А. П. Гайдар Совесть
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Мартынова Виктория Викторовна

Урок литературного чтения во 2 классе с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.p.gaydar_sovest.docx63.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Тема: А.П.Гайдар «Совесть»

Цель: развитие читательских умений.

Планируемые результаты

Познавательныеучебные действия:познакомить учащихся с произведением А.П.Гайдара «Совесть»;

работать над развитием читательских умений;

расширять кругозор учащихся, наблюдательность за языковыми средствами, развивать речь, умение сравнивать, анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;

формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, учебник;

Регулятивные учебные действия: формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия;

Коммуникативные действия:

Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Личностныеучебные действия:

Пробудить познавательную активность. Воспитывать интерес к природе, воспитывать дружеские отношения.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к рассказу, компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoin, печатные листы с биографией автора, карточки для работы в паре, шкатулка, внутри которой красные сердечки.

Технология:

развитие критического  мышления через чтение и письмо.

 Приёмы:

- бортовой журнал

- чтение с остановками,

- обращение к личному опыту учащихся,

- прогнозирование по названию,

- дерево предсказаний,

- кластер

- синквейн

- эссе

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел  и  смолк  звонок

Начинается  урок

Вы  за  парты  тихо  сели

На  меня  все  посмотрели.

-  Сегодня  на  уроке  литературного  чтения  я  познакомлю  вас  с  творчеством  очень  известного  писателя. На  уроке  нас  ждет  важная  работа,  с  которой  мы  обязательно должны справиться.

  1. Проверка домашнего задания

- Ребята, что вы приготовили дома к сегодняшнему уроку?

 (чтение по ролям рассказа В. Голявкина « В шкафу)

-Почему Цыпкин оказался в шкафу?

-Что происходило пока он там сидел?
-Как мальчик оказался на свободе?

- Чему эта история научила вас?

 Прочитаем  по ролям

  1. Изучение нового материала.
  1. Стадия вызова

Перед Вами на столах лежат разрезанные выражения, соберите их и приклейте в бортовой журнал.

- Прочтите, что у вас получилось?

 «Совсем совесть потерял» «Люди с чистой совестью»?

-О ком так говорят?

-Какого человека считают бессовестным? А совестливым?

Работа в парах.( уч-ся записывают свои предположения)

Бессовестный

Совестливый

- Прочтите, что у вас получилось? (одна пара детей читает свои записи из бортового журнала, остальные дополняют ответы одноклассников и  при необходимости дописывают их в журнал )

- О человеке судят по его поступкам, а о писателе - по его произведениям. Сегодня мы будем читать рассказ А.П.Гайдара.

(на доске портрет А.П.Гайдара)

Метод «Чтение с пометами».

-Все ли знаете об этом писателе?

При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях.

V – уже знал

+ - узнал новое

? – хочу узнать

 Прочитайте вопросы на доске и определите, на какие из них вы можете ответить, пользуясь текстом.

Гайдар Аркадий Петрович- известный советский писатель.

Настоящая его фамилия- Голиков. В 14 лет мальчишкой он ушёл на фронт, шла гражданская война. Окончил командирские курсы и в 16 лет командовал полком. Ранение подорвало его здоровье, остаться в армии ему не разрешили.

В 20 лет он был уволен в запас.

Когда началась Великая Отечественная война, Гайдар ушёл на фронт в качестве военного корреспондента.

В своих книгах он поведал о таких качествах, как дружба, отзывчивость, честность, честь.

Любимый жанр писателя- фельетон.

В тексте- 68 слов.

Чтение про себя, текст на карточках.

  1. Как зовут известного советского писателя?
  2. Какова его настоящая фамилия?
  3. Сколько войн прошёл писатель?
  4. Любимый жанр писателя.
  5. Что означает его псевдоним Гайдар? (Ответы детей).

-Правильно, на последний вопрос нет ответа в тексте.

Я вам расскажу. Гайдаром называли в монгольской коннице всадника, высланного в дозор, вперед. Он увлекался книгами о благородных рыцарях , хотел, чтобы все люди были честными и благородными, как они.

  1.  Прогнозирование ситуации по опорным словам.

Украдкой, обманывать, смекнуть, плакать, угрызение совести.

-  Данные слова предсказывают содержание рассказа. О чем же мы будем читать?

Работа в парах.  Дерево предсказаний.

  1. Физминутка.
  1. Стадия осмысление.
  1. Словарная работа.

- В этом рассказе нам встретятся трудные непонятные слова, давайте их прочитаем:

ВЫ-ШМЫГ-НУ-ЛА (появилась быстро незаметно)                        

ДО-ВЕР-ЧИ-ВЫ-Е

ДОБ-РО-ДУШ-НЫЙ(добрый по характеру)

БОЛ-ТА-ЕТ-СЯ(ходит без дела

УК-РАД-КОЙ (тайком)                        

НАТ-КНУ-ЛАСЬ(встретила на пути)

СМЕК-НУ-ЛА(быстро догадалась)        

БЕС-ПО-ЩАД-НАЯ(жестокая, безжал)  

   б)Первичное восприятия рассказа. /аудизапись рассказа

- О чем это произведение?

- Назовите героев произведения.

- Что можно сказать о Нине?

Фиксируется в кластере.

в) Чтение с остановками.

