Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "Наша Жучка" (В.Л. Дуров)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Конспект-урок предполагает знакомство учащихся с биографией В.Л. Дурова и его произведением "Наша Жучка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literaturnoe_chtenie.docx27.91 КБ
Файл analiz_proizvedeniya.docx206.39 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение, 3 класс

Тема: «Наша Жучка (В.Л. Дуров)»

Цели:

Образовательные: познакомить учащихся с произведением В.Л. Дурова «Наша Жучка», его творческим путем и основными вехами жизни.

Развивающие: овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации для решения учебных задач; формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы.

Воспитательные: осознание значимости художественной литературы для всестороннего развития личности человека, формирование эмоционального отклика на прослушанные и прочитанные произведения.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя

Коммуникативные УУД: читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения; формулировать вопросы по основным событиям текста; пересказывать текст (подробно, выборочно, с изменением лица).

Регулятивные УУД: принимать цель чтения, удерживать её в памяти, использовать в зависимости от учебной задачи вид чтения, контролировать реализацию поставленной задачи чтения; оценивать качество своего восприятия текста на слух; выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия.

Совместная деятельность: участвовать в совместной деятельности: выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие; в коллективной театрализованной деятельности читать по ролям, инсценировать (драматизировать) несложные произведения художественной литературы; выбирать роль, договариваться о манере её исполнения в соответствии с общим замыслом; осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы, оценивать свой вклад в общее дело.

Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные.

Оборудование: мультимедийный проектор (презентация к уроку), карточки для работы в группах, для работы в парах, индивидуальные карточки, схемы предложений, набор для рефлексии.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята!

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Ребята, давайте проверим, действительно ли вы готовы начать урок: посмотрите на свои столы, все ли вы достали, все ли приготовили. Улыбнемся друг другу и пожелаем успехов на уроке.

  1. Проверка домашнего задания

Постановка целей и задач урока

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней написаны фамилии, вставьте пропущенные буквы и определите фамилии писателей:

Б…анки

Чар…шин

Мамин-Сиби…як

Пр…швин.

Как вы считаете, а что объединяет этих писателей? Правильно, все они писали о природе, о животных. Сегодня мы с вами продолжим изучение раздела «Люби живое» и познакомимся с новым произведением под названием «Наша Жучка». А написал это произведение Владимир Леонидович Дуров.

Актуализация знаний и учебных действий

Перед вами на экране его фотографии (на слайдах представлен ряд фотографий В.Л. Дурова с животными). Глядя на них, как бы вы описали В.Л. Дурова? Какие черты его характера вы могли бы выделить, глядя на фото?

Правильно – доброта, любовь к животным, терпение.

Скажите ребята, по этим фотографиям и картинкам мы можем предположить, где и кем работал Владимир Леонидович?

Молодцы! Дрессировщиком. Я запишу это слово на доске, чтобы вы посмотрели, как оно правильно пишется. А теперь перечислим те качества, которыми, по вашему мнению, должен обладать дрессировщик.

Обратите внимание, что вы перечислили самые лучшие качества для этой профессии.

Вы верно угадали, Владимир Леонидович Дуров – знаменитый русский дрессировщик и учёный. С самых ранних лет, когда Володя Дуров был еще мальчиком, его тянуло к зверям и птицам. В детстве он уже возился с голубями, собаками и другими животными. Он тогда уже мечтал о цирке, потому что в цирке показывают дрессированных животных. Крестный, в семье которого воспитывался Володя и его младший брат, отдал их в военную гимназию. Когда Володя подрос, то он сбежал из дома и поступил в цирк, где завел себе собаку Бишку и гуся Сократа. И, что самое важное, дрессировал он их не побоями, а терпением и лаской. Как раз эти качества вы и перечисляли мне. О дрессировке зверей Владимир Леонидович позднее написал целую книгу.

Я прочту вам рассказ Владимира Дурова «Наша Жучка». Как вы думаете, о ком этот рассказ? Правильно, о собаке. А что вы знаете о собаках? Молодцы! Давайте теперь с вами сделаем небольшую разминку.

Физкультминутка

Мы старались, мы учились.

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех'?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

(Приседания.)

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)

А теперь послушайте рассказ «Наша Жучка.

После чтения рассказа учителю следует выдержать паузу, чтобы дети смогли прочувствовать всю глубину произведения.

Итак, какие чувства вы испытали, когда слушали этот рассказ?

(Гнев, жалость, злость, тревога, сострадание).

От чьего имени ведется рассказ?

Как вы считаете, правы ли были ребята, когда решили убить «другую» Жучку?

Нет, так как «дядькина» Жучка не могла нести ответственность за него самого и его поступки, собака была ни в чем не виновата.

Почему, несмотря на принятое решение, никто из ребят не хотел быть палачом?

Потому что поднять руку на беззащитное животное очень трудно.

Как чувствовал себя главный герой после, почему ему не спалось?

Было ли ему жалко собаку?

Как вы думаете, какие чувства он испытал, когда узнал, что собака жива?

Что изумило героя в поведении собаки на плацу?

Какие чувства он испытал в этот момент?

Как повлияла эта история на дальнейшую жизнь мальчика?

Как вы думаете, ребята, что хотел сказать нам автор этим произведением?

Чтобы выполнить следующее задание, нам необходимо работать сообща, в парах.

Ребята, давайте составим план по этому рассказу. Для этого нам необходимо разделить текст на смысловые части и озаглавить их.

План:

  1. Две Жучки.
  2. Как проучить?
  3. Жребий вытянут.
  4. Казнь собаки.
  5. Утро.

Проверка

Давайте проверим, что у вас получилось.

Перескажите текст своими словами, пользуясь планом.

Домашнее задание:

Перед каждым из вас лежит схема анализа произведения (Приложение 1), опираясь на услышанный в классе рассказ, заполните ее дома и принесите на следующий урок.

Рефлексия

Давайте попробуем оценить свою работу на уроке. Я буду произносить начало предложения, а вы постараетесь его закончить. Итак,

На уроке я узнал…

Мне на уроке понравилось…

Сегодня на уроке я понял…

Молодцы! А теперь выберите свой смайлик:

Зеленый – если на уроке вам было легко;

Желтый – если были сложности;

Красный – если многое было не понятно.

Обобщение, подведение итогов урока

Итак, ребята, сегодня вы хорошо потрудились.

Как называется рассказ, который мы читали сегодня?

Кто его автор?

Какие интересные факты мы узнали о Владимире Леонидовиче Дурове?

Чему учит нас прочитанное произведение? Как вы думаете, что хотел сказать автор?

Содержательное оценивание работы учащихся на уроке в целом и конкретно (кого-то отметить особенно, похвалить).

Всем спасибо! Урок окончен! До свидания!



Предварительный просмотр:

Анализ произведения

Автор_

Название

Главные

герои

Жанр

Отрицательные герои

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Положительные герои

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основная мысль________________________________________________________________________________________________________________________________

Чему учит_____________________________________________________________________________________

Пословица/поговорка_____________________________________________________________________________________________________________________

Отзыв ;quality=96&sign=42aa11a6e2f6d1993272b522eb03b3b2&c_uniq_tag=3j2d2AWdYTQEDKVKFBTP2YM75q_ZtoC4Jey4Pdx5irk&type=album


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка урока по литературному чтению !Уроки этики в авторском произведении. Л. Муур «Крошка Енот».

Данная методическая разработка представляет собой пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания прим...

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка урока по литературному чтению. Тема урока: "Александр Раскин «Как папа охотился на тигра»"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-МАСТЕРСКОЙ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе. Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора. Технология продуктивного чтения.

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения....