Конспект урока .Предмет: Литературное чтение в 1 классе. УМК «ШКОЛА РОССИИ» Твёрдый согласный звук [ ж], буквы Ж, ж.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Закирянова Тансылу Алтафовна

Предмет: Литературное чтение в 1 классе.

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Дата проведения: 6 декабря.

Учитель начальных классов: Закирянова Тансылу Алтафовна.

Тема  урока:  Твёрдый согласный звук [ ж], буквы Ж, ж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._tvyordyy_soglasnyy_zvuk_zh_bukvy_zh_zh.docx36.04 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение в 1 классе.

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Дата проведения: 6 декабря.

Учитель начальных классов: Закирянова Тансылу Алтафовна.

Тема урока: Твёрдый согласный звук [ ж], буквы Ж, ж.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: познакомить с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж.

Задачи урока: образовательные:

  • познакомить звуком [ж] и с буквами Ж,ж ;
  • учить давать характеристику звукам;
  • учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.

развивающие:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;
  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к чтению;
  • прививать навык культурного общения;
  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Методы обучения:

  • Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

Формы обучения:

  • фронтальная работа;
  • парная;
  • индивидуальная

Оборудование: мультимедийный проектор, звуковые схемы, образцы печатных букв «Ж» и «ж», карточки с буквами, касса букв, полоски для составления букв Жж, индивидуальные карточки с заданиями, карандаши ( красный, желтый, зеленые цвета) для самооценки, «Звуковичок», «Паровозик»- лента букв, карточки для характеристики букв и звуков. Доп. материал: плакат с правилом, карточки к игре «Ш –Ж».

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые

УУД

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный

момент.

-Прозвенел уже звонок-

Начинается урок.

Мы друг к другу повернулись

И друг другу улыбнулись. СЛАЙД № 2

- Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок.

К нам пришли гости. Повернитесь к гостям, поприветствуйте

- Садитесь.

улыбнулись друг другу

дети поворачиваются к гостям, кивают один раз головой и поворачиваются обратно

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

Личностные УУД:

Готовность к обучению, отношение к учению.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

-Не смотря на то, что мы с вами проучились в школе совсем

немного времени, чуть больше трёх месяцев, мы с вами кое-чему уже научились. Давайте кое-что вспомним, что мы уже знаем.

-Напомните, пожалуйста, какую букву мы недавно изучили?

-Каким звуком она обозначается?

-Охарактеризуйте этот звук.

-Прочтите слово (На карточке ТИШИНА)

-Какое правило есть в этом слове?

-Ребята, сейчас поработаем в парах. У вас на партах лежат карточки.

- Ваша задача составить звуковую схему слова ТИШИНА .

-Какая пара готова выйти, показать схему и охарактеризовать звуки?

-Кто согласен с выбором схемы? У кого такая же схема?

-Охарактеризуйте звуки.

–Молодцы. Садитесь. И на уроке у нас должна быть тишина.

ИГРА «ЖИВЫЕ БУКВЫ»

- Ребята, скажите, на какие 2 группы делятся все звуки

в русском языке?

- На письме звуки обозначаются …?

- У вас на партах лежат карточки с буквами.

-Выйдите к доске те ребята, у которых гласные буквы. (а,о,у,я,и,ы,е)

- Назовите буквы на ваших карточках.

- Ребята, проверьте. Кто согласен, что это все гласные?

- Садитесь.

- Теперь выйдите те, у кого согласные буквы. (б,п,г,к,д,т,з,с,ш)

- Это буквы, а вы назовите соответствующие звуки.

- Скажите, это все согласные, которые мы уже изучили?

- Какие ещё мы знаем? (н,м,л,р,в,ч) (дети называют, я показываю их на ленте букв) (ЛЕНТА БУКВ)

- А те согласные, которые перед нами (у доски), на какие группы

можно разделить?

- Разделитесь на группы.

- Но это не просто звонкие и глухие согласные, но они ещё и …?

- Разбейтесь на пары.

Назовите парные звуки.

- Кто же остался без пары?

- Не расстраивайся, буква ш. У тебя тоже должна быть пара,

и мы её сегодня найдём.

- Присаживайтесь все. Приступаем к поиску.

-Ша

-[ш]

-Согласный, всегда твёрдый, глухой

-ШИ пиши с буквой И

Т-согл, мягк, ,глух.

