Урок литературного чтения 4 класс "Приёмыш" Д.Н.Мамин-Сибиряк
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Кошечкина Надежда Геннадьевна

Тип урока: усвоение новых знаний

  Урок построен в соответствии с программными требованиями,  находится во взаимосвязи с последующим уроками, т.к. они объединены в общий раздел «О братьях наших меньших» и целенаправленно ориентированы на привитие бережного отношения к природе, гуманного отношения ко всему живому. С него начинается новый раздел.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                           Технологическая карта урока

Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Цель: создать условия для знакомства учащихся с произведением «Приёмыш»  Д. Н. Мамина – Сибиряка, с жизнью и творчеством писателя.

Задачи:

Воспитательные: формирование норм нравственно – этического поведения, личностного отношения к окружающей действительности, воспитание коммуникативности, умения давать оценку собственной деятельности,

Метапредметные: развитие навыка работы с текстом, развитие мыслительных операций, формирование деятельностного подхода у учащихся на основе образовательной среды, развитие связной речи, расширение словарного запаса учащихся,

Предметные: продолжить знакомство с произведениями детской классической литературы, знакомство с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения.

Планируемый результат: учащиеся должны иметь представление о прочитанном произведении, научиться делиться своими мыслями, отстаивать личную позицию.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Система контроля: контроль учителя, самоконтроль.

Формирование УУД.

Регулятивные: целеполагание, самооценка.

Познавательные действия: умение осознанно строить речевое высказывание, выделение познавательной цели.

Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли, умение управлять своими действиями и действиями партнёра.

Личностные: развитие дружелюбности, познавательных интересов,

развитие самооценки.

Тип урока урок открытия новых знаний

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями) учебник «Литературное чтение» (часть 2, под редакцией Л. Климановой)

Этапы урока

Ход урока. Деятельность учителя

Деятельность учеников

1 Мотиваци-онный

 этап

Ребята, урок литературного чтения начнем с того, что мы себя похвалим! Повторяйте за мной1

Мы-умные!

Мы -дружные!

Мы- внимательные!

Мы старательные!

Мы -отлично учимся!

Все у нас получится!

Эмоционально настраиваются на урок

2 Актуализация знаний

- Сегодня наш урок посвящается важному, нужному качеству человека. Об этом качестве говорится в стихотворении. Послушайте…

Слово это серьезное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка, тепло и любовь.

В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живет

И о боли других позабыть не дает.

И оно поважней, чем лица красота

Догадались, что это? Сердец ДОБРОТА.

О чем говорится в стихотворении? Слайд 2

 - Что такое доброта? Попробуйте ответить на этот вопрос

Слушают стихотворение.

 

Высказывают свое мнение.

 

Слушают проблемный вопрос.

Пробуют ответить на поставленный проблемный вопрос учителя.

3. Постанов-ка цели и задач урока

Ребята, предлагаю вам самим  назвать тему урока

На столах у вас лежат ребусы (белая карточка), решите их и назовите тему нашего урока

Работаем в парах

Прочитайте, что у вас получилось

Мамин-Сибиряк «Приёмыш»  слайд 3

 

Какие учебные задачи мы с вами поставим на сегодняшний урок

Познакомимся с новым произведением, биографией автора , главными героями рассказа, отвечать на вопросы по содержанию произведения

Учебные задачи: слайд 4

- учиться правильно, выразительно читать;

- учиться работать в группах;

- учиться отвечать на вопросы с помощью чтения текста;

- учиться давать характеристику героям;

- учиться определять успешность выполнения своего задания

Отвечают на вопросы учителя.

 

 Работают в парах

Решают кроссворд

Формулируют тему и задачи урока

 

 

 

 

 

Высказывают свое мнение.

Ставят учебные задачи.

