Урок обучения грамоте по теме: Звук [й’], буквы Й, й
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Мишина Светлана Викторовна

Урок обучения грамоте для 1 класса по теме: Звук й, буквы Й, й

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте, 1 класс

Тема

Звук [й’], буквы Й, й

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с особенностью буквы й; развития речи, памяти, логического мышления

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Определяют особенность буквы Й; выполняют слого-звуковой анализ слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; составляют рассказ на заданную тему

Личностные результаты

Оценивают простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых правил и норм поведения

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию).

Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – характеризуют звук [й’], буквы Й, й.

Коммуникативные: совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и следуют им

Основное содержание темы, понятия и термины

Буква Й; согласный звук [й’]; особенность буквы Й; слого-звуковой анализ слова; пословица, виды транспорта, дорожные знаки, вежливые слова

Образовательные ресурсы

Печатные пособия: алфавит; карточки с буквами; счетные палочки; словари по русскому языку; дорожные знаки; предметные картинки:

https://flomaster.top/71068-jog-risunok-dlja-detej.html

https://flomaster.top/70098-majka-risunok-dlja-detej.html 

https://www.livemaster.ru/topic/3012659-risuem-akvarelyu-chashka-goryachego-chaya

 Технические средства обучения: классная и настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок; компьютер

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Приветствие учащихся.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, друзьям,
И садитесь по местам.

– Проверим готовность к уроку

У русского народа есть пословица «Мир освещается солнцем, а человек знанием». Как вы понимаете эту народную мудрость?

–Верно. Человек может «светиться» своим умом, знаниями, хорошими поступками.

Пусть  в нашем классе будет тепло и солнечно от ваших знаний, желания учиться и постигать новое. Давайте сегодня, на уроке обучения грамоте, мы постараемся зажечь как можно больше огоньков знаний.

–Сегодня мы отправимся  в гости, как уже делали не раз, к новому звуку и  букве, которой обозначается этот звук.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Актуализация знаний.

Речевая разминка

– Давайте выучим с вами чистоговорку:

Йоги йогурт обожают,

Йогурт силы прибавляет.

К йогу буква Й пришла,

Йогу йогурт принесла.

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

III. Целеполагание.  Постановка учебной задачи

– Какой новый звук вы сейчас произнесли?        –Чему сегодня мы будем учиться на уроке?(Будем учиться  распознавать звук [й’] в словах вне слияния – в конце слогов и слов, научимся обозначать звук [й’] буквой Й)

Повторяют звук. Слушают учителя

Принимают учебную задачу

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Слого-звуковой анализ слова. Чтение слов с буквой Й («Азбука», 2 ч., с. 35)

– Посмотрите, что изображено на рисунках?

( йог, майка, чай)

Йог рисунок для детей - 67 фотоМайка рисунок для детей - 72 фотоРисуем акварелью. Чашка горячего чая: Мастер-Классы в журнале Ярмарки  Мастеров

–– Выполните слого-звуковой анализ этих слов

Выделите звук [й’].

– Где стоит звук [й’]?

-Вспомните, где мы уже встречали этот звук в словах? (в некоторых словах: в начале слов и после гласных он обозначается вместе с

последующими гласными

одной буквой.

– Прочитайте слова на с. 35. Охарактеризуйте звук [й’] и букву Й

Выполняют слого-звуковой анализ слов йог, майка, чай. Выделяют звук [й’].

Слушают объяснение учителя. Читают слова. Делают вывод: буква й обозначает согласный звук [й’], который не входит в слияние, слога он не образует.

Осуществляют классификацию транспорта. Выделяют звук [й’] в процессе слого-звукового анализа слов. Распознают новый звук в словах вне слияния (в конце слогов и слов), определяют место звука [й’] в словах.

Делают вывод под руководством учителя

 

2. Знакомство с буквой й

–На что похожа буква Й?

Букву Й зовут «И кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

В. Степанов

Буква Й

– Выложите букву Й из счетных палочек

Находят букву Й на «ленте букв». Высказывают свои предположения.

Из счетных палочек выкладывают букву Й

Находят букву Й на «ленте букв». Моделируют ее из счетных палочек

Физкультминутка

Вот под елочкой зеленой (встали)
Скачут весело вороны:
 (прыгаем)
Кар-кар-кар! 
(громко). (Хлопки над головой в ладоши)
Целый день они кричали,
 (повороты туловища влево - вправо)
Спать ребятам не давали:
 (наклоны туловища влево - вправо)
Кар-кар-кар!
 (громко). (Хлопки над головой в ладоши)
Только к ночи умолкают 
(машут руками как крыльями)
И все вместе засыпают: 
(Садятся на корточки, руки под щеку—засыпают.)
Кар-кар-кар! 
(тихо). (Хлопки над головой в ладоши) 

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

3. Работа с текстом. Составление рассказа

(«Азбука», 2 ч., с. 35)

– Прочитайте рассказ, рассмотрите картинку.

