"Храбрый утенок" Б.С.Житков тех.карта
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Крутских Анастасия Олеговна

Б.С. Житков "Храбрый утенок" технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekzamen_dekabr_teh_karta.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

ФИО: Крутских Анастасия Олеговна.

Учебный предмет: литературное чтение.

Класс: 2

Тема урока: «Б.С. Житков «Храбрый утенок»

Цель урока: изучение биографии Б.С. Житкова и его произведения «Храбрый утенок».

Задачи урока:

- образовательные:

1. Сформировать представления о биографии Б.С. Житкова.

2. Изучить качества главного героя произведения «Храбрый утенок».

- развивающие:

1. Развивать устную речь учащихся, внимание, память.

2. Развивать умение выразительного чтения.

- воспитательные:

1. Воспитывать умение работать в коллективе.

2. Воспитывать чувство смелости, взаимовыручки.

Ресурсы урока: компьютер, учебник «Литературное чтение 2 класс» авторы Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В, презентация, проектор, раздаточный материал (карточки).

Ход урока

№п\п

Этапы урока

Цель этапа

Методы, приемы и педагогические технологии

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

   Планируемые результаты

предм     метапредм     личностные

етные     етные: П,

                Р, К

1

Организационный момент

Подготовка обучающихся к работе на уроке

Методы: словесный, наглядный, практический

Приемы: демонстрация, работа с электронной доской,

чтение стихотворения

Педагогические технологии: педагогика в сотрудничестве, здоровьесберегающая технология

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. (Приложение 1)

Приветствуют учителя. Организуют чистоту своего рабочего места, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе.

воспринимать на слух прочитанное

Р- регулировать скорость чтения стихотворения.

К- сотрудничают с одноклассниками и учителем

Личностные: прививать познавательный интерес к учебной деятельности

2

Актуализация знаний

Закрепление пройденного материала

Метод:

Словесный. Прием: устный опрос. Педагогическая технология: информационно-коммуникационная технология, педагогика в сотрудничестве

Организует повторение изученного, проводит устный опрос. (Приложение 2)

Отвечают на вопросы учителя, закрепляют знания предыдущей темы урока.

Отвечать на вопросы по прочитанному произведению

П: выделяют существенные признаки прочитанного текста.

Р: выбирать необходимые отрывки из текста

К: аргументировать собственный ответ

Применять готовность целенаправленно использовать собственные знания, умения и навыки в учебной деятельности

3

Определение темы и цели урока

 

Определение цели и задач урока

Методы:

словесный, практический. Приемы: работа с учебником, беседа. Педагогические технологии: информационно-коммуникационная технология, педагогика в сотрудничестве, технология развития критического мышления

Задает вопросы, помогает обучающимся в определении цели и задач урока (Приложение 3)

Отвечают на вопросы учителя, читают отрывок изученного ранее произведения, определяют цель и задачи урока

Осуществлять чтение вслух с использованием необходимой интонации

П: читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, Р: выбор и формулирование цели и задач урока, К: высказывать собственное мнение

формировать интерес к изучаемой теме урока.

4

Первичное усвоение новых знаний

Изучение биографии Б.С. Житкова и его произведения «Храбрый утенок».

Методы: словесный, наглядный, практический: демонстрация, работа с электронной доской, разгадывание ребусов, рассказ, работа с учебником, работа с карточками, беседа.  Педагогические технологии: педагогика в сотрудничестве, личностно-ориентированная технология, здоровьесберегающая технология, технология развивающего обучения, технология разноуровневого обучения.

Осуществляет работу с презентацией, раздачу карточек для групповой и индивидуальной работы, раздачу памяток. Рассказывает биографию жизни Б.С. Житкова, проводит беседу, организует разгадывание ребусов, работу с карточками.  (Приложение 4)

Наблюдают демонстрацию портрета писателя, разгадывают ребусы, слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы, работают с раздаточным материалом.

воспринимать на слух прочитанное

П: отвечать на вопросы по прочитанному, Р: осуществлять подбор нужной информации из текста

Л: воспитывать чувство смелости, взаимовыручки

5

Физ. минутка

Снижение физ. утомления

Метод:

Практический. Прием:  выполнение упражнения. Педагогические технологии: здоровьесберегающая технология, педагогика в сотрудничестве.

