Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter_cht_4_kl_ro_2.docx84.94 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Республики Бурятия‌‌

Комитет по образованию г. Улан-Удэ‌

МАОУ СОШ №32 г.Улан-Удэ

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО начальных классов

________________________

Лещева С.П.

[Номер приказа] от «20» июня   2023 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________________________

Дарханова Л.А.

[Номер приказа] от «[число]» августа   2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

директор МАОУ СОШ № 32

________________________

Дикань Ю.Ф.

[Номер приказа] от «[число]» [месяц]   [год] г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 142491)

учебного предмета «Литературное чтение»

для обучающихся 1-4 классов

г.Улан-Удэ‌ 2023-2024 учебный год‌

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.

Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать средствами литературного чтения с учётом возрастных особенностей обучающихся.

Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.

Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.

Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.

Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач:

  • формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
  • осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
  • первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
  • овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами по классам;
  • овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации
  • для решения учебных задач.

Программа по литературному чтению представляет вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.

В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы.

Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начального общего образования.

Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.

На литературное чтение в 1 классе отводится 132 часа (из них ‌не менее 80 часов‌ составляет вводный интегрированный учебный курс «Обучение грамоте»), во 2-4 классах по 136 часов (4 часа в неделю в каждом классе).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

Гражданско-патриотическое воспитание:

  • становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

  • освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
  • осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
  • выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

Эстетическое воспитание:

  • проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
  • приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
  • понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Трудовое воспитание:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

  • бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
  • неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
  • овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
  • потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

базовые логические действия:

  • сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
  • объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
  • находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
  • устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
  • формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;
  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
  • соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:

общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
  • готовить небольшие публичные выступления;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:

самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.

4 КЛАСС

  • осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
  • демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения;
  • читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
  • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
  • читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
  • различать художественные произведения и познавательные тексты;
  • различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
  • понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;
  • различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
  • соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира;
  • владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
  • характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;
  • объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
  • осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;
  • составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
  • читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
  • составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи;
  • составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
  • сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений);
  • использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
  • выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
  • использовать справочную литературу, электронные образовательные и информационные ресурсы информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4 КЛАСС

О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх, например произведения С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова ‌и др.‌). Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края, представителей разных народов России). Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра Невского, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы (на примере рассказов Л. А. Кассиля, С. П. Алексеева). Осознание понятия: поступок, подвиг.

Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны (2-3 произведения по выбору).

Произведения для чтения: С.Д. Дрожжин «Родине», В.М. Песков «Родине», А.Т. Твардовский «О Родине большой и малой» (отрывок), С.Т. Романовский «Ледовое побоище», С.П. Алексеев ‌(1-2 рассказа военно-исторической тематики) и другие (по выбору).‌

Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура (произведения по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный). Культурное значение фольклора для появления художественной литературы. Малые жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты).

Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины – защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова.

Произведения для чтения: произведения малых жанров фольклора, народные сказки ‌(2-3 сказки по выбору)‌, сказки народов России ‌(2-3 сказки по выбору)‌, былины из цикла об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче ‌(1-2 по выбору)‌.

Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина. Средства художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение). Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.

Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Няне», «Осень» (отрывки), «Зимняя дорога» ‌и другие‌.

Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические ‌(не менее трёх)‌. Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка.

Произведения для чтения: Крылов И.А. «Стрекоза и муравей», «Квартет», И.И. Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» ‌и другие‌.

Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю. Лермонтова ‌(не менее трёх)‌. Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.

Произведения для чтения: М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Парус», «Москва, Москва! …Люблю тебя как сын…» ‌и другие‌.

Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок ‌(две-три по выбору)‌. Герои литературных сказок (произведения П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова, С. Я. Маршака ‌и др.‌). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь – особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности.

Произведения для чтения: П.П. Бажов «Серебряное копытце», П.П. Ершов «Конёк-Горбунок», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» ‌и другие‌.

Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ– ХХ веков. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и писателей ‌(не менее пяти авторов по выбору)‌: В. А. Жуковский, И.С. Никитин, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, ‌Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт и др.‌ Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению.

Произведения для чтения: В.А. Жуковский «Загадка», И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…», Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко», А.А. Фет «Весенний дождь», Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист», И.А. Бунин «Листопад» (отрывки) ​‌и другие (по выбору).‌

Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения ‌(не менее трёх произведений)‌: рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее представление). Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого.

Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Детство» (отдельные главы), «Русак», «Черепаха» ‌и другие (по выбору)‌.

Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных, защита и охрана природы – тема произведений литературы. Круг чтения ‌(не менее трёх авторов)‌: на примере произведений В. П. Астафьева, М. М. Пришвина, С.А. Есенина, ‌А. И. Куприна, К. Г. Паустовского, Ю. И. Коваля и др.‌

Произведения для чтения: В.П. Астафьев «Капалуха», М.М. Пришвин «Выскочка», С.А. Есенин «Лебёдушка» ​‌и другие (по выбору).‌

Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками ‌(на примере произведений не менее трёх авторов)‌: А. П. Чехова, Н. Г. Гарина-Михайловского, М.М. Зощенко, К.Г.Паустовский, ‌Б. С. Житкова, В. В. Крапивина и др.‌ Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к ним героев.

Произведения для чтения: А.П. Чехов «Мальчики», Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (отдельные главы), М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке» ‌(1-2 рассказа из цикла)‌, К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» и другие.

Пьеса. Знакомство с новым жанром – пьесой-сказкой. Пьеса – произведение литературы и театрального искусства ‌(одна по выбору)‌. Пьеса как жанр драматического произведения. Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.

Произведения для чтения: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» и другие.

Юмористические произведения. Круг чтения ‌(не менее двух произведений по выбору):‌ юмористические произведения на примере рассказов В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, ‌М. М. Зощенко, В. В. Голявкина‌. Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре.

Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» ‌(1-2 произведения по выбору)‌, Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отдельные главы) ‌и другие‌.

Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей. Литературные сказки Х.-К. Андерсена, ‌Ш. Перро, братьев Гримм и др. (по выбору)‌. Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена.

Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка», Дж. Свифт «Приключения Гулливера» (отдельные главы), Марк Твен «Том Сойер» (отдельные главы) ‌и другие (по выбору)‌.

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Польза чтения и книги: книга – друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. Очерк как повествование о реальном событии. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати.

Изучение литературного чтения в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);
  • читать про себя (молча), оценивать своё чтение с точки зрения понимания и запоминания текста;
  • анализировать текст: определять главную мысль, обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь между событиями, эпизодами текста;
  • характеризовать героя и давать оценку его поступкам;
  • сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, самостоятельно выбирать критерий сопоставления героев, их поступков (по контрасту или аналогии);
  • составлять план (вопросный, номинативный, цитатный) текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность;
  • исследовать текст: находить средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора), описания в произведениях разных жанров (пейзаж, интерьер), выявлять особенности стихотворного текста (ритм, рифма, строфа).

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • использовать справочную информацию для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей;
  • характеризовать книгу по её элементам (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации, примечания и другое);
  • выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять аннотацию.
  • Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
  • соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать вопросы к учебным и художественным текстам;
  • пересказывать текст в соответствии с учебной задачей;
  • рассказывать о тематике детской литературы, о любимом писателе и его произведениях;
  • оценивать мнение авторов о героях и своё отношение к ним;
  • использовать элементы импровизации при исполнении фольклорных произведений;
  • сочинять небольшие тексты повествовательного и описательного характера по наблюдениям, на заданную тему.

Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию умений:

  • понимать значение чтения для самообразования и саморазвития; самостоятельно организовывать читательскую деятельность во время досуга;
  • определять цель выразительного исполнения и работы с текстом;
  • оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зрения передачи настроения, особенностей произведения и героев;
  • осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, проявлять способность предвидеть их в предстоящей работе.

Совместная деятельность способствует формированию умений:

  • участвовать в театрализованной деятельности: инсценировании и драматизации (читать по ролям, разыгрывать сценки);
  • соблюдать правила взаимодействия;
  • ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело.

[1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода «Обучение грамоте» из Федеральной предметной программы «Русский язык», которое реализуется средствами предмета «Литературное чтение», остальное содержание прописывается в рабочей программе предмета «Русский язык».