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

4.Работа по теме урока

а)Биография автора слайд 5

(Рассказывают подготовленные ученики)

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился в семье заводского священника. Детские годы его прошли в маленьком посёлке на Урале. Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Слайд 6

Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы. Слайд 7

Писал Мамин - Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она давно умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера - отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал “ Алёнушкины сказки”. Эту книгу вы видите на нашей выставке. Она очень нравится всем детям. Можете взять и почитать. Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на наших “братьев меньших”.

б)Знакомство с произведением

- Не читая произведения, ответьте, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово – приемыш?

- В словаре русского языка Ожегова говорится так:

Приёмыш – приемный сын или приемная дочь. Слайд 8

 Мы сегодня с вами узнаем, о каком приемыше идет речь в нашем произведении.

В  тексте встретится много слов, которые вам будет непонятны, потому что произведение написано в 1891 году, давайте  объясним их смысл

в)Словарная работа слайд 9

Церемония – установленный торжественный обряд, порядок совершения чего-нибудь.

Доспехи – в старину: воинское снаряжение;

Протока –  боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема;

Сайма – рыбацкая стоянка.

Заводь – небольшой залив в реке (или озере) с замедленным течением

Муштровать – обучать, подвергать муштре.

Муштра – суровая система воспитания, обучения.

Увечить – наносить увечья кому-нибудь, калечить.

Хиреет – становиться хилым, хилее, чахнуть (болеть).

Бобылём –  одинокий.

Божья тварь – бессловесная тварь, животное

Барин – богатый человек

г) Чтение текста по частям

1)Чтение 1 части

Обсуждение прочитанного:

- Почему хозяина избушки не оказалось дома?

- Как вы думаете, кто же был Приёмышем?

2) Чтение 2 части

Обсуждение прочитанного:

- Расскажите, как Тарас говорил о лебеде?

- Какой питомец жил еще у Тараса?

- Прочитайте отрывок, как Соболько дружил с приёмышем

Слушают выступление одноклассников

Отвечают на вопросы учителя

Читают определение из толкового словаря

Прогнозируют о чем или о ком будут читать в произведении

Читают объяснение слов

  словарной работы

Читают текст по частям, отвечают на вопросы по содержанию произведения

5.Физминутка

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качнули головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

Упражнение для глаз   слайд 10

Выполняют движения физминутки

6.Продолжение работы над темой урока

3) Чтение 3 части.

Обсуждение прочитанного:

- Как Тарас доказывает, что он не одинок на сайме? Прочитайте.

- Доволен ли был Тарас своим питомцем? Прочитайте отрывок.

- В чем же проявлялась гордость птицы. Найдите отрывок в тексте, прочитайте

– Что вы узнали из этой части о жизни Тараса?

Прогнозирование:

- Как вы думаете, каким будет конец этой истории?

4) Чтение 4 части рассказа. (Читает учитель)

- Я буду читать, а вы слушайте и думайте над вопросом. Совпало ли ваше мнение с авторским?

( Заслушиваются ответы учащихся)

- Каким автор увидел Тараса осенью?

- Почему он так сильно изменился

- Тосковал ли старик по своему лебедю?

- Легко ли расставаться с другом?

Почему Тарас назвал лебедя царской, особенной птицей?

5)Видео птицы, рассказ о лебеде (подготовленный ученик) слайд 12

Ребята , назовите главных героев рассказа

6) Предлагаю работу в группах .  Трем группам  нужно составить кластер с характеристикой героя, выберите подходящие слова и наклейте их на заготовленный шаблон кластера. Приступаем к работе, у вас есть для этого 5 минут. Когда задание будет выполнено, поднимите руки. После выполнения коллективной работы, каждой группе необходимо будет представить отчет о проделанной работе по заданию. Две группы получают задание по содержанию рассказа составить «тонкие» и «толстые» вопросы

1.группа Тарас

(Старый, чуткий, отзывчивый, добрый, бескорыстный, понимающий, милосердный, бобыль, злой, жестокий)

2.группа Соболько

(Друг человека, ласковый, добрый, веселый, преданный, умный, озорник, чуткий, злой, глупый)

 3.группа Лебедь

(Умный, вольный, особенный, благодарный, гордый, царская птица, глупый, завистливый)

4 группа составляет «Тонкие»вопросы по тексту

5 группа составляет «Толстые» вопросы по тексту

 Выберите ученика, который представит отчет о проделанной работе .

Первыми слушаем группы, которые составляли вопросы

- Теперь предлагаю вам выйти показать, какие кластеры у вас получились.

 Внимательно  посмотрите на доску и ответьте на вопрос.

- Что общего в характере этих героев?

 - В своей работе вы показали, что все герои произведения имеют положительные качества характера, и у всех присутствует такая черта характера, как доброта.

Доброту душевную не купишь в магазине, не обменяешь на красивую игрушку, не попросишь у кого-нибудь в долг, этого просто нельзя сделать.

В жизни обычно бывает так, что плохое притягивает к себе плохое: ложь, зло, жестокость. А добро притягивает к себе добро: ласку, внимание, доброту, благородность.

Вот и вокруг Тараса собрались лебедь и собака - преданные, умные, умеющие любить и дружить.

Отвечают на вопросы учителя

Зачитывают отрывки из произведения

Прогнозируют чем закончится рассказ

Слушают выступление одноклассника

Называют главных героев рассказа

Работают в группах

Выбирают выступающего

Предоставляют отчет

Отвечают на вопросы учеников

Делают вывод по содержанию кластера

7.Подведе-ние итогов

8.Рефлексия

- Как вы думаете, ребята, что было бы правильнее: слайд 13

Вопросы на слайде:

 1.Поступить с лебедем так, как это сделал Тарас?

 2.Подрезать крылья птице и навсегда её сделать ручной?

Силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?

Предлагает вернуться к учебным задачам, проанализировать свою работу на уроке и оценить ее.

- Подводя итог нашего урока, давайте вернемся к задачам нашего урока.

 

Учебные задачи: слайд 14

- учиться правильно, выразительно читать;

- учиться работать в группах;

- учиться отвечать на вопросы с помощью чтения текста (выборочное, точное, аналитическое);

- учиться давать характеристику героям;

- учиться определять успешность выполнения своего задания.

 - Все ли нам удалось?

 

 Посмотрите на слайд 15 , выскажите своё мнение в следующих предложениях

1.Рассказ «Приёмыш» вызвал у меня чувства...

2.Рассказ помог понять…

3.Для меня было сложным…

Мне понравилось…

Отметки за урок…

Высказывают свою точку зрения

Подводят итог урока

Вспоминают учебные задачи.

9.Домашнее задания

Прочитайте на (синих) листочках домашнее задание, выберите каждый для себя.

(Дифференцированное домашнее задание)

Выполните письменно в рабочей тетради

1. Написать отзыв на произведение 

2.Составить синквейн на главных героев рассказа

Слушают домашнее задание

- Хочу поблагодарить вас за хорошую работу на уроке.

Закончить урок словами стихотворения слайд 16

Давайте будем дружить друг с другом.

Как птица с небом, как поле с лугом,

Как ветер с морем, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и звери, и птицы,

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным друзьям!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброта

Слайд 2

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Слайд 3

Учебные задачи: - учиться правильно, выразительно читать; - учиться работать в группах; - учиться отвечать на вопросы с помощью чтения текста; - учиться давать характеристику героям; - учиться определять успешность выполнения своего задания.

Слайд 4

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852- 1912)

Слайд 7

В словаре русского языка Ожегова говорится так: Приёмыш – приемный сын или приемная дочь.

Слайд 8

Словарная работа Церемония – установленный торжественный обряд, порядок совершения чего-нибудь. Доспехи – в старину: воинское снаряжение; Протока – боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; Сайма – рыбацкая стоянка. Заводь – небольшой залив в реке (или озере) с замедленным течением Муштровать – обучать, подвергать муштре. Муштра – суровая система воспитания, обучения. Увечить – наносить увечья кому-нибудь, калечить. Хиреет – становиться хилым, хилее , чахнуть (болеть). Бобылём – одинокий . Божья тварь – бессловесная тварь, животное Барин – богатый человек

Слайд 9

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Слайд 10

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Слайд 11

Как бы поступил ты ? Почему? 1.Поступить с лебедем так, как это сделал Тарас? 2.Подрезать крылья птице и навсегда её сделать ручной? Силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?

