Урок в технологии смыслового чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Нетёсова Лариса Петровна

Урок литературного чтения по технологии смыслового чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Н.Н.Носов "На горке"27.09 КБ

Предварительный просмотр:

УМК  «Школа России», 2 класс

Тема: Н. Носов «На горке».

Технологическая карта урока

Цели

создать условия для формирования  и совершенствования техники чтения, развития речи, мышления,  формирования умения понимать текст, расширения словарного запаса учащихся, умения  эмоционально-целостно воспринимать образ героя в процессе анализа художественного произведения;  умения определять главную мысль произведения.

Цели

 задачи урока.  

познакомить учащихся с содержанием произведения, закрепить умения делить текст на части, составлять план, определять главную мысль произведения;

развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание;  

воспитывать культуру общения,  чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в команде

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

научатся: пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через литературное произведение нравственные ценности;

получат возможность научиться: соотносить нравственные идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими  жизненными представлениями.

Метапредметные :

Познавательные – анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения в парной и фронтальной работе, предлагают итоги анализа на обсуждение;

коммуникативные – готовы слушать собеседника и вести диалог; излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий;

регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать  учебную задачу урока и стремятся её выполнять.

Личностные: проявляют  интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; оценивают  поступки героев литературных произведений и свои собственные с точки зрения моральных норм

Использованные технологии и формы обучения

Технология смыслового чтения; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Образовательные ресурсы

Климанова Л.Ф.и др.Учебник «Литературное чтение» 2 часть; Толковый словарь русского языка; презентация к уроку; карточки к составлению кластера; листы самооценки в виде ладошки, проектор, экран.

№ п/п

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Организационный момент.

Мотивация.

Речевая разминка.

Анализ учебных заданий на рабочем листе

(Слайд 1, 2, 3)

Мы продолжаем путешествие по бескрайнему морю художественной литературы.

 -Какие качества необходимы путешественникам, чтобы они смогли достичь поставленной цели?

-Я прошу вас сегодня быть СМЕЛЫМИ – не бояться высказывать свою точку зрения.

Желаю вам действовать СЛАЖЕННО, ДРУЖНО, ПОМОГАТЬ ДРУГ ДРУГУ, чтобы нам покорилась очередная вершина.

- Как вы понимаете значение слово вершина? - Назовите близкое по значению слово?  

 (возвышенность, гора, горка)

- Какая книга, знает значение слова? Как она называется?   «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ». 

- Подберите родственное слово, к слову гора и вставьте его  в одно из предложений: На территории нашей школы есть небольшая ... . Мы сами её построили.

  – А ещё горкой называют полет спортивного самолета и застекленный шкафчик для красивой посуды, т.е. слово горка многозначное. Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку крупы.

(Слайд 4) Рабочий лист  (я предлагаю поработать в парах).

- Рассмотрите рабочий лист.

- Определите тему урока. Сформулируем задачи урока.

– Про какую горку нам предстоит узнать сегодня на уроке? (про снежную горку). Что нужно для строительства снежной горки? Ребята, а вы любите бывать на горке? Почему?

Организует деятельность учащихся по созданию рабочей обстановки урока, проводит речевую разминку, объясняет учащимся,  как они будут оценивать свою деятельность на уроке.

Погружаются в рабочую атмосферу, принимают участие в речевой разминке, оценивают первый этап своей работы на листе самооценки.

РУУД:

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

2

Подготовка к восприятию текста

словарная работа

Работа с текстом до чтения, выделение ключевых слов,  вычитывание и обобщение информации

Учебный фильм о творчестве Н.Н.Носова.

 ( Слайд 5) Рабочий лист

- Какие произведения Н.Н.Носова вы знаете?

 -   Давайте вспомним  некоторых из них. Узнайте название произведения по отрывку (Слайд 6)

- Узнайте название произведения по иллюстрации (Слайд 7)

 - О ком они?

- Почему их интересно и легко читать?

Мне кажется, что все произведения Носова можно объединить одной темой, ведь главные герои в них мальчишки и девчонки, с которыми происходят забавные истории. А  как вы думаете, кто будет героями нового произведения? Давайте в этом убедимся, откройте учебник на странице 63. Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображён? Как вы думаете, что произошло  между ребятами? О- чём будет  это произведение?

Рабочий лист

Словарная работа (слайд 8)

– Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению  трудных слов, которые встретятся в тексте.

– Читаем по слогам, а затем целыми словами: 

СГРЕ-БА-ЛИ       –    СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали)
СВА-ЛИ-ВА-ЛИ  –   СВАЛИВАЛИ
ПО-О-БЕ-ДА-ЕМ       –    ПООБЕДАЕМ

НА-ЦЕ –ПИЛ – НАЦЕПИЛ (Как понимаете значение слова?)
СКОЛЬ-ЗКА-Я   –    СКОЛЬЗКАЯ
ВЗОБ-РАЛ- СЯ    –    ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом)
ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ  – ОТТОЛКНУЛСЯ

Рабочий лист
ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ –  ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?)
НА-ПОР-ТИЛ      –     НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал)

А сейчас мы послушаем это произведение, и вы скажите, к какому виду литературного жанра оно относится. Убедитесь,  верны ли ваши предположения по поводу его содержания (слайд 9)

Организует деятельность  учащихся (работа в паре) по поиску нужной информации в «Толковом словаре русского языка», способствует организации   повторения пройденного материала, предлагает, на основе названия произведения  и иллюстраций учебника, высказать свои предположения о его  содержании.

Учащиеся, на стол которых ставится табличка со словом «Знатоки», работают с «Толковым словарём русского языка», выясняя значение нужного слова. Во время фронтальной работы учащиеся вспоминают названия пройденных произведений Носова, оценивают свои знания, пользуясь листом самооценки, высказывают свои предположения о содержании произведения .