– Кем был прадедушка во время войны?

– Какая медаль есть у прадедушки?

– Что говорит мама о прадедушке?

Читают текст рассказа, рассматривают картинку, отвечают на вопросы

Осмысленно читают текст рассказа, находят ответы на вопросы в тексте рассказа. Составляют связный рассказ с опорными словами.

 

– Как вы понимаете эту фразу?

– Составьте текст со словами герой, май.

Что означает слово отвага?

Высказывают свое мнение. Объясняют значение слова, работая со словарем

4. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией. Обсуждение проблемы («Азбука», 2 ч., с. 34)

– Рассмотрите картинку.

– Составьте по ней рассказ.

– Как вы думаете, что значит служить Родине?

Рассматривают картинку, составляют рассказ, обсуждают проблему

Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Составляют связный рассказ. Прислушиваются к мнению одноклассников

5. Работа с пословицами

(«Азбука», 2 ч., с. 34)

– Прочитайте пословицы.

– Как вы понимаете смысл пословиц?

Читают, объясняют смысл пословиц

Умеют работать в группе, контролируют работу товарищей. Высказывают свою версию

Физкультминутка

Кто-то утром, не спеша, (ходьба на месте.)
Надувает желтый шар,
 (дети дуют и разводят руки.)
А как выпустишь из рук – 
(поднять руки вверх, хлопок)
Станет вдруг светло вокруг.
 (Поворот.)
Что это за шар? 
(Дети хором: «Солнце»)

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

 V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Дидактические упражнения «Транспорт», «Дорожные знаки» (учебник, с. 36–37)

– Какие виды транспорта вы знаете? Все ли из перечисленных слов обозначают вид транспорта?

– Рассмотрите рисунки, что

обозначают эти дорожные знаки?

– Прочитайте выразительно стихотворение.

 – Что случилось с мячом? почему так произошло?

– Прочитайте обращение авторов учебника к вам.

– Зачем нужно знать правила дорожного движения?

Читают текст рассказа, рассматривают картинку, отвечают на вопросы

Осмысленно читают текст рассказа, находят ответы на вопросы в тексте рассказа. Составляют связный рассказ с опорными словами.

2. Работа с текстом
(учебник, с. 37)

– Прочитайте текст.

– Какие вежливые слова вы знаете?

Высказывают свое мнение. Объясняют значение слова, работая со словарем

3. Чтение стихотворения       В. Берестова
(«Азбука», 2 ч., с. 37)

4. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

– Прочитайте стихотворение.

 – Прочитайте стихотворение.

–  Подчеркните буквы Й в стихотворении

Слов на «Й» совсем немного:

Йогурт, йод и слово  «йога».

«Й» в конце обычно пишем:

Чай, случайный, тайный, лишний.

-Подчеркните в словах букву й.

Рассматривают картинку, составляют рассказ, обсуждают проблему

Выполняют упражнение по новой теме, проверяют работу по эталону

Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Составляют связный рассказ. Прислушиваются к мнению одноклассников

4. Работа с «лентой букв» («Азбука», 2 ч., с. 37)

– Задайте друг другу вопросы по «ленте букв»

Читают, объясняют смысл пословиц

Умеют работать в группе, контролируют работу товарищей.

 VI. Рефлексивно-оценочный

Оценивание

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

- Оцените свою работу. Подумайте, какой кружок вы поднимите.

Зелёный – вы всё поняли на уроке, научились  читать слова  с буквой й.

Жёлтый – вы тоже поняли всё на уроке, но были ошибки.

Красный – кому было трудно научиться читать слова с буквой й и выполнять разные задания.

- Ребята! Вы у меня молодцы!

- Пусть в нашем классе засветит яркое солнышко!

– Спасибо всем за урок.

Обучающиеся  самостоятельно оценивают работу на уроке,  называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке

Учатся осознанно строить речевое высказывание, формулировать своё мнение и позицию

 



Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте, 1 класс

Тема

Звук [й’], буквы Й, й

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с особенностью буквы й; развития речи, памяти, логического мышления

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Определяют особенность буквы Й; выполняют слого-звуковой анализ слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; составляют рассказ на заданную тему

Личностные результаты

Оценивают простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых правил и норм поведения

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию).

Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – характеризуют звук [й’], буквы Й, й.

