Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Тема: Стихи русских поэтов. Ф.Тютчев.

 Цель: 1. Познакомить детей с новыми произведениями Ф.Тютчева

           2. Формировать навык выразительного чтения как результат понимания  содержания стихотворения.

         3. Воспитывать чувство бережного отношения  к природе, окружающему миру.

         4. Создать условия для совершенствования видов речевой деятельности: слушания, чтения, говорения; обогащать словарный запас учащихся.

       Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: УМК «Начальная школа 21 века», Л.А.Ефросинина учебник «Литературное чтение», презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАПОУ СО «ВОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. Ф. И. ПАНФЕРОВА»

ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования

Технологическая карта

урока литературного чтения в 3а классе

по теме «Стихи русских поэтов. Ф.И.Тютчев»

МОУ «Лицей г. Вольска», проведенного

#1075;. студенткой группы 3н3

Саркисовой Дарьей Вадимовной

Методист:______ Кучер С.И.

Учитель:________ Пядышева С.В.

Вольск 2016

Тема: Стихи русских поэтов. Ф.Тютчев.

Цель: 1. Познакомить детей с новыми произведениями Ф.Тютчева

2. Формировать навык выразительного чтения как результат понимания содержания стихотворения.

3. Воспитывать чувство бережного отношения к природе, окружающему миру.

4. Создать условия для совершенствования видов речевой деятельности: слушания, чтения, говорения; обогащать словарный запас учащихся.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: УМК «Начальная школа 21 века», Л.А.Ефросинина учебник «Литературное чтение», презентация

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

#1054;рганизационный момент. Мотивация

Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!

-Здравствуйте,ребята. Меня зовут Дарья Вадимовна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Самоорганизуются

Настраиваются на урок

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь учителя

Личностные УУД:

формировать положительное отношение к учебе

#1040;ктуализация знаний

Ребята, а давайте мы немного вспомним произведения А.С. Пушкина.

- Назовите стихотворения поэта.

-Какие сказки вам больше запомнились и понравились?

-Помните ли вы, о чём писал А.С.Пушкин в

в стихотворении «Няне»?

- Как поэт обращается к няне?

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе...

(обращается к ней с любовью, нежностью, но в тоже время с грустью и чувством вины)

-Как он её называл? (Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!)

- Кто из вас помнит имя няни Пушкина?

-А как вы представляли себе няню поэта? (Эта нежность и забота так понятны, когда представляешь преданность самой няни своему воспитаннику. Вся ее жизнь в думах о нем, в ожидании)

Показ портрета Арины Родионовны.

Обобщение учителя.

Формируют речевые высказывания

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные:

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

III. Открытие новых знаний

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним русским поэтом Ф.Тютчевым. Познакомимся с его стихами и проанализируем их.

Слово учителя.

Федор Иванович Тютчев — поэт исключительно лирический. Он не оставил ни одного эпического или драматического произведения, если не считать небольших и немногочисленных переводов с иностранного.

Фёдор Иванович Тютчев, русский поэт, родился в дворянском семействе 23 ноября 1803 года. Он был младшим сыном Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых. Малая родина поэта – село Овстуг Орловской губернии Брянского уезда.

Родная усадьба, река Десна, старинный сад, липовые аллеи – чудные места, где рос будущий поэт. В семье Тютчевых господствовали мир и согласие.

Первоначальное воспитание Федор Иванович получил в доме отца. Домашний учитель Тютчева — Раич, знаток и переводчик античной литературы, разбудил в нем поэтическое дарование и в 1817 году по его представлению Тютчев уже был избран членом Общества любителей российской словесности за перевод из Горация.

К могущественному влиянию чуждой поэзии присоединилось не менее могущественное влияние и чужой жизни и природы, когда, по окончании Московского университета, Тютчев в 1823 году получает назначение в составе русской миссии в Мюнхен и на 22 года оставляет родину. (В 1823 году он был причислен сверхштатным чиновником к миссии в Мюнхене, столице тогдашнего Баварского королевства, куда и отправился в конце того же года). В Мюнхене он увлёкся немецкой идеалистической философией, был знаком с Шеллингом.

Стихотворения Тютчева переведены на немецкий язык и изданы в Мюнхене. Лучшие разборы стихотворений Тютчева принадлежат Н.А.Некрасову и А.А.Фету.

Тютчев был одним из самых знающих, образованнейших, остроумных людей своего времени. Он был и остаётся великим русским поэтом, высоко чтимый потомками.

Давайте откроем учебник на странице 122-123 и прочитаем стихотворение Тютчева «Осень».

Чтение учителем.

Первичное восприятие текста.

- Какое чувство вызвало у вас это стихотворение?

Словарно-лексическая работа.

В стихотворении нам встретились такие слова, как БОРОЗДА и Лазурь (как вы понимаете значение этих слов? Давайте прочитаем понятие, которое нам предложили авторы учебника).

Чтение учащимися и работа по вопросам.

Вы прочитали стихотворение и теперь давайте ответим с вами на вопросы, которые нам даны на стр 123.

  1. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Объясните.
  2. Почему герой стихотворения (лирический герой) называет осень дивной? Какие слова передают его удивление и восхищение? Перечитайте.
  3. Прочитайте первую строфу. Постарайтесь увидеть «хрустальный» день, «лучезарные» вечера.
  4. Какие слова использует поэт, характеризуя поле, небо?

Чтение стихотворения «ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ» учащимися.

Откройте страницу 124 и прочитайте стихотворение.

Словарно-лексическая работа.

В этом же стихотворении нам встретятся слова, такие как БАХРОМА и МЕЩЕТ (как вы понимаете значение этих слов? Давайте прочитаем понятие, которое нам предложили авторы учебника). После того как вы прочитали стихотворение, ответим на вопросы которые даны нам после стихотворения.

  1. Какую картину рисует поэт? Расскажите.
  2. Какие слова передают чувства героя стихотворения (лирического героя) ? Как он говорит о лесе? Прочитайте. Укажите олицетворения. (Олицетворения: околдован зимою, вспыхнет лес.)

Олицетворение- наделение животных, предметов или явлений человеческими качествами.

Воспринимают информацию, слушают

Размышляют, трактуют лексическое значение слов

Работают над стихотворением

Регулятивные:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий,

определение и формулирование цели деятельности на уроке

Коммуникативные УУД:

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Познавательные УУД

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний

#1060;изминутка

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия.(Ходьба.)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее. (Поднимание рук.)

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз.(Приседание.)

И сказали три кота: —

Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.)

Релаксируют

#1047;акрепление пройденного материала

-Давайте подумаем с вами и ответим, чем близки эти стихотворения?

- Какое из стихотворений вам понравилось больше?

Можем ли мы вообразить себе картину, читая эти стихотворения, представить то, о чем нам рассказывает автор?

Посмотрите на слайды.

- Я вам показываю картины, а вы доказывайте, к какому стихотворению она больше относится и почему?

- Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений по выбору (1-2 мин.)

Слушание у доски выразительного чтения учащихся(2-3 чел.)

- Чьё чтение вам понравилось больше всего?

Оцените.

Высказывают свое мнение, доказывают, работают с презентацией

Познавательные УУД: преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Коммуникативные УУД:

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,

слушать и понимать речь других, строить речевые высказывания

VI Итог урока. Рефлексия

-С каким произведениями мы сегодня познакомились на уроке?

-Оцените свою работу.

Ребята, мне очень понравилось с вами работать.

–Дома вам необходимо выучить один из стихов на страницах 122-124.

Оценивают свою деятельность на уроке

Регулятивные УУД:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке,

осуществлять самоконтроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...