Гайдар. Совесть. 2 класс Гармония.
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме

Пегушина Юлия Владимировна
Тема: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть». Цели: 1.Познакомить с рассказом А.П.Гайдара «Совесть»; помочь детям проанализировать этот рассказ. 2.Развивать навыки чтения: беглое, осознанное, выразительное через разнообразные задания и упражнения. 3.Развивать речь, умение работать с текстом. 4.Расширять кругозор и словарный запас детей. 5.Воспитывать честность, отзывчивость. Учить детей, опираясь на текст, рассуждать, делать выводы о том, что чувствуют и переживают герои. 6. Воспитывать любовь к литературе, русскому языку, русскому наследию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka._poyasnitelnaya_zapiska..doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

          УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

                 ВО 2   КЛАССЕ.

           ( А.П.Гайдар «Совесть»,

                      УМК «Гармония»).

                                          цветочный

     

                                                                       

   

 

                                     СОЛИКАМСК- 2008г.

Тема: Аркадий Петрович Гайдар

              «Совесть».

Цели:

1.Познакомить с рассказом А.П.Гайдара «Совесть»; помочь детям проанализировать этот рассказ.

2.Развивать навыки чтения: беглое, осознанное, выразительное через разнообразные задания и упражнения.

3.Развивать речь, умение работать с текстом.

4.Расширять кругозор  и словарный запас детей.

5.Воспитывать честность, отзывчивость. Учить детей, опираясь на текст, рассуждать, делать выводы о том, что чувствуют и переживают герои.

6. Воспитывать любовь к литературе, русскому языку, русскому наследию.

Оборудование: 1.Кубасова О.В.Любимые страницы.

                        Учебник 2 класса по литературному чтению.

                         Часть2.-Смоленск: Ассоциация XXIвек,2003г.

                                  2.Печатная карточка с набором букв.

                                  3.Печатная карточка с текстом- рассказом о жизни

                                       писателя.

                                  4.Тест по произведению.

                                  5.Карточки для словарной работы.

                                  6. Портрет писателя.

                                   7.Выставка произведений Гайдара.

                                   8. Презентация о Гайдаре (интернет).

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы урока.

Вводная беседа.

  1. Вам о чём- то говорит фамилия Гайдар?

Свободные высказывания учащихся.

Итак, тема нашего урока: знакомство с произведением Аркадия Петровича Гайдара.

  1. Чтение детьми имени, отчества и фамилии писателя на доске.

Работа над расширением зрения.

  1. А теперь наберите их с помощью печатной машинки. Условие: между словами – хлопок.

 Е

   М

   Т

   А

    О

   И

 Ю

    Г

   Ш

   Р

    Х

   В

 П

    Й

   З

   Э

    Ё

   У

 Ф

    Б

   Я

   Ч

    Д

   Л

 К

    И

   С

   Н

    Щ

   Ж

Закончили работу.

3. Подготовительный этап.

  1. Знакомство с биографией писателя.

Вы лучше поймёте произведение, его сюжет, прочитав небольшой рассказ об этом писателе.

Гайдар Аркадий Петрович- известный советский писатель.

Настоящая его фамилия- Голиков. В 14 лет мальчишкой он ушёл на фронт, шла гражданская война. Окончил командирские курсы и в 16 лет командовал полком. Ранение подорвало его здоровье, остаться в армии ему не разрешили.

В 20 лет он был уволен в запас.

Когда началась Великая Отечественная война, Гайдар ушёл на фронт в качестве военного корреспондента.

В своих книгах он поведал о таких качествах, как дружба, отзывчивость, честность, честь.

Любимый жанр писателя- фельетон.

В тексте- 68 слов.

На чтение – 1 минута.

Чтение про себя, текст на карточках.

 

  1. Прочитайте вопросы на доске и определите, на какие из них вы можете ответить, пользуясь текстом.
  1. Как зовут известного советского писателя?
  2. Какова его настоящая фамилия?
  3. Сколько войн прошёл писатель?
  4. Любимый жанр писателя.
  5. Что означает его псевдоним Гайдар?

  1. Ответы детей.

-Правильно, на последний вопрос нет ответа в тексте.

Я вам расскажу. Гайдаром называли в монгольской коннице всадника, высланного в дозор, вперед. Он увлекался книгами о благородных рыцарях , хотел, чтобы все люди были честными и благородными, как они.

Я хочу представить вам презентацию об этом писателе.

  1. Актуализация знаний.

-Скажите, пожалуйста, слышали ли вы когда-нибудь от людей такие слова «Совсем совесть потерял»?

-О ком так говорят?

Какого человека считают бессовестным? А совестливым?

  1. Свободные высказывания учащихся.

Мы будем читать произведение Гайдара «Совесть».

  1. Словарная работа. Отработка навыков чтения.

Нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся. Страница учебника 20.

Читай плавно, по слогам, затем-целыми словами.

