Технологическая карта урока по литературному чтению по теме А.Гайдар"Совесть"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
создать условия для знакомства с произведением А.п.Гайдара "Совесть"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 145.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет | Литературное чтение | Класс | 2 | Дата | |||||
Учитель | Лямина В.С. | ||||||||
Тип урока | Открытие новых знаний | ||||||||
Раздел | Учимся работать с текстом: Автор и его герои | ||||||||
Тема | А.Гайдар «Совесть». | ||||||||
Цель урока | создать условия для знакомства с произведением А. Гайдара «Совесть». | ||||||||
Задачи урока | Образовательные: помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»; Развивающие: содействовать формированию умений определять состояние персонажа, рассказывать о его действиях, выражать к ним свое отношение Воспитательные: на примере произведения воспитывать положительные качества личности: совесть, дружелюбие, отзывчивость | ||||||||
Методы, используемые на уроке | - словесный - дедуктивный - наглядный - практический - аналитический | ||||||||
Технологии, используемые на уроке | - обучения в сотрудничестве, - здоровьесберегающие, - проблемно-поисковое обучение; - развития критического мышления | ||||||||
Формы работы, используемые на уроке | - фронтальная работа - групповая работа - индивидуальная работа - парная | ||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
- научатсявоспринимать на слух художественное произведение; получат возможность научиться определять последовательность событий в произведении, объяснять нравственный смысл рассказа, понимать и объяснять поступки героев, соотносить пословицы с главной мыслью. | Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Познавательные: осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в т.ч. творческого характера; Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания | Ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. | |||||||
Условия реализации урока | |||||||||
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Оборудование | |||||||
Учебник «Литературное чтение»Кубасовой О.В .2 класс ( 2-я часть). | ТСО (мультимедийный проектор, проектор, экран), презентация к уроку, карточки для групповой работы, портрет писателя, 6 шляп;тест | ||||||||
Форма проведения урока | урок - диалог |
Этап урока (название, время, цели) | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Формируемые УУД | |
I. Мотивация к учебной деятельности Цель: подготовка учащихся к работе на уроке (психологический настрой учащихся, создание благоприятной обстановки на уроке) Продолжительность: 2 мин. | Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на учебную деятельность. | Вот и прозвенел звонок, начинается урок. - Мы с вами начинаем урок. А каким по вашему должен быть урок? К каждой букве подберите слово, связанное с уроком. И П Н - Кто обычно ведёт урок? (Учитель). - А кто ему помогает? (Ученики). - Какими должны быть ученики, чтобы урок стал интересным, познавательным, необычным? В А Д - Молодцы! Вот на такой эмоциональной ноте и начнём наш урок. | Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу. Проговаривают вполголоса | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
II. Речевая разминка Цель: совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; Продолжительность: 5 мин. | Проводит дыхательную гимнастику с детьми Просит прочитать скороговорку вполголоса жужжащим чтением Просит уч-ся прочитать скороговорку в разном темпе Работает над выразительным чтением |
Закройте глазки и представьте, что на ладонь упала снежинка. Сделайте глубокий вдох и подуйте на него так, чтобы вокруг разлетелись маленькие пушистые снежиночки. - А теперь представьте, что вы держите в руках много снежинок. Подуйте отрывисто, быстро. 2) «Закончи чистоговорку» (мо – му – ми – ма на дворе стоит…зима) 3)Учитель: работаем над интонацией - сила голоса, тон голоса, логическое ударение, паузы. Каждую строчку читаем по -разному. - Молодцы! Оцените свою работу на этом этапе урока. | Выполняют дыхательную гимнастику, слушают задания учителя. Читают скороговорку в разном темпе Выразительно читают скороговорку, интонационно выделяя выделенные слова Самооценка | Личностные: проявление интереса к выполнению задания Регулятивные: умение оценивать выполнения действия. Коммуникативные: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности | |
Цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности Продолжительность: 5 мин | Организует актуализацию опорных знаний необходимых для усвоения нового материала. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деят-ность. | - Назовите произведение, с которым мы познакомились на прошлом уроке? ( « В шкафу».). - Кто его автор? - Домашнюю работу предлагаю проверить в виде экзамена. Экзамен будете сдавать, работая в паре. - Кто из вас знает, что такое экзамен? - Я предлагаю вопросы для экзамена. Вы вытягиваете вопрос и даёте на него полный ответ. ВОПРОСЫ: 1. Для чего Цыпкин залез в шкаф? (хотел мяукнуть) 2. Что он почувствовал, когда проснулся в шкафу? (страх) 3. Чего мальчик хотел, когда рядом сидел Пал Палыч? (исчезнуть из шкафа) 4. Что произошло пока он там сидел? (- уснул в ожидании, закончился урок - заперли шкаф, проснувшись он стал звать на помощь 5. Как произошло освобождение?(взломали дверь) 6- Кто герой произведения? (ученик по фамилии Цыпкин) 7. Как вы думаете, как часто ещё Цыпкин будет забираться в шкаф? 8 Какой урок извлек из случившегося Цыпкин? (больше в шкаф не залезет) 9. Опишите состояние мальчика, когда его освобождали из шкафа.(страх, испуг, боязнь) Оцените свою работу? Как справились с экзаменом? | Слушают и отвечают на вопросы учителя Выполняют тест Проверяют правильность выполнения задания Самооценка | Личностные:проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Регулятивные:контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |
Цель: организовать актуализацию умений определять тему урока и ставить перед собой цель Продолжительность: 4 мин. | Задаёт вопросы и предлагает выполнить задания, способствующие формулированию темы и задач урока. | -Ребята, скажите пожалуйста как называется раздел в котором рассказ « В щкафу»? (Учимся работать с текстом: Автор и его герои) - Чтобы узнать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, нам с вами нужно разгадать кроссворд. Работа фронтальная. #1047;а знаниями уже не в первый раз #1053;едаром молвится народная … (пословица). #1063;тобы было понимание #1053;а вопрос найти ответ #1050;ак яркая раскраска, #1041;удто сказочная дверь #1052;ама, папа, брат и я - О чём мы будем говорить на уроке? (О том, что человек должен поступать по совести, уважать других людей, обдумывать свои поступки). -Скажите, пожалуйста, слышали ли вы когда-нибудь от людей такие слова «Совсем совесть потерял»? -О ком так говорят? (о человеке, который не отвечает за свое поведение перед окружающими) - А вы не знаете, кто автор этого произведения, может листали учебник дома? ( ответы детей). А чтобы узнать автора надо прочитать запись на доске справа налево. РАДЙАГ ЧИВОРТЕП ЙИДАКРА Ребята, может кто ни будь из вас знает произведения А. Гайдара? Выставка книг - Давайте поближе познакомимся со словом совесть. 1 гр. ищет в интернете 2 гр. –в толковом словаре 3 гр. -Обратимся за помощью к предложенным вариантам. Это слово связано: в руках - Какая проблема урока? Какие задачи поставим на урок?Слайд 2. Биография автора.-подготовленные ученики. 3.Что означает его псевдоним Гайдар?
- Я вам расскажу. Гайдаром называли в монгольской коннице всадника, высланного в дозор, вперед. Он увлекался книгами о благородных рыцарях , хотел, чтобы все люди были честными и благородными, какони. | Слушают и выполняют задания учителя Ответы детей Читают запись на доске Называют тему урока Пользуясь опорными словами, формулируют задачи урока | Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Коммуникативные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме. | |
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Продолжительность: 10 мин. | Знакомит детей с автором Проводит словарно-лексическую работу с опорой на словари и знания учащихся Выслушивает предположения детей Читает текст Проверяет первичное восприятие текста на слух учащимися. Задает вопросы по содержанию | - Сегодня мы прочитаем рассказ « Совесть». – Можно ли по названию определить, будет ли он юмористический, серьёзный, поучительный? Ваши предположения. 1)Предотвращение ошибок при чтении трудных слов 2).Словарная разминка. Слайд – Как вы понимаете слова: Вышмыгнула выскочила Чтение рассказа вслух «Гонка за лидером» с помощью указки. (Предотвращение регрессии.) Лизачитает вслух бегло, выразительно, остальные шёпотом. Проверка первичного восприятия текста.
