Технологическая карта по литературному чтению «Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» (УМК "Школа России" 4 класс)
материал по чтению (4 класс)

Павленко Анна Яковлевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: Формирование читательской компетенции, анализ природоведческого рассказа, умение определять основную мысль произведения

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать понятие о рассказе как литературном жанре.

2. Познакомить учащихся с рассказом Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш».

Предметные:

1. Учиться анализировать рассказ и формулировать выводы.

2. Учиться определять основную мысль рассказа.

Развивающие:

1. Развивать речь, мышление, познавательную деятельность детей;

2. Развивать умение анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки.

Личностные:

1. Проявлять интерес к чтению произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка.

2. Осознавать главный урок, извлечённый из рассказа.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

2. Содействовать воспитанию любви к предмету, воспитанию дружеских отношений.

УМК: «Школа России», Учебник Литературного чтения 4 класс 2 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова; В. Г. Горецкий; М. В. Голованова; Л. А. Виноградская; М. В. Бойкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Техкарта50.57 КБ
PDF icon Презентация 2.81 МБ
Файл Карточки13.93 КБ
Файл Карточки12.61 КБ
Файл Карточки21.09 КБ
Файл Карточки46.22 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Дата: 17.02.2023 г.

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс: 4 «Г»

Урок: 4

Время: 15:50 – 16:30

Кабинет: 113

Студент: Павленко Анна Яковлевна

Группа: 35

Учитель: Гужова Юлия Эдуардовна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока «Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»».

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: Формирование читательской компетенции, анализ природоведческого рассказа, умение определять основную мысль произведения

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать понятие о рассказе как литературном жанре.

2. Познакомить учащихся с рассказом Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш».

Предметные:

1. Учиться анализировать рассказ и формулировать выводы.

2. Учиться определять основную мысль рассказа.

Развивающие:

1. Развивать речь, мышление, познавательную деятельность детей;

2. Развивать умение анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки.

Личностные:

1. Проявлять интерес к чтению произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка.

2. Осознавать главный урок, извлечённый из рассказа.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

2. Содействовать воспитанию любви к предмету, воспитанию дружеских отношений.

УМК: «Школа России», Учебник Литературного чтения 4 класс 2 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова; В. Г. Горецкий; М. В. Голованова; Л. А. Виноградская; М. В. Бойкина.

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностном уровне

Ф

Словесный метод:

слово учителя

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Анна Яковлевна, и сегодня я проведу у вас урок Литературного чтения.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

- У вас на партах лежат таблички, в конце урока мы узнаем активные вы ученики или нет, на каждом этапе который записан в табличке мы будем рисовать знаки, звездочка, если у вас все получается и вы активны, треугольник если вы частично активны и у вас частично все получается, и круг если вы не активны и у вас ничего не получается.

Приветствуют учителя.

Р: планировать свои действия.

Л: устойчивый интерес к новым способам познания.

Проектор с презентацией

Актуализация знаний и мотивация (5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный метод:

слово учителя

- Мы с вами переходим к изучению нового раздела. Для того, чтобы узнать, о чем произведения этого раздела. Послушайте стихотворение Николая Алексеевича Заболоцкого:

Птицы, рыбы, звери

В душу людям смотрят.

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо.

А море без рыб – не море.

А земля без зверей – не земля!

- Чему будут посвящены произведения?

-Загляните под свои парты, там могут быть спрятаны подсказки, из которых вы соберете название нашего раздела.

Какое название нашего раздела?

 Откроем учебники на с.75 и прочитаем: с чем мы познакомимся? Чему мы научимся? И чему будем учиться?

- Обратимся к табличке, нарисуйте фигуру по значению 1

Внимательно слушают стихотворение.

- о животных, о бережном отношении к ним.

- под партами прикреплены 2 карточки с названием раздела «природа», «и мы»

- Природа и мы

-Мы познакомимся с произведениями писателей-натуралистов: Чарушина, Пришвина, Куприна, Астафьева, Мамина Сибиряка

Научимся: Внимательно читать произведения, наблюдать, как авторы описывают животных, птиц, природу; определять тему которая определяет тему, которая определяет рассказы в разделе; находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления.

Будем учиться: познавать мир и себя благодаря чтению произведений о природе; составлять самостоятельно научно-познавательны текс.

- самооценивание

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

К: формулировать собственное мнение и позицию;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Проектор с презентацией

Постановка учебной задачи (2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный метод:

слово учителя

- Автора сегодняшнего произведения вы определите сами, посмотрев выставку уже известных книг. (на слайде)

- Кто автор всех этих произведений?

