Л. Пантелеев " Честное слово"
методическая разработка по чтению (3 класс)

Филатова Лидия Ивановна

В жизни каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него.

Путь жизненный всегда очень сложный и что бы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l._panteleev_chestnoe_slovo.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Л. Пантелеев « Честное слово»

Цель:    учить детей анализировать литературное произведение, формировать  

             читательский навык, воспитывать нравственные качества.

Задачи:

  1. Создать условия для расширения читательского кругозора обучающихся через знакомство с творчеством писателя Л.Пантелеева.
  2. Формировать умение понимать глубину содержания произведения и его главную мысль, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения.

а) для обучающихся высокого уровня создать на уроке условия для того, чтобы они сами определили главную мысль произведения;

б) создать на уроке условия для того, чтобы обучающиеся среднего уровня приняли участие в понимании главной мысли произведения;

в) создать на уроке условия для того, чтобы обучающиеся низкого уровня поняли главную мысль произведения.

  1. Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом.
  2. Развивать образное мышление, речь.
  3. Развитие рефлексии, самоконтроля, самооценки.
  4. Формировать у обучающихся нравственные ценностные качества.
  5. Создавать условия для формирования коммуникативных навыков (общение друг с другом в парах, группах,  высказывать своё мнение, отстаивать и обосновывать в конкретной форме)

I этап. Организационный момент.

Задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке; психологически подготовить детей к общению на учебном занятии.

 Организация начала занятия.

Порядок на столе,

Порядок в голове,

Как всегда мы снова

Начать урок готовы.

-Повернитесь лицом к гостям. Улыбнитесь. Протяните руки вперед ладошками вверх навстречу гостям. Пошлите им лучики добра, тепла радости, ведь каждый хозяин рад, когда к нему приходят гости.

Мы спокойны, добры, приветливы  -  мы здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните свежесть апрельского  дня,  тепло солнечных   лучей. Выдохните  вчерашнюю злость, обиду  - забудьте про неё. Я желаю вам бережного отношения друг к другу.

-Повернитесь, пожалуйста, лицом к доске. Чтобы работа наша спорилась, и мы показали гостям все самое хорошее, минизарядка:

Ручки растираем

И разогреваем,

И лицо теплом

Своим мы умываем,

Грабельки сгребают

Все плохие мысли,

Ушки растираем

Вверх и вниз мы быстро.

Уголками губ мы щёчки поднимаем,

А потом от носа мы к губам стекаем.

Каждый урок – это маленькое открытие.

- Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? Нужно быть внимательным, наблюдательным, думающим

II этап. Подготовка к основной учебно-познавательной деятельности.

Задача: обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей урока.

 Какие ставим перед собой задачи на уроках чтения?

-Научиться читать бегло, грамотно, выразительно;

-учиться мыслить, выражать своё мнение;

-развивать речь, память, мышление.

Кто много читает,

 Тот много знает.

- Прочитайте пословицу про себя.

- Прочитайте пословицу тихо.

- Прочитайте пословицу громко

- Прочитайте с восклицательной интонацией.

- Прочитайте с вопросительной интонацией.

- Какое произведение читали на прошлом уроке? Кто его автор?

III этап. Проверка домашнего задания.

Задача: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, обеспечить рефлексию учащихся по поводу способов учебной работы в процессе выполнения домашнего задания.

- Понравился ли вам этот рассказ? Чем он «запал в душу»?

Детям было предложено написать письмо мальчику

Заслушиваются 3-4 письма.

Валеологическая пауза для улучшения слуха.

Шапка для размышлений (улучшает внимание, ясность восприятия и речь )

«Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки. Повторите три раза.

IV этап. Закрепление изученного материала.

Задача:  обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения.

- В каком значении употребил автор слово «честное» в названии нашего произведения? - Мальчик дал честное слово и сдержал его, а это достойное уважения качество человека.

- Докажите.

1) Работа с текстом.

1 часть. Встреча с мальчиком (стр. 137-140)

- Прочитаем часть по ролям.

Назовите роли. Кто как читает? Выберите слова-подсказки.

Вопросы по содержанию:

- Как начинается рассказ? О чём жалеет автор?

  1. Что случилось с мальчиком в саду?
  2. Почему он не хотел идти домой?
  3. В каком состоянии находился мальчик?
  4. Как к этой истории отнёсся рассказчик?
  5. Озаглавьте часть.

- Почему мальчик плакал?

- В какую ситуацию он попал?

- Понимал ли мальчик, стоя на посту, что мальчишки про него забыли?

- Из слов мальчика видно, что он прекрасно понимал, что большие ребята про него забыли:»Я думаю они ушли», «Забыли».

- Что он почувствовал, когда на улице стемнело?

- Когда на улице стемнело, мальчику стало страшно, он почувствовал себя одиноким, брошенным. К тому же мальчик был голоден.)

