста, на доске изображён портрет Евгения Чарушана.

Евгений Иванович Чарушин родился 11 ноября 1901 года в городе Вятка (ныне Киров), в семье архитектора. Его мама, Любовь Александровна, привила сыну горячую любовь к природе. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал за животными. Этот опыт позволил Е. Чарушину стать художником, а в дальнейшем и детским писателем. Евгений Иванович иллюстрировал собственные рассказы и книги других детских писателей.

 Мы познакомимся с новой сказкой.

 Теремок.

На доске слово и картинка Теремка)

(СЛАЙД 7)

- Народные

 Да.

 Нет.

(На доске вывешивается портрет автора.)

 Авторская.

 У авторской сказки есть автор.

(СЛАЙД 8)

 Тема урока: Евгений Чарушин, сказка «Теремок».

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0c7b/000cb6aa-b9ba4e2d/26/hello_html_m201eb9c8.jpg

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на  уроке;

выявление отличий авторской и народной сказки.

Коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли;

слушать и понимать речь других;

формулировать  собственное мнение и позицию.

Регулятивные: 

принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные:

ориентироваться на странице учебника, давать устный развернутый ответ.

Первичное восприятие.

 Послушайте, пожалуйста, сказку. Слушайте внимательно! Я в конце сказки буду задавать вопросы.

  Скажите, пожалуйста, понравилась вам сказка?

 Почему?

 А что вы заметили в этой сказке?

 Хорошо.

 Ребята, назовите, мне, пожалуйста, героев сказки в том порядке, как они появляются в сказке.

 Каких героев не хватает?

Физкультминутка.

 Мы с вами много поработали, давайте вместе отдохнём.

 Встаньте, пожалуйста.

ФИЗМИНУТКА «ТЕРЕМОК»

В чистом поле теремок
Был не низок, ни высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк – зубами щёлк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)

Слушают сказку (аудиозапись).

 Да.

 Сказка интересная, учит нас быть дружелюбными и т.д.

 Сказка не окончена.

ГЕРОЕВ НА ДОСКУ

 Мышка-норушка.

Лягушка-квакушка.

Заяц- на горе увертыш.

Лисичка-сестричка.

 Волка и медведя.

Регулятивные: 

принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на  уроке;

Вторичное восприятие.

 Как хорошо мы с вами отдохнули.

 Давайте, прочтём сказку.

 А перед тем, как начать, нам Ёжик предлагает прочитать трудные слова.

 Внимание на доску.

На доске:

Ос – та – но – ви – лась – остановилась

Рас – пе – вать – распевать

У – вёр – тыш – увёртыш.

 Сначала мы читаем слова по слогам, затем произносим целое слово.

 Готовы ребята?

 И так, вместе со мной, я читаю чуть громче, вы – чуть тише.

 Хорошо, молодцы.

  Откройте, пожалуйста, учебник на странице 33, 3 и 3.

 Начну читать я, а вы следите.

(Учитель выбирает учащегося, который продолжает читать).

Работа по тексту.

Как вы думаете, что означает слово Терем?

 …, как ты думаешь?

 А как другие считаю?

 Скажите, пожалуйста, а где стоял Теремок?

 А как вы поняли?

 …, прочти, пожалуйста, строчку, в которой говорится, что Теремок стоит в поле.

 Очень хорошо.

 Кто первый прибежал к теремку?

 А как вы понимаете мышка – норушка?

 Хорошо.

 А кто следующий появился у теремка?

 Какие она звуки издавала?

 А как в сказке назвал себя заяц?

 А как вы понимаете?

 Хорошо.

 А кто после зайца появился у дверей?

 Какие она звуки издавала?

 Очень хорошо.

 Ребята, так много героев и все они очень разные. Как же они могли ужиться в таком маленьком теремочке?

 Скажите, пожалуйста, чем же заканчивается сказка «Теремок?

 Ребята, давайте с вами побудем  писателями и придумаем свой конец сказки. Подумайте, как бы вы закончили сказку.

(Учитель спрашивает учащихся).

 Хорошо, молодцы.

 Подумайте, можно ли эту сказку закончить словами: «Всё хорошо, что хорошо заканчивается»?

 Очень хорошо.

 Ребята, Ежик приготовил нам пословицы, но  когда шёл к нам на урок, пословицы рассыпались и разбились на части. Давайте соберём пословицы и прочтём, какие же пословицы приготовил нам Ёжик.

На доске:

В тесноте,                   каменных стен.

Знает сорока,            да не в обиде.

Согласие крепче      где зиму зимовать.