Коммуникативные: совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и следуют им

Основное содержание темы, понятия и термины

Буква Й; согласный звук [й’]; особенность буквы Й; слого-звуковой анализ слова; пословица, виды транспорта, дорожные знаки, вежливые слова

Образовательные ресурсы

Печатные пособия: алфавит; карточки с буквами; счетные палочки; словари по русскому языку; дорожные знаки; предметные картинки:

https://flomaster.top/71068-jog-risunok-dlja-detej.html

https://flomaster.top/70098-majka-risunok-dlja-detej.html 

https://www.livemaster.ru/topic/3012659-risuem-akvarelyu-chashka-goryachego-chaya

 Технические средства обучения: классная и настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок; компьютер

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Приветствие учащихся.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, друзьям,
И садитесь по местам.

– Проверим готовность к уроку

У русского народа есть пословица «Мир освещается солнцем, а человек знанием». Как вы понимаете эту народную мудрость?

–Верно. Человек может «светиться» своим умом, знаниями, хорошими поступками.

Пусть  в нашем классе будет тепло и солнечно от ваших знаний, желания учиться и постигать новое. Давайте сегодня, на уроке обучения грамоте, мы постараемся зажечь как можно больше огоньков знаний.

–Сегодня мы отправимся  в гости, как уже делали не раз, к новому звуку и  букве, которой обозначается этот звук.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Актуализация знаний.

Речевая разминка

– Давайте выучим с вами чистоговорку:

Йоги йогурт обожают,

Йогурт силы прибавляет.

К йогу буква Й пришла,

Йогу йогурт принесла.

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

III. Целеполагание.  Постановка учебной задачи

– Какой новый звук вы сейчас произнесли?        –Чему сегодня мы будем учиться на уроке?(Будем учиться  распознавать звук [й’] в словах вне слияния – в конце слогов и слов, научимся обозначать звук [й’] буквой Й)

Повторяют звук. Слушают учителя

Принимают учебную задачу

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Слого-звуковой анализ слова. Чтение слов с буквой Й («Азбука», 2 ч., с. 35)

– Посмотрите, что изображено на рисунках?

( йог, майка, чай)

Йог рисунок для детей - 67 фотоМайка рисунок для детей - 72 фотоРисуем акварелью. Чашка горячего чая: Мастер-Классы в журнале Ярмарки  Мастеров

–– Выполните слого-звуковой анализ этих слов

Выделите звук [й’].

– Где стоит звук [й’]?

-Вспомните, где мы уже встречали этот звук в словах? (в некоторых словах: в начале слов и после гласных он обозначается вместе с

последующими гласными

одной буквой.

– Прочитайте слова на с. 35. Охарактеризуйте звук [й’] и букву Й

Выполняют слого-звуковой анализ слов йог, майка, чай. Выделяют звук [й’].

Слушают объяснение учителя. Читают слова. Делают вывод: буква й обозначает согласный звук [й’], который не входит в слияние, слога он не образует.

Осуществляют классификацию транспорта. Выделяют звук [й’] в процессе слого-звукового анализа слов. Распознают новый звук в словах вне слияния (в конце слогов и слов), определяют место звука [й’] в словах.

Делают вывод под руководством учителя

 

2. Знакомство с буквой й

–На что похожа буква Й?

Букву Й зовут «И кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

В. Степанов

Буква Й

– Выложите букву Й из счетных палочек

Находят букву Й на «ленте букв». Высказывают свои предположения.

Из счетных палочек выкладывают букву Й

Находят букву Й на «ленте букв». Моделируют ее из счетных палочек

Физкультминутка

Вот под елочкой зеленой (встали)
Скачут весело вороны:
 (прыгаем)
Кар-кар-кар! 
(громко). (Хлопки над головой в ладоши)
Целый день они кричали,
 (повороты туловища влево - вправо)
Спать ребятам не давали:
 (наклоны туловища влево - вправо)
Кар-кар-кар!
 (громко). (Хлопки над головой в ладоши)
Только к ночи умолкают 
(машут руками как крыльями)
И все вместе засыпают: 
(Садятся на корточки, руки под щеку—засыпают.)
Кар-кар-кар! 
(тихо). (Хлопки над головой в ладоши) 

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

3. Работа с текстом. Составление рассказа

(«Азбука», 2 ч., с. 35)

– Прочитайте рассказ, рассмотрите картинку.

– Кем был прадедушка во время войны?

– Какая медаль есть у прадедушки?

– Что говорит мама о прадедушке?

Читают текст рассказа, рассматривают картинку, отвечают на вопросы

Осмысленно читают текст рассказа, находят ответы на вопросы в тексте рассказа. Составляют связный рассказ с опорными словами.

 

– Как вы понимаете эту фразу?

