Урок литературного чтения в 3 классе УМК "Начальная школа XXI века" Тема: "Как рождается герой" Л. Пантелеев "Честное слово".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Фатыхова Любовь Накиповна

Конспект урока, презентация, самоанализ, аудио.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_literaturnogo_chteniya_chestnoe_slovo_3_klass.zip1.38 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературное чтение в 3 классе

Тема урока: «Как рождается герой». Леонид Пантелеев «Честное слово».        

Цель урока:     учить детей анализировать литературное произведение,

- формировать представление о честности, отзывчивости, смелости;

Задачи:

Образовательные:

 - учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль;

- продолжить учить детей на основании высказываний и поступков героев (в литературном произведении) представлять себе черты их характера;

- продолжать работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения;

Развивающие:

 - при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст;

- работать над развитием речи, мышления;

Воспитательные:

- формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способность формулировать нравственные суждения;

формировать нетерпимое отношение к недостойным поступкам.

Оборудование.

Для учителя:

  1. Учебник «Литературное чтение» для 3 класса (авт. Л.А.Ефросинина).
  2. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.
  3. Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации. Слайдовая презентация по теме «Л.Пантелеев. Честное слово.»

Для обучающихся:

  1. Учебник «Литературное чтение» для 3 класса (авт. Л.А.Ефросинина).
  2. Рабочая тетрадь «Литературное чтение. 3 класс. №2» (авт. Л.А.Ефросинина.
  3. Карточки с домашним заданием.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные

учебные действия

1.Организационный момент.

Самоопределение к деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне: «Хочу, потому что могу».

(слайд 1)

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь.

Учащиеся садятся.

Регулятивные: самоконтроль;

личностные: самоопределение.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Мы начинаем наш урок. Каждый урок – это маленькое открытие.

- Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?

- А какими качествами характера должен обладать герой?

- А где можно проявить героизм?

- Героями рождаются или становятся?

-А могут ли героями быть дети?

-Нужно быть внимательным, наблюдательным, думающим…

-Доброта,     отзывчивость,          смелость, честность, мужественность, храбрость.

- На войне, при спасении людей в чрезвычайных ситуациях.

- Становятся?

-Да.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

3. Постановка учебной задачи

Цель: Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?» проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить).

- Как вы думаете о чём мы сегодня будем читать?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Леонида Пантелеева «Честное слово». (слайд 2)

- Как выдумаете, о чём пойдёт речь в этом произведении?

-Хорошо, а какую задачу мы поставим на урок? Определим, в чём предстоит разобраться нам сегодня на уроке? (слайд 3)

Определить…

Учиться…

Развивать…

- Наверное, о героях.

(Высказывания детей)

- Главную мысль произведения, его жанр….

- Выразительно и грамотно читать.

- Речь.

Регулятивные: целеполагание;

Прогнозирование содержанияпроизведения по его названию;

 коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные– самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: обсуждение проекта её решения.

- Чтобы определить жанр произведения, его главную мысль, надо хорошо знать содержание.

А также ответим на главный вопрос – для чего Л.Пантелеев написал это произведение?

-  Итак, учебная задача ясна. Что мы знаем о писателе?

 -  Послушаем биографическую справку о писателе. (Рассказывает М. Номоконова) 

(слайд  4)

- Прослушав справку о писателе, можем ли мы определить жанр этого произведения?  Определите его.

   Леонид Пантелеев, настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев. Родился в 1908 году в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921 году попал в школу имени Достоевского для беспризорных.  Воспоминания об этой школе легли в основу очерков и рассказов. Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, «где были бы юмор, и героика, лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль». Этими качествами рассказы Пантелеева заслужили свою популярность.

Умер писатель в 1987 г. в  Москве.

-Это рассказ.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Физкультминутка

Проводят дежурные

5. Первичное восприятие текста.

Цель: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль.

Откройте учебник «Литературное чтение» с. 101. Прочитайте имя автора и название произведения. Начинаем читать.

   (Читают по цепочке)

(До слов «Вдруг я остановился…»)(слайд 5)

- От чьего имени идёт повествование?

- Где происходили действия?

( До слов «Я подошёл и окликнул его…»)

- Что узнали о мальчике?

(До слов «Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь…»)

- Почему мальчик плакал?

- В какую ситуацию он попал?

- Как к этому отнесся рассказчик? (слайд 6)

(До слов «Не успели мы втроём выйти из сада…») (аудио отрывок)

Словарная работа. Околыш – ободок головного убора, облегающий голову.

Несолоно хлебавши – ни с чем, безрезультатно.

- Какая мысль пришла в голову рассказчику?

- Почему только военный мог снять мальчика с караула?

- Как понимаете выражение: «Кажется, ещё никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту».

- Как вы думаете, почему майор согласился помочь?