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

О Родине, героические страницы истории

 12

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

2

Фольклор (устное народное творчество)

 11

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

3

Творчество И.А.Крылова

 4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

4

Творчество А.С.Пушкина

 12

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

5

Творчество М. Ю. Лермонтова

 4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

6

Литературная сказка

 9

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

7

Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века

 7

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

8

Творчество Л. Н. Толстого

 7

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

9

Картины природы в творчестве поэтов и писателей XX века

 6

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

10

Произведения о животных и родной природе

 12

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

11

Произведения о детях

 13

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

12

Пьеса

 5

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

13

Юмористические произведения

 6

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

14

Зарубежная литература

 8

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

15

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой

 7

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

Резервное время

 13

 1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 136

 8

 0

 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Дополнительная информация

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Раскрытие главной идеи произведения А.Т. Твардовского «О Родине большой и малой» (отрывок): чувство любви к своей стране и малой родине Образ родной земли в стихотворении С.Д.Дрожжина «Родине»

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f5282

Презентация 

2

Любовь к природе и родному краю – тема произведений поэтов. На примере стихотворений С.А. Есенина Проявление любви к родной земле в литературе народов России. На примере стихотворений Р.Г. Гамзатова Зачем и для кого  

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f5c50

ИЗО Пейзаж

3

 Раздел 1: «Когда сбываются мечты…» Вводный урок. Детские мечты…  Как о них рассказать?

О.О. Дриз. Семицветная страна

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f5d7c

часть 1 стр 7-9

4

«Приметы детства».

 Ю.П. Мориц. Это очень интересно;

А. Мелякова. Мои мечты.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a09ae8 https://m.edsoo.ru/f29f539a

Часть стр 8-9

5

Образ Александра Невского в произведении С.Т.Романовского «Ледовое побоище» 

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a09962 https://m.edsoo.ru/f29f54c6

интеграция ИЗО "Историческая картина "

6

В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке. 1 ч ПРОВЕРКА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ,

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f55de

Стр.10-22

7

В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке. 1 ч

Стр.10-22

8

Характеристика народной исторической песни: темы, образы, герои

 1

Интеграция музыка

9

Тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы. На примере рассказа М.С. Ефетов «Девочка из Сталинграда» 

1

 [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f5afc

Презентация

10

Осознание понятий поступок, подвиг на примере произведений о Великой Отечественной войне 

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f56ec

Интеграция окруж мир Подвиг на примере произведения ВОВ

11

О чём в детстве мечтали взрослые?

В.Д. Берестов. Исполнение желаний.  Мечта как особый случай. Странное желание ребёнка. В. Иванова. Трудный случай.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f5e94

 Часть 1 Стр 22-23

Стр 24-30

12

Составление устного рассказа «Защитник Отечества» по изученным произведениям 

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f62e0

ИЗО Портрет защитника отечества

13

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О Родине, героические страницы истории»

 1

1

 

14

Чтение творческих работ. Обсуждение и анализ сочинений.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f60a6

15

Я и Пушкин… Пейзажная лирика поэта и тема творчества. сравнения, эпитет, олицетворения

А.С. Пушкин. Осень.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f61c8

ИЗО Пейзаж

Стр 43-45

16

НРК Писатели Бурятии .Читай, удивляйся, размышляй. М.Агафонова «Времена года».

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f6952

Стр 47-48

17

Проявление народной культуры в разнообразных видах фольклора: словесном, музыкальном, обрядовом (календарном) Разнообразие малых жанров фольклора (назначение, сравнение, классификация) 

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f6952

Презентация

18

Представление в сказке народного быта и культуры: сказки о животных, бытовые, волшебные 

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f6ace

Интеграция Изо Бытовая картина

19

Характеристика героев волшебной сказки: чем занимались, какими качествами обладают. Путешествие героя как основа композиции волшебной сказки. На примере русской народной сказки «Семь Семионов» 

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f6d1c

Презентация

20

Отражение нравственных ценностей на примере фольклорных сказок народов России и мира

Осознание понятий взаимопомощь и дружба в сказках народов России и мира. На примере осетинской народной сказки «Что дороже

 1

ИЗО Иллюстрация 

21

Сравнение фольклорных произведений разных народов: тема, герои, сюжет Представление в сказке нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. На примере немецкой народной сказки «Три бабочки»

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f70aa

Презентация

22

Раздел 2. Детские пристрастия.

В чём заключаются секреты детства? Особенности детской поры. Отношение взрослого к своему детству. Образ поэта Н.С. Гумилёва и образ героя в лирическом стихотворении. Н.С. Гумилёв. Детство 

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f6c04

 Часть 1 Стр 59-60

23

Автор размышляет о детстве.