– Составьте текст со словами герой, май.

Что означает слово отвага?

Высказывают свое мнение. Объясняют значение слова, работая со словарем

4. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией. Обсуждение проблемы («Азбука», 2 ч., с. 34)

– Рассмотрите картинку.

– Составьте по ней рассказ.

– Как вы думаете, что значит служить Родине?

Рассматривают картинку, составляют рассказ, обсуждают проблему

Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Составляют связный рассказ. Прислушиваются к мнению одноклассников

5. Работа с пословицами

(«Азбука», 2 ч., с. 34)

– Прочитайте пословицы.

– Как вы понимаете смысл пословиц?

Читают, объясняют смысл пословиц

Умеют работать в группе, контролируют работу товарищей. Высказывают свою версию

Физкультминутка

Кто-то утром, не спеша, (ходьба на месте.)
Надувает желтый шар,
 (дети дуют и разводят руки.)
А как выпустишь из рук – 
(поднять руки вверх, хлопок)
Станет вдруг светло вокруг.
 (Поворот.)
Что это за шар? 
(Дети хором: «Солнце»)

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

 V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Дидактические упражнения «Транспорт», «Дорожные знаки» (учебник, с. 36–37)

– Какие виды транспорта вы знаете? Все ли из перечисленных слов обозначают вид транспорта?

– Рассмотрите рисунки, что

обозначают эти дорожные знаки?

– Прочитайте выразительно стихотворение.

 – Что случилось с мячом? почему так произошло?

– Прочитайте обращение авторов учебника к вам.

– Зачем нужно знать правила дорожного движения?

Читают текст рассказа, рассматривают картинку, отвечают на вопросы

Осмысленно читают текст рассказа, находят ответы на вопросы в тексте рассказа. Составляют связный рассказ с опорными словами.

2. Работа с текстом
(учебник, с. 37)

– Прочитайте текст.

– Какие вежливые слова вы знаете?

Высказывают свое мнение. Объясняют значение слова, работая со словарем

3. Чтение стихотворения       В. Берестова
(«Азбука», 2 ч., с. 37)

4. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

– Прочитайте стихотворение.

 – Прочитайте стихотворение.

–  Подчеркните буквы Й в стихотворении

Слов на «Й» совсем немного:

Йогурт, йод и слово  «йога».

«Й» в конце обычно пишем:

Чай, случайный, тайный, лишний.

-Подчеркните в словах букву й.

Рассматривают картинку, составляют рассказ, обсуждают проблему

Выполняют упражнение по новой теме, проверяют работу по эталону

Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Составляют связный рассказ. Прислушиваются к мнению одноклассников

4. Работа с «лентой букв» («Азбука», 2 ч., с. 37)

– Задайте друг другу вопросы по «ленте букв»

Читают, объясняют смысл пословиц

Умеют работать в группе, контролируют работу товарищей.

 VI. Рефлексивно-оценочный

Оценивание

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

- Оцените свою работу. Подумайте, какой кружок вы поднимите.

Зелёный – вы всё поняли на уроке, научились  читать слова  с буквой й.

Жёлтый – вы тоже поняли всё на уроке, но были ошибки.

Красный – кому было трудно научиться читать слова с буквой й и выполнять разные задания.

- Ребята! Вы у меня молодцы!

- Пусть в нашем классе засветит яркое солнышко!

– Спасибо всем за урок.

Обучающиеся  самостоятельно оценивают работу на уроке,  называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке

Учатся осознанно строить речевое высказывание, формулировать своё мнение и позицию

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте по теме "Звук ч, буквы Ч, ч"

Урок обучения грамоте, знакомство с новым звуком и буквами. Проводился в рамках конкурса педагогического мастерства "Учитель года"....

презентация к уроку обучения грамоте по теме"Звук и буква - Э,Э"

•Закрепить знания о гласном звуке [э] (Букварь стр-148)+ )+ доп. материал (с-21-22 Букварь, Кулешова)....

Урок обучения грамоте по теме: "Звуки и буквы З,з."

Урок в 1 классе, составленный в соответствии с основными положениями ФГОС, входящий в образовательную систему «Начальная школа 21 века».Тема. Звуки [з, з\']. Буквы З з.  Тип урока. Урок ...

План урока обучения грамоте по теме:« Звук (ф), буква ф» , УМК "Школа 2100". С использованием интерактивной доски.

Для  данного  урока  в  рамках   деятельностного  подхода  была  выбрана  структура   урока  «Открытия  нового  знания».Использованы ме...

Технологическая карта урока Обучение грамоте по теме: "Звук [о], буква о"

Технологическая карта к уроку обучение грамоте по теме "Звук [о], буква о" 1 класс....