Технологическая карта урока литературного чтения в 3 «Б» классе Тема: Л. Н. ТОЛСТОЙ «ПРЫЖОК»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 «Б» классе Тема: Л. Н. ТОЛСТОЙ «ПРЫЖОК»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 «Б» классе Тема: Л. Н. ТОЛСТОЙ «ПРЫЖОК» | 28.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 «Б» классе
Тема: Л. Н. ТОЛСТОЙ «ПРЫЖОК»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Цель: знакомство с новым произведением Л. Н. Толстого, формирование умения выражать собственное отношение к событиям, героям. Задачи: Образовательные: формировать умение выражать собственное отношение к прочитанному, создать условия для развития умений находить ключевые слова, работать с композицией произведения, заполнять блок-схему; способствовать развитию навыков выразительного чтения; Развивающие: способствовать развитию воображения, творческого мышления, памяти, связной речи; Воспитательные: способствовать формированию нравственных представлений о героизме, храбрости; содействовать воспитанию способности сопереживать, сострадать и радоваться героям произведения. | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся читать вслух бегло, осо- знанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, составлять и заполнять блок-схему произведения, выделять при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте | Метапредметные: познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой; коммуникативные: выстраивают иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении | Личностные: оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Вот новый день и новый час, Урок литературы новый. Но старый друг у нас в гостях – Мудрейший человек и мастер слова. – О каком писателе эти слова? | Внимательно слушают, психологически настраиваясь на урок. Отвечают на вопрос | Владеют навыками организации рабочего места |
II. Введение в тему | – Каждый писатель лишь тогда может считаться писателем, если он донёс до читательских сердец то, что его самого взволновало до глубины души. – Какие произведения Л. Н. Толстого вы уже читали? – Хорошая, настоящая книга как верный друг, готовый прийти на помощь в любую минуту, только надо суметь грамотно её прочитать и правильно понять. | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. | Осуществляют логические действия. Формулируют ответы на вопросы. |
III. Работа по теме. 1.Постановка учебной задачи. 2. Словарная работа | – Мы продолжаем изучать произведение Л.Н. Толстого «Прыжок» – Объясните значение слова прыжок. – В словаре С. И. Ожегова словом прыжок называют быстрое перемещение тела с отталкиванием от какой-либо точки опоры. Это просто действие. - Аршин - старинная русская мера длины, равная 71 см. Пушечное ядро – старинный орудийный снаряд в виде шара. Каюта - отдельное помещение на судне (пассажирское, для членов экипажа - жилое). | Объясняют толкование слов | Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли. |
1 | 2 | 3 | 4 |
3. Работа над со-держанием текста. 4. Составление блок-схемы | - Почему мальчик залез на мачту корабля? – Кто, на первый взгляд, виноват в том, что чуть было не случилась трагедия? – Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? Как реагировали сначала и потом? - Какие проделки совершала обезьяна? Прочитайте - Как реагировал мальчик? Прочитайте - Кто спас мальчика? Как? Прочитайте - Почему капитан заплакал? Когда? Почему? - Когда вы переживали за мальчика? - Вспомним составные части композиции Вступление – Завязка – Развитие событий – Кульминация – Продолжение событий – Развязка – Заключение | Высказывают свои предположения Заполняют блок-схему | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится) |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Физкультминутка | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя. | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя. | ||
5.Характеристика героев. | – Случайно ли произошло то, что мальчик забрался на самый верх мачты, или здесь сыграли роль какие-то черты его характера: геройство, смелость, хвастовство, самоуверенность, обидчивость, самолюбие, желание испытать себя или покрасоваться, сделать всё по-своему? – Кто был виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации? Подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а матросы над ним смеялись. – Какие чувства овладевали мальчиком? (Сначала не знал, смеяться ему или плакать, потом покраснел, бросился за обезьяной, его разобрал задор, очень раззадорился, потом от крика опомнился и зашатался.) – А что вы можете сказать о характере капитана, отца мальчика? – Как вы думаете, почему капитан заплакал? - Сравните поведение мальчика и проделки обезьяны. ( Оно похоже) | Высказывают свое мнение. | Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию. Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится). | |
МАЛЬЧИК: • не знал, смеяться или сердиться; • пригрозил и крикнул; • покраснел, скинул куртку; • бросился за обезьяной; • взобрался по верёвке; • закричал и полез выше; • его разобрал задор, и он не отставал; • очень раззадорился; • бросил мачту и ступил на перекладину; • глянул вниз и зашатался. | ОБЕЗЬЯНА: • вертелась и забавляла всех; • корчилась, прыгала, делала смешные рожи; • передразнивала людей и ещё больше расходилась; • подпрыгнула и сорвала шляпу; • надела её и взобралась на мачту; • дразнила мальчика, делала ему рожи; • взобралась ещё выше; • подманила; • корчилась, показывала зубы и радовалась. |
– Как автор относится к поступку мальчика? – За что осуждает? – Какие черты характера мальчика сыграли роль в этом случае? – Кто же был виноват в том, что мальчик оказался в такой ситуации? – А обезьяна? Она же дразнила его. – Чему учит нас это произведение? | – Он его осуждает. – За то, что он – человек, а вёл себя как обезьяна. – Хвастовство, самолюбие, обидчивость, желание сделать всё по-своему. – Он сам и матросы. Они взрослые люди и могли предвидеть эту ситуацию. – Обезьяна – животное, – Он должен был задумываться над своими поступками, не теряться в трудных ситуациях, вовремя справляться со своими чувствами. Этот рассказ учит, что страх преодолеть нелегко, что иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья-то жизнь. В рассказе «Прыжок» жизнь мальчика зависела от решения отца. Выстрел отца – это поступок. Если бы сын не прыгнул |
1 | 2 | 3 | 4 |
– А кто главный герой? – А почему капитан тоже главный герой? Он появляется в конце произведения, а мы так много о нём говорим. | в воду, то он бы упал на палубу и разбился. – Она не главный герой, – Мальчик и его отец. – Благодаря капитану всё хорошо закончилось, он показал пример, как надо вести себя в сложных | ||
5. Работа в парах. | – Найдите и прочитайте задание на карточке 1: какие слова подходят для характеристики героя рассказа. Используя материал карточки, выберите те, которые считаете главными. – Смелость. – Трусость. – Стремление отстоять своё достоинство. – Желание покрасоваться. – Глупость. – Упрямство. – Так какой же смысл вкладывает автор в слово «прыжок»? | Работают в парах. | Владеют навыками конструктивного взаимодействия |
6. Работа с пословицами 7. Моделирование обложки. | – Посмотрите на карточку 2. Прочитайте пословицы и выберите те, которые наиболее соответствуют главной мысли рассказа.
Предлагает смоделировать обложку к рассказу | Выбирают пословицу Моделируют обложку | |
IV. Домашнее задание | Прочитать текст. Пересказать основные события рассказа от лица: главного героя, кого-нибудь из матросов, капитана | Внимательно слушают. Задают уточняющие вопросы | Принимают |
V. Итог урока. Рефлексия | – Какова же основная мысль рассказа «Прыжок»? Что им хотел сказать автор? – Рассказ Л. Н. Толстого вас чему-то научил? Писатель заставил вас о чём- то задуматься? – Похожи ли эти два рассказа «Акула» и «Прыжок»? (Предположительные ответы: Похожи местом действия – корабль на воде. Похожи настроением и переживаниями: вначале у всех хорошее настроение, потом тревога, волнение, страх, – Какие чувства или мысли у вас возникли после чтения рассказа «Прыжок»? Свой ответ вы можете начать со следующих слов: – Мне захотелось… – Я задумался… – Я понял(а)… | Делают выводы и обобщения. Высказывают свое мнение. Осуществляют самоанализ учебной деятельности | Формулирую ответы на вопросы. Владеют навыками самоанализа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе. Тема : Русская народная сказка "Марья и ведьмы"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.
Цель: развитие умения анализировать пословицы и поговорки. Планируемые результаты:Предметные: относить произведение к соответствующему жанру, определять основную мысль произведения, правильно упо...
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе Тема: Звук [щ`]. буква Щ щ. Буквосочетания « ча-ща», «чу-щу».
На данном уроке учащиеся знакомятся с новым звуком, её характеристикой, узнают о правописании буквосочетаний ча-ща, чу-щу. Используя ИКТ закрепляют полученные знания....
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Тема "Нравственные ценности в татарской народной сказке "Три дочери".
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС....
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Тема: « Нравится ли вам зима? Зимние загадки»
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Тема: « Нравится ли вам зима? Зимние загадки»...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ. ТЕМА «Н. Н. НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕТЕМА «Н. Н. Носов «Живая шляпа»...
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе. Тема урока: Л.Пантелеев «Честное слово». Школа 21 век.
Предмет: литературное чтениеТема урока: Л.Пантелеев «Честное слово»Место урока в изучаемой теме: первый урок в разделе «Произведения Л.Пантелеева».Цель урока: Формировани...