В.Ю. Драгунский. Что я люблю…, …И чего не люблю.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f783e

Часть 1 стр 61-63

24

А.А. Лиханов. Магазин ненаглядных пособий.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f76cc

Часть 1 стр 67-78

25

А.А. Лиханов. Магазин ненаглядных пособий.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f6e34

Часть 1 стр 67-78

26

Зачем детям знать о деньгах?

В.Д. Берестов. Деньги в детстве;

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f6f38

Часть 1 стр 79

27

А.Т. Аверченко. Серёжкин рубль.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a09c64

Часть 1 стр 80-93

28

 А.Т. Аверченко. Серёжкин рубль.

 1

 

Часть 1 стр 80-93

29

С. Чёрный. Счастливый карп.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f7956

Часть 1 стр 94-103

30

С. Чёрный. Счастливый карп.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f8eb4

Часть 1 стр 94-103

31

Образы русских богатырей: где жил, чем занимался, какими качествами обладал Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола, устаревшие слова.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f8ff4

презентация,

32

 Отражение народной былинной темы в творчестве художника В. М.Васнецова

Изо

33

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Фольклор – народная мудрость».

 1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4

34

Особенности басни как лиро-эпического жанра. Басни стихотворные и прозаические

Сравнение басен: темы и герои, особенности языка. На примере басен Крылов И.А. «Стрекоза и муравей», Л.Н. Толстого «Стрекоза и муравьи»

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9300

Презентация

35

Работа с баснями И.А. Крылова Аллегория и ирония как характеристика героев басен. На примере басни И.А. Крылова «Мартышка и очки»

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0bdc0

Технология Изготовление масок героев басни

36

Знакомство с литературной сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сюжет произведения Характеристика положительных и отрицательных героев

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f7cbc

Презентация

37

 Наблюдение за художественными особенностями текста, языком авторской сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f87f2 https://m.edsoo.ru/f29f7e42

Изо Портреты героев

38

Сходство фольклорных и литературных произведений А.С. Пушкина, В.А. Жуковского по тематике, художественным образам («бродячие» сюжеты) Восприятие пейзажной лирики А.С.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f890a https://m.edsoo.ru/f29f8478

Презентация

39

Пушкина: средства художественной выразительности в стихотворении «Зимняя дорога» и других его стихотворениях

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f8a18 https://m.edsoo.ru/f29f85c2

Изо 

40

Раздел 3. Штрихи к портрету. О.О. Дриз. Мой портрет. Литературный автопортрет.

 

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f8b1c https://m.edsoo.ru/f29f86d0

Часть 1 стр 109-110

41

 Чем впечатляет портрет детского поэта? Литературный автопортрет.А.С. Пушкин. Вы просите у меня мой портрет…;

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f7ba4

часть 1 стр 111-112

42

Портреты героев в рассказе.А.П. Чехов. Детвора.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f7a78

часть 1 стр 115-122

43

Отражение темы дружбы в произведениях А.С. Пушкина. На примере стихотворения «И.И.Пущину» А.С.Пушкин. «В альбом Пущину».  

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f8284

часть 1 стр 174

44

Что есть красота?Н.А. Заболоцкий. Некрасивая девочка.Оценка настроения и чувств, вызываемых лирическим произведением А.С. Пушкина. На примере стихотворения «Няне» 

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0a4b6

Изо Портрет 

45

Составление устного рассказа «Моё любимое стихотворение А.С. Пушкина» 

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a09dd6

Русский язык Сочинение

46

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Творчество А.С. Пушкина» 

 1

 1

47

Сцены из детской жизни.С. Чёрный. Приготовишка;М.Я. Бородицкая. Первоклассник;

 

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0a7f4

Часть 1 стр 125-127

48

Творчество Л.Н. Толстого – великого русского писателя

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9558

презентация

49

Общее представление о повести как эпическом жанре. Знакомство с отрывками из повести Л.Н.Толстого «Детство» Ивины.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9418

часть 1 стр.13-0-138

50

Басни Л.Н.Толстого: выделение жанровых особенностей Контроль техники чтения.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9710

часть 1 стр.13-0-138

51

Чтение научно-познавательных рассказов Л.Н.Толстого. Примеры текста-рассуждения в рассказе «Черепаха»

1

Презентация

52

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Жанровое многообразие творчества Л.Н. Толстого»

1

1

53

.Строфа как элемент композиции стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус». 

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f983c

Изо Пейзаж

54

Творчество М.Ю.Лермонтова Патриотическое звучание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Москва, Москва! …Люблю тебя как сын…»: метафора как «свёрнутое» сравнение. 