Проведение физ. минутки (пр.5)

Выполняют физ. минутку

Р: планировать

свои действия во время физической активности

относиться с уважением к личному пространству одноклассников

6

Первичная проверка понимания

Повторение изученного учебного действия при решении типовых задач

Метод: словесный,

практический: работа с учебником, устный опрос. Педагогические технологии: технология развития критического мышления, личностно-ориентированная технология.

Организует вторичное чтение, помогает в подборе заголовков к частям произведения.  (Приложение 6)

Делят текст на части. Читают части произведения, придумывают к ним заголовок.

овладеют навыками смыслового чтения

П: работать с информацией, представленной в разных формах, Р: осуществлять отбор нужного материала для чтения, К: формирование умения выслушивать ответы других.

Л- формирование положительного отношения к урокам литературного чтения

7

Первичное закрепление

Закрепление изученного материала на уроке

Метод: практический, словесный

Прием: беседа, работа с карточками, работа с электронной доской. Педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология саморазвивающего обучения

Организует работу с карточками, работу с электронной доской, взаимопроверку, беседует с классом. (приложение 7)

Выполняют задание на карточках, беседуют с учителем, осуществляют взаимопроверку.

Пользоваться текстом произведения при выполнении заданий

П: актуализировать во время выполнения задания приобретенные знания на уроке, Р: осуществлять проверку ответов

К: задавать вопросы, отвечать на вопросы других

Л- прививать интерес к чтению произведений о животных

8

Рефлексия и информация о домашнем задании

Проведение этапа самооценивания и сообщение домашнего задания

Метод: практический, словесный. Приемы: объяснение, работа с карточками, беседа.

Педагогические технологии: здоровьесберегающая технология, гуманно-личностная технология, педагогика в сотрудничестве.

Объяснение домашнего задания, самооценивания, подведение итога работы класса на уроке. (приложение 8)

Отвечают на вопросы учителя, записывают домашнее задание. Проводят рефлексию собственной деятельности на уроке.

Находить название изучаемого произведения

Р: учиться регулировать собственную деятельность на уроке

Л: оценивать собственную деятельность на уроке

Приложение 1.

Здравствуйте, ребята. Проверьте готовность к уроку: все ли на партах? Повторяйте за мной.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

Всю работу выполнять,

И друг другу помогать.

Приложение 2.

Ребята, на прошлом уроке мы изучали произведение Е. Чарушина «Страшный рассказ». Вспомните, чем начиналась история? (История началась тем, что родители уехали и дети остались одни).

- Как звали главных героев? (Шура и Петя).

- Что они собирались сделать? (Они хотели лечь спать)

- Что им помешало? (шум, возня, скрип пола)

- Из-за кого это происходило? (из-за ежика)

- Чем закончился рассказ? (ежик стал жить в доме ребят)

Приложение 3.

- Какие чувства испытывали Шура и Петя? (страх)

- Найдите и прочитайте отрывок в учебнике, где показаны чувства, которые испытывали дети.

- Как вы думаете, можно ли преодолеть страх в трудных ситуациях? (Да).

- Сегодня мы изучим рассказ о преодолении страха. Прочитайте его название в учебнике («Храбрый утенок»).

- Как вы думаете, о каком чувстве мы поговорим? (о храбрости, смелости)

- Какова будет цель урока? (изучение произведения Б.С. Житкова «Храбрый утенок»)

- Какие задачи перед собой поставим? (изучить произведение Б. С. Житкова «Храбрый утенок», развивать умение безошибочного чтения, воспитывать в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них)

Приложение 4.

- Итак, мы с вами уже определили тему урока, поставили перед собой цель и задачи на него.

- Ой, сегодня на нашем уроке еще кое-кто будет присутствовать. Посмотрите на экран. Кто же это? (Утенок)

-Верно. Но это не просто утенок, в нем есть одна важная черта характера, а какая – вы узнаете, когда разгадаете ребусы. Для каждого ряда я дам разные ребусы, ответ на которые будет один.  (Храбрость) Вы все отгадали правильно! К этим словам мы еще вернемся.

- Ребята, а бывали ли в вашей жизни ситуации, когда вы или ваши знакомые проявили храбрость?

