ККонспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Конева Валентина Борисовна

Урок литературного чтения по рассказу Виталия Бианки "Музыкант".   Ключевой ценностью урока выступает КРАСОТА.  На уроке используется технология диалогового общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bianki_muzykant_-_2.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по рассказу В. Бианки «Музыкант»

Ключевые ценности: красота.

Задачи: умение видеть красоту природы, творчества, делать выводы об их силе и возможностях, замечать красоту в поведении людей.

1 Сюжетно-познавательный этап

- Добрый день, ребята, сегодня я приглашаю вас на виртуальную прогулку по лесу. Готовы?

- За окном декабрь. Представьте, что мы вышли из школы (на экране картинка зимнего города с вьюжной погодой), и идем по зимнему городу. Прислушайтесь (звук метели). Но вот ветер немного стихает, мы входим в лес (на экране картина зимнего леса с падающим снегом), снег еще продолжает падать и тихо ложится на землю. Слышите? (звук падающего снега).

- А это мы идем по свежевыпавшему снегу (звук шагов по снегу, картинка всё та же лес - со снегом).

- Ребята, что за звуки мы с вами слышали? Это чьи звуки? (Выход на звуки природы)

- А какие чувства вы испытали, когда представили зимний лес и услышали его звуки? (Нужно выйти и поймать красота, восхищение).

- Я согласна с вами, что в звуках природы кроется красота, наблюдая которую человек испытывает чувства восхищения, наслаждения. Эти чувства в свою очередь вдохновляют музыкантов, поэтов, писателей, художников.

- Прислушайтесь. Так услышал на языке музыки декабрь итальянский композитор Антонио Вивальди в своем цикле концертов «Времена года» (звучит фрагмент Декабрь). Какие чувства у вас вызывает эта музыка? (Ловим и выходим на то же самое – красота, восхищение).

- Я с вами полностью согласна и природа, и музыка есть воплощение красоты. А что же такое красота? (Слушаем ответы)

- Давайте сравним наши представления с тем, как трактуется значение этого слова в толковом словаре Ожегова:

красота

1. Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. (Красота русской природы. Красота поэтической речи. И т.д.)

- А как вы думаете, какое значение в жизни человека играет красота?

- «Мир спасет красота», говорил устами одного из героев своего романа русский писатель Ф.М. Достоевский. Как вы думаете, как красота может спасти мир? (Что-то говорят, просто слушаем.)

- Ребята, я хочу вас познакомить с Виталием Бианки (портрет на экране), советским писателем, журналистом, естествоиспытателем, который предлагает ответ на этот вопрос в своих книгах. Посмотрите на его книги. (На экране портрет и выставка книг). О чем они? (О природе и животных.)

- Вам интересно узнать, как писатель отвечает на этот вопрос? (Да/нет) (Учитель читает текст, дети следят).

Анализ рассказа:

- Ребята, кем был старик в рассказе? (старый медвежатник)

- Кто такой медвежатник? (охотник на медведя)

- А в чем же красота медвежатника проявилась в рассказе? (Он любил музыку, и сам играл на скрипке)

- Какие чувства он испытывал, играя на скрипке? (радости, удовольствия)

- А как он играл на скрипке? (играл слабо, неумело)

- Все ли в этой игре видели красоту? (нет, не все понимали) Найдите и зачитайте подтверждение этому. (— Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу).

- Зачем медвежатник пошёл в лес? (убить медведя)

- Что он услышал, когда отдыхал в лесу? Найдите и зачитайте

 (Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела.

Немного погодя опять: «Дзенн!..»

Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?»

А из лесу опять: «Дзенн!..» — да так звонко, ласково.)

- Какую картину увидел старик в лесу? Найдите и зачитайте

(Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» — как струна запела.

Медведь наклонил голову и слушает.

Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка.

Замолк звук, — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил).

- Ребята, как вы думаете, зачем медведь это делал?  (ему было интересно наблюдать за щепкой, его привлекал звук)

- Почему медвежатник не стал убивать медведя? Давайте найдём это место и зачитаем по ролям.

