Формирование и развитие читательской грамотности на уроках у учащихся начальной школы
учебно-методический материал по чтению (2 класс)

Суконщикова Надежда Сергеевна

 Данный материал содержит описание технологий и приемов по работе по формированию и развитию читательской грамотности  у учащихся начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и развитие читательской грамотности на уроках

у учащихся начальной школы

Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. На человека постоянно обрушивается большой поток информации. Важнейшим школьным умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. От школьников требуется не только владение базовыми навыками, но и умение решать разные жизненные задачи, принимать решения самостоятельно. В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях – это функциональная грамотность, которая начинает развиваться в начальной школе. А так как в основе любого знания, любой задачи и задания лежит текст, в устном или письменном виде, однозначно можно утверждать, что первая из основ функциональной грамотности –  это читательская грамотность. Читательская грамотность как важнейшая составляющая функциональной грамотности – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Сегодня ситуация в области чтения напряжена: время на чтение постоянно уменьшается, круг чтения сужается, литературные вкусы становятся более примитивными, поэтому учителю необходимо привлекать детей к чтению, формировать уважение, любовь к книге.

Для развития читательской грамотности необходимо формирование таких умений, как смысловое чтение, основанное на качественном анализе, оценке, интерпретации и обобщении информации, способность извлекать необходимую информацию и преобразовывать её в соответствии с поставленными задачами.

Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения предполагает использование разнообразных технологий, обеспечивающих успешное решение данной проблемы. Я расскажу о тех, которые использую в своей работе.

I. Технология критического мышления, важнейшей целью которой является формирование мыслительных навыков младших школьников, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (работать с информацией, умение принимать взвешенные решения, анализировать разнообразные стороны явлений). В рамках данной технологии предлагается использованием следующих приемов.

Приём – «Чтение с остановками», материалом проведения которого выступает повествовательный текст. На начальной стадии урока младшие школьники по названию текста предполагают, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока осуществляется чтение текста по частям. После чтения каждого фрагмента школьники высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована.

Приём «Горячий стул». Этот приём для понимания прочитанного текста. В центре класса ставится стул, на него приглашают сесть кого – то из учеников. Его задача давать развернутые ответы на вопросы по тексту.

Приём «Инсерт». Учащиеся читают текст, отмечая его на полях карандашом специальными значками: V – я это знаю; + - это новая информация для меня; ( - я думал по – другому; ? – это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения. Данный прием требует от ученика внимательного чтения. Если ранее при чтении ученик пропускал непонятные моменты в тексте, теперь у ученика стоит цель найти и обратить внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста. Лучше начинать с небольших текстов, брать два знака – «знаю» и «узнал новое», затем добавляем другие. Этот приём работает на каждом этапе урока - заставляет вспомнить то, что уже известно, позволяет найти из текста новое, предлагает самостоятельно анализировать новую информацию в тексте, обсуждать.

Приём «Творческие работы», играет большую роль на этапе закрепления изученной темы. Младшим школьникам предлагается написать продолжение произведения или самому написать сказку или стихотворение, загадку. Можно предложить нарисовать словесную картинку к тексту, подобрать пословицы, которые наиболее точно подходят по смыслу к данной ситуации. Дать совет герою и записать его. Придумать вопросы для викторины, кроссворда. Данная работа выполняется учениками в зависимости от уровня их развития, дается возможность каждому ученику проявить себя.

Приём «Работа с вопросником» использую при введении нового материала. Предлагаю детям ряд вопросов к тексту, на которые им необходимо найти ответ в тексте. Причем вопросы и ответы представлены как в прямой, так и в косвенной форме, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности найденных ответов.

Приём «Уголки» использую при составлении характеристики героев после прочтения всего произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, руководствуясь текстом и своим жизненным опытом, другая – отрицательных, обосновывая свое мнение цитатами из текста. В конце урока делается совместный вывод.

Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы (Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете (думаете) …? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли …? Верно ли …? Было ли …? Как звали …? Согласны ли Вы…? Такая работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы.

II. Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Данная технология предполагает получение и обмен информации, формирование навыков общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Занимательность на уроке – это отнюдь не синоним развлекательности, а наоборот, напряженный труд и постоянный поиск.  Включая в урок элементы игры и театрализации, я не ухожу от темы и задач урока. Игровая ситуация тесно связана с серьезной и даже сложной учебной работой, которая занимает детей не меньше, чем игра.

Игровые технологии на уроках литературного чтения могут внедряться различными приемами:

«Реконструкция» предполагает наличие воображаемой ситуации, происходящей в прошлом или настоящем, а также распределение ролей;

«Поручения». Игровая задача опираются на выполнение какого – либо задания. Например, «Помоги Незнайке расставить строчки в стихотворении» (работа с деформированным текстом), «Помоги Карлсону закончить пословицу», «Составь словесный портрет героя или найди героя по описанию»  (игра «Сыщики») и т.д. Бытовые ситуации позволяют ребенку не только заново эмоционально пережить знакомые события, почувствовать благородство и жизненную необходимость труда, ощутить торжество победы добра над злом, но и усвоить сложный материал, испытать удовлетворенность от собственных умственных усилий.

«Мим – театр», суть которой состоит в изображении мимикой и жестами одного из героев произведения, а класс отгадывает.