  1. За-ло-жен-ной- заложенной

         Про-гуль-щик-прогульщик

         За-блу-дил-ся-заблудился

         У-кра-ден-но-го-украденного

  1. Читай целыми словами

         готов-готовь-готовила-приготовила

    верь-доверь-доверие-доверчив-доверчивый-доверчивыми.

3.Из каких слов состоит слово ДОБРОДУШНЫЙ? Что оно значит?

  1. Работа над произведением.
  2. Приём антиципации(прогнозирование текста)

Произведение называется «Совесть».

Как вы думаете, о чём оно?

Свободные высказывания учащихся.

Давайте проверим.

Чтение рассказа вслух «Гонка за лидером» с помощью указки. (Предотвращение регрессии.) Один ребёнок читает вслух бегло, выразительно, остальные шёпотом.

Со слов «Нина нахмурилась…» отработка навыка чтения про себя.

65 слов, время 2 минуты.

  1. Фикультминутка для глаз.

Проверка первичного восприятия текста.

  1. Какое по жанру произведение? Докажите.
  2. Кто главный герой рассказа?
  3. Где и почему Нина оказалась в рабочее время?
  4. Почему «украдкой»? Что означает это слово?
  5. Какая встреча произошла в роще?
  6. Что случилось с малышом?
  7. Каким вы представляете себе малыша?
  8. Что можете сказать о его совести?
  9.  А о Нининой?
  10. На кого бы вам хотелось быть похожим, на малыша или Нину?

Подведение итогов. Выполнение теста.

Самостоятельная работа.

Тема: Аркадий Петрович Гайдар

«Совесть».

1.Выбери правильный ответ  и отметь его знаком «+».

Автор произведения:

А)К.Г.Паустовский

Б)А.С.Пушкин

В)А.П.Гайдар

2.Это произведение…

А) сказка

Б)рассказ

В)стихотворение

3.Выберите пословицу, которая подходит к рассказу.

А) Поспешишь -людей насмешишь.

Б) Семеро одного не ждут.

В) На обмане далеко не уедешь.

4.Согласен ли ты с выражением: «Счастлив тот, у кого совесть спокойна.»

 А) да

Б) нет.

Заключительная беседа.

Как вы понимаете выражение из рассказа?

И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть. Случалось ли так, что у вас было тяжело на сердце? Кто в этом виноват? Надо стремиться быть в жизни совестливым человеком, порядочным и правдивым.

  1. Свободные высказывания учащихся.

Домашнее задание.

С.20-21, прочитать, приготовить пересказ.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ:

Гайдар Аркадий Петрович- известный советский писатель.

Настоящая его фамилия- Голиков. В 14 лет мальчишкой он ушёл на фронт, шла гражданская война. Окончил командирские курсы и в 16 лет командовал полком. Ранение подорвало его здоровье, остаться в армии ему не разрешили.

В 20 лет он был уволен в запас.

Когда началась Великая Отечественная война, Гайдар ушёл на фронт в качестве военного корреспондента.

В своих книгах он поведал о таких качествах, как дружба, отзывчивость, честность, честь.

Любимый жанр писателя- фельетон.

Тема: Аркадий Петрович Гайдар

«Совесть».

1.Выбери правильный ответ  и отметь его знаком «+».

Автор произведения:

А)К.Г.Паустовский

Б)А.С.Пушкин

В)А.П.Гайдар

2.Это произведение…

А) сказка

Б)рассказ

В)стихотворение

3.Выберите пословицу, которая подходит к рассказу.

А) Поспешишь -людей насмешишь.

Б) Семеро одного не ждут.

В) На обмане далеко не уедешь.

4.Согласен ли ты с выражением: «Счастлив тот, у кого совесть спокойна.»

 А) да

Б) нет.

Е                                

М

Т

А

О

И

Ю

Г

Ш

Р

Х

В

П

Ь

З

Э

Ъ

У

Я

Б

Ф

Ч

Д

Л

К

Ц

С

Н

Щ

Ж

 Работа над расширением зрительного анализатора.

       Я обучаю детей по УМК «Гармония»- это традиционная программа с элементами развивающего обучения. При решении задач обучения, воспитания и развития, учащихся акцент делается на задаче развития: знания являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих способностей. Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления окружающего мира, выясняя их закономерности, делая самостоятельные выводы, учащиеся осваивают основы естественнонаучного, гуманитарного и утилитарного знания в процессе активной познавательной деятельности.

Чтение – это особый вид самостоятельной деятельности ученика, как в школе, так и дома. Читательская самостоятельность – сложное явление, в основе которого лежат знания, умения, навыки, приобретаемые учениками на уроках обучения грамоте и чтению. Это – чтение и элементарный анализ литературных произведений, а также формирование моральных, этических и эстетических представлений и понятий.