 1

Презентация

55

Раздел 4.Любимых строк прелестное звучанье.Проект с презентацией любимой книги. Анализ и обсуждение проекта

Встреча с книгой.В.А. Лалетина.  Бабушка! А, Бабушка! Прочитай мне сказку…;

 1

Часть 1 стр.143

56

Литературная сказка П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»: сюжет и построение (композиция) сказки Характеристика героя и его волшебного помощника сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»

 1

Презентация

57

Тематика авторских стихотворных сказок Речевые особенности (сказочные формулы, повторы, постоянные эпитеты) сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок» 

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0c00e

Изо Портрет героя

58

Знакомство с уральскими сказами П.П.Бажова. Сочетание в сказах вымысла и реальности Наблюдение за художественными особенностями, языком сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Иллюстрации как отражение сюжета сказов П.П.Бажова

 1

ИЗО Иллюстрация сказок

59

Образ средневековой и современной библиотеки – «храма науки и искусства».У. Эко. Имя Розы;

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0c34c

Часть 1 стр 145

60

В.Д. Берестов. Итак, библиотека, картотека

А.А. Лиханов. Детская библиотека;

 1

 1

Часть 1 151-156

61

А ….А. Ахматова. Из цикла «В Царском Селе»;Детские читательские пристрастия. М.Я. Басина. В садах Лицея».

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29faec6

Часть 1 стр 157-158

62

 Н.С.Гумилев. «Читатель книг»Викторина по произведениям из рубрики «Читай, удивляйся, размышляй!».

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9c42 https://m.edsoo.ru/f29f9ee0

Часть 1 стр.167

63

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Литературная сказка»

 1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9b34

64

Описание явления природы в стихотворении В.А. Жуковский «Загадка»: Сравнение образа радуги в стихотворениях В.А. Жуковского «Загадка» и Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fa002

Презентация

65

Авторские приёмы создания художественного образа в стихотворении Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист»..» 

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fa11a

Изо Пейзаж "Весна"

66

Восприятие картин природы в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь» и других его стихотворений

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fa21e

Изо Пейзаж "Весна"

67

Поэты о красоте родной природы: анализ авторских приёмов создания художественного образа Анализ чувств и настроения, создаваемых лирическим произведением. ; На примере произведения Н.А. Некрасова «Саша»

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9d82

Презентация

68

2книга.Раздел1. Когда рождаются настоящие герои и выдумщики. .Подготовка к путешествию.Путешествие.

Ю.Д. Левитанский. Кораблик

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fa66a

часть 2 стр 7

69

Зарубежные писатели-сказочники: раскрытие главной мысли и особенности композиции Г.Х. Андерсен.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fac6e

Часть 2 стр.10-

70

Стойкий оловянный солдатик Б.Ш. Окуджава. Бумажный солдатик.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fab56

часть 2 стр 16

71

Составление устного рассказа по репродукции картины на основе изученных произведений

1

Русский язык

72

Истинные и ложные герои.

Н.С. Гумилёв. Капитаны;

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29faa20

часть 2 стр.18-19

73

Ю.Я. Яковлев. Рыцарь Вася;

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fa7a0

часть 2 стр. 21-30

74

В.А. Бахревский. Светлячок.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fa8ae

Часть 2 стр 31

Технология

75

Знакомство с отрывками из повести Н.Г. Гарин-Михайловского «Детство Тёмы» (отдельные главы): основные события сюжета Игры, которые становятся жизнью…

 1

 

Презентация

76

Осмысление поступков и поведения главного героя повести Н.Г. Гарин-Михайловского «Детство Тёмы» (отдельные главы) 

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0ba28 https://m.edsoo.ru/f29fad7c

ИЗО "Иллюстраци"

77

А.Т. Аверченко. Предводитель Лохмачёв;

Знакомство с текстом. Деление текста на части.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fd216

часть 2 стр.35

78

Игры, которые становятся жизнью…

А.Т. Аверченко. Предводитель Лохмачёв;

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fd31a

часть 2 стр.35-49

79

Б.В.Заходер. Неужто  вы могли забыть?

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fd43c

часть 2 стр.50

80

Взаимоотношения со сверстниками – тема рассказа А.П. Чехова «Мальчики» 

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fd554

Презентация

81

Образы героев-детей в рассказе А.П. Чехова «Мальчики»

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fd662

Изо Образы героев Чехова "Мальчики"

82

Давайте поиграем в рыцарство!