Остановка 1.

- Почему Нина решила не идти в школу? (не выучила уроки)

- Дети всегда в таких случаях  не ходят в школу?

- Понимала ли Нина, что поступает плохо? (да: шла украдкой, пряталась от знакомых)

- Так почему Нина не пошла в школу? (ей было стыдно,  она боялась получить двойку)

Остановка 2.

- Что делала девочка в роще? (пряталась)

- Переживала ли она, что не пошла в школу? (она готова себя простить и оправдать)

- Как Нина подшутила над мальчиком?

- Почему она решила, что он прогульщик?

Остановка 3.

- Почему же Нина помогла ребенку и провела его через рощу?

Остановка 4.

- Что чувствовала Нина после того, как проводила малыша?

- Почему Нина заплакала?

Читают концовку рассказа.

- Сумела ли Нина в конце рассказа стать лучше? Кто ей помог? Что ей помогло? Какая она стала?

Фиксируется в кластере.

– Кого увидела Нина в роще?

- Почему она стала его стыдить?

Читаем эпизод попытайтесь передать интонацию.с: "И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?"

–  Что ответил мальчик?( Он начал оправдываться, потому что испугался. Ведь он не прогульщик. )Зачитайте.

 Попробуем этот эпизод прочитать по ролям.(несчастный  прогульщик)

Каким вы представляете себе мальчика?  (Сжимал букварь с заложенной тетрадкой, добродушный, доверчивые глаза).

– Какие чувства он у вас вызывает? (жалость)

- Давайте подберем слова, характеризующие малыша.

Фиксируется в кластере.

-Как Нина разговаривает с малышом в начале? (Строго)

– С каким настроением она закончила разговор? (нахмурилась)

– Почему Нина нахмурилась? – А может  ей стало жалко малыша??  Стало стыдно!!!!! Она вдруг невольно сравнила себя с этим малышом, и хорошее настроение у неё пропало.

– Почему в конце рассказа Нина заплакала? ( Убедившись в том, что малыш не был прогульщиком, она начинает понимать, что сама прогульщица, что обманула родителей и школу. Ей стало плохо.

- Прочитайте последнее предложение.

- Что чувствовала Нина, когда осталась одна?

  1. Рефлексия.

- О ком рассказ? - О чем рассказ?

- Что хотел сказать нам автор? (совесть помогает стать человеку лучше)

- Что, по-вашему, совесть?

- А теперь узнаем с научной точки зрения. ( Работа с толковым словарем - Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.)

- А у кого из вас есть совесть?

- Посмотрите в бортовой журнал, как мы объяснили значение слова «совестливый человек»?

составление синквейна

  1. человек
  2. отзывчивый, честный
  3. переживает, стыдится, чувствует
  4. Всегда контролирует свои поступки.
  5. Совесть

-Давайте откроем «Дерево предсказаний»  и посмотрим, что вы написали. (ответы детей)

-  Ваши предположения оказались верными, и  сейчас я  хочу показать вам содержимое шкатулки. (Открывается шкатулка.В ней красные сердечки.)

- Возьмите себе по сердечку и помните, совесть наш внутренний контролер, наш судья. Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как можно больше  добрых дел и хороших поступков.

 «Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».

Самооценка.

- Оцени свою работу на каждом этапе в бортовом журнале.

  1. Домашнее задание.
  1. Прочитайте рассказ.
  2.  Попробуйте представить, что произойдет дальше? Напиши 5 предложений, которые будут продолжением рассказа.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ:

Гайдар Аркадий Петрович- известный советский писатель.

Настоящая его фамилия- Голиков. В 14 лет мальчишкой он ушёл на фронт, шла гражданская война. Окончил командирские курсы и в 16 лет командовал полком. Ранение подорвало его здоровье, остаться в армии ему не разрешили.

В 20 лет он был уволен в запас.

Когда началась Великая Отечественная война, Гайдар ушёл на фронт в качестве военного корреспондента.

В своих книгах он поведал о таких качествах, как дружба, отзывчивость, честность, честь.

Любимый жанр писателя- фельетон.

Бортовой журналА.П.Гайдар «Совесть»

1. составление выражения.

Само-оценка

2. заполните таблицу.

Бессовестный

Совестливый

3.Дерево предсказаний.

предположение

подтверждение

  1. Составление  кластера

  1. Составление  кластера

  1. Синквейн

1.______________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________

5.______________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.Гайдар "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по технологии критического мышления через чтение и письмо....

Гайдар. Совесть. 2 класс Гармония.

Тема: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть». Цели: 1.Познакомить с рассказом А.П.Гайдара «Совесть»; помочь детям проанализировать этот рассказ. 2.Развивать навыки чтения: беглое, осозн...

Аркадий Петрович Гайдар «Совесть» (урок обучения чтению нового текста)

На урок литературного чтения во 2-А классе МОУ «Железногорская СОШ № 3» по теме «Совесть» А.П.Гайдара учителя начальных классов Ревенковой Татьяны Анатольевны.На уроке чётко поставле...

А.П.Гайдар "Совесть"

Урок и презентация....

А.П.Гайдар "Совесть"

Урок и презентация....

Сценарий урока А.Гайдар "Совесть"

В данной работе представлен урок по произведению А.П.Гайдара "Совесть" для 2 класса по УМК "Планета Знаний"...