- Храбрый утенок готов поделиться с вами интересной историей, которая однажды с ним произошла. Эту историю сочинил Борис Степанович Житков, известный писатель, о котором я сейчас вам расскажу.

Борис Степанович Житков родился 11 сентября 1882 года в Великом Новгороде. Когда Борису Житкову было семь лет, семья переехала на Чёрное море — в Одессу. Борис Житков учился в гимназии, в одном классе с Корнеем Ивановичем Чуковским. Позже будущий писатель поступил на естественное отделение Новороссийского университета, а позже — на кораблестроительное отделение Петроградского политехнического института.

Затем Борис Житков пробовал себя в различных профессиях: был моряком, инженером-судостроителем, рабочим-металлистом, преподавателем физики и руководителем училища. Писать короткие стихи и заметки Борис Степанович Житков начал ещё в 1909 году, но даже не задумывался о том, чтобы публиковать их. Переубедить его удалось Корнею Ивановичу Чуковскому, и в 1924 году вышел в свет первый сборник Бориса Житкова «Рассказы о животных». В следующие 15 лет Борис Степанович писал для маленьких читателей в самых разных жанрах.

За свою жизнь Борис Житков создал 192 произведения. Основная их часть — это рассказы для детей об отважных людях, дальних путешествиях, удивительных научных и географических открытиях. Многие рассказы для детей Борис Степанович посвятил теме животных. Это такие рассказы, как «Храбрый утёнок», «Как я ловил человечков», «Как слон спас хозяина от тигра», «Урок географии», «Как Саша маму напугал», «Как подняли пароход со дна», «Зоосад». Писателю настолько хотелось заинтересовать детей своими произведениями, что он даже выпускал журнал в картинках для детей, которые не умеют читать.

- Посмотрите на экран. Здесь представлены книги и журналы с произведениями Бориса Степановича, вы можете взять их из школьной библиотеки и узнать множество интересных историй, которые поведают вам братья наши меньшие.

Борис Житков много путешествовал по миру. Обо всём, что узнавал и видел, он хотел рассказать другим. А случалось много хорошего и трудного, подчас и опасного. Случались пожары, бушевали метели, ветры ломали льдины и уносили в море рыбаков. Борис Степанович сам был мужественным человеком и писать любил про смелых людей. Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю важную фразу.

- Прочитайте ее с экрана. («Не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай – всегда кто-то спешит тебе на помощь).

- Именно эта цитата подходит к произведению, которое мы сегодня будем изучать. Давайте же узнаем историю про храброго утенка. Сейчас я вам прочитаю этот рассказ. Внимательно слушайте, затем мы с вами будем обсуждать героев этого произведения и их поступки.  

Храбрый утенок

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.

Как только утята подбегали к тарелке, вдруг из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.

Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.

А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять. Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: «Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят». Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать.

Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, маленький утёнок Алёша. Когда утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться.

— Ну и храбрецы! — сказал он. — Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.

— Ты хвастаешь, — сказали утята, — завтра ты первый испугаешься и побежишь.

На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с рублеными яйцами и ушла.

— Ну, смотрите, — сказал смелый Алёша, — сейчас я буду драться с вашей стрекозой.

Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза. Прямо сверху она полетела на тарелку.

Утята хотели убежать, но Алёша не испугался. Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.

С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.

- А теперь немного отдохнем. Поморгайте 7 раз.

- На ваших столах лежат карточки. Сейчас в ходе беседы мы узнаем, какими чертами характера обладал главный герой.

- Назовите главных героев произведения? (утенок Алеша, утята, хозяйка, стрекоза)

- Чем начинается рассказ? (Рассказывается о том, что хозяйка каждое утро кормила утят)

- Почему утята стали плохо есть? (Они были напуганы)

- Кого боялись утята? (Утята боялись стрекозы)

- Кто помог утятам перестать бояться стрекозы? (утенок Алеша).

-Что он сделал? (прогнал стрекозу)

- Посмотрите на задание 1 на карточке. Выберите слова, которые подходят к чертам характера главного героя. (зависть, смелость, пугливость, отзывчивость, лживость, храбрость, щедрость, отвага, жадность, удаль, мстительность, мужество)

- Молодцы! Задание выполнили верно. Ребята, а похожи слова «мужество», «отвага», «удаль» по значению друг на друга? (да)

- Как вы думаете, чем они отличаются?

