Конспект урока по литературному чтению в 1Б классе на тему: «К.И.Чуковский «Телефон». Чтение стихотворного текста по памяти»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Ласточкина Виктория Евгеньевна

Цель урока: создать условия для ознакомления с творчеством К.И. Чуковского, его произведением «Телефон» в процессе изучения информации текстов учебника, беседы по презентации, а также работы с раздаточным материалом.

Материал содержит занимательные задания, что позволяет детям с интересом получать новые знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_1_klasse.docx138.4 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБПОУ «Шарьинский педагогический колледж Костромской области»

Конспект урока по литературному чтению в 1Б классе на тему:

«К.И.Чуковский «Телефон». Чтение стихотворного текста по памяти»

Подготовила и провела

студентка 3в9 группы

специальность

«Преподавание в начальных классах»

Ласточкина Виктория Евгеньевна

Подпись методиста:______________

Подпись учителя:_______________

Шарья, 2021

Тема урока: «К.И.Чуковский «Телефон». Чтение стихотворного текста по памяти»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: создать условия для ознакомления с творчеством К.И. Чуковского, его произведением «Телефон» в процессе изучения информации текстов учебника, беседы по презентации, а также работы с раздаточным материалом.

Образовательные:

  • познакомить с творчеством К. И. Чуковского и его произведением «Телефон»;
  • продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, осознанностью и выразительностью;
  • расширять и активизировать словарный запас учащихся;
  • донести юмор рассказа, вызвать положительные эмоции.

Воспитательные:

  • воспитывать доброту, уважительное отношение к животным.
  • воспитывать интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей
  • воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками, общаться и слушать.

Развивающие:

  • развивать творческое воображение, устную речь;
  • развивать артикуляционный аппарат;
  • развивать воображение, память, способность выражать свои мысли, умение думать, анализировать, обобщать..

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  2. формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  3. учить ориентироваться в нравственном содержании текста и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Предметные:

  1. формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения; развивать навыки безошибочного, выразительного чтения, анализа литературного текста.

Метапредметные:

  1. определять и формулировать цели и задачи деятельности на уроке;
  2. учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом;
  3. развивать воображение, фантазию, творческие способности;
  4. совершенствовать умения слушать, прогнозировать;
  5. расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора.

Оборудование: учебник «Азбука» 2 часть УМК «Школа России» для 1 класса, презентация, проектор, карточки с заданием, смайлики для рефлексии, аудиозапись.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть ваши добрые лица! Ребята, проверьте, всё ли вы приготовили к уроку. На парте должен лежать: пенал, учебник «Азбука», дневник.

Солнце доброе встаёт, светит нам в окошко.

Значит с вами мы должны стать добрей немножко.

Лучик солнышка поймайте и друг другу передайте…

На каждом уроке мы с вами открываем дверцу в хранилище творчества разных писателей и поэтов. А что же сегодня нас ожидает за этой волшебной дверью? Об этом и узнаем.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

Речевая разминка
- Но для начала, давайте поработаем над нашей речью и вспомним наши любимые сказки, произносим звуки в чистоговорках чётко.
Он-он-он, он-он-он – у меня зазвонил телефон.
(шёпотом)
Ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр. (с ускорением)
Ил-ил-ил, ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил. (медленно)
Ца-ца-ца, ца-ца-ца, – нынче Муха-Цокотуха именинница. (грустно)
Ит-ит-ит, ит-ит-ит – добрый доктор Айболит. (весело)

3. Выявление места и причины затруднения.

Игра «Угадай героя сказки».

  1. Он лечил всех зверей. (Айболит.)
  2. Она нашла денежку и купила самовар. (Муха – Цокотуха.)
  3. Он проглотил солнце. (Крокодил.)
  4. Бабушка, которая не ухаживала за своей посудой. (Федора.)
  5. Кривоногий и хромой умывальник. (Мойдодыр.)

- Ребята, кто написал все книги, в которых живут герои?

(К.И. Чуковский – на доске появляется запись и портрет)

- Какие его произведения вы читали?

- Отгадайте загадку, она тесно связана с темой нашего урока.

Через поле и лесок

Подаётся голосок.

Он бежит по проводам –

Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)

- Ребята, а какое отношение имеет телефон к нашему уроку? Как вы думаете? (Ответы детей)

- Да, ребята, у К.И. Чуковского есть произведение, которое называется «Телефон». И мы сегодня будем с ним работать.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Значит, какая тема урока? - К.И. Чуковский «Телефон».

- Какие цель мы поставим на урок? Что хотим узнать? Чему научиться?

- Познакомиться с произведением К.И. Чуковского, проанализировать его.

(На доске тема урока и портрет писателя)

5. Реализация построенного проекта.

Знакомство с биографией К.И.Чуковского.

- Корней Иванович Чуковский (1882–1969 гг.) (настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков) – знаменитый детский писатель. Автор знаменитых детских произведений “Мойдодыр”, “Айболит” и “Муха-Цокотуха”. Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев. Взгляните на портрет. На нем изображен Корней Иванович Чуковский. Какой ласковый и веселый у него взгляд. Он очень любил детей и сочинял для них сказки и стихи. За это его называли «дедушка Корней». Корней Иванович Чуковский сначала писал для взрослых. Он писал статьи для газет и журналов, книги. А потом начал сочинять сказки для своего маленького сына. А вы знаете, как Чуковский стал детским поэтом и сказочником? Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. После этого случая Чуковский и стал сочинять сказки для детей. И получалось так здорово, что не только его сынок, а все дети полюбили эти сказки.