- Назовите полное имя и фамилию.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

 Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852 году на Урале, в заводском поселке, в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию.

 Родители Дмитрия Наркисовича были добрыми людьми. Они научили его ещё в детстве любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.

Печататься начал Мамин – Сибиряк в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок. «Это счастье писать для детей», - говорил он.

Записал Мамин – Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера – отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал «Алёнушкины сказки». Книга нравится всем детям. Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на «братьев наших меньших».

 - Для того, чтобы узнать, что за произведение мы с вами будем изучать? Отгадайте, начните читать слова с конца

шымёирП

-Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово-приёмыш?

-В словаре русского языка Ожегова, говорится так: «Приёмыш-приемный сын или приёмная дочь».

- Сформулируйте тему урока полностью:

« Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

- Сформулируйте цель урока

Прочитать…

Узнать…

Будем учиться….

Обратимся к табличке, нарисуйте фигуру по значению 2

Внимательно слушают биографию автора.

-Приёмыш

- сирота, приёмный сын или дочь

- «Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

- самооценивание

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Проектор с презентацией

Учебник

«Открытие»  детьми нового знания (3 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесный: учебный диалог

- Перед прослушиванием, предположите, кого Мамин-Сибиряк называет «Приёмышем»?

-Я предлагаю вам план исследования содержания произведения «Приёмыш».

-познакомиться с героями

-определить, кто такой Приёмыш

-выяснить главную мысль

-высказать своё отношение

Внимание! Мамин-Сибиряк писал давно, в 19 веке, поэтому вам могут быть непонятными некоторые слова, попытаемся заранее объяснить их смысл.

Откройте словарь на стр. 218, что значит слово Сайма?

Сайма     -    рыбацкая стоянка

В тексте также могут встретиться непонятные вам слова, но словаре их нет.

А я нашла, картинки этих слов, по этим картинкам мы будем давать определение сложных и непонятных слов и сравнивать наши ответы с определением:

Заводь - речной залив

Бобылём - одинокий

Муштровать - обучать

Протока - речка, соединяющая два водоёма

Увечить - физически расправляться, калечить

Хиреет-болеет, чахнет

Божья тварь - всё живое, созданное Богом.

- А теперь мы будем слушать рассказ и следить по тексту учебника.

-Обратимся к табличке, нарисуйте фигуру по значению 3

- Работают со словарем

-Анализируют картинки, и определяют значение слова

- слушают рассказ и читают его про себя

- самооценивание

Л: выраженная познавательная мотивация; устойчивый интерес к новым способам познания.

К: слушать собеседника, соблюдать правила общения;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; участвовать в обсуждении, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Р: удерживать цель деятельности до получения результата;

анализировать  и оценивать свою работу.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

П: проявлять познавательную инициативу.

Проектор с презентацией

Учебник

Первичное закрепление (2 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная работа

Внешний контроль

 Настлало время нам немного отдохнуть и провести динамическую паузу, встаем физминутка (видео)

Блиц-опрос в парах вам нужно ответить на вопросы по тексту на это задание вам дается 1минута 30 секунд:

1.Где происходят события?

2.Кто оказался Приёмышем?

3.Как Приёмыш оказался у Тараса?

4.Кто такой Соболько?

5.Как Тарас относится к приёмышу и ко всему окружающему?

- Проверяем все вместе по поднятой руке

- Какая главная мысль рассказа?

- В какой из пословиц определена идея произведения?

Два горя вместе, третье пополам.

Легко подружиться, тяжело разлучиться

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Почему ты выбрал именно эту пословицу? Объясни?

-Обратимся к табличке, нарисуйте фигуру по значению 4

Выполняют физминутку.

-На светлом озере

-Лебедь

-Тарас нашел его в камышах, его родителей застрелили, и он остался сиротой

-Охотничья собака

-Очень хорошо, с любовью, с заботой

- Отвечают на вопрос

- Легко подружиться, тяжело разлучиться

-самооценивание

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Самостоятельная работа с самопроверкой (20 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная

Взаимоконтроль

У вас на партах лежат карточки, к кому из персонажей относятся слова, поставьте знак «+» в нужную колонку.

