Конспект урока по литературному чтению. В. Гаршин "Лягушка-путешественница"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Кузнецова Елена Сергеевна

         Тема: В. Гаршин «Лягушка- путешественница»

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

          Цель: формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

Основные задачи урока:

Задачи: сравнивать народные и литературные сказки; характеризовать героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v.garshin_lyagushka_-_puteshestvennitsa.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

ТЕМА: В. Гаршин «Лягушка- путешественница»

3 КЛАСС   ФГОС

(Образовательная система «Школа России»)

разработала Кузнецова Елена Сергеевна

учитель начальных классов

г. Нижневартовск

         Тема: В. Гаршин «Лягушка- путешественница»

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

          Цель: формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

Основные задачи урока:

Задачи: сравнивать народные и литературные сказки; характеризовать героев.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ι. Организационный момент.

Цель: включение и мотивирование обучающихся в учебную деятельность.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Все тихонечко садимся по своим местам.

Хоровое проговаривание стихотворения, эмоциональный настрой на урок.

Присаживаются на свои места.

II. Проверка домашнего задания

-Отгадайте загадки:

- Комочек пуха,

длинное ухо,

Прыгает ловко,

любит морковку.

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый ...

- Из какой сказки эти герои?

- Кто автор этой сказки?

- Какие виды сказок вы знаете?

- К какому виду сказок относится «Сказка про храброго зайца»?

- Что характерно для сказки?

Дети отгадывают загадки

- Заяц

- Волк

- Сказка про храброго зайца.

- Д.Н.Мамин-Сибиряк

- Волшебные, бытовые, о животных.

- Сказка о животных.

ΙΙI. Предварительная беседа и формулирование темы урока.

-Прочитайте загадки, отгадайте их и подумайте, почему к этому уроку я выбрала именно такие загадки.

Как на речку прилетает,

Сразу в воду залезает.

"Кря" - нырнула на минутку

Вы узнали? Это …

Эти солистки живут на болоте,

Песни поют при дождливой погоде

И вечерами, наевшись мошки.

Что за солистки? Ответь, помоги!

-Назовите тему урока.

Читают и отгадывают загадки

- утка

- лягушки

Называют тему урока

ΙV. Формулирование цели урока.

– Сформулируйте цели урока, используя опорные фразы.

- Вспомним …..

- Выделять главную… текста и … части

- Озаглавливать….

- Отвечать на… и … их своим товарищам

- литературную сказку

- главную мысль текста и главную мысль каждой части.

- части сказки

- на вопросы и задавать их своим товарищам

V. Знакомство с биографией автора.

Как вы думаете, к какому жанру относится произведение? К какому виду сказок?

Это сказка авторская или народная?

Назови автора произведения.  

Всеволод Михайлович Гаршин выдающийся русский писатель. Родился 2февраля 1855г . В дворянской семье. в семье военного, поэтому пришлось много путешествовать и побывать в разных местах России., Пятилетним ребёнком Гаршин пережил семейную драму. В это время родители маленького Всеволода разводились, а он стал причиной семейного раздора, что в дальнейшем повлияло на его характер и здоровье. До 9-ти лет мальчик жил с отцом, потом его забрала мать, которая в то время жила в Петербурге, и отдала в гимназию. Учился хорошо, имел много друзей. Любил природу, летом в деревне много возился с ящерицами, жуками, лягушками, наблюдал за ними и изучал их жизнь.

В 19-ть лет Гаршин поступил в Горный институт. Но литература и искусство интересовали его больше, чем наука. Он сотрудничал с литературными журналами, писал очерки и статьи. В самом начале Русско–турецкой войны В.М.Гаршин отправился добровольцем в действующую армию. В одном из первых сражений он повёл полк в атаку и был ранен в ногу. После лечения в госпитале получил офицерский чин, Вскоре Гаршин вышел в отставку и вернулся к литературной деятельности. Всеволод Гаршин прожил очень короткую жизнь, всего 33 года. В 1887 году вышло последнее произведение Гаршина для детей – сказка «Лягушка – путешественница».

- о животных

- авторская

- Гаршин

- Слушают учителя

VI. Первичное чтение сказки.

- Как же автор относится к своей героине?

