Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Рулёва Ирина Михайловна

Тема урока: «Русская народная сказка «Сивка - Бурка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока   по теме  «Русская народная сказка «Сивка - Бурка»   

Предмет:  литературное чтение                    Класс: 3                        Тип урока: "открытия" нового знания                 УМК: «Школа России»

Тема урока: «Русская народная сказка «Сивка - Бурка»»

Цель:  создать условия для развития умений определять тему, главную мысль произведения, пересказывать текст.

Целеполагание для ученика:

  1. Различать жанры устного народного творчества.
  2. Знать элементы сказки.
  3. Характеризовать героев сказки, соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий.
  4. Составлять план, рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.
  5. Соблюдать  правила   поведения на уроке.

Целеполагание для учителя (управленческие задачи)

  1. Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сивка-Бурка» и новым видом сказок (волшебной).
  2. Учить делить текст на части.
  3. Учить давать оценку поступкам героев.
  4. Обогащать словарный запас учащихся.
  5. Развивать внимание, память, творческие способности.

Планируемый результат:  уметь различать жанры устного народного творчества, знать элементы сказки, определять последовательность событий, рассказывать сказку по иллюстрации по плану.

Личностные: выражать собственные чувства при чтении текста, приобретать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Регулятивные:  формулировать учебную задачу урока, принимать и сохранять ее на протяжении  всего урока; читать в соответствии с целью чтения (ознакомительное чтение).

Познавательные:  работать с учебником, ориентироваться в нем с помощью условных обозначений, анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения.

Коммуникативные:  строить рассуждения и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.

Опорные понятия, термины: сказка, зачин.

Новые понятия, термины:   вещий каурка

Образовательные ресурсы:     аудио запись сказки, дидактический материал,  иллюстративный ряд, мультимедийная презентация.

Домашнее задание: разделить текст на части и озаглавить их.

Этап урока

Содержание материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Индивидуализация

1.Самоопределение к деятельности      (1 мин)

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

-

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Настроить учащихся на интересную плодотворную работу.

2. Актуализация знаний. Введение в проблему.

(5 мин)

Цель: мотивация учащихся на  осознание  решения выявленной проблемы в процессе деятельности

Речевая разминка.  Работа с пословицей.

•   Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай,  да на ус мотай.

—  Прочитайте запись на доске. Что это? (пословица)

—  Ребята, назовите знакомые части речи, которые здесь встретились.

—  Молодцы. А сейчас прочитайте эту пословицу, выделяя голосом глаголы, т. е. произнося их с силой, а остальные слова более спокойно.

—  А сейчас прочитайте, выделяя голосом имена существительные.

—  Прочитайте быстро.

—  Прочитайте пословицу выразительно.

—  Как вы понимаете смысл этой пословицы? Что хотели нам сказать наши предки, сложившие ее?

Активизирует     мыслительные операции, внимание, память  обучающихся, стимулирует  к активной  работе, строят осознанные речевые высказывания, осуществляет межпредметную связь.

- Читают текст жужжащим способом.

- Активно  включаются в диалог

-Аргументируют  свое мнение.

-Актуализируют знания изученного материала , используют жизненный опыт.

-Формулируют выводы.

- Развитие речи учащихся: Х.Д., А.Э., Б.В.

- Привлечь всех учащихся.

3. Постановка учебной задачи

(5мин)

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала (работа в парах)

Совместное   формулирование целей и задач урока

Аудиозапись фрагмента сказки «Сивка - Бурка».

Прослушайте аудиозапись фрагмента сказки и обсудите с соседом по парте, с каким произведением мы сегодня будем знакомиться, и сформулируйте задачи урока.

                                         

Предлагает прослушать аудиозапись фрагмента сказки с целью организации парной деятельности по формулированию учащимися темы и целей  урока.

- Определяют основную задачу деятельности на этапе.

- Формируют мнение в паре.

- Совместное обсуждение проблемы и презентация её решения.

- Проводится коллективное обсуждение.                                          

-Способствовать активному оречевлению  деятельности обучающихся  в процессе парной работы и представлении  результатов

4. "Открытие" новых знаний

   (11 мин)

Цель:  познакомить с содержанием русской народной сказки «Сивка - Бурка».

  1. Знакомство с русской народной сказкой «Сивка - Бурка».

Прослушивают сказку полностью в аудиозаписи. По ходу прослушивания, отмечают незнакомые слова.

  1. Первичная проверка понимания и словарная работа

—  Понравилась вам сказка?

—  Смысл каких слов был неясен?

Вещий каурка- вещий(предсказывает будущее );

каурка (масть лошади — светло-каштанового, рыжеватого цвета)

Худая одежонка — старая одежда.

Кликать — звать.

Добрая пшеница — хороший урожай.

Баловать - (обратить внимание на правильную постановку ударения в слове).

Построить  процесс осознанной речевой деятельности с практической направленностью.

- Работают с текстом сказки.

- Наблюдают и анализируют, делают выводы по содержанию, узнают значение незнакомых слов.

- Привлечь    всех детей

  5. Закрепления новых знаний и способов действий

      (13 мин)

Цель:  обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Работа над текстом (первая частью сказки).

Сейчас вы самостоятельно прочитаете первую часть сказки  и мы поработаем над ее содержанием, чтобы сказка была более понятна.

—  Попробуйте определить первую часть сказки.

(Детям дают несколько минут для чтения и нахождения этой части.)

—  Прочитайте ее.

(Дети читают до слов «Скоро после того разослал царь гонцов...».

- Вспомните из каких частей состоит сказка?

- Как мы называем часть с которой начинается эта сказка? (зачин)

—  Что мы узнаем из зачина сказки?

—  Какая беда постигла старика?

—  Что решил старик предпринять, чтобы поймать вора?

—  Не напоминает ли вам этот эпизод какую-нибудь из прочитанных сказок?

—  Как каждый из братьев стерег поле?

—  Кто же оказался вором? Расскажите о нем.

—  Расскажите, как Иванушка поймал вора.

—  Почему конь стал служить Ивану?

—  Сразу ли Иванушка отпустил коня?

—  Какой вывод из этого эпизода мы можем сделать. (Иван был не дурак, как его все звали. Он делал все правильно )

—  Что же было дома, когда Иван вернулся поутру?

—  Перестал ли конь вытаптывать пшеницу?

 Использует словесный метод для  вопросно-ответного  общения, создает условия для высказывания своего мнения

 -  Осмысленно  отвечают на вопросы

-  Аргументируют словесные ответы.

 -Привлечь к ответам как можно больше учащихся

- Развитие коммуникативных навыков: Д.В., М.В., В.М..

6.Самостоятельная работа  

  (7 мин)

 Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, создание ситуации успеха

Повторное чтение (по цепочке).

Характеристика братьев (лень и трудолюбие).

Стр. 40-41.

Способствуют формированию навыка правильного чтения.

 - Читают по цепочке.

- Развивают правильность и выразительность чтения.

- Характеризуют героев.

Привлечь всех учащихся

7. Рефлексия деятельности.

      (3 мин)

   Цель: самооценка результатов деятельности

 Рефлексия деятельности

—  С какой сказкой вы познакомились?

—  К какому виду она относится?

—  Назовите героев сказки «Сивка-Бурка».

Мотивирует обучающихся   к рефлексии., организует обратную связь

-Учащиеся оценивают свою деятельность

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"

laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...