И-гл, безуд.

Ш-согл., тв., глух.;

И(Ы)-гл.; безуд;

Н-согл., тв, звонк, непарн.

А-гл, ударн.

- гласные и согласные

- буквами

- а,о,у,я,и,ы,е

поднимают руки

- б,п,г,к,д,т,з,с,ш

-нет

- н,м,л,р,в,ч

- звонкие и глухие

(делятся на 2 группы)

- парные

(берутся за ручки. б-п, г-к, д-т, з-с)

-(ш)

Познавательные:

логические:

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использование критериев для обоснования
своего суждения.

3. Постановка учебной задачи.

-Отгадайте загадку.

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь. СЛАЙД №3-4

- Произнесите первый звук отгадки.

- Какой звук в этом стихотворении чаще повторяется?

- Произнесите, как жужжит жук.

-Кто еще может жужжать? СЛАЙД №5-6

-Чем знаменита пчела к нас в Башкортостане?

-Каким видам животных относим ЖУКА и ПЧЕЛУ?

-Молодцы!

-Звук [ж ]мы ещё не изучали. О какой букве мы сегодня

будем говорить?

-Да.

Тема нашего урока. СЛАЙД №7-8

- Каковы цели нашего урока?

- жук

Звук [ж ]

Звук [ж ]

-жжж

-Пчела

-Мед

-Это насекомые, у котрых шесть ног.

Звук [ж]. Буквы Ж, ж

ЦЕЛИ УРОКА:

1.Познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж.

2.Научиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой

Регулятивные:

целеполагание.

Познавательные:

общеучебные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

4. Построение

проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

-Откройте учебники по закладке.

-Итак, первый пункт плана: познакомиться с характеристикой

звука [ж ]. СЛАЙД №9-11

Характеристика нового звука. Гласный-согласный,

звонкий-глухой, твёрдый-мягкий) СЛАЙД № 12

- Нам нужно охарактеризовать звук [ж] .

- Произнесите ещё раз этот звук и скажите: гласный он

или согласный?

- Кто согласен?

(Слайд. Остаётся только СОГЛАСНЫЙ) СЛАЙД № 13

- Почему он согласный? Как вы это определили?

- Теперь давайте определим: звонкий он или глухой.

Приложите ладошки к уху И произносим . Какой?

- Почему звонкий?

(Слайд. Остаётся только ЗВОНКИЙ) СЛАЙД № 14

«ЗВУКОВИЧОК»

- Давайте одевать нашего звуковичка.

- Что ещё нам нужно определить?

-Вспомните слова, которые начинаются на букву Ж,

и назовите в словах первый звук

-Какой первый звук везде был?

-Попробуйте его произнести мягко. (…) Получилось? (нет)

- Вывод…

(Слайд. Остаётся только ТВЁРДЫЙ)

- Обуваем звуковичка

- Итак, теперь дайте полную характеристику нашему

сегодняшнему звуку [ж]-

(Пустой слайд)

СЛАЙД №15

- Теперь поиграем в игру « Поймай звук». Я буду называть слова. Если вы услышите наш новый звук-один раз хлопните, если нет- ничего не делаете.

(ШАПКА, ПРУЖИНА,ШУБА,ШКОЛА,ДРУЖБА,КОШКА,ЖУРАВЛЬ,

ШНУР, ЖАННА.)

-Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали!

Физминутка СЛАЙД №16

«Жук»

В класс к нам жук залетел.

Зажужжал и запел: «Ж-ж-ж!»

Вот он вправо полетел,

Вот он влево полетел,

Жук наш приземлился.

Зажужжал и закружился.

«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж».

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко,

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жучка мы не достали.

Хлопнем дружно,

Хлоп-хлоп-хлоп.

Чтобы улететь не смог.

«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж».

- Итак, первый пункт плана мы выполнили-

звук Ж охарактеризовали. Какой второй пункт

плана? (Познакомиться с буквой, которой

обозначается на письме звук[ж] ) –Слайд.

-Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]? Повторите Ж.

- Посмотрите на неё. СЛАЙД №17

- На кого похожа буква Ж?

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! (С.Я.Маршак)

-(Показ Ж в алфавите) СЛАЙД №18

Вот буква Ж в алфавите. Перед ней стоит буква, которую мы ещё не изучали- буква Ё, а следует за буквой Ж буква З.