В.В. Медведев. Экзамен на Рыцаря, или Рыцарь на экзамене.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fdcc0

Часть 2 стр.51-55

83

Давайте поиграем в рыцарство!

В.В. Медведев. Экзамен на Рыцаря, или Рыцарь на экзамене.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fded2

Часть 2 стр.55-64

84

Отличие автора от героя и рассказчика на примере рассказов М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке» Раскрытие главной мысли рассказов М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке». На примере рассказа «Тридцать лет спустя»

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fdff4

Презентация

85

Отражение нравственно-этических понятий в рассказах М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке». На примере рассказа «Не надо врать» 

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fe12a

Изо Портрет 

86

Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер на примере рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0b6a4 https://m.edsoo.ru/f29fe256

Презентация

87

Работа с рассказом К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

 1

 

Технология 

88

Составление устного рассказа «Герой, который мне больше всего запомнился»

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0c8ec https://m.edsoo.ru/f29fe6ac

Русский язык Составление устного рассказа по плану

89

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Произведения о детях и для детей»

 1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fb420

90

Выразительность поэтической речи стихотворения И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» и другие на выбор 

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fb556

Презентация

91

«Темы лирических произведений А.А. Блока. На примере стихотворения «Рождество»

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fb7e0

Презентация

92

Темы лирических произведений К.Д. Бальмонта. На примере стихотворения «У чудищ»Средства создания речевой выразительности в стихотворения К.Д. Бальмонта

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fb682

Презентация

93

Образное изображение осени в стихотворении И.А. Бунина «Листопад» 

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fb8f8

Изо

94

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0a5e2

95

«Читай, удивляйся, размышляй!»С.Черный. Когда нет никого дома М.Агафонова «У стоматолога»

«Читай, удивляйся, размышляй!» Ю.Я.Яковлев «Мой верный шмель»

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0a36c

Часть 2 стр 65часть 2 стр.67

96

И.А.Бунин «Последний шмель» И.А.Дегтярева «Шмель».

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fba1a

Изо часть 2 стр 78-80

97

Раздел2. Уроки детства.

Счастливое воспоминание о школе.

Лирическое стихотворение А.С. Пушкина «В начале жизни школу помню я…» Смелость детских поступков.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fbb28

Часть 2 стр.86

98

Составление устного рассказа по репродукции картины на основе изученных лирических произведений Раскрытие темы о бережном отношении человека к природе родного края

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fbf6a

Окруж мир Экология и правила поведения на природе

99

Лирическое стихотворение В.Д. Берестова «Пловец».

.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fc0aa

Часть 2 стр.88

100

Чему научил зимний дуб взрослого и ребёнка?

Ю.М. Нагибин. Зимний дуб. 

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fc7bc

часть 2 стр.89-94

101

Человек и животные – тема многих произведений писателей Ю.М. Нагибин. Зимний дуб

.. Образ автора в рассказе В.П. Астафьев «Капалуха» И.А.Крылов «Басни»

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fc30c

Часть 2 стр.95-106

102

А.А. Фет. Одинокий дуб.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fc4c4

Часть 2 стр.107

103

Зачем ребёнку дарят неразменный рубль?Н.С. Лесков. Неразменный рубль .Бабушкин подарок 

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fce92

часть 2 стр 109

104

Н.С. Лесков. Неразменный рубль. Магический обряд 

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fcd02

часть 2стр 112-127

105

Любовь к природе, взаимоотношения человека и животного – тема многих произведений литературы Тепло дерева – тепло человеческого сердца…

Как его ощутить?

А.А. Фет. Учись у них – у дуба, у берёзы…;

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fc1b8 https://m.edsoo.ru/f29fd0f4

Изо пейзаж

106

Тепло дерева – тепло человеческого сердца…

В.Д. Берестов. Сердцевина. 

 1

 

Часть 2 стр.129

107

М.М. Пришвин- певец русской природы Авторское мастерство создания образов героев-животных

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0c9fa https://m.edsoo.ru/f29fc5f0

Изо Пейзаж

108

Наблюдательность писателей, выражающаяся в описании жизни животных. На примере рассказа А.И. Куприна «Скворцы

1

Презентация

109

» Почему человек и дерево – родственные души?Отражение темы «Материнская любовь» в рассказе В.П. Астафьева «Капалуха» и стихотворении С.Есенина «Лебёдушка»

1

Презентация

110

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Произведения о животных и родной природе»

 1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fe7c4

С.Я.Маршак - писатель и переводчик

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fe8dc

Презентация

111

Знакомство с пьесой как жанром литературы Работа с пьесой-сказкой С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»: сюжет Представление действующих лиц в пьесе -сказке.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fe9ea

Изо портреты героев

112

Раздел3. «Микрогеография» детства.

