Литературное чтение на родном (русском языке ) 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)

Святова Татьяна Павловна

Литературное чтение на родном (русском языке ) 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_na_rodnom_yazyke_4_kl.docx39.34 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» 4 класс

Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 4 класса и реализуется  на основании следующих нормативных документов:

   1.Федерального  закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.(с изменениями и дополнениями).

   2.Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 (с изменениями и дополнениями).

   3.Основной образовательной программы: НОО МБОУ Холстовской СШ (утвержденной приказом МБОУ Холстовской СШ № 119-ОД от 31.08.2023 г )

 4.Устава МБОУ Холстовской СШ (утвержденной постановлением администрации МО «Павловский район» №805 от 08.12.2015 г. (с изменениями и дополнениями).

5.Распоряжения министерства образования Ульяновской области№1146-р от 12.04.11г «Об утверждении регионального базисного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»

6.Распоряжения министерства образования Ульяновской области№1146-р от 12.04.11г «Об утверждении регионального базисного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»

7.Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования        Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (приказ Министерства образования № 766 от 23.12.2020 г «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования») (с изменениями и дополнениями).

Рабочая программа состоит из следующих разделов:

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Тематическое планирование .

Курс  родного языка и литературного чтения на родном языке в начальной школе - часть единого курса обучения предмету «Русский язык» и «Литературное чтение». Начальный курс родного языка и литературы должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в среднем и старшем звене.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Предмет «Литературное чтение на родном языке » играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Родной язык и литература является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нѐм своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка.

Задачи :

-расширение читательского кругозора обучающихся;

-овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

-формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и --создание высказываний в устной и письменной форме;

-обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;

-эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;

-пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Место предмета в учебном плане:

Согласно учебному плану на изучение предмета отводится 0,5 ч. в неделю, всего 17 ч. Рабочая программа рассчитана на 17 часов.

Преподавание предмета ориентировано на использование учебника:

  1. Литературное чтение на родном русском языке.4 класс./О.М.Александрова ,Н.В.Беляева ,М.И.Кузнецова :Учебное пособие .ФГОС. Издательство «Просвещение».2021 г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

 Холстовская средняя школа

        

        

«РАССМОТРЕНО»

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

на заседании ПТГ

учителей- предметников

________/А.Н.Пуцков/

Заместитель директора по УВР

________/Д.Ю.Каргин ___/

Директор

 муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Холстовской средней   школы  

______ /_Н.С. Баранова__/

Протокол № 1

от 29.08.2023г

Протокол №1

               от 29. 08. 2023 г

  Приказ № 121-ОД

от  31.08.2023г

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА       «Литературное чтение на родном языке»

Предметная область        «Родной  язык и литературное чтение на родном языке» 

Уровень, класс, учебный год: НОО,    4   класс , 2023-2024

Срок реализации программы:1 год

Разработана учителем начальных классов   Святовой Т.П.

село Холстовка

2023

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Освоение обучающимися  содержание программы по физической культуре предполагает следующие результаты

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  способность к самооценке;

   чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;

   представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

    ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;

    регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

 эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

   познавательная мотивация учения;

У обучающихся могут быть сформированы:

   чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;

  толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

Метапредметные результаты включают регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

  учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

 выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

  вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

 самостоятельно оценивать правильность выполнены действия как по ходу их выполнения, так и в результат проведенной работы;

  планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

 находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);

 выделять существенную информацию из текстов разных видов;

 сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

 устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;

 устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

  сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

  строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

  работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

 работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличительные от собственных;

   аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

  точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

владеть диалогической формой речи;

 корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

 задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Предметные результаты.

Обучающиеся научатся:

  читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей, осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух - примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту);

 читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;

 прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

   находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;

 различать последовательность событий и последовательность их изложения;

выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;

пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменого диалога повествованием, с включением рассуждений;

обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;

 составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;

 соотносить поступки героев с нравственными нормами;

 ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию;

читать по ролям художественное произведение;

 создавать текст на основе плана;

придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;

писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;

 участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;

 создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций;

выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;

 определять (на доступном уровне) основные особенностям малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;

 выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;

 вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

 определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

 различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка - басня, сказка - былина, сказка - рассказ и др.);

 находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

 

Обучающиеся получат возможность научиться:

 составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

 высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста; высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;

 создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

  создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;создавать иллюстрации к произведениям;

 создавать в группе сценарии и проекты.

 делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой), средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

 создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Раздел 1. Мир детства (10ч)

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.

Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций.

 Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.

Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.

Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.

Раздел 2. Россия - Родина моя

Говорение (культура речевого общения)

Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).

Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.

Письмо (культура письменной речи)

Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.

Библиографическая культура

Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.

Круг чтения

Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.

Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)

Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.

 

 

               

 Тематическое планирование.

                                              Тема урока

Количество уроков

Мир детства (10 часов) 

(1 час)

1.

. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»).

1

2

Испокон века книга  растит человека. И.А. Гончаров Фрегат «Паллада

3

С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»). С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).

4

Я взрослею. Скромность красит человека. Л.Л. Яхнин «Храбрец»

5

И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».

Е. В. Клюев. «Шагом марш».

6

Любовь всё побеждает. Б. П. Екимов «Ночь исцеления». И.А. Мазнин « Летний вечер»

7

Я и моя семья. Такое разное детство.

К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).

8

М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»).

9

Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент).

10

Я фантазирую и мечтаю. Придуманные миры и страны. Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент). В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты).

Россия - Родина моя (7 часов)

11

Люди земли Русской. Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»). К.И.КУнин «За три моря. Путешествие Афанасия Никитина». Афанасий Никитин «Хождение за три моря»

12

Люди земли Русской. В.А.Гагарин «Мой брат Юрий»

Ю.А.Гагарин «Сто восемь минут». Г.С.Титов «Наш Гагарин»

13

Что мы Родиной зовём. Широка страна моя родная.

А. Д. Дорофеев. «Веретено», «Сказ о валдайских колокольчиках».

14

М.Я Бородицкая « В гостях у лесника». Г.Я Снегирёв «Карликовая берёзка»

В. Г. Распутин. «Саяны».

15

О родной природе. Мороз невелик, да стоять не велит. Загадки и пословицы. Отрывки из русской народной сказки «Морозко»,В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович», В. Д. Берестов. «Мороз» и др.

16

На небе стукнет, на земле слышно. Загадки и пословицы. М.М.Зощенко «Гроза», А.А. Блок « Перед грозой», «После грозы».

17

«Ветер, ветер, ты могуч…». Загадки и пословицы .В.А. Солоухин «Ветер»

Итого

17 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 3 классов

Тест составлен для проверки усвоения текста Г.Скребицкого Ледоход...

Конспект урока 2 класс литературного чтение на родном (русском) языке по теме: "Детские журналы и газеты"

Урок литературного чтения на родном (русском) языке 2 класс «Детские журналы и газеты». Цель урока: ознакомить с историей появления детских журналов в России, с современными детс...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном (русском) языке 1 класс "Школа России"

Часто встречается как родная литература, КТП разработано с расчетом 1ч в неделю со второго полугодия...

Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса

Рабочая программапо  родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной  программе н...

Задания к курсам «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Раздел  «Русский язык: прошлое и настоящее»Тема: Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь,...

Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке на тему "Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». Выразительное чтение".

Тема: Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». Выразительное чтение.Цель урока: -дать представление о легенде как жанре фольклора посредством исследовательской работы-формировать у учащ...