Упражнения по формированию умения ориентироваться в особенностях разных жанров фольклора и художественной литературы
план-конспект урока по чтению

Светлана Геннадьевна Филиппова

Фрагменты уроков в начальной школе в которых представлена система упражнений по формированию умения ориентироваться в особенностях разных жанров фольклора и художественной литературы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_uroka.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагменты уроков в которых представлена система упражнений по формированию умения ориентироваться в особенностях разных жанров фольклора и художественной литературы

   

Малые фольклорные жанры

Игра «Литературное лото». Определить жанр

Игровое поле

Пестушки, потешки

Заклички

Загадки

Считалки

Игровые припевки

Детский фольклор

Скороговорки

Дразнилки

Колыбельные песни

Прибаутки

Небылицы

Карточки с текстами

Киса, кисонька, коток,  Киса – серенький хвосток,
Приди, киса, ночевать.    Приди Васеньку качать.              (
Колыбельная песня.)

Потягунишки, порастунюшки!   Роток говорунюшки,
Руки хватунюшки,    Ноги ходунюшки.            (
Пестушки.)

Из-за леса, из-за гор, едет бабушка Егор.
Скрюченные ножки, в поясе сапожки,
А на этих ножках скрюченная кошка,
На бабкиных ручках тапочки и брючки,
А на скрюченной лошадке две ободранные шапки.   (
Небылицы.)

Солнышко, солнышко, Выглянь в окошечко -
Дам тебе веретешечко,  Насыплю горошечка. (
Закличка)

У медведя на бору Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл На печи застыл!  (
Игровая припевка.)

Раз, два, три, четыре, Кошку грамоте учили:
Не читать, не писать, Мышек по углам искать   (
Считалка.)

Кукушка кукушонку  Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон – Как в капюшоне он смешон! (
Скороговорка.)

Ленка – пенка, Голая коленка.
Пошла через мостик Потеряла хвостик.  (
Дразнилка.)

Зайчик волка испугался, удирает от него.
Он бежит скорее к маме, ближе к дому своему.
Он бежал и спотыкался, думал, хвостик оторвут.  (
Прибаутка.)

Работа с пословицами.  Игра «Закончи пословицу»

Каждая команда получит карточки с пословицами. Вы должны будете вспомнить пословицу и закончить её.

  • Без труда не вытащишь …       и рыбку из пруда                          
  • Поспешишь-…                          людей насмешишь
  • Волков боятся - ….                   в лес не ходить
  • Как аукнется, так….                 Откликнется

  • Мороз не велик, а …        стоять не велит
  • Старый друг лучше…      новых двух
  • Век живи-…                      век учись
  • Волки сыты и …               овцы целы

  • Глаза боятся, а …                         руки делают
  • Гора с горой не сходятся, а …    человек с человеком сойдется
  • По одёжке встречают, …             а по уму провожают
  • Дальше в лес-…                            больше дров

Игра «Собери пословицу»

Каждая команда получает карточки. На карточках написаны слова, из которых вы должны собрать пословицу.

  • Здоровье, деньги, купить.           (Здоровье на деньги не купишь)
  • Лезть, за, слово, карман.             (За словом в карман не полезет)
  • Пословица, глаз, добрая, бровь, прямо   (Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз)

  • Дрожит, осина, лист.                        (Дрожит как осиновый лист)
  • Голова, ноги, покой, дурная, не дает       (Дурная голова ногам                                покоя не дает)
  • Жить, кошка, собака                      (Живут, как кошка с собакой)

  • Дело, бояться, мастер                                  (Дело мастера боится)
  • Сани, зима, лето, телега      (Готовь сани летом, а телегу зимой)
  • Чьё, знает, мясо, кошка, съесть   (Знает кошка, чье мясо съела)

Разыграть «Шутки –прибаутки»

Каждая команда получает карточку.

  1. –Тит! А Тит!

- Чево?

-Иди молотить.

-Брюхо болит…

-Хошь кашу есть?

-А где моя большая ложка?

  1. -Федул, что губы надул?

-Кафтан прожёг…

-Зачинить можно?

-Да иглы нет…

-А велика дыра?

-Один ворот остался…

  1. –Что везёшь?

-Сено

-Какое же это сено, если это дрова?

-А коли видишь, так что спрашиваешь?

  1. -Собака, что лаешь?

-Волков пугаю!

-Собака, что хвост поджала?

-Волков боюсь!

Скороговорки Игра «Глухой телефон»

Ведущий говорит скороговорку шепотом первому игроку каждой команды. Второй-третьему и т.д. Если последний игрок правильно произносит начальный вариант, команда получает жетон.

  • На дворе трава, на траве дрова.
  • Белые бараны били в барабаны.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Проворонила ворона воронёнка.

 Игры, считалки.

Любимый жанр устного народного творчества у детей-игры. Поиграем в народную игру «Гуси-Лебеди». Вы должны выбрать волка, хозяина. Перед игрой каждая команда должна вспомнить считалку.

  1. Аты-баты, шли солдаты,
    2. Раз, два, три, Четыре, пять, Будем в прятки Мы играть.
    Небо, звезды, Луг, цветы —Ты пойди-ка Поводи!

3. Трынцы-брынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы,
Диги, диги, диги, дон, Выходи скорее вон!

4.Тратарушки, тра-ра-ра, Игре очередь пришла,

В круг вставай,  не сиди, Опоздаешь-ты води.

Игра

Хозяин говорит гусям:

— Гуси, летите в поле, погуляйте, в лапы волку не попадайте.

Ребята бегут, размахивая руками, в «поле».

Далее происходит диалог хозяина и гусей:

Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Так летите же домой!
— Серый волк под горой. Не пускает нас домой!
— Ну, летите, как хотите, только лапки берегите!

( А вы волка не пугайтесь, поскорее разлетайтесь.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жанры детской художественной литературы. Басня. И.А.Крылов "Ворона и лисица"

Цель: обобщение знаний о творчестве И.А. Крылова, совершенствование навыков выразительного чтения; развитие  критичности  мышления учащихся, умения делать выводы; развитие творческого вообра...

«Обучение детей умению вести диалог через работу в паре,группе. Ведение общеклассной дискуссии на уроках литературы при работе над системой упражнений по формированию навыка чтения целыми словами»

«Обучение детей умению вести диалог через работу в паре,группе. Ведение общеклассной дискуссии на уроках литературы  при работе над системой упражнений по формированию навыка чтения целыми словам...

«Система упражнений по формированию умений писать».

Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма увеличивается с каждым годом. Причины для возникновения этих трудностей различные: и чисто педагогические, и медицинские, и физиолог...

Особенности героической песни как жанра фольклора.«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»

Предметная программа и её автор Л.А.Ефросинина, Начальная школа XXI века...

Технологическая карта урока по теме: "Особенности героической песни как жанра фольклора.«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения"

Урок обобщения знаний о легендах, героических песнях, формирование представлений о былинном сказе, особенностях его построения; расширение представлений учащихся о героях Кузьме Минине и Дмитрии Пожар...

Словарь (жанры художественных произведений, язык художественной литературы, малые жанры фольклора)

Словарь (жанры художественных произведений, язык художественной литературы, малые жанры фольклора)...