- Сейчас мы узнаем их отличие. Прочитайте определения на карточках.

- Здорово! Как вы думаете, это положительные или отрицательные качества? (положительные) Нужно ли их воспитывать в себе? (нужно)

- Сейчас я раздам вам памятки, в которых написаны советы о том, как воспитать в себе храбрость.

- Прочитайте, что в них записано.

1. Помни о своих положительных качествах. Будь уверен в себе и своих силах!

2. Занимайся спортом, залог уверенности – выносливое тело и ведение здорового образа жизни.

3. Не бойся ошибаться, на ошибках учатся.

4. Делай то, чего боишься больше всего и страх исчезнет.

5. Научись принимать решения и брать на себя ответственность за поручения.

6. Не бойся помогать тем, кто слабее, ведь когда-то и ты был таким. Помни о словах Бориса Житкова: кто-то всегда спешит тебе на помощь!

- Эти карточки вы заберете с собой домой.

Приложение 5.

Утром стрекоза проснулась.

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой умылась.

Два – изящно покружилась

Три – шагнула и присела,

На четыре – полетела.

Приложение 6

А сейчас давайте приступим к повторному чтению произведения.

- Разделите текст на 3 части.

- Как можно озаглавить первую часть? (Беда, проблема у утят)

- Прочитайте эту часть. Внимательно следите, старайтесь не ошибаться.

- Как можно озаглавить вторую часть? (разговор утят, обсуждение проблемы)

- Прочитайте эту часть. Внимательно следите за ошибками читающих.

- Как можно озаглавить третью часть? (Проблема решена, храбрость победила)

- Прочитайте эту часть. Внимательно следите за темпом чтения и интонацией читающих.

Приложение 7

На карточке в задании 2 вам нужно расставить правильную последовательность действий данного произведения.

  1. Хозяйка выносила утятам каждое утро немного еды.
  2. Хозяйка знала, что утята ложились спать голодные.

3) Утята боялись, что стрекоза их перекусает.

4) Утенок Алеша схватил стрекозу клювом за крыло.

5) Стрекоза больше не прилетала.

- Поменяйтесь карточками. На доске представлена правильная последовательность. Сверьте ответы.

Приложение 8

- Какое произведение мы с вами изучили? («Храбрый утенок»)

- Кто его автор? (Борис Степанович Житков)

- Понравилось ли вам это произведение? Чем?

- О каких чертах личности мы узнали сегодня? (мужество, отвага, смелость)

- Молодцы! Вы сегодня работали активно! Самыми активными были …

- На столах у вас лежат карточки. Поднимите ту карточку, которая отражает ваш настрой и работу на уроке. Ваше домашнее задание -тренировать чтение этого произведения по ролям. Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Б. Житков "Храбрый утёнок".

На уроке дети учатся прогнозировать события, сотавляют словесный и картинный планы рассказа-сказки....

Технологическая карты урока литературного чтения во 2 классе по теме "Б.Житков "Храбрый утенок", УМК "Школа России", соответствует ФГОС НОО ОВЗ

Технологическая карты урока литературного чтения во 2 классе по теме "Б.Житков "Храбрый утенок", УМК "Школа России", соответствует ФГОС...

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ МИФ. «ХРАБРЫЙ ПЕРСЕЙ»

Создать условия для совершенствования навыков публичного чтения и пересказа литературного текста; представить универсальную картину мира и роли человека в нем средствами разных искусств; способствоват...

Технологическая карта урока литературного чтения _ Храбрый утенок. Б.Житков

Урок раскрывает формы работы с художественным текстом : работа по содержанию текста, по составлению плана к тексту, составление синквейна....

Технологическая карта урока Литературного чтения: " «Сказка про Храброго зайца –Длинные уши, Косые глаза, Короткий хвост Дмитрия Мамина-Сибиряка." (2 класс, УМК: "Перспектива")

Цель урока: Формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе чтения сказки. Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся со сказкой «Сказка про Храброго зайца &nda...

Технологическая карта урока литературного чтения Б.Житков " Храбрый утенок"

Разработка урока литературного чтения с презентацией....