Однако для того, чтобы все учащиеся научились самостоятельно обращаться с книгами за недостающими знаниями, полюбили этот вид деятельности, осознали его жизненную необходимость, нужно вооружить их еще и специальными умениями, позволяющими продуктивно читать.

        Я представляю урок из курса «Литературное чтение» по теме А.П.Гайдара

«Совесть».

  Цели урока:

1.Познакомить с рассказом А.П.Гайдара «Совесть»; помочь детям проанализировать этот рассказ.

2.Развивать навыки чтения: беглое, осознанное, выразительное через разнообразные задания и упражнения.

3.Развивать речь, умение работать с текстом.

4.Расширять кругозор словарный запас  детей.

5.Воспитывать честность, отзывчивость. Учить детей, опираясь на текст, рассуждать, делать выводы о том, что чувствуют и переживают герои.

6. Воспитывать любовь к литературе, русскому языку, русскому наследию.

       

При изучении данного предмета помимо специальных умений

 ( центральная линия курса - формирование навыка чтения и умений работать с текстом) формируется и мировоззрение, позиция ученика, культура речи, эмоциональная сфера.

     При проведении  урока я использовала информационно- коммуникативные технологии, чтобы сконцентрировать внимание детей, повысить интерес к изученному материалу.  Формы и приёмы работы были определены с позиции здоровьесбережения и эффективности. С целью успешной подготовки к обучению в основной школе учащимися с помощью курса «Литературное чтение» О.В. Кубасовой на этом уроке осваиваются различные приёмы   познания литературного произведения: 1) работа над расширением зрительного анализатора ;2)словарная работа; 3) приём антиципации;4) чтение рассказа вслух «Гонка за лидером» с помощью указки (предотвращение регрессии.)                                                                                                                                                                        Осваиваются и разные виды учебной деятельности: работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком и иллюстрациями.                                                                                       С целью формирования интегративного мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника осуществляется в процессах восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности.                                                                                                     Развитие эмоций и раскрытие творческого потенциала учащихся осуществляется через активизацию сенсорного восприятия окружающего мира, использование литературных и художественных образов объектов и явлений природы. Особую значимость для развития личности ребёнка имеет возможность проживания душевного состояния автора, делающая обучение более человечным, одухотворенным.                                                                                 Актуализация урока помогает вызвать интерес к теме, мотивировать на дальнейшую работу, эмоционально их настроить. Уместна здесь и работа с ключевыми словами.  Приём антиципации помогает детям высказать свое предположение об очевидном (жанре, о чём это произведение) и после прочтения сделать вывод, правильно ли сделан прогноз. Работая по системе работы по формированию продуктивного чтения, учащиеся пишут грамотно, Читают вдумчиво, хорошо запоминают текст, говорят и читают выразительно. У детей повысился интерес к книге, к самому процессу чтения. Используемые приемы дают хорошую установку на внимание и интерес к новым знаниям.                                                                                                                                            Ближайшие перспективы по формированию продуктивного чтения намечены в 3 – 4 классах. Это совершенствование техники молчаливого чтения,  повышения качества чтения целостных текстов различной сложности и глубинности смысла (описания, рассуждения, повествования, научных статей), развитие интеллектуального потенциала, умственной деятельности и самосознания учащегося, что является основным назначением продуктивного чтения, как развивающего чтения.                          Урок был открытым для коллег школы. У детей хорошие остаточные знания по данной теме. Активность на уроке высокая.

Список литературы:

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы. Учебник для 2 класса по литературному чтению. В 2 частях.- Смоленск: Ассоциация XXIвек , 2005.
  2. Кубасова О.В. Литературное чтение: рабочая тетрадь к учебнику»Любимые страницы» для 2 класса общеобразовательных учреждений.  2004г.
  3. Персидская И.В. Литературное чтение.2 класс: Поурочные планы по учебнику О.В. Кубасовой «Любимые страницы», 2003г.
  4. Презентация о Гайдаре А.П., интернет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.Гайдар "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по технологии критического мышления через чтение и письмо....

Аркадий Петрович Гайдар «Совесть» (урок обучения чтению нового текста)

На урок литературного чтения во 2-А классе МОУ «Железногорская СОШ № 3» по теме «Совесть» А.П.Гайдара учителя начальных классов Ревенковой Татьяны Анатольевны.На уроке чётко поставле...

Перспектива, литературное чтение, 2 класс, А.Гайдар "Совесть"

Федеральный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к реше...

УРОК по литературному чтению с преентацией .А.П.Гайдар. Совесть.2класс.УМК "Гармония"

К разработанному уроку даны презентация и приложения.Урок разработан к УМК."Гармония"...

Технологическая карта по литературному чтению.Тема "А. Гайдар «Совесть. " УМК "Перспектива" (2 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Дата: 29.04.2022Школа: № 95Класс: 2-3Урок: 3Время: 9:55-10:35Кабинет: 111Студент: Колдаева ИринаГруппа: 42Учитель: Удачина Инна ВикторовнаМетодист...