Аллегория – это способ художественного изображения одного явления, предмета или существа через другое (иносказание, выражение мысли, идеи в конкретном образе).

- Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории- поведения лягушки?

- Он видит в ней не только тщеславие и хвастовство, но и хорошие качества: воспитанность, вежливость, смелость, любознательность. Показывая недостатки лягушки, автор всё же испытывает к ней симпатию, вероятно, поэтому он сохраняет ей жизнь в конце сказки.

- Образ лягушки из сказки Гаршина - это аллегория хвастовства и нескромности. Автор иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых.

VII . Словарная работа.  

-Эту удивительную сказку В.М.Гаршин написал в 1887 году, поэтому в ней нашли отражение слова того времени.

-Какие бы вы выбрали слова, относящиеся к тому времени?

-Как можно определить значение слов, выражений?

Бумажный паяц – клоун в цирке, балаганный шут.

Скирда – большой, обычно продолговатый стог сена для хранения под открытым небом.

Цепа – ручное орудие для молотьбы зерна.

Верста - Старинная русская мера, равная 1 км. 6 м.

«Имела присутствие духа»? -Как понимаете выражение?

Ответы детей.

- полное самообладание, не впадает в отчаяние, не паникует.

VIII. Физкультминутка

Отдохнем с Мудрой Совой.

Совушка – сова, большая голова, (повороты головы влево – вправо)

На суку сидит, головой вертит, (повороты туловища влево – вправо)

Во все стороны глядит, (хлопаем глазами)

Да вдруг – как полетит! (махи руками – «крыльями»)

Выполняют движения по тексту под руководством дежурного по классу.

IX. Работа по тексту.

-Сейчас я буду читать начало каждой части, а вы должны отыскать начало в тексте сказки.

1часть. Жила-была на свете лягушка-квакушка.

2часть. Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.

3часть. И она шлёпнулась с сучка, на который было, снова влезла.

4часть. Утки летели над сжатыми полями.

5часть. Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи.

6часть. Но вокруг неё никого не было.

-Что у нас получилось?

-Почему она просила уток лететь ближе к земле?

-Как вы думаете, действительно ли у лягушки от высоты кружилась голова? Для чего она попросила уток лететь пониже?

-Что слышала наша героиня, когда летела?

- план

- У нее кружилась голова. Она боялась свалиться.

- Ей было очень интересно увидеть и услышать, что говорят

- Люди удивлялись. Называли это чудом

X. Итог урока.

-Почему так печально закончилась удивительная история лягушки? (.)

-Кто виноват в том, что лягушка так и не увидит никогда тёплых стран?

-Прочитайте пословицы и выберите ту, которая отображает главную мысль этой сказки

1.Смелость города берёт

2.Хвастовство само себя наказывает

3.За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

-Чему нас научила эта сказка?

Данная сказка имеет сходство с каким литературным жанром?

-На какую басню похожа эта сказка?

-Какова основная мысль сказки?

- Лягушка не смогла долго молчать и поэтому открыла рот. Она хотела всем рассказать о своей находчивости и сообразительности

- Виновата сама лягушка, её хвастовство

- Главной мысли этой сказки соответствует вторая пословица. Главная героиня не смогла достичь юга, потому что она хотела похвастаться и рассказать всем о себе. Так она себя наказала.

- Хвастовство не приводит к добру. Хвастовство само себя наказывает. Хвастовство мешает в достижении целей, мешает совершать хорошие поступки. Надо быть скромным и сдержанным. Лягушка была умная и изобретательная, и могла бы долететь до юга

- С басней. В басне животные разговаривают и действуют как люди

- не быть хвастливым

XI. Рефлексия.

- Как вы думаете, чего в этом произведении больше: сказочного или реального?

- Что в нём из сказки?

- Что могло быть на самом деле?

- Удивила ли вас эта сказка? Чем? (Ответы детей.)

- Можно ли её назвать историей о необычном путешествии?

- Что хотел сказать автор своим произведением? (Ответы и предположения детей.)

- Как автор говорит о своей героине?

- Почему не состоялось путешествие лягушки?

Отвечают на вопросы.

XII. Домашнее задание.

- Прочитать сказку и подготовить пересказ близкий к тексту.

Побывать в роли художников и нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку сказки.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...