2 класс. Литературное чтение. И. Бунин "Первый снег".
план-конспект урока по чтению (2 класс)
2 класс. Литературное чтение. И. Бунин "Первый снег".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.52 КБ |
Предварительный просмотр:
2 класс. Литературное чтение.
Тема: Восприятие пейзажной лирики. Слушание стихотворений о зиме. Средства художественной выразительности: сравнение. И. А. Бунин «Первый снег».
Цель: знакомство учащихся с произведением русского поэта И.А.Бунина.
Результаты:
Личностные
- формировать умение высказывать своё отношение к содержанию произведения, выражать свои эмоции;
- формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- прививать любовь к русской поэзии;
- развивать эмоционально-чувственное отношение к природе;
- осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Предметные:
- формировать читательскую грамотность через приёмы продуктивного чтения:
потребность в систематическом чтении;
понимать цели чтения;
использование разных видов чтения;
пользование справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- развивать речевую деятельность при работе с литературными произведениями, творческие способности, наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого ученика;
- воспитывать внимательное отношение к слову.
Метапредметные
Познавательные
- овладевать навыками смыслового чтения;
- формулировать проблему, выдвигать гипотезы и их обосновывать;
- под руководством учителя продолжить знакомство с литературоведческими терминами;
- строить логическую цепь рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи
- структурировать знания, делать выводы;
- преобразовывать познавательную задачу в практическую.
Регулятивные
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог;
- оценивать вместе с учителем или одноклассниками результат своих действий;
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Коммуникативные
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию;
- обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера;
- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, осуществлять взаимоконтроль.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации познавательной деятельности: парная, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
по источнику знаний: словесные, практические;
по уровню познавательной активности:проблемный;
по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Оборудование для учителя:
компьютер;
проектор;
учебник литературное чтение для 2 класса
видеозапись стихотворения «Первый снег» И. А. Бунина;
аудиозапись произведения Чайковского;
презентация.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. | Я рада видеть каждого из вас, | Настраиваются на работу |
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение) | Речевая разминка Слайд ЖУ-ЖУ-ЖУ - На снежинку я гляжу. КИ-КИ-КИ – Поиграем мы в снежки! (прочитать с восхищением, грустью, вопросительно) - О каком времени года говорится в речевой разминке? (О зиме.) - Сейчас, вы услышите мелодию. Какую зимнюю картину вы представляете, слушая её? (Идёт снег. Кружатся снежинки. Завывает ветер. Падает снег.) - Чем вам нравится это время года? ( Зимой бывают зимние каникулы, падает снег, мы катаемся на санках и коньках.) - Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.) - Подберите однокоренные слова к слову зима. (Зимний, зимушка, зимовать, зимовье.) -Докажите, что это однокоренные слова. (У них одинаковая общая часть – корень зим- .) Слайд -Сегодня мы начинаем знакомство с новой темой. Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года – зима. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Её воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А всё потому что природа зимой особенная, она какая то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью, зима –это не только красивое время года , но ещё и волшебное. Зиму называют ласково матушка, зимушка, раскрасавица. -Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять Ваши задания.) | Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Слушают произведение К. Чайковского «Декабрь» |
III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала) | 1. Знакомство с биографиейИ. Бунина. Слайд - Мы сегодня познакомимся с биографическими сведениями известного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. Слайд - Иван Алексеевич Бунин Иван Алексеевич Бунин pодился 23 октября 1870 года в Воронеже, на Дворянской улице. Старший брат Бунина - Юлий Алексеевич - оказал большое влияние на формирование писателя. Он был для брата как бы домашним учителем. Иван Алексеевич писал о брате: "Он прошел со мной весь гимназический курс, занимался со мной языками, мы без конца вели с ним разговоры о литературе". Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в 18, покинув обнищавшее имение, по словам матери, он начинает добывать хлеб литературным трудом. Бунин создавал произведения не только для взрослых, но и для детей. Работал в газетах и учреждениях Харькова, Орла, Полтавы. В 1909 году стал почётным академиком Академии наук. Бунин скончался в ночь на 8 ноябpя 1953 года, похоpонен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Паpижем, в склепе. Я вам подготовила выставку книг с произведениями Ивана Алексеевича, его книги вы можете взять в нашей школьной библиотеке. Слайд 2. Первичное знакомство с произведением. - Послушайте произведение и скажите о чем оно. (Видео) (Это произведение о первом снеге.) - К какому жанру вы отнесете это произведение? (Это жанр – стихотворение).С произведениями каких жанров мы еще знакомимся на уроках лит.чтения? ( рассказы, загадки, пословицы…) -Чем отличается стихотворение от рассказа? (стих – рифма, рассказ – проза). Что такое рифма? (созвучие в окончаниях последних слов строки) -Вы знаете, что не во всех стихотворениях есть рифма? Такие произведения называются свободные стихи или верлибры. - Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Удивления, тревоги, радости, грусти.) - Как бы выего назвали? (Первый снег. Начало зимы. Зима.) - А что вы представляете, услышав слова «первый снег»? (Это когда вся земля, деревья покрываются снегом.) - У каждого человека своё представление о первом снеге и рассказать о нём можно по- разному. Вот и писатели тоже, каждый по своему, выражает свои чувства к зиме. Чтение стихов детьми (3 чел.) - А как еще люди могут выражать свои чувства? (художники, композиторы, поэты). -Посмотрите репродукцию картины Александра Аркадьевича ПлАстова, которую он написал в 1946 году. Опишите ее. Перед нами — дети войны, на долю которых выпало много тяжелых испытаний. Но к счастью, они не перестали радоваться и смеяться. Первый снег приводит детей в восторг, они рады наступающей зиме и грядущим зимним забавам. - Кто догадался, как она называется? («Первый снег») | Знакомятся с биографическими сведениями Ивана Алексеевича Бунина, слушают чтение стихотворения учителем. |