 Молодцы ребята. Ёжик говорит вам: «Спасибо!».

РАБОТА в ПАРЕ

 Сейчас мы поработаем с вами в парах.

(Учитель делят учащихся на пары).

 Я раздам вам конвертики, на счёт 1, 2, 3 вы откроете и возьмёте все содержащееся в конверте. Вам нужно будет составить картинку из частей.

 И так, 1, 2, 3.

 А я хожу, смотрю и проверяю.

 Кто закончил руку на локоток, чтобы я видела.

 Очень хорошо.

 И что же у нас на картинке получилось?

 Правильно, молодцы.

НА ДОСКУ ТРУДНЫЕ СЛОВА

Ос – та – но – ви – лась – остановилась

Рас – пе – вать – распевать

У – вёр – тыш – увёртыш.

 Да.

Слушают учителя.

 Слово Терем означает высокий дом.

Ответы детей.

 Теремок стоял в поле.

 В сказке написано.

 «Стоит в поле теремок, теремок»

 Мышка – норушка.

Ответы детей. Живёт в норке и т.д.

 Лягушка – квакушка.

 Ква! Ква! Ква!

 Заяц – на горе увёртыш.

 Потому что уворачивается.

 Лисичка – сестричка.

 Тяф! Тяф! Тяф!

Наверно, они уступали друг другу, помогали и т.д.

  Пришел медведь и сломал теремок, а потом построил новый.

 Медведь построил рядом дом, и они ходили друг к другу в гости.

  Да, можно, потому что медведь исправил свою ошибку и построил новый теремок для всех.

В тесноте,  да не в обиде

Знает сорока,  где зиму зимовать.

Согласие крепче  каменных стен.

Выполняют задание.

 Теремок.

Коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли;

формулировать  собственное мнение и позицию;

учиться работать в паре и в группе.

Регулятивные: 

уметь оценивать результаты своих действий и сравнивать их с ответами одноклассников.

Итог урока.

 Какой же раздел мы с вами начали изучать?

 Какую сказку мы сегодня читали?

 Кто автор?

 Назовите действующих лиц.

 Что нового мы узнали на уроке?

 Какой урок преподносит нам сказка Евгения Чарушина?

 Хорошо.

 «Сказки. Загадки. Небылицы».

 Теремок.

 Евгений Чарушин.

 Мышь, лягушка, заяц, лиса.

 Мы познакомились с писателем и с его сказкой «Теремок».

 Помогать друг другу.

Регулятивные: 

принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Рефлексия.

 Ребята, давайте к теремку посадим дерево успеха. Если у вас всё удалось, прикрепите ЯБЛОЧКО, если не всё получилось, ноя не отчаиваюсь ЦВЕТОЧЕК.  I:\Отурытый урок по чтению 02.03\рефлексия\img_s805674_2_15.jpg

 Вы все молодцы! Хорошо поработали.

 Мне очень понравилось с вами работать на уроке. Урок окончен!

Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гостях у сказки. «Евгений Чарушин. Теремок»

Тема урока: В гостях у сказки. «Евгений Чарушин. Теремок» Решаемые проблемы: Почему часто говорят: « Сказка ложь – да в ней намёк, добрым молодцам урок »? Цели: познакомить с биографией Чару...

Урок литературного чтения по теме Е.И Чарушин "Теремок"

1)образовательные: познакомить детей с авторской сказкой (чтение- сканирование), познакомить с творчеством М.М.Пришвина, провести сравнительный анализ  содержания народной и авторской сказок;2)ра...

Е.И. Чарушин Теремок

Евгений иванович Чарушин «Теремок» Цель деятельности педагога: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и...

Конспект урока с презентацией в 1классе Е.Чарушин "Теремок"

Е.Чарушин «Теремок»Урок подготовлен в помощь учителям, работающим по УМК «Школа России». Цель :ознакомить детей со сказкой Е.Чарушина «Теремок», развивать умение работать с текстом, упражнять в вырази...

План - конспект урока по литературному чтению в 1 классе . Е.Чарушин "Теремок".

В данной работе имеется дополнительный материал об авторе произведения "Теремок" Е.И.Чарушине.... Принято считать , что свою деятельность в детской литературе Евгений Чарушин начал как иллю...

"Сказки авторские и народные. Е. И. Чарушин "Теремок"

Урок литературного чтения по УМК "Школа России".Цели деятельности педагога: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные...

технологическая карта урока литературное чтение Климанова 1 класс Е. Чарушин "Теремок"

технологическая карта урока по литературному чтению Е. Чарушин "Теремок " 1 класс Школа России...