Дайте оценку своей работе на этом этапе урока. | Слушают рассказ учителя об авторе, рассматривают портрет писателя Объясняют лексическое значение слов с опорой на словарь Прогнозируют содержание рассказа, высказывают свои предположения Высказывают свое мнение о том подтвердились ли предположения, сделанные до чтения Отвечают на вопросы учителя, выражают свои эмоции и чувства по отношению к услышанному | Личностные:Имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы Регулятивные:умение прогнозировать Коммуникативные:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | |
Цель: снять утомляемость Продолжительность: 1 мин. | Читает текст и выполняет движения | - Вы немножечко устали. И теперь все ровно встали. Вправо, влево наклонитесь (раз-два, раз-два), Вправо, влево повернитесь (раз-два, раз-два), Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем: Один, 2, 3, 4, .5 Глазки открываем. Ими поморгаем. И урок мы продолжаем. | Выполняют действия, повторяя за учителем | ||
Цель: организация деятельности с применением новых знаний. Продолжительность: 12 мин #1057;амостоятельная работа. Цель: проверить усвоение | Просит прочитать детей слова, записанные на доске сначала по слогам, затем целыми словами Предлагает учащимся прочитать текст по частям с остановками Задает вопросы после чтения каждой части и выслушивает ответы детей Пытается вместе с детьми определить главную мысль рассказа Организовывает работу в группах, обеспечивает контроль за выполнением задания Организовывает работу в парах, обеспечивает контроль за выполнением задания. | 1. Чтение с остановками. Чтение 1 фрагмента (1, 2, 3 абзацы). - Читать будем с остановками ( по фрагментам). В первом фрагменте 3 абзаца. - Найдите первый абзац. Какими словами он заканчивается? Его будет читать Настя Бурлак. ребенка. - Какими словами заканчивается второй абзац? Второй абзац будет читатьСвятослав Васькин. - Какими словами заканчивается третий абзац? Его будет читатьКамила Кужахметова. ДЕТИ ЧИТАЮТ « ЦЕПОЧКОЙ». Вопросы по осмыслению текста: – Почему девочка оказалась в роще? – Что она там делала? – Какое у неё было настроение? – Какое впечатление произвела на вас Нина? Давайте подберем слова, характеризующие Нину. Составим кластер. Чтение 2 фрагмента ( 4, 5, 6 абзацы). - Во втором фрагменте 3 абзаца. - Где заканчивается первый абзац второго фрагмента? Второй? Третий? Первый –Лаура Кускулакова. Второй – Милана Нуржанова. Третий –Максим Овсянников. Вопросы по осмыслению текста: – Каким был мальчик, которого встретила Нина? – Почему Нина строго назвала малыша «несчастный прогульщик»? – Как вы думаете, она сердилась на мальчика? (Нет. Она решила подшутить). – Давайте подберем слова, характеризующие малыша. Заполнение кластера. СЛАЙД 27. Чтение 3 фрагмента (до конца рассказа). - Посмотрите третий фрагмент. - Сколько в нём абзацев? ( 4 абзаца). - Первый – Алёна. Второй – Богдан. Третий –Кирилл. Четвёртый –Полина. – Почему Нина решила помочь малышу и повела его через рощу? - Почему Нина плакала? - Что значит «Грызла беспощадная совесть»? - Как вы думаете, повторит ли Нина свой поступок? Почему? - Определите своё отношение к Нине: вы её осуждаете или жалеете? Почему? Какова главная мысль? Главная мысль этого крохотного рассказа заключается в том, что не нужно судить о других людях по себе. .. Игра –исследование ( тест индив работа) Работа в группах - Сейчас я предлагаю вам примерить на себя шесть шляп. – шляпа информации -Как называется произведение? -Кто герои этого рассказа? Как звали девочку? – критик (что плохого в поступке героя) - Необходимо продолжить предложение. Плохо…… Плохо…. –шляпа оптимиста Здорово что… -шляпа эмоций Что вы чувствуете к герою -шляпа идей Как бы вы поступили если бы оказались на месте героини? -шляпа совет. Дайте совет герою или читателю Тема: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть».Инд выбор #1042;ыбери правильный ответ и отметь его знаком «+». Автор произведения: А)К.Г.Паустовский Б)А.С.Пушкин В)А.П.