IV этап. Первичное закрепление. | - Откройте учебник на странице, прочитайте стихотворение шёпотом. - какие слова в этом стихотворении были непонятны? (Пурпур, вереница, пахнуло.) - Где мы находим лексическое значение выделенных слов? (В нашем словаре, в конце учебника.) Слайд Пурпур - темно или ярко-красный цвет. Вереница - ряд сходных предметов (людей, фигур), движущихся друг за другом цепью, один за другим. Пахнуло - повеять начать дуть. (Пахнуло холодом.) (Толковый словарь С. И. Ожегова) -Сегодня что мы будем учиться делать? (выразительно читать это произведение). - Первое четверостишье прочитай… -Какую картину вы представили, услышав это четверостишье? (Голые тёмные поля и леса, красивое вечернее небо.) -Второе четверостишье прочитай… -Какую картину вы представили, услышав это четверостишье? (Утро, село, деревянные избы, поля и сад покрыты первым пушистым снегом.) Третье четверостишье прочитай… -Опишите представленную вами картину после услышанного? (Широкое белое поле, в небе летит одинокая вереница гусей.) Прочитайте еще раз самостоятельно. (Один ученик читает вслух.) -Так о каком явлении писал Иван Алексеевич Бунин в своём стихотворении? (О первом снеге.) -Вы сейчас сами побудете художниками. Только у художников кисть, а у нас - слово. Нарисуем словесную картину ко всему стихотворению. (Морозный вечер. Небо осветилось солнцем и окрасилось в пурпур. Утром поля и сад укрыты первым снегом. В небе летит стая запоздалых гусей.) Слайд Физминутка. - прочтём это стихотворение по строке «цепочкой», расставляя паузы и логическое ударение. Вспомним, что такое логическое ударение и пауза. (выделение важного слова в предложении и пауза – остановка голоса). Взяли в руки карандаши. - «Зимним холодом пахнуло» – подчеркну слово «холодом», т.к. на него падает логическое ударение. - Другие варианты есть? Продолжаем. - «На поля и на леса». Подчеркну слова «поля, леса», В конце строки большая пауза. - «Ярким пурпуром зажглися» - подчеркну «пурпуром» - «Пред закатом небеса» - большая пауза, подчеркну слово «небеса». - «Ночью буря бушевала», - маленькая пауза, подчеркну слово «буря». - «А с рассветом на село», - маленькая пауза, подчеркну слово « село». - «На поля, на сад пустынный»- маленькая пауза после запятой и подчеркну слова «поля», «сад». - «Первым снегом понесло…» - большая пауза, подчеркну слово «первым». - « И сегодня над широкой» - подчеркну слово «сегодня». - «Белой скатертью полей» - подчеркну слово «белой». - «Мы простились с запоздалой» - подчеркну слово «простились». - «Вереницею гусей» – подчеркну слово «гусей». Работа над средствами художественной выразительности. - при работе над лирическими произведениями, мы знакомились с разными средствам художественной выразительности. 1. Олицетворение (изображение явлений природы в образе живого существа) 2. Эпитеты (определение, прибавляемое к названию для большей художественной выразительности) 3. Сравнение (сопоставление двух объектов для нахождения общих или отличительных признаков) - Попробуем найти эти средства в нашем произведении. (Эпитеты: ярким пурпуром, пустынный сад, запоздалая вереница; олицетворение: буря бушевала). Их еще называют тропами. Есть еще один троп – метафора. … (зажглися небеса, белая скатерть…) | Находят лексическое значение слов, читают стихотворение, оценивают, советуют, рекомендуют. Составляют словесные картины. |
VI. Творческое задание. Работа в парах. | Слайд - мы сегодня с вами попробуем стать поэтами и написать стихотворение о зиме. У вас на столах лежат листочки, попробуйте записать четверостишье к данной рифме. Слова помощники на слайде. ………снежинка …...….закружилась ….… пушинка …..…..приземлилась -Прочитайте, что у вас получилось. (4 человека) - Вот вы и стали, каждый, авторами своих произведений. Но вы знаете, что существуют произведения, которые не записывались, а предавались из поколения в поколение, напомните, что это? (устное народное творчество). Какие жанры входят в УНТ? Может кто-то знает какие-нибудь загадки, пословицы, поговорки. Мороз не велик, а стоять не велит. Много снега, много хлеба. Чем крепче зима, тем скорее весна. Готовь сани летом, а телегу зимой. Береги нос в большой мороз. | Работа в парах. Составляют стихотворение в парах, читают стихотворение выразительно. |
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия. | «Цветные карандаши» | Подводят итог урока. |
VIII. Домашнее задание. | Подготовить выразительное чтение стихотворения. Про желанию выучить наизусть. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Литературное чтение 1 класс система Л.В. Занкова
Методы и приемы, направленные на реализацию новых образовательных стандартов через УМК системы «Л.В. Занкова», в частности на уроках литературного чтения по учебнику Н.В. Нечаевой, К.С. Бе...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...
Конспект урока по литературному чтению :"Охотники на снегу"
Конспект урока...

Проверочный тест 3 класс литературное чтение "Литературные сказки"
Данный тест составлен для учащихся 3 класса по теме "Литературные сказки"...

Продуктивные задания по предметам: математика 1 и 2 класс, русский язык 1 класс, литературное чтение 3 класс, окружающий мир 3 класс.
В материале представлены варианты продуктивных заданий для разных типов и этапов урока....
2 класс. Литературное чтение. Фольклорная основа литературной (авторской) сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
2 класс. Литературное чтение. Фольклорная основа литературной (авторской) сказки В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович"....