Технологическая карта урока литературного чтения в 3 «Б» классе Тема: Л. Н. ТОЛСТОЙ «ПРЫЖОК»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Со Ен Дя Тамара Валерьевна

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 «Б» классе Тема: Л. Н. ТОЛСТОЙ «ПРЫЖОК» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 «Б» классе

Тема: Л. Н. ТОЛСТОЙ «ПРЫЖОК»

Тип урока: освоение нового материала

Цель: знакомство с новым произведением Л. Н. Толстого, формирование умения выражать собственное отношение к событиям, героям.

Задачи:

Образовательные: формировать умение выражать собственное отношение к прочитанному, создать условия для развития умений находить ключевые слова, работать с композицией произведения, заполнять блок-схему; способствовать развитию навыков выразительного чтения;

Развивающие: способствовать развитию воображения, творческого мышления, памяти, связной речи;

Воспитательные: способствовать формированию нравственных представлений о героизме, храбрости; содействовать воспитанию способности сопереживать, сострадать и радоваться героям произведения.

Планируемые результаты

Предметные:

научатся читать вслух бегло, осо-

знанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, составлять и заполнять блок-схему произведения, выделять при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте

Метапредметные:

познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой;

коммуникативные: выстраивают иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении

Личностные:

оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

Формируемые способы деятельности

I. Организация начала урока

Вот новый день и новый час,

Урок литературы новый.

Но старый друг у нас в гостях –

Мудрейший человек и мастер слова.

– О каком писателе эти слова?

Внимательно слушают, психологически настраиваясь на урок. Отвечают на вопрос

Владеют навыками организации рабочего места

II. Введение в тему

– Каждый писатель лишь тогда может считаться писателем, если он донёс до читательских сердец то, что его самого взволновало до глубины души.

– Какие произведения Л. Н. Толстого вы уже читали?

– Хорошая, настоящая книга как верный друг, готовый прийти на помощь в любую минуту, только надо суметь грамотно её прочитать и правильно понять.

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы.

Осуществляют логические действия.

Формулируют ответы на вопросы.

III. Работа по теме.

1.Постановка учебной задачи.

2. Словарная работа

–  Мы продолжаем изучать произведение Л.Н. Толстого «Прыжок»

– Объясните значение слова прыжок.

– В словаре С. И. Ожегова словом прыжок называют быстрое перемещение тела

с отталкиванием от какой-либо точки опоры. Это просто действие.

- Аршин - старинная русская мера длины, равная 71 см.

Пушечное ядро – старинный орудийный снаряд в виде шара.

Каюта - отдельное помещение на судне (пассажирское, для членов экипажа - жилое).

Объясняют толкование слов

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

1

2

3

4

3. Работа над со-держанием текста.

4. Составление блок-схемы

-  Почему мальчик залез на мачту корабля?

– Кто, на первый взгляд, виноват в том, что чуть было не случилась трагедия?

– Изменилось ли отношение окружающих к  проделкам обезьяны и поведению мальчика? Как реагировали сначала и потом?

- Какие проделки совершала обезьяна? Прочитайте

- Как реагировал мальчик? Прочитайте

- Кто спас мальчика? Как? Прочитайте

- Почему капитан заплакал? Когда? Почему?

- Когда вы переживали за мальчика?

- Вспомним составные части композиции

 Вступление – Завязка – Развитие событий – Кульминация – Продолжение событий – Развязка – Заключение

Высказывают свои предположения

Заполняют блок-схему

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится)


1

2

3

4

Физкультминутка

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя.

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя.

5.Характеристика героев.

– Случайно ли произошло то, что мальчик забрался на самый верх мачты, или здесь сыграли роль какие-то черты его характера: геройство, смелость, хвастовство, самоуверенность, обидчивость, самолюбие, желание испытать себя или покрасоваться, сделать всё по-своему? 

– Кто был виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации?

Подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а матросы над ним смеялись.

– Какие чувства овладевали мальчиком? (Сначала не знал, смеяться ему или плакать, потом покраснел, бросился за обезьяной, его разобрал задор, очень раззадорился, потом от крика опомнился и зашатался.)

– А что вы можете сказать о характере капитана, отца мальчика?

– Как вы думаете, почему капитан заплакал?

- Сравните поведение мальчика и проделки обезьяны. ( Оно похоже)

Высказывают свое мнение.

Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию.

Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится).

МАЛЬЧИК:

•  не знал, смеяться или сердиться;

•  пригрозил и крикнул;

•  покраснел, скинул куртку;

•  бросился за обезьяной;

•  взобрался по верёвке;

•  закричал и полез выше;

•  его разобрал задор, и он не отставал;

•  очень раззадорился;

•  бросил мачту и ступил на перекладину;

•  глянул вниз и зашатался.

