Урок литературного чтения В.Одоевский "Городок в табакерке". 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Пшенникова Евгения Борисовна

Урок литературного чтения по теме В.Одоевский "Городок в табакерке" с использованием технологии развития критического мышления. Составлен в соответствии с ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России»

Тема: В.Одоевский «Городок в табакерке»

Цели: 1) познакомиться с произведением В.Одоевского «Городок в табакерке»; закрепить представления о жанре «литературная сказка»; пронаблюдать, как в форме сказки писатель знакомит детей с реальным сложным устройством музыкальной шкатулки; пополнять словарный запас учащихся; знакомить со словами-архаизмами, уточнять и прояснять значение непонятных слов; учить грамотно составлять ответы на вопросы;

2) развивать умение работать с текстом при чтении с остановками; формировать навыки выборочного чтения; развивать выразительное и осмысленное чтение; умение анализировать художественное произведение; развивать внимание, память, речь, воображение, коммуникативные навыки;

3) воспитывать интерес к чтению, любознательность; формировать умение коммуницировать, взаимодействовать в группе, умение слышать товарища.

Оборудование: проектор, компьютер, экран; музыкальная шкатулка деревянная; металлический колокольчик; тестовые задания для работы в парах; картинка «Мальчик-колоколькик»; листы с таблицей Шульте; карточки на доску (сказки литературные, сказки народные, годы жизни В.Одоевского, карточки-слова Владимир Одоевский, Городок в табакерке); листы самооценивания.

Ход урока

I. Организационный момент. Настрой на работу.

«Динь-динь-динь», -

звенит звонок.

Начинается урок.

Урок литературный,

а мы народ культурный.

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтиво.

Будем мы читать красиво,

дружно будем отвечать,

хорошо себя вести.

Чтобы гости дорогие

Захотели к нам прийти!

II. Актуализация знаний.

1. Разминка – работа с таблицами Шульте для расширения поля зрения ( у каждого ребенка на парте таблица Шульте, по команде учителя дети ищут буквы в произвольном порядке на своих листочках)

- Кто не пропустил ни одной буквы? Молодцы. У кого были пропуски? Будем еще тренироваться.

2. Звучит музыка А. Лядова «Музыкальная табакерка».

- Какую картинку представили?

- Слышали колокольчики?

Сегодня на урок принесла вот что: (учитель показывает муз шкатулку, звенит в колокольчик, на доске картинка мальчика-колокольчика, картинка).

- Как думаете, почему начали урок с музыки, и зачем я это все принесла? (будем про это читать).

-Верно, мы сегодня будем знакомиться с новым произведением и наша задача установить – как наш урок связан с этими предметами и с этой музыкой.

III. Постановка целей и задач урока

- А кто автор этого произведения и как оно называется – вы сейчас разгадаете.

На доске карточки:

Владимир

Одоевский

ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ

(Карточки наполовину закрыты так, что детям, чтобы прочитать, надо догадаться, какие слова «спрятались»).

- Верно. Мы начинаем читать новый раздел, и в нем первое произведение, автор которого Владимир Одоевский и называется оно «Городок в табакерке».

- Какие цели поставим перед собой (ответы детей)

- Коротко вам расскажу о нём. (Презентация «Биография В.Одоевского). Какая сказка автора вам уже знакома?

Знакомство с краткой биографией В.Одоевского, работа по презентации.

- Годы жизни В.Одоевского 1803-1869. Какой это век?

Учитель кратко рассказывает биографию В.Одоевского.

IV. Работа по теме урока.

1. Словарная работа. Работа в парах.

- Итак, «городок» – понятно, что это, а что такое  «табакерка»?

Какие можно подобрать однокоренные слова? (табак, табачок, табачный).

Учитель объясняет значение слова «табак» (на слайде презентации подобраны картинки и дается понятие, что это за растение).

На партах у вас лежат карточки. Прочитайте про себя, что это такое.

На карточке ответьте на вопросы: - Что это такое? Для чего служили табакерки? Из чего их изготавливали? (дети выполняют задание).

Учитель на презентации демонстрирует фотопримеры разных табакерок.

На карточках вопросы:

Табакерка – это …….

Для чего служила?

Кто мог себе позволить такой предмет?

Словарная работа в парах. У каждой пары карточка с текстом про табакерку.

1,5 – 2 мин читают. Отвечают на поставленные вопросы. Оценивают свою работу в этом задании.

2. Постановка проблемного вопроса

- С табакеркой познакомились. Как думаете, размер табакерки большой? Ребята, а как в такой маленькой табакерке мог уместиться целый городок? Разве это возможно? (ответы детей)

Включаю свою шкатулку. - Здесь тоже живет городок.

- Нам предстоит ответить на этот вопрос, когда мы будем читать.

3. Работа с понятием «Литературная сказка».