Гайдар #1069;то произведение… А) сказка Б)рассказ В)стихотворение #1042;ыберите пословицу, которая подходит к рассказу. А) Поспешишь -людей насмешишь. Б) Семеро одного не ждут. В) На обмане далеко не уедешь. #1057;огласен ли ты с выражением: «Счастлив тот, у кого совесть спокойна.» А) да Б) нет. | Читают слова по слогам, затем плавно целыми словами Читают текст по цепочке с использованием приема «Чтение с остановками» Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного Высказывают свою точку зрения Работают в группах Работают в парах | Личностные:осуществляютсмыслообразование, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания Регулятивные:принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль, коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: проявляет готовность слушать и вести диалог; признают различные точки зрения на обсуждаемую проблему; выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Коммуникативные: развитие умений работать в парах и группах, распределять роли | |
Цель: научить соотносить результат с поставленной целью и оценивать результат собственной деятельности Продолжительность: 5 мин. | Организует фиксирование темы и цели урока Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деят- ности | - Давайте подведём итог. - Как называется произведение, которое мы сегодня читали? Какое настроение было у Нины в начале рассказа? веселое – А в конце? Грустное. Какие это слова? Антонимы: веселый – грустный. - А кто автор этого произведения? - Сколько главных героев в этом рассказе, назовите их имена. – Что может подсказать СОВЕСТЬ? – Что нужно делать для того, чтобы твоя совесть была спокойна? Высказывание детей.(Быть добрым, делиться с теми, кто нуждается, помогать в беде, любить свою семью, уважать старших). - Поскольку скоро наша страна будет отмечать замечательный праздник - международный женский день, я предлагаю Вам подарить цветы нашим гостям. -«Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки». – Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке? - Давайте, вспомним, какие же задачи мы ставили в начале урока и отметим выполненные. | Осуществляют самооценку собственной деятельности, степень их соответствия | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной форме. | |
Цель: умение осуществлять свой выбор. Продолжительность: 1 мин | Даёт разноуровневое домашнее задание, объясняет | Стр. 94-95 – Дома прочтите этот рассказ. Подготовьтесь к выразительному чтению по ролям. Творческое задание. #1041;ыли ли в вашей жизни случаи, когда вы слышали голос своей совести? Подготовьтесь и расскажите об этом. 2. Представьте, что вы писатели… – Можете ли вы предположить, что могло произойти с Ниной в роще? Какие опасности могли её подстерегать? 3. Как поступок Нины (её прогул уроков) мог отразиться на окружающих её людях (родители, учитель, одноклассники)? – Придумайте окончание рассказа. | Дети получают листочки с домашним заданием вкладывают в дневники. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/18/picture-274474-1584548775.jpg)
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/18/picture-274474-1584548775.jpg)
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/11/picture-726381-1457729225.jpg)
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…»
Тема раздела: «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…»Тема: Введение в раздел. Как приходит весна? (Стихотворения А. Макаревича «Снег», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…», А. Блока «Ветер принёс издалёка…»)Ц...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/14/picture-914081-1539543881.jpg)
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Обобщающий урок по теме "Люби живое""
Обобщающий урок по теме "Люби живое", 3 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/14/picture-914081-1539543881.jpg)
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "С. Маршак "Гроза днем", "В лесу над росистой поляной""
С. Маршак "Гроза днем", "В лесу над росистой поляной", 3 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/14/picture-914081-1539543881.jpg)
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "А.Барто "В теате""
А.Барто "В теате", 3 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/17/picture-1485004-1694962549.jpg)
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме «А.С. Пушкин» Класс: 3 УМК «Школа России». Литературное чтение Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецкий .
Технодогическая карта урока литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" по теме "А.С.Пушкин"...