РУУД:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно.

3

Первичное восприятие текста,

Работа с текстом во время чтения.

Текст читает учитель. В ходе чтения делаются остановки и задаются вопросы на понимание прочитанного:

(1 остановка после предложения - Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, - как будто нельзя ему.)

- Как вы думаете, Котьке,  правда,  нельзя было гулять? Почему вы так решили? А почему же он не пошёл помогать ребятам?

( 2 остановка после предложения – Схватил он фанерку и покатил к дворницкой.)

- Все ли слова в последнем предложении понятны? Обратимся к знатокам: что же такое дворницкая? Ребята, а как она может выглядеть?

(3 остановка после предложения – Это я сам посыпал, потому что она была скользкая, и я не мог на неё взобраться.)

- Предположите, как дальше будут развиваться события.

После окончания чтения текста учитель задаёт вопросы:

- Понравилось ли вам произведение Н. Носова?

-Какой момент вам больше всего запомнился?

- Какое настроение  вызывает это произведение? Почему?

- Кто из вас более точно предположил то, о чем будет рассказано в произведении?

- К какому жанру оно относится? Почему вы так думаете?

- Хочется ли вам самостоятельно прочитать этот рассказ?

Физкультминутка ( слайд 10).

Знакомит учащихся с текстом нового произведения, создаёт условия для эмоционального восприятия прочитанного, организует работу с трудными словами, встречающимися в тексте.

Слушают новое произведение, отвечают на вопросы учителя,  высказывают своё отношение к прочитанному, участвуют в словарной работе.

КУУД:

- умение слушать и вступать в диалог,

- умение выражать свои мысли полно и точно,

- учёт  разных мнений и умение обосновывать своё.

ЛУУД:

- формирование установки на здоровый образ жизни.

4

Повторное чтение текста и анализ произведения

- Чтение текста (по цепочке)

Рабочий лист

-Укажите последовательность событий в рассказе.

 

Учащиеся читают рассказ Носова

 

5

выборочное чтение

Работа с текстом после чтения.

– Кто является главным героем рассказа?

- Что же это за имя Котька? Какое полное имя носит герой этого рассказа?
– Что делали ребята во дворе?
– Прочитайте, как они строили горку.
– А что делал Котька, когда ребята трудились? 
––– Что произошло, когда ребята ушли обедать?
– Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.
– А зачем он посыпал горку песком?
– Что из этого вышло? Прочитайте.
– Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? 
 
– Котька сразу согласился это сделать? 
 
– Понравилось ли Котьке работать?
– Подтвердите словами из текста…

– Как вы думаете, изменился ли Котька?

  Рабочий лист  

      Заполните левую часть кластера, указав,  каким был Котька в начале рассказа, а затем запишите  в правой  части кластера,  каким  он стал после совместной работы с ребятами, обсудив свои выводы вместе с соседом по парте (слайд  11). Проверим вашу работу.
– Кто  же помог Котьке стать лучше?
– Как вы думаете, а трудно ли признаться своим друзьям в совершении плохого поступка?

- А у вас были в жизни такие ситуации?

-Хотели бы вы иметь такого друга как Котька? Почему?
- Чему учит нас этот рассказ?

Рабочий лист  

- Сформулируйте главную мысль.

- Составьте пословицы.

 -   Выберите пословицы к рассказу. Докажите.

Организует работу по анализу прочитанного, создаёт условия для организации работы в парах.

Собирают информацию необходимую для анализа прочитанного рассказа, обсуждают характер главного героя произведения ( работа в паре), оценивают свою работу на данном этапе урока.

ПУУД :

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

КУУД:

- умение договариваться, находить общее решение.

6

Деление текста на части, составление плана

Работа с текстом после чтения.

– Художник нарисовал к этому рассказу рисунки.

Рассмотрите их на странице 65 нашего учебника.   

   Рабочий лист  
– Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа?
– Давайте расставим их по порядку на рабочем листе.
– Какого рисунка  не хватает?
–  Что у нас получилось? (У нас получился картинный план.)  

- Составьте словесный план.

 Проверка. (слайд 12)    

Я  предлагаю задание на выбор: кто-то может пересказать рассказ «На горке», опираясь на картинный план в нашем учебнике, а кто-то может усложнить задание и попробовать пересказать текст от лица Котьки.

Организует  работу по составлению картинного плана к тексту, предлагает  дома выполнить задание по выбору.

Составляют картинный план к тексту, выбирают  задание для выполнения дома из того, что предложил  учитель.

ПУУД

-построение логической цепи рассуждений.

- структурирование знаний

7

Итог урока.

Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу. Над каким произведением мы сегодня работали? Кто его автор? Понравился ли вам наш урок?  

Создаёт условия для рефлексии пережитого на уроке.

Учащиеся дают самооценку своей деятельности на уроке, выражают  своё отношение к  уроку.

ЛУУД:

формирование адекватной позитивной осознанной самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).

Цель моего урока:  познакомить ребят с новым литературным  произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...

Мастер - класс "Технология смыслового чтения"

Мастер - класс "Технология смыслового чтения"....

Презентация «Применение технологии смыслового чтения на уроках в начальной школе»

«Применение технологии смыслового чтения на уроках в начальной школе» ...

Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".

Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...

Мастер - класс по теме "Использование технологий смыслового чтение на уроках в начальной школе" приём интеллект-карта

Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг. В данной публикации рассматривается новый подход к обучени. чтению...

Мастер - класс по теме "Использование технологий смыслового чтение на уроках в начальной школе" приём интеллект-карта

Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг. В данной публикации рассматривается новый подход к обучени. чтению...