- Почему же он не ушёл? Но он не ушёл потому что считал, что нельзя нарушать данное слово.)

- Поставьте себя на место этого мальчика. Как бы вы поступили в подобной ситуации?

2 часть. Счастливая мысль (стр. 141-142).

- Перескажем часть по сюжетным картинкам.

Вопросы по содержанию (акцентное вычитывание)

  1. Какие чувства вызвал у рассказчика поступок старших ребят? (стр. 141)
  2. Какая счастливая мысль пришла в голову рассказчику?  (стр. 141)
  3. Как к игре мальчика отнёсся майор? (стр. 142)

Как вы думаете, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьёз вступить в игру маленького незнакомого мальчика? - Два взрослых человека – Герой-рассказчик и Молодой майор – понимают, что стойкость и верность своему слову – это очень важные качества характера)

3 часть. Настоящий человек (стр. 142-144).1 группа

- Инсценирование части.

 - Как повёл себя мальчик при виде военного? Почему?

- Он обрадовался, даже вскрикнул от радости; весь выпрямился и стал на несколько сантиметров выше.

Вопросы по содержанию:

  1. Как изменилось состояние мальчика с приходом военного?
  2. Кем, по мнению рассказчика, вырастет мальчик?
  3. Озаглавьте часть.

- Как вы понимаете каждую пословицу? СЛАЙД МИМИО

- Какие пословицы подходят к произведению Л. Пантелеева?  

V этап. Этап контроля . Работа в группах.

Составление по картинкам сюжета рассказа

- Какими качествами должен обладать настоящий человек?

Составление характеристики героя (работа в группах) 1 группа

НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК

справедливый             смелый

лживый                           безответственный

честный                          трусливый

ленивый                          правдивый

2 группа Словарная работа

  1. Помещение для сторожа - …
  2. Военнослужащий, стоящий на посту, на часах - …
  3. Не находя утешения - …
  4. Воинское подразделение, несущее охрану кого-чего-либо - …
  5. Ни с чем - …

Слова для справок: безутешно, часовой, сторожка, караул, несолоно хлебавши

3 группаЗадача: выявить качество усвоения учащимися знаний.

Тест.

Задание: определить правильность высказывания.

  1. Действия происходят осенью на детской площадке. -
  2. Главный герой рассказа – мальчик. +
  3. Мальчик заблудился в парке, не знал, куда идти, и поэтому горько плакал. -
  4. Рассказчик сам снял мальчика с караула и тот ушёл домой. -
  5. Мальчик согласился покинуть пост, если его снимет с караула военный.+
  6. Рассказчик считает, что мальчик ничего не будет бояться и вырастет настоящим человеком. +

VI этап. Подведение итогов урока.

Задача: инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности на уроке.

-В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество, Верность, Братство,

А есть ещё – Совесть, Честь.

Какую мысль хотел донести до нас автор?

Д: Чтобы всегда оставаться человеком нужно с детства формировать в себе такие нравственные ценности, которые помогут иметь такие  качества характера, как у главного героя.

- Пантелеев написал рассказ «Честное слово» в 1941 году, в самый трудный год для России. Началась Великая Отечественная война, этот рассказ был напечатан в журнале «костер».  читали его и по радио.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные да друзья. Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце. Они дали честное слово защищать свою Родину, свой народ, свои города и семьи и сдержали его.

(Вывод:  В жизни, каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе

 некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и что бы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком. )

      На уроке музыки вы  выучили песню «Ведь ты – человек». И мне, кажется, она подходит к сегодняшнему уроку. Давайте её сейчас споём.      

VII. Рефлексия. Составим синквейн к этому произведению.

VIII. Домашнее задание. Напишите окончание этого рассказа

Что интересного о сегодняшнем уроке вы сможете рассказать родителям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л. Пантелеев "Честное слово"

Урок литературного чтения с применением технологии деятельностного метода....

Л. Пантелеев «Честное слово»

Урок литературного чтения в 3 классе....

Урок по литературному чтению Л. Пантелеев "Честное слово" для 3 класса.

Урок по литературному чтению Л.Пантелеев "Честное слово" для 3 класса по УМК "Начальная школа XXI века"...

Урок литературного чтения, 3 класс Л. Пантелеев «Честное слово»

Урок литературного чтения для 3 класса Л.Пантелеев  "Честное слово"...

Урок по литературе Л. Пантелеев "Честное слово"

Урок составлен в соотвествии с требовании ФГОС...

Урок- рассуждение по литературному чтению. Л. Пантелеев " Честное слово" 3 класс.

Цели : познакомить детей с рассказом, обучать выборочному чтению. чтению по цепочке, развивать речь детей, познакомить с новыми понятиями "герой", "героизм", "честь", воспитывать чувство долга, нравст...