-На ленте букв буква Ж располагается вот здесь. (Показываю)

-Над какой буквой она расположилась? (ш) Значит они… (парные)

- Буква Ша, нашли мы тебе пару. (Вручаю букву Ж ученику).

Выйдите теперь пара. Назовите свои звуки (Ж-Ш) Садитесь.

- Работа в парах. (ПОЛОСКИ)У вас на партах лежат полоски из бумаги. Составьте вместе с соседом по парте 2 буквы Ж. Обратите внимание на длину полосок. (Кто закончил-поднимают замочки.)

- Какие они у вас получились?

(показываю свою букву – Жж из полосок)

- У кого такие буквы получились? Молодцы.

- Для чего нужна заглавная Ж?

- Назовите слова, которые будут писаться с большой буквы Ж.

-Теперь слова на строчную ж.

- Продолжаем работу по плану. Звук изучили, букву узнали. Что теперь?

Чтение слогов с буквой «Ж, ж».

СЛАЙД №19

Букву новую узнали

Образ мы её создали,

А теперь вперёд, друзья,

Сможем мы прочесть слоги и слова.

- Покажите в учебнике пальчиком нашу сегодняшнюю новую букву. Каким звуком она обозначается? Этот звук всегда…? (твёрдый) И читать мы его будем твёрдо, не зависимо от того, какой звук следует за ним.

- Найдите слоги.

СЛАЙД №21

Повторяйте за мной по одному слогу. (ЖА, ЖО,ЖУ)

-А следующие 2 слога- особенные. Несмотря на то, что после Ж следуют Е и И, звук Ж произносится твёрдо. (ЖЕ, ЖИ) СЛАЙД №22

- Запомните: жи пиши с буквой и. А схожее правило напомните нам.

- Теперь соединяем эти 2 правила: ЖИ – ШИ пиши с буквой И. ПЛАКАТ(Карточку повесить) Повторите.

СЛАЙД №23

- согласный

- Воздух встречает преграду, звук не поётся

- звонкий

- слышим свой голос

(выходит ученик и, объясняя, прикрепляет шапку с колокольчиком)

- жираф – Ж, жизнь-Ж……

- твёрдый

- Звук [ж] всегда твёрдый

(выходит ученик, прикрепляет ботинки синие)

- согласный, звонкий, твёрдый

(дети, если услышали в слове звук [ж]-хлопают)

(Дети выполняют движения из физминутки)

-Познакомиться с буквой, которой обозначается на письме звук [ж]

-на жука

(выходят дети с буквами Ж и Ш)

(составляют из полосок 2 буквы Ж)

- Жж

- большая и маленькая

- писать имена, фамилии, названия рек, городов, клички, начало предложения

- Женя-это имя, Жучка-кличка,…

- живот, журнал,…

- Научиться читать с новой буквой слоги, слова и предложения

(читают слоги)

- ши пиши с буквой и

- ЖИ – ШИ пиши

с буквой И

Познавательные: логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- подведение под понятие, выведение следствий;

общеучебные:

- постановка и решение проблемы;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

(знаково - символические)

- создавать и преобразовывать модели.

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий;

Коммуникативные:

- умение работать в паре;

- учитывать разные мнения;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

Познавательные:

логические:

- выбор оснований и критериев для сравнения.

5. Первичное закрепление.

- Теперь прочтём слова по группам в учебнике. Что про них сможете сказать? (Слайд со словами)

-Читаем хором первую группу. (…) Теперь их прочтёт …(…) Итак, что про них можете сказать?

-Вторую группу хором(…) Один… (…) –А они? (не близкие по смыслу) СЛАЙД №24

-Третью…

-Четвёртую… ( Пустой слайд)

- Сравним звуки [ш] и [ж]

- КАРТОЧКИ Ш и Ж и карточки с характеристикой звукв

СЛАЙД №25

ГИНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.

(КАССА БУКВ)

- Откройте кассы букв. Мы сейчас будем составлять предложение с буквой ж. Вы будете работать в парах. А один человек (или пара) будут выполнять у доски. (на обратной стороне доски)

- Итак- Я жду Жору.

-Что такое предложение?

- Какие правила вы должны сразу вспомнить в этом предложении, чтобы правильно его составить? (ПРАВИЛО –ПЛАКАТ-ПРЕДЛОЖЕНИЕ)

(составляют)

-Проверяем.