п/п

Слова

Тарас

Лебедь

Собака

1

Пёстрая

+

2

Умная

+

+

3

Лучший друг человека

+

4

Гуляка

+

5

Бобыль

+

6

Князь князем

+

7

Божья тварь

+

8

Гордая

+

9

Настоящая

+

10

Царская

+

11

Старый

+

12

Утомлённый

+

13

Дряхлый

+

14

Жалкий

+

- Поменяйтесь листочками с соседом по парте и сверьте ответы с доской

- Поднимите руки те, кто выполнил без ошибок? 1-2 ошибки? 3-5 ошибки?

-Обратимся к табличке, нарисуйте фигуру по значению 5

-Выполняют задание на карточках

-Выполняют взаимопроверку

 -самооценивание

П:структурирование знаний.

Проектор с презентацией

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, закрепление ранее изученного

Фронтальная

Словесный: диалог

Форма контроля: взаимоконтроль, фронтальный опрос

- У вас на столах лежит тест по вариантам, на его решение вам дается 3 минуты и проверяем

1) б 2) б 3) б 4) а 5) в 6) а

1) б 2) а 3) а 4) б 5) б 6) а

Поменяйтесь тестом с соседом по парте и сверьте ответы с доской

И поставьте оценку

0 ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3 и более ошибок – 3

Что нового вы узнали на уроке?

Над каким рассказом мы сегодня работали?

О чем говорится в рассказе?

Кто автор рассказа?

С каким новым разделом мы начали знакомиться?

-Обратимся к табличке, нарисуйте фигуру по значению 6

- самооценивание

Р: контроль.

П: анализ объекта с целью выделения признаков, синтез.

Проектор с презентацией

Рефлексия деятельности (5мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ, применение нового знания

Фронтальная

Словесный: беседа

Форма контроля: устный опрос

Открываем дневники, записываем домашнее задание: подготовить пересказ

Оцените свою работу на уроке, если у вас все получилось и все было понятно раскрасьте смайлик в зеленый цвет, если что-то было не понятно, и вы затруднялись с заданиями раскрасьте смайлик в желтый цвет, если вам было все не понятно и трудно, раскрасьте смайлик в красный цвет. Те, кто уже раскрасил смайлик подходите ко мне мы внесем данный смайлик в таблицу

Обратимся к табличке, нарисуйте фигуру по значению 7

Теперь мы готовы ответить на вопрос, вы активные ученики? Если да, то поднимите свои карточки вверх.

- Вы все сегодня хорошо потрудились, спасибо за работу урок закончен.

- Оценивают работу на уроке

Р: самооценка.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

П: анализ.

Проектор с презентацией


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

1 вариант
1. Как называлось озеро, к которому подходил автор:
А. Светлое                Б. Солнечное                В. Синее

2. Сколько лет жил Тарас на озере?
А. 20                Б. 40                В. 30

3. Кого Тарас называл Приёмышем?
А. Селезня                Б. Лебедя                В. Уточку


4. Где был Тарас, когда к нему пришел гость?
А. поехал на озеро осматривать рыболовную снасть
Б. пошёл в лес за грибами
В. полез на чердак искать сети

5. Где Тарас запер Приёмыша от лебедей?
А. на чердаке                 Б. в клетке                В. в избушке

6. Почему Тарас решил отпустить Приёмыша?
А. боялся, что Приёмыш затоскует и умрёт
Б. устал терпеть проказы лебедя
В. захотел завести другое животное


      2 Вариант

1. Как звали старика, который жил на озере?
А. Тимур                Б. Тарас                В. Тенгиз


2. Как звали собаку, сторожившую избушку?
А. Соболько        Б. Совушка                В. Синичка


3. Как птица попала к Тарасу?
А. остался сиротой и Тарас поймал его
Б. сам пришёл в избушку Тараса
В. Тарас подстрелил его и принёс домой


4. Как Соболько и Приёмыш уживались под одной крышей?
А. Тарас боялся оставлять их вместе
Б. Жили дружно, но иногда задирались
В. Своих питомцев Тарас запирал в разные комнаты

5. Почему Приёмыш захотел улететь от Тараса?
А. ему плохо жилось у него
Б. он встретил своих сородичей и решил улететь с ними
В. боялся жить с собакой под одной крышей

6. Почему Тарас решил отпустить Приёмыша?
А. боялся, что Приёмыш затоскует и умрёт
Б. устал терпеть проказы лебедя
В. захотел завести другое животное

1вариант                2вариант

1. б                                1. Б
2. Б                                2. А
3. Б                                3. А
4. А                        4. Б
5. В                        5. Б
6. А                        6. А



Предварительный просмотр:

Блиц-опрос

1.Где происходят события?

