Технологическая карта "Творчество А.С. Пушкина"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Мальцева Ангелина Ивановна
 

В презентации представлен материал о жизненном и творческом пути Александра Сергеевича Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh_karta_literat._chtenie.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4

Тема урока: «Творчество А.С. Пушкина»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: «Раскрыть и углубить знания о творчестве Александра Сергеевича Пушкина, познакомиться с его стихотворением и выявить авторское отношение изображаемому».

Планируемые результаты:

  • Личностные

        -проявлять интерес к литературному чтению;

        - адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности.

        -формировать навыки самоконтроля и самооценки.

        -формировать чувство коллективизма, и индивидуальности обучающихся.

  • Метапредметные

          Познавательные:

          - формулируют познавательную цель;

          - создают алгоритм деятельности;

          - строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-действенные связи;  

           Регулятивные:

          - формируют учебную задачу;

          - прогнозируют свою деятельность;

          - контролируют и оценивают собственную деятельность и деятельность партнёра, при необходимости вносят корректировки;

          - способны к саморегуляции;

          Коммуникативные:

          - уметь слушать, слышать и понимать партнёров по речевому высказыванию;

          - уважать в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса;

          - при возникновении спорных ситуаций не создавать конфликтов.

  • Предметные:

   - познакомиться с творчеством А.С. Пушкина

               - работать над выразительностью чтения

             - развивать речевой аппарат

             - учиться выражать свои мысли, аргументировать свои ответы и доказательства

             - составлять  партитуру и найти изобразительно-выразительные средства

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Ресурсы: Учебник по литературному чтению «Школа России» Л.Ф. Климова, В.Г. Горецкий , компьютер, проектор, экран.

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Самоопределение к деятельности

(2мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

- Здравствуйте, дети!
- Меня зовут Ангелина Ивановна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем урок!

 

Приветствуют учителя, занимают свои места, внимательно слушают, выполняют задания учителя.

Личностные:

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; проявляют доброжелательное внимание к окружающим, соблюдают простейшие нормы речевого этикета, умеют здороваться, прощаться, благодарить. 

Актуализация знаний

(5 мин)

Актуализация знаний необходимых для построения нового способа действий.

-Наш урок я начну с эпиграфа: «Поэзии прекрасные мгновения со мной остались навсегда» А. Тарковский

-Как вы думаете, почему эпиграфом к этому уроку я взяла эти слова? О чём пойдёт речь на уроке?

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Прочитайте высказывания. Как вы думаете, о каком человеке идет речь?

-Верно, эти высказывания о знаменитом русском поэте А.С. Пушкине.

- Посмотрите, на слайде репродукции портретов А.С. Пушкина в разные годы его жизни.

-Что вы знаете о А.С. Пушкине, что помните о нем?

- Какие стихи, сказки читали этого поэта? Чем вам они понравились? Чем запомнились?

 -речь на уроке будет идти об одном из поэтов

- Речь идет о А.С. Пушкине.

- ответы детей.

 

Личностные:

-овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Целеполагание

Формулирование темы, цели урока, определение места и причины затруднений.

Освоение нового способа действия.

- Итак, ребята, сегодня мы с вами будем продолжать разговор о творчестве А.С. Пушкина.

- Кто может предположить, какая тема урока у нас сегодня?

- Верно.  

Творчество этого поэта настолько обширно и велико, что ни за урок, ни за два урока, а иногда и за всю жизнь изучить  его невозможно.

- Какие задачи мы можем поставить на сегодняшний урок?

- тема урока «Творчество А.С. Пушкина»

- познакомиться с творчеством А.С. Пушкина

 - работать над выразительностью чтения

 - развивать речевой аппарат

- учиться выражать свои мысли, аргументировать свои ответы и доказательства.

- составить партитуру и найти изобразительно-выразительные средства

Личностные:

-проявление интереса (мотивации) к занятиям русского языка

-умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать

Открытие детьми новых знаний

(15 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

- Известнейший поэт всех времен А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 года в  Москве. Любовь к творчеству передалась по наследству от старшего брата отца Василия Львовича Пушкина.

-Отец  Александра, Сергей Львович, был очень мягким, даже слабохарактерным человеком. Он не умел бороться с неурядицами, зато много времени уделял образованию детей и приобщению к культуре. Сам отец достаточно редко что-то читал своим детям или чему-то обучал.  Как писал сам поэт о своем отце: «Отец мой никогда не был жесток». 

-Мама, Надежда Осиповна была любимым и желанным ребенком у Марии Алексеевны, бабушки Александра Сергеевича. Выросла она прекрасно воспитанной красавицей. Брак между ней и Сергеем Львовичем был заключен по взаимной любви и симпатии. Современники Александра Сергеевича говорили: «Пушкины жили весело и открыто».

- Детство Александра Сергеевича Пушкина проходило вместе с любимой сестрой Ольгой, которая была на год его старше. До поступления в Лицей все они проживали в Москве. Основным другом и старшим помощникам детей была няня Арина Родионовна. Изначально она была приставлена к Ольге, а у Александра была другая – Улиана.

- В самом раннем детстве Александр никак не проявлял своего таланта. Не любил прогулки, ему по нраву было больше сидеть дома и наблюдать за рукоделием своей бабушки.  Но, достигнув возраста семи лет, будущий поэт стал более резв и подвижен во всех отношениях.  К учебе тоже не проявлял особого рвения. Любил только чтение. Не любил прогулки, ему по нраву было больше сидеть дома и наблюдать за рукоделием своей бабушки.  Но, достигнув возраста семи лет, будущий поэт стал более резв и подвижен во всех отношениях.  К учебе тоже не проявлял особого рвения. Любил только чтение. В 10 же лет пытался писать басни.