- У доски ученик, прочти, что у тебя получилось.

- Проверьте. Кто увидел ошибки? Всё верно.

- Самопроверка. Проверьте свои предложения по доске. У кого всё правильно? Молодцы!

(читают слова)

- Близкие по смыслу

#1047;вук [г ] меняет на звук ]

2. Звук [г ] меняет на звук [ж]

#1047;вук [ж] на [ш]

#1047;вук [г] на [ш]

- [ш] – глухой

-[ж]- звонкий

- они парные

-

Выполняют гимнастику для глаз

-Ответ

- начало предложения с большой буквы, имя Жора с большой буквы, в конце поставить точку

(составляют предложение)

Познавательные:

общеучебные:

-формировать смысловое чтение;

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

Коммуникативные:

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

6. Включение в систему знаний и повторение.

-РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

-Теперь прочитаем текст в учебнике. СЛАЙД №26

-Я вам его сейчас прочту, а вы подумайте, как можно озаглавить этот текст. (Читаю)

- в какую игру играли дети?(жмурки)

-Как можно озаглавить текст?

- Кому знакома эта игра?

-Какие правила этой игры?

-Какое слово спряталось у нас на страничке в звуковой схеме?

-Какой по счёту наш звук Ж?

-Давайте определим ударный звук. Хором

-Теперь этот текст читаете вы. «НЕ ПОДВЕДИ СВОЙ РЯД!». Все следим (…) Хорошо. (Пустой слайд)

-Жмурки

-Жмурки

-Первый

С каждого ряда по 1ученику.

(Читают текст)

Коммуникативные:

- умение работать в паре;

- учитывать разные мнения.

Регулятивные УУД

–уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Личностные УУД -Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .

#1056;ефлексия.

-Вот и заканчивается наш урок. Все пункты плана мы выполнили. Давайте подводить итоги.

СЛАЙД №27

Дополните, пожалуйста, предложение: « Я теперь знаю, что буква Ж…»

-Какая была тема урока?

-Какие цели мы ставили перед собой?

-Поднимите руки те, кто достиг этих целей.

-Кто испытывал затруднения?

-Давайте посмотрим, кто как оценивает свою работу на уроке. Самооценка. СЛАЙД №28

-У вас на парте есть карандаши. Каждый из вас может взять только один цвет. Оцените свою работу на уроке. КРАСНЫЙ- БЫЛО ТРУДНО, НЕ ПОНЯТНО.

ЖЕЛТЫЙ- БЫЛО ПОНЯТНО, НО НЕ ВСЕ.

ЗЕЛЕНЫЙ- БЫЛО ВСЕ ПОНЯТНО.

- Поднимите их. Покажите.

- Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались,

Спасибо вам за урок.

- Молодцы!

-Встаньте, пожалуйста. Урок окончен. Повернитесь, попрощайтесь с гостями.

-Вы свободны

- Звук Ж. Буквы Жж

-1.познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж.

2.научиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой

(оценивают свою работу на уроке)

(поднимают карандаши)

(встают. Прощаются с гостями)

Личностные УУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке ,
уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России"

Публикую конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России", в 3 классе.по теме "Слон и Моська.И.А.Крылов.Подробно описала работу по содержанию произведения....

Конспект урока по литературному чтению 1 класс УМК Школа России

Конспект урока по литературному чтению 1 класс УМК Школа России по учебнику Л.Ф. Климановой "И. Токмакова "Аля, Кляксич и буква А ""...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс УМК Школа России

Конспект урока по литературному чтению 1 класс УМК Школа России по учебнику Л.Ф.Климановой Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?»...

Конспект урока по литературному чтению. 2 класс. УМК "Школа России"

Тема урока "Обобщение по разделу "О братьях наших меньших"...

Конспект урока русского языка для 2 класса на тему "Гласные и согласные звуки и буквы."

Данный урок помогает закрепить знания детей о гласных звуках и буквах....

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе. УМК "Школа 2100"Тема: Согласные звуки (к), (к), буква К. Чтение слогов и слов с буквой К.

Конспект урока обучения грамоте. УМК "Школа 2100". Тема: Согласные звуки (к), (к). буква К. Чтение слогов и слов с буквой К....