Слайд 12

Учебные задачи: - учиться правильно, выразительно читать; - учиться работать в группах; - учиться отвечать на вопросы с помощью чтения текста; - учиться давать характеристику героям; - учиться определять успешность выполнения своего задания.

Слайд 13

Рассказ «Приёмыш » вызвал у меня чувства… Рассказ помог понять … Для меня было сложным… Мне понравилось…

Слайд 14

Давайте будем дружить друг с другом. Как птица с небом, как поле с лугом, Как ветер с морем, трава с дождями, Как дружит солнце со всеми нами! Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и звери, и птицы, И доверяли повсюду нам, Как самым верным друзьям!



Предварительный просмотр:

                                   Самоанализ урока литературного чтения

   

Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Цель: создать условия для знакомства учащихся с произведением «Приёмыш»

 Д. Н. Мамина – Сибиряка, с жизнью и творчеством писателя.

Задачи:

Воспитательные: формирование норм нравственно – этического поведения, личностного отношения к окружающей действительности, воспитание коммуникативности, умения давать оценку собственной деятельности,

Метапредметные: развитие навыка работы с текстом, развитие мыслительных операций, формирование деятельностного подхода у учащихся на основе образовательной среды, развитие связной речи, расширение словарного запаса учащихся

Предметные: продолжить знакомство с произведениями детской классической литературы, знакомство с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения.

Планируемый результат: учащиеся должны иметь представление о прочитанном произведении, научиться делиться своими мыслями, отстаивать личную позицию.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Система контроля: контроль учителя, самоконтроль.

Формирование УУД.

Регулятивные: целеполагание, самооценка.

Познавательные действия: умение осознанно строить речевое высказывание, выделение познавательной цели.

Коммуникативные УУД: постановка вопросов, умение выражать свои мысли, умение управлять своими действиями и действиями партнёра.

Личностные: развитие дружелюбности, познавательных интересов,

развитие самооценки.

Тип урока: усвоение новых знаний

  Урок построен в соответствии с программными требованиями,  находится во взаимосвязи с последующим уроками, т.к. они объединены в общий раздел «О братьях наших меньших» и целенаправленно ориентированы на привитие бережного отношения к природе, гуманного отношения ко всему живому. С него начинается новый раздел.

       Урок построен с учетом возрастных особенностей данного класса и с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Сильные учащиеся могли почувствовать себя в роли учителя (сообщения), а более слабым детям дана возможность поработать над текстом, выборочным чтениям. Тема данного урока имеет реалистичный характер, несет большую смысловую поучительную нагрузку, т.е. дает возможность для реализации воспитательных задач урока.

       На уроке использовались разнообразные формы и методы организации учебной деятельности. Учебно-познавательная деятельность осуществлялась через разные методы (рассказ, беседа, проблемная ситуация, приёмы критического мышления - кластер, прием «толстых» и «тонких» вопросов), а также наглядные методы (презентация).  Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация. Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока были включены здоровьесберегающие технологии: физкультурные паузы.

Имел место метод самостоятельной работы ( работа в парах, выборочное чтение).

        На уроке осуществлялась тесная межпредметная связь. Введение в урок дополнительных сведений о лебедях позволило наиболее полно и ярко представить действующего героя.

        Использование логических методов направлено на развитие умения обобщать, сравнивать, анализировать события и давать оценку поступкам героев.

        Стимулирование и мотивация осуществлялась через создание ситуации заинтересованности, новизны, опоры на жизненный опыт: создание ситуации эмоционально-нравственных переживаний.

        Выбор данных методов был определен в соответствии с поставленными задачами урока.       Считаю, что урок достиг поставленных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...