Несмотря на то, что он произошел из дворянской семьи, связь с народом была очень тесна. Благодаря этому, детство поэта было наполнено истинно русским крестьянским духом. Позже это найдет отражение в его творчестве.

- А еще я вам предлагаю изучить текст в ученики на стр.64, давайте прочитаем ее вместе.

- Ребята, сведенья, которые вам понравились, выделите, пожалуйста.

- Хорошо, верно. Обратите внимание, что произведение Жана - Батиста Мольера вы будите изучать в среднем звене.

- Еще обратите внимание, что дети «того времени» разговаривали, чаще всего, на французском, а А.С. призывал всех говорить именно на русском языке.

- Александр Сергеевич написал 7 сказок, 8 драматических произведений, 21 прозу, 1 роман в стихах, 12 поэм, 15 ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОЗАИЧЕСКИХ  ПРОИЗВЕДЕНИЙ, СТИХОТВОРЕНИЙ – 783.

- Сказки Александра Сергеевича вы все знаете. Назовите их?

Слушают рассказ о А.С. Пушкине.

- читают статью.

- делятся интересными актами прочитанного в учебнике.

- 1. Сказка о попе и о работнике его Балде:
2. Сказка о медведихе (неоконченная) ;
3. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Саотановиче и о прекрасной царевне лебеди;
4. Сказка о рыбаке и рыбке;
5. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях;
6. Сказка о золотом петушке;
7. Царь Никита и сорок его дочерей (не для детского чтения).

Коммуникативные:   выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

Предметные:

- осуществление совместной работы, анализируют пройденный результат.

Личностные:

- реализация своего логического потенциала;

- готовность выражать и отстаивать свою позицию;

формирование логических оснований.

Физминутка

Настрой на дальнейшую работу. Переключить внимание с одного вида деятельности на другой.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили

- Выполняют упражнения, повторяют за учителем

Закрепление новых знаний, повторение ранее изученных (10мин)

Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

- Ребята, мы с вами уже сказали, что Александр Сергеевич написал 783 стихотворения и одно из них, «Туча», мы с вами сегодня будет читать и разбирать.

- Прежде чем его разбирать, давайте его послушаем.

- Подчеркните те слова, которые вам не совсем понятны.

- Ребята, какое настояние у вас вызвало это стихотворение?

- Давайте еще раз прочитаем стихотворение. Но, прежде чем мы его прочтем, мы с вами должны составить партитуру и найти изобразительно-выразительные средства.

- Какие изобразительно – выразительные средства есть в этом стихотворении?

- Давайте вспомним, что означают эти средства выразительности.

-Расскажите мне, что такое партитура?

- Верно. Давайте с вами прочитаем первое четверостишье, найдём в нем все выразительные средства и составим партитуру (и так по каждому четверостишью).

- Давайте сверим  со слайдом.

-Возьмите карандашики, попробуем прочитать вместе с диктором, глядя на нашу партитуру.

- Молодцы, ребята!

- Кто хочет прочитать стихотворение сам? (слушанье).

-слушанье стихотворения «Туча»

- сначала тревожное, а потом спокойное, ведь туча прошла, и появилось солнце.

- Олицетворение, эпитеты, метафоры, анафоры, риторическое обращение.

Олицетворение – это изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ

Эпитеты - художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления

Метафора- слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета

Анафора - тилистическая фигура, состоящая в повторении языковых элементов: звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда

Риторическое обращение- стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения.

- Партитура стиха- это правильное расставление ударений в словах и во всём тексте. Делать во время чтения необходимые паузы. Делать акценты на словах, понижать и повышать в определённых местах звук. Таким вот образом прочтение становится более понятным и выразительным.

- читают стихотворение по составленной партитуре вместе с диктором.

- читают самостоятельно.

Предметные:

- осуществление совместной работы, анализируют пройденный результат.

Личностные:

- реализация своего логического потенциала;

- готовность выражать и отстаивать свою позицию;

формирование логических оснований.

Рефлексия деятельности (3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

- Итак, над какой темой мы работали?

- Давайте вспомним, какие задачи мы перед собой ставили?

- Удалось ли решить поставленные задачи?

- Чье чтение на уроке вам особенно понравилось?

 - Домашним заданием вам будет выучить  стихотворение «Туча» наизусть.

- На этом наш урок завершён.

 Спасибо вам за работу!

- «Творчество А.С. Пушкина»

- познакомиться с творчеством А.С. Пушкина

 - работать над выразительностью чтения

 - развивать речевой аппарат

- учиться выражать свои мысли, аргументировать свои ответы и доказательства.

- составить партитуру и найти изобразительно-выразительные средства

- да.

Познавательные:

– освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии;

-позитивная самооценка своих возможностей;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения "А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане..."" и презентация к нему.

Технологическая карта урока.Учебный предмет: литературное чтение.Класс: 3Учитель: Чигорина Светлана Сергеевна.УМК: Школа России.Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»Тип урока: комбин...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе УМК «Начальная школа XXI века» по теме: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

      Этот проект я защищала на курсах повышения квалификации 9 октября 2015 года в ФГАОУ ВО "Казанском (Приволжском) федеральном университете  перед коллегами из Республики...