«Крестики-нолики», предполагающий проведение работы в парах: одни ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания младшие школьники задают друг другу вопросы. Победителем становится тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков.

«Древо мудрости», которое заключается в том, что сначала младшие школьники внимательно читают текст. Далее учащиеся (лучше определить группу из нескольких ребят, чтобы не затягивать работу) пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). После по очереди ученики подходят к дереву, «срывают» записку и отвечает на вопрос вслух, а другие оценивают вопрос и ответ. В конце определяются лучшие знатоки.

III. Информационно – коммуникационная технология, которая в рамках формирования читательской грамотности является особенно актуальной. Она предусматривает работу с разными источниками информации. При проведении словарной работы для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари. Активно работаем на платформе «Учи. ру», где содержится огромное количество разнообразных заданий, которые помогают организовать работу по формированию читательской грамотности. Отличным материалом для совершенствования читательских действий служат задания олимпиад и марафонов.

IV. Проектная технология. Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта. Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

Приемами формирования читательской грамотности в рамках проектной технологии являются: написание сочинения на заданную тему; выполнение творческой работы – диафильм из иллюстраций к произведениям, викторина или кроссворд по прочитанным произведениям; сочинение своего стихотворения, басни, сказки, загадки и т.д.

Традиционным стала реализация проекта внеклассного мероприятия по формированию читательской грамотности учащихся начальных классов «Ярмарка читателей». Предлагаю детям для прочтения список из 20 произведений определенной тематики. К каждому из них даются вопросы, на которые дети отвечают письменно в читательском дневнике. С помощью ответов на вопросы проводится проверка понимания общего смысла произведения, качества восприятия произведения детьми, осознание ими позиции автора, а также выработки собственного отношения к прочитанному. Вопросы даны с целью выявления уровня вдумчивого чтения и понимания смысла прочитанного. Если на вопрос дан неверный ответ, ребенку предлагается перечитать нужный фрагмент и ответить правильно. За каждую прочитанную книгу и верные ответы на вопросы ученик получает купюру номиналом один читалыш.  В конце месяца на классном часе организуется и проводится ярмарка. На ярмарке ученик выступает в роли покупателя, приобретая понравившиеся ему товары на полученные читалыши.

V. Кейс-технология – это приём активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (кейсов). Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс» - чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.). Работа в режиме кейс-технологии предполагает групповую деятельность – совместными усилиями каждая группа обучающихся анализирует ситуацию и вырабатывает практическое решение. В ходе её решения ученики учатся аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, принимать коллективное решение. Кейсы даются в печатном виде или на электронных носителях, наличие в тексте фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным.

К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс, относятся следующие: 

  • Метод инцидента— поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом;
  • Метод ситуационно-ролевых игр – в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра;
  • Метод разбора деловой корреспонденции основан на работе с пакетом документов, которые учащиеся получают от преподавателя, в зависимости от темы и предмета. Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает. 
  • Метод игрового проектирования – процесс создания или совершенствования проектов. Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический;
  • Метод дискуссии – обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.В центре внимания находится процесс получения информации.
  • Кейс – стади – совместными усилиями группы учащиеся анализируют представленную ситуацию, разрабатывают варианты проблем, находят их практическое решение.

Используемые мною технологии и приемы по формированию читательской грамотности позволяют научить учащихся искать закономерности, рассуждать, учатся сотрудничать, самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений, аргументировать свою точку зрения, выслушивать собеседника и вести диалог, чувствовать ответственность за поведение и действия себя и других. Процесс формирования читательской грамотности младших школьников будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагогов, школьников и родителей. Тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице единомышленников и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Привлечение родителей к активной поддержке детского чтения поможет им построить семейный досуг, общение, совместное чтение.

 «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом». В.А. Сухомлинский.

.

Список литературы:

  • Педагогическое сопровождение развития функциональной грамотности обучающихся в начальной и основной школе : Сборник материалов / Авт.-сост. Г.А. Русских, Ю.О. Шешина; Авторский коллектив; КОГОБУ СШ пгт Вахруши. – Киров: ООО «Полиграфовна», 2023. – 53 с
  • Развитие функциональной грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности (педсовет): сборник материалов / Авт.-сост. Г.А. Русских, Н.Н. Ворожцова; Авторский коллектив; МКОУ СОШ д. Денисовы. – Киров: ООО «Полиграфовна», 2023. – 65 с.
  • Чтение художественного текста как читательское сотворчество. / / Искусство в школе. 2002.
  • Интернет-ресурсы:

http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-kro-2008/tehn.html standart.edu.ru/attachment.aspx?id=370‎ www.krotov.info/lib_sec/shso/71_slas3.html‎

https://infourok.ru/statya-chitatelskaya-gramotnost-kak-klyuch-ko-vsem-vidam-funkcionalnoj-gramotnosti-5607858.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основой высокого уровня математического образования на разных ступенях обучения является математическая грамотность подрастающего поколения. Поэтому обеспечение математической грамотности школьников я...

Пути формирования и развития читательской грамотности.

Чтение и умение работать с информацией - развитие читательской компетентности.Читательская грамотность. Группы умений. Пути формирования и развития читательской грамотности....

Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе

Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе...

Выступление на РМО "Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе"

Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе...

Доклад по теме "Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе"

Приоритетной целью обучения в начальной школе является формирование читательской грамотности младшего школьника. Определение «читательская грамотность» — способность челове...