2.Кто оказался Приёмышем?

3.Как Приёмыш оказался у Тараса?

4.Кто такой Соболько?

5.Как Тарас относится к приёмышу и ко всему окружающему?

Блиц-опрос

1.Где происходят события?

2.Кто оказался Приёмышем?

3.Как Приёмыш оказался у Тараса?

4.Кто такой Соболько?

5.Как Тарас относится к приёмышу и ко всему окружающему?

Блиц-опрос

1.Где происходят события?

2.Кто оказался Приёмышем?

3.Как Приёмыш оказался у Тараса?

4.Кто такой Соболько?

5.Как Тарас относится к приёмышу и ко всему окружающему?



Предварительный просмотр:

Я активный ученик?!

Изучаю новый раздел «Природа и мы»

Узнаю новое об авторе

Работаю с понятиями

Участвую в блиц-опросе

Пишу характеристику героев

Решаю тест

Оцениваю свою работу на уроке

Я активный ученик?!

Я активный ученик?!

Изучаю новый раздел «Природа и мы»

Узнаю новое об авторе

Работаю с понятиями

Участвую в блиц-опросе

Пишу характеристику героев

Решаю тест

Оцениваю свою работу на уроке

Я активный ученик?!

Я активный ученик?!

Изучаю новый раздел «Природа и мы»

Узнаю новое об авторе

Работаю с понятиями

Участвую в блиц-опросе

Пишу характеристику героев

Решаю тест

Оцениваю свою работу на уроке

Я активный ученик?!

Я активный ученик?!

Изучаю новый раздел «Природа и мы»

Узнаю новое об авторе

Работаю с понятиями

Участвую в блиц-опросе

Пишу характеристику героев

Решаю тест

Оцениваю свою работу на уроке

Я активный ученик?!

Я активный ученик?!

Изучаю новый раздел «Природа и мы»

Узнаю новое об авторе

Работаю с понятиями

Участвую в блиц-опросе

Пишу характеристику героев

Решаю тест

Оцениваю свою работу на уроке

Я активный ученик?!

Я активный ученик?!

Изучаю новый раздел «Природа и мы»

Узнаю новое об авторе

Работаю с понятиями

Участвую в блиц-опросе

Пишу характеристику героев

Решаю тест

Оцениваю свою работу на уроке

Я активный ученик?!

все получается и

я активный

все частично получается и я частично активный

ничего не получается и

я не активный



Предварительный просмотр:

https://auho.ru/sites/default/files/raskraski-smail-1.jpg

https://auho.ru/sites/default/files/raskraski-smail-1.jpg

https://auho.ru/sites/default/files/raskraski-smail-1.jpg

https://auho.ru/sites/default/files/raskraski-smail-1.jpg

https://auho.ru/sites/default/files/raskraski-smail-1.jpg

https://auho.ru/sites/default/files/raskraski-smail-1.jpg

https://auho.ru/sites/default/files/raskraski-smail-1.jpg

https://auho.ru/sites/default/files/raskraski-smail-1.jpg

https://auho.ru/sites/default/files/raskraski-smail-1.jpg

https://auho.ru/sites/default/files/raskraski-smail-1.jpg

https://auho.ru/sites/default/files/raskraski-smail-1.jpg

https://auho.ru/sites/default/files/raskraski-smail-1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения "Д.Н.Мамин-Сибиряк Сказка "Умнее всех" (3 класс)

Разработка урока литературного чтения в 3 классе УМК "Начальная школа 21 века"...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Что такое новости? Кто рассказывает новости?" 2 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)

Тема: Что такое новости? Кто рассказывает новости?  (2 кл)  Цели деятельности учителя: познакомить детей с тем, что такое новости и какие источники новостей существуют. Выяснить вместе с дет...

Технологическая карта урока литературного чтения «Урок–конференция «Земля – наш дом родной» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «Урок–конференция «Земля – наш дом родной»Цели урока: Обобщить знания по теме «Люби живое»Предметные:Воспитывать умение слушать выступающего, и делать...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "В.П.Астафьев. Капалуха", 3 класс, УМК "Школа России"

Урок разработан с применением технологии продуктивного чтения. Использованы приёмы антиципации, "диалог с автором"....

Технологическая карта по литературному чтению на тему: А.И.Куприн " Слон" 3 класс. Школа России

Ознакомить с биографией и творчеством А.И. Куприна, его произведением " Слон". Способствовать формированию читательской компетенции, умений прогнозировать содержание читаемого текста. способ...