ОБЕЗЬЯНА:

•  вертелась и забавляла всех;

•  корчилась, прыгала, делала смешные рожи;

•  передразнивала людей и ещё больше расходилась;

•  подпрыгнула и сорвала шляпу;

•  надела её и взобралась на мачту;

•  дразнила мальчика, делала ему рожи;

•  взобралась ещё выше;

•  подманила;

•  корчилась, показывала зубы и радовалась.


– Как автор относится к поступку мальчика?

– За что осуждает?

– Какие черты характера мальчика сыграли роль в этом случае?

– Кто же был виноват в том, что мальчик оказался в такой ситуации?

– А обезьяна? Она же дразнила его.

– Чему учит нас это произведение?

– Он его осуждает.

– За то, что он – человек, а вёл себя как обезьяна.

– Хвастовство, самолюбие, обидчивость, желание сделать всё по-своему.

– Он сам и матросы. Они взрослые люди и могли предвидеть эту ситуацию.

– Обезьяна – животное,
а мальчик – человек.

– Он должен был задумываться над своими поступками, не теряться в трудных ситуациях, вовремя справляться со своими чувствами. Этот рассказ учит, что страх преодолеть нелегко, что иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья-то жизнь. В рассказе «Прыжок» жизнь мальчика зависела от решения отца. Выстрел отца – это поступок. Если бы сын не прыгнул


1

2

3

4

– А кто главный герой?

– А почему капитан тоже главный герой? Он появляется в конце произведения, а мы так много о нём говорим.

в воду, то он бы упал на палубу и разбился.

– Она не главный герой,
а причина случившегося.

– Мальчик и его отец.

– Благодаря капитану всё хорошо закончилось, он показал пример, как надо вести себя в сложных
ситуациях.

5. Работа в парах.

– Найдите и прочитайте задание на карточке 1: какие слова подходят для характеристики героя рассказа. Используя материал карточки, выберите те, которые считаете главными.

– Смелость.

– Трусость.

– Стремление  отстоять своё достоинство.

– Желание покрасоваться.

– Глупость.

– Упрямство.

– Так какой же смысл вкладывает автор в слово «прыжок»?

Работают в парах.

Владеют навыками конструктивного взаимодействия

6. Работа с пословицами

7. Моделирование обложки.

– Посмотрите на карточку 2. Прочитайте пословицы и выберите те, которые наиболее соответствуют главной мысли рассказа.

  • Будь храбр по уму и сердцу.
  • Одним умением без привычки ничего не сделаешь.
  • Кому потеха, а мне не до смеха.
  • Где смекнёт боец, там врагу конец.

 

Предлагает смоделировать обложку к рассказу

Выбирают пословицу

Моделируют обложку

IV. Домашнее задание

Прочитать текст. Пересказать основные события рассказа от лица: главного героя, кого-нибудь из матросов, капитана

Внимательно слушают. Задают уточняющие вопросы

Принимают
и сохраняют цели и задачи.

V. Итог урока. Рефлексия

– Какова же основная мысль рассказа «Прыжок»? Что им хотел сказать автор? 

– Рассказ Л. Н. Толстого вас чему-то научил? Писатель заставил вас о чём- то задуматься?

– Похожи ли эти два рассказа «Акула» и «Прыжок»? (Предположительные ответы: Похожи местом действия – корабль на воде. Похожи настроением и переживаниями: вначале у всех хорошее настроение, потом тревога, волнение, страх,
в конце облегчение, разрядка. И в одном и в другом произведении отец спасает сына, проявляет находчивость в трагические моменты. Когда их дети на волоске от смерти, они спасают их. Им помогают сильные отцовские чувства. В их характерах смелость, умение действовать и не теряться.)

– Какие чувства или мысли у вас возникли после чтения рассказа «Прыжок»? Свой ответ вы можете начать со следующих слов:

– Мне захотелось…

– Я задумался…

– Я понял(а)…

Делают выводы и обобщения.

Высказывают свое мнение.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Формулирую ответы на вопросы.

Владеют навыками самоанализа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.

Цель: развитие умения анализировать пословицы и поговорки. Планируемые результаты:Предметные: относить произведение к соответствующему жанру, определять основную мысль произведения, правильно упо...

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе Тема: Звук [щ`]. буква Щ щ. Буквосочетания « ча-ща», «чу-щу».

На данном уроке учащиеся знакомятся с новым звуком, её характеристикой, узнают о правописании буквосочетаний ча-ща, чу-щу. Используя ИКТ закрепляют полученные знания....

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Тема: « Нравится ли вам зима? Зимние загадки»

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Тема: « Нравится ли вам зима? Зимние загадки»...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ. ТЕМА «Н. Н. НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕТЕМА «Н. Н. Носов «Живая шляпа»...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе. Тема урока: Л.Пантелеев «Честное слово». Школа 21 век.

Предмет: литературное чтениеТема урока: Л.Пантелеев «Честное слово»Место урока в изучаемой теме: первый урок в разделе «Произведения Л.Пантелеева».Цель урока:  Формировани...