- Что вы узнали об этом писателе?

- Какие знаменитые детские книжки вы услышали из рассказа?

- Как Чуковский стал детским поэтом и сказочником?

Работа с выставкой книг.

- На перемене мы с вами оформили выставку книг. Эти книги вы можете взять в библиотеке и почитать.

- А какие из этих произведений вам уже знакомы?

(Дети перечисляют.)

- А сейчас мы познакомимся с произведением К.И.Чуковского «Телефон».

Словарная работа.

- В стихотворении встречаются непонятные слова, которые нужно объяснить.

- Что такой пуд? Галоши? Дребедень? Газель?

Пуд – старинная мера веса=16 кг

Галоши (калоши)- резиновая обувь

Дребедень – ерунда, чепуха (слова-синонимы).

Газели (антилопы) - небольшие животные.

Прослушивание произведение «Телефон»

- Понравилось ли вам произведение?

- Какие эмоции у вас были при прослушивании?

1. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с. 96. Прочитайте отрывок из стихотворения К.И. Чуковского «Телефон» вполголоса.

Первичная проверка понимания

1. У кого зазвонил телефон?

2. Кто позвонил по телефону? (слон)

3. Откуда был звонок? (от верблюда)

4. О чем просил слон? (о шоколаде)

5. Для кого слон просил шоколад? (для своего сына)

6. Сколько пудов шоколада просил слон? (пудов этак пять или шесть)

7. В чём главная мысль отрывка?

2. Работа в паре.

- Прочитайте стихотворение по ролям.

- Откройте карточку с №1 и отгадайте названия животных, которые там зашифрованы:

НОЛС ЛИДОКОРК ИКТАЧЙАЗ ИКШЫТРАМ ИЛПАЦ ИЛЕЗАГ ГОРОСОН

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Откройте карточку с №2 и соедините стрелочками, опираясь на отрывок из учебника, картинку и текст.

У меня зазвонил (телефон)

Кто говорит? (слон)

Откуда? (от верблюда)Картинки по запросу "шоколад"

Что вам надо? (шоколада)Картинки по запросу "верблюд"

-Проверим (проводится проверка правильности выполненного задания)Картинки по запросу "телефон"Картинки по запросу "слон"

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Ребята, а с помощью чего зверята обменивались информацией? (с помощью телефона)

- Все ли соблюдали правила телефонного разговора? Какие правила знаете вы?

Повторение правил разговора по телефону.

а) Когда звоните – здоровайтесь.

б) Не кричите.

в) Говорите по делу.

г) Не говорите долго.

д) Не звоните очень рано или поздно.

е) Если не туда попали – извинитесь.

ж) Отвечайте вежливо.

з) Закончив разговор, попрощайтесь.

9. Итог урока

- Ребята, Корней Иванович очень любил детей, часто приходил в детские сады и школы, чтобы почитать свои веселые стихи и сказки. Ребята, посмотрите, сколько сказок нам написал Корней Иванович. Давайте вспомним ещё раз сказки замечательного автора.

(«Муха-Цокотуха» «Краденое солнце» «Тараканище» «Путаница» «Айболит» «Телефон» «Федорино горе» «Бармалей» «Чудо-дерево» «Крокодил» «Мойдодыр»).

– Почему нам нравятся эти сказки? Дети. Потому что они добрые, веселые, интересные.
- С какой сказкой мы сегодня познакомились? («Телефон»)

- Кто автор этой сказки? (К.И.Чуковский)

- Какова главная мысль сказки? (Главная мысль сказки «Телефон» заключается в том, что следует проявлять деликатность и не беспокоить людей в неурочное время без веских на то оснований. Сказка учит соблюдать культуру общения и проявлять уважение к другим людям).

Хорошие книжки писал дед Корней-
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти.

10. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке. Если было все понятно – поднимите весёлый смайлик, если нужно ещё поработать с этой темой – поднимите «спокойный» смайлик.

- Хочу выразить благодарность за то, что на уроке вы не просто читали, а рассуждали, размышляли. Вы большие молодцы! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения в 1-м классе по теме "К.И. Чуковский "Телефон"

знакомство с произведениями раздела “И в шутку и всерьёз” (произведение К.И.Чуковского “Телефон”),...

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе на тему "К.И.Чуковский "Телефон"

На этом уроке учащиеся научатся читать юмористическое произведение, передавать его настроение, объяснять смысл названия произведения, характеризовать героев произведения....

Открытый урок по литературному чтению в 1 классе по теме "Добрый сказочник Чуковский. «Телефон»"

Среди многочисленных уроков младшей школы есть один особый – урок литературного чтения. Его задача не просто научить читать, а пробудить любовь к литературе, заложить основы понимания прекрасного, осн...

Урок литературного чтения в 1-м классе по теме "К.И. Чуковский "Телефон"

Цель: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического слуха.Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского; расш...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме Н.Н. Носов "Телефон".

МБОУ «Гимназия №3» Технологическая карта урока литературного чтения . Учитель начальных классов первой квалификационной категории  Яшкина Нина Ильинична  УМК  «Школа Росс...