- Как вы думаете,  к какому жанру отнесем новое произведение – рассказ, повесть, былина, сказка? (сказка). Посмотрите название раздела.

- Давайте вспомним, какие сказки бывают? (составляем схему на доске).

Работа в парах с таблицей (Сказки народные и авторские). Дети самостоятельно заполняют таблицу, позже отвечают на вопросы по таблице.

Оцените свою работу в этом задании.

4. Словарная работа. Работа в парах.

- Прежде чем начнем читать произведение, давайте прочтем непонятные слова, которые встретятся в тексте. Давайте разберем их, что они обозначают.

Презентация (словарная работа по слайдам и по карточкам). Читаем и разбираем слова). У детей карточки со словами-архаизмами и значениями этих слов. Дети работают в парах, соотнося устаревшее слово с его значением.

5. Физминутка. «Читаем» слова по буквам, которые показываем своим телом. (халва, вата, фата, Рая, Фая, Аля, Валя, Варя, вал)

Работа по теме урока.

6. Чтение и анализ произведения.

- Прежде чем читать, давайте потренируемся четко читать слова (на слайде):

ГОРДОСТЬ ГОРОДОК ГОРДИТЬСЯ  ГОРОДИЩЕ ….

7. Первичное чтение текста с остановками.

Настрой. Читаем как ВНИМАТЕЛЬНО, ВЫРАЗИТЕЛЬНО, ВСЛУШИВАЯСЬ

Читаем текст, останавливаясь – по ходу чтения учитель задает вопросы.

Каких героев встречал мальчик в городке. Кого он встретил первым? Вторым? Третьим?

8. Работа с текстом. Выборочное чтение.

- Сейчас проверим, насколько внимательные вы читатели.

 Я буду показывать вам иллюстрации разных художников к данному произведению, ваша задача – найти как можно более точный отрывок из текста к каждой иллюстрации. (Учитель по презентации показывает разные иллюстрации, дети ищут отрывки).

- Молодцы, хорошо поработали!

V. Итог урока. Рефлексия.

- Давайте вернемся к вопросу, который мы ставили в начале урока – это сказка? Почему? Докажите (ответы детей).

- Вспомним вопросы, которые я вам задавала перед прочтением. Сейчас вы можете на них ответить?

У вас на партах есть листочки с вопросами. Я думаю, вам сейчас будет несложно на них ответить. Поставьте «+», если вы согласны с утверждениями (дети работают с карточками).

Давайте оценивать вашу работу сегодня на уроке. У вас на партах есть вот такие картинки (Мальчик – колокольчик). Вспомните, как вы работали сегодня на уроке: если вы поработали сегодня на отлично, раскрасьте колокольчик в желтый цвет. Если ваша работа была сегодня неполной, раскрасьте зеленым колокольчик, если вы не довольны своей работой сегодня на уроке – раскрасьте красным цветом.

- Мне сегодняшний урок понравился, вы большие молодцы, активно работали!

Домашнее задание: читаем «Городок в табакерке»

Приложение.

Вопросы, с которыми работаем в начале и конце урока.

- Что такое табакерка?

- Как колокольчик связан с темой урока?

- Почему так называется произведение?

- Какой жанр у произведения?

- Почему это сказка?

Карточка 1. Поставь «+» или «- «

Вопросы

Имя ученика

Имя ученика

Что такое табакерка?

Как колокольчик связан с темой урока?

Какой жанр у произведения?

Почему это сказка?

Почему так называется произведение?

Карточка 2. Установи соответствие

Пестренькая                             (окрашенная в несколько цветов)

Опямятоваться                        (опомниться, прийти в себя)

Досадно                                     (обидно)

Свод                                           дугообразное перекрытие, соединяющее

                                                    стены)

Индо                                           (даже)

Авось                                          (может быть)

С сими словами                         (с этими словами)

Затеплелись звездочки            (начали загораться)

Счесть нельзя                           (сосчитать нельзя)

Учтиво                                       (очень вежливо)

Одинакие                                   (одинаковые)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения (надомное обучение) в 1 классе по программе "Школа России"

Планирование уроков литературного чтения для надомного обучения в 1 классе по программе "Школа России"...

урок литературного чтения "Люблю природу русскую" 2 класс УМК "Школа России"

МКОУ  «Мостовская средняя общеобразовательная школа»     Конспект урока Литературного чтения/ чтения и развития речи 2 класс...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....

Конспект открытого урока по литературному чтению "А.Куприн "Слон" 3 класс "Школа России"

Конспект составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использовалась физминутка "Слон". Видеоролик на тему"Семья"....

Конспект урока литературного чтения "Э. Успенский. Чебурашка" (2 класс, Школа России).

Конспект урока литературного чтенияТема: Э. Успенский "Чебурашка"Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством Э.Успенского и отрывком из его произведения "Крокоди...