(Колхозник спросил старика:

— Ну что, убил медведя?

— Нет, — ответил старик.

— Что ж так?

— Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?)

- Ребята, как вы думаете, что спасло медведю жизнь?  (отвечают)

- А какие качества старика позволили медведю остаться в живых? (мудрый, добрый, творческий, любит природу).

3. Личностно-рефлексивный этап

- Можно ли сказать, что на примере этого рассказа, этой истории  подтверждается  высказывание Достоевского  о том, что красота спасёт мир? (снова вопрос на слайде) (Ответы детей)

- Как вы думаете, с какими лучшими качествами человека связана красота? (доброта, любовь, верность, порядочность).

- Верно, ребята, красота бывает и в природе и в искусстве, а также она заключается и в лучших качествах человека – это красота внутренняя. Слышали такое выражение?

- Ребята. сейчас я предлагаю вам познакомиться с ещё одним небольшим произведением –сказкой Михаила Андрианова о красоте внутренней и внешней. Прочитаем все вместе, вполголоса. (Чтение сказки – текст в Приложении)

- Ребята, были ли красивы и цветок, и бабочка внешне? (Да)

- А внутренне были ли они оба красивы? (Нет, только бабочка)

- Почему? (Потому что цветок совершил очень подлый поступок – из страха он обманул свою подругу, предал, подверг её риску смерти. И поплатился сам за это).

- Как вы ребята, думаете, какая красота важнее – внешняя или внутренняя? (Внутренняя)

- Я желаю вам, ребята, всем быть красивыми и внешне, и внутренне.

И сейчас я предлагаю вам посмотреть и послушать видео-ролик с песней Юрия Антонова, которая так и называется – Красота.

Спасибо за урок!

Приложение

Сказки для детей. Красота души

Скучно было Цветку стоять целый день на одной ножке посреди клумбы возле дома. Но в один из дней на него села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное, прилетела из далёкой страны, потому что таких красивых крыльев Цветок ещё никогда не видел. Бабочка тоже залюбовалась великолепием Цветка, и, пока она отдыхала, Цветок стал жаловаться Бабочке, как часто ему бывает скучно и одиноко. И тогда Бабочка сжалилась над одиноким Цветком. Она решила не лететь дальше, а поселиться поблизости, чтобы прилетать каждый день к Цветку и рассказывать ему интересные истории о тех местах, где она бывала.

Теперь Бабочка каждое утро прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв лепестки, радостно встречал свою подругу.

 Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошёл мальчик и захотел его сорвать. Цветок задрожал от страха и попросил не срывать его, а вместо этого предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился и сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться Бабочки. Вскоре она появилась в небе. Бабочка куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок широко раскрыл свои лепестки и воскликнул:

- Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду, мне надо тебе кое-что сказать.

Бабочка радостно подлетела к Цветку и оказалась в сачке. Она хотела вырваться, но у неё ничего не получалось. Она билась крыльями, искала щелки, но было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена. Она взлетела и сверху увидела, что от удара сачка Цветок сломался и лежит среди травы. Мальчик ушёл, а Бабочка ещё долго сидела рядом со своим поломанным другом и, горько плача, говорила:

- Это я виновата, это из-за меня тебя сломали, прости меня, Цветочек.

М. Андрианов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению,2 класс.

УМК "Гармония",2 класс. Автор учебника О.А.Кубасова. Тип урока: изучение нового материала. Урок по теме "Храбрый Клоун" С.А.Воронин.Цель урока : формирование познавательного чтения произведения....

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема:  С. Есенин. Поёт зима аукает....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Русские народные сказки"

На этом уроке дети повторят в игровой форме что такое сказки, их виды. Викторина по сказкам....

Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс "Братья Гримм "Звездные талеры"

Учить видеть красоту сказок и понять, почему до сих пор их сочиняют. Познакомить с притчей и ее назначением....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс Образовательная система 2100

Данный открытый урок был показан в рамках городского семинара "Колейдоскоп открытый идей", который состоялся в апреле месяце....

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...