Проект "Бабочки" В.А. Бахревский.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fecba

Часть 2 стр.136

113

Переживания детства. Бабочка;

Самые яркие впечатения ребёнка. К.Д. Бальмонт. Бабочка;
В.В. Набоков. Ночные бабочки.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0a6f0

Часть 2 стр.139

114

Воспоминания поэта о детстве.

А.С. Пушкин. Евгений Онегин (отрывок);

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0afd8

Часть 2 стр.149

115

В.П. Авенариус. О Пушкине. Отроческие годы Пушкина;

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0b7ee

Часть 2 стр.150

116

А.С. Пушкин Царское Село.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fede6

Часть 2 стр.162

117

Дневниковые записи – память о прошлом.М.М. Пришвин. Времена года; 

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fef08

Презентация

118

Расширение круга детского чтения. Знакомство с авторами юмористических произведений 

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29ff214

презентация

119

Характеристика героев юмористических произведени Герой юмористических произведений В.Ю.Драгунского

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29ff336

Презентация

120

Средства создания комического в произведениях Н.Н.Носова и других авторов на выбор.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29ff44e

ИЗО 

121

Знакомство с экранизацией произведений юмористических произведений 

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a08300

Презентация

122

В.Д. Берестов. Одуванчики. й В.А. Лалетина. Маленькое солнышко – жёлтый одуванчик;

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fe36e

часть 2 стр 165

123

М.М. Пришвин Дитя Рождение новых образов детства.

1

Часть 2 стр.167

124

Раздел 4. Куда уходит детство.

Дети и взрослые.Ю.Д. Левитанский.  Дети;

И. Бардин. Трудная пора.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0bee2 https://m.edsoo.ru/f2a0b906

Часть 2 стр.171

125

Прелести детства.

М. Агафонова. Ноты под листочками музыкантов ждут; С.Павлютина «Земляничный рай».

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a087e2

часть 2 стр 174-175

126

Персонаж-повествователь в произведениях зарубежных писателей Романтика детства.

В.П. Крапивин. Серая мгла редела…

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a097d2

Часть 2 стр.177

127

Особенности сюжета «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта (отдельные главы)

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a08986

Презентация

128

Описание героя в произведении Марк Твена «Том Сойер» (отдельные главы)

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a08cb0

129

Анализ отдельных эпизодов произведения Марк Твена «Том Сойер» (отдельные главы): средства создания комического Комплексная контрольная работа

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a09502

Изо Портрет Том Соейр

130

Итоговая творческая работа. Сочинение-рассуждение на тему «Я –читатель».навыков чтения

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a09674

131

Осознание ценности чтения для учёбы и жизни Куда уходит детство?

Б.Ш. Окуджава. Давайте восклицать…

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0c7c0 https://m.edsoo.ru/f2a0b1c2

Часть 2 стр 188

132

Книга как источник информации. Виды информации в книге Работа со словарём: поиск необходимой информации Знакомство с современными изданиями периодической печати

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0b4c4

Презентация

133

Итоговая работа по чтению.

 1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0b348

134

Анализ и обсуждение итоговых работ.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0aa06

135

Книги о приключениях и фантастике 

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0c234

Презентация

136

Рекомендации по летнему чтению. Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог)

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0a902 https://m.edsoo.ru/f2a0c45a

Презентация

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 136

 8

 1

        

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌• Литературное чтение (в 2 частях), 4 класс/ Матвеева Е.И., Общество с ограниченной ответственностью «БИНОМ. Лаборатория знаний»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»‌​

​‌‌

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌1.Матвеева Е.И. Обучение литературному чтению в начальной школе. 3 класс. Пособие для учителя – М.: Вита-пресс, 2009
 2.https://multiurok.ru/files/e-i-matveeva-uchim-mladshego-shkolnika-ponimat-tek.html‌​

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

​‌1.http://www.bibliogid.ru – BIBLIO Гид;
 2.http://www.kykymber.ru – литературный иллюстрированный журнал для детей «Кукумбер»;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...