- Как повёл себя мальчик при виде военного? Почему?

- Что значит «весело и с облегчением засмеялся»?

(Чтение до конца)

- Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин?

        

Учащиеся следят по учебнику.

(Высказывания детей)

-(Сначала улыбнулся, а затем задумался над ситуацией.)

Личностные: смыслообразование через прослеживание судьбы героя ориентацию учащегося в системе личностных смыслов. Оценка жизненных ситуаций и поступки героев рассказа с точки зрения общечеловеческих норм.

Коммуникативные: читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное. Участвовать в диалоге на уроке. Слушать  и понимать речь других.

Регулятивные: знакомство с простейшими приёмами анализа текста.

6.Первичное закрепление.

Цель: при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст.

- Что вам понравилось в этом рассказе?

- Какие мысли и чувства вызвало у вас поведение мальчика?

- Как мальчик понимал, что такое «честное слово»?

- Как рассказчик отнесся к «честному слову» мальчика?

- Как майор отнесся к «честному слову» мальчика? Почему?

- В каких строчках заключается основная мысль произведения?

- Давали ли вы когда-нибудь «честное слово»?

- А как его выполняли?

- Тяжело ли держать «честное слово»?

- Какую оценку поступку старших мальчиков вы бы дали? Могли вы поступить также?

-  Что он почувствовал, когда на улице стемнело?

- Почему же он не ушёл?

- Как ты думаешь, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьёз вступить в игру маленького незнакомого мальчика? 

- Как можно назвать их отношение к мальчику? Подтверди ответ, обращаясь к тексту.

- Заслуживает ли мальчик такое серьёзное отношение?

- Охарактеризуйте мальчика. Какой  он? Каким вы его представляете? Докажите строчками из текста.  

- Как вы думаете этот мальчик может стать героем?

- Что думает о будущем мальчика рассказчик? Найдите отрывок из рассказа.

- Почему автор готов ручаться, что мальчик вырастет «настоящим человеком»?

(Высказывания детей)

- Смелый

- стойкий

- серьёзный

- мужественный

- ответственный

- честный

- (Стр.110) А когда он вырастет… Ещё неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.

Коммуникативные: Участвовать в диалоге на уроке. Слушать  и понимать речь других. Отстаивать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета. Критично относится к своему мнению.

Регулятивные: анализ, мотивы поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе текста.

7.Итог урока.

 Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже сделал в жизни.

- Так, какова главная мысль этого произведения?

- Давайте ответим на главный вопрос: Для чего писатель написал этот рассказ? Чем мы обогатились, прочитав рассказ?

- Зачем нужно изучать это произведение?

- Написав это произведение, Пантелеев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:

-  В жизни, каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и что бы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком.

- Если дал честное слово, так надо сдержать его, чтобы не случилось.

- Чтобы мы были добрыми, отзывчивыми, честными.

- Этот рассказ помогает воспитывать в себе стойкость и мужество, честность и деликатность. Мы обогатились духовно.

Личностные:

формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим прошлым своего народа.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

8.Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности и всего класса.

- Оцените свою работу на уроке:

 BD21294_ - очень доволен своей работой;

 BD14793_ - кто считает, что может работать лучше.

- Вспомните самые интересные фрагменты урока и ваши ощущения.

- Что тебе понравилось в себе на этом уроке?

- Мне тоже очень понравилась ваша работа на уроке. Спасибо за урок!

Регулятивные: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

9.Домашнее задание.

Цель: учиться читать выразительно читать по ролям диалоги.

- Ответьте для себя на такие вопросы:

  Какие испытания ждут впереди мальчика?

  Как он сумеет себя проявить?

  Легко ли ему будет в жизни?

Это и будет ваше творческое домашнее задание. Поразмышляйте. - А заголовком вам будет правильно выбранная пословица из «Рабочей тетради №2» задание 5 стр.69

На следующем уроке мы продолжим работу по этому произведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России» Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень» Тип урока: комбинированный

Урок литературного чтения  4 класс УМК «Школа России»Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»Тип урока: комбинированный...

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Обобщение по разделу «Как рождается герой». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: обобщение и систематизация знаний детей по разделу «Как рождается герой?»; формирование представлений о способах анализа произведений; формирование правильного п...

Технологическая карта урока Литературное чтение 2 класс (УМК Школа России) "Волшебное слово"

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Валентины Осеевой «Волшебное слово» Задачи урока:Дидактические: 1. познакомить детей c некоторыми свед...

Конспект урока. Литературное чтение. 2 класс. Начальная школа XXI века. Тема урока: А. Куприн "Скворцы"

Цели урока:  познакомить учащихся с содержанием произведения А. Куприна «Скворцы»; формировать слуховое восприятие художественного произведения; расширять читательский кругозор; ...