2 класс. Литературное чтение. Фольклорная основа литературной (авторской) сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
план-конспект урока по чтению (2 класс)
2 класс. Литературное чтение. Фольклорная основа литературной (авторской) сказки В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович".
Скачать:
Предварительный просмотр:
2 класс. Литературное чтение.
Тема: Фольклорная основа литературной (авторской) сказки В.Ф.Одоевского Мороз Иванович».
Цель: обучать выразительному чтению, работать над художественным образом, показать авторскую позицию; выполнять мыслительные операции.
Планируемые результаты.
Предметные: ознакомиться с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского. Уметь различать авторские и народные сказки. Читать выразительно и по ролям.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение. (Регулятивные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Ход урока
I.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
1.Игра на внимание. (Да, нет)
Вы любите сказки?
Сказки бывают только волшебные?
Героями сказки могут быть только люди?
Сказки учат нас доброте?
Сказки это жанр литературы?
Можно ли А.С. Пушкина назвать сказочником?
2.Психологический настрой.
3.Речевая разминка.
Чтение учащимися стихотворения М.Пожаровой «В саду»
У нас такой обычай: Иголки тонких льдинок
чуть выпадет снежок, белеют на кустах.
дощатый домик птичий Но здесь, в саду за школой,
повесить на сучок. среди седых ветвей,
Ни зёрен, ни травинок - готов обед весёлый
мороз трещит в лесах… для птичек у детей.
- Найдите в стихотворении описание зимы.
- Что автор называет птичьим домиком.
4.Объясни значение слов.
мух считать
рукодельница
ленивица
студенец
нянюшка
II. Проверка домашнего задания. Повторение.
1.Пересказ русской народной сказки «Снегурочка».
2.Викторина по сказкам. (Назвать произведение и автора.)
Братья сеяли пшеницу да возили в град-столицу.
Знать столица та была недалече от села.
Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.
Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь, на бережок.
-На какие 2 группы делятся сказки? (Авторские и народные.)
-На какие жанры делятся сказки? (Волшебные, бытовые, сказки о животных.)
-К какой группе относится сказка, прочитанная на прошлом уроке? (Авторская и
волшебная.)
III. Подготовка к изучению новой темы.
Знакомство с биографией В. Ф. Одоевского.
Прочитать текст на карточках.
Владимир Фёдорович Одоевский- русский писатель и мыслитель эпохи романтизма. Родился в 1804 году. Был представителем княжеского рода , который относился к старшей ветви Рюриковичей. После смерти отца мать вышла замуж во второй раз и отдала сына на воспитание генералу Дмитрию Андреевичу Закреву, двоюродному дяде по отцовской лилии. Владимир Фёдорович был необыкновенным человеком: знал философию и математику, физику и химию. Получил прекрасное образование. Свободно владел французским, немецким, итальянским и греческим языками. Был музыкальным критиком и сам писал музыку. Собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А ещё он очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей. Он просто заканчивает сказки со словами: « А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление». «Какой чудесный старик!»-написал об авторе книжки «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» один из литературных критиков. А старика на самом деле не было. Дедушка Ириней- псевдоним Владимира Федоровича Одоевского, которому в год выхода книги не исполнилось ещё 40 лет. Также написал произведения «Пёстрые сказки», «Городок в табакерке». Дружил с А.С.Пушкиным, М.Ю.Лермонто-вым, И.А.Крыловым.
2. Вопросы после чтения.
1.Как литературные критики называли Владимира Фёдоровича?
2.Какую книгу он написал?
3.А был ли старик на самом деле? Сколько ему лет?
4.Какие предметы знал Владимир Фёдорович?
5.Кем ещё он был?
6.Кого он очень любил?
7.Какими словами он заканчивал все сказки?
IV. Объявление темы и цели урока.
-Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Дети: Постараемся ответить на вопросы автора.
-А для этого нам придётся обратиться к событиям, которые происходят в сказке.
Ф и з м и н у т к а
V. Работа над сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»
Чтение сказки учителем.
2.Работа над образами главных героев.
1.Назовите действующих лиц сказки.
2.Как вы думаете, что за человек Мороз Иванович, а может и не человек вовсе?
3.Что означает слово Иванович? А Мороз?
4.Мороз Иванович! Имя то, какое необычное! Что значит необычное? (Сказочное)
-Уже в самом названии сказки, именем главного героя, переплетается «правда и неправда».
5.Кто он Мороз Иванович? Как его можно назвать? (Волшебник)
6.Каким волшебником его можно назвать? (Добрым)
-Добрые волшебники в сказках всегда справедливы. Они помогают добрым людям и наказывают злых, нерадивых, ленивых людей.
7. А наш Мороз Иванович справедлив? (Как он вознаградил девочек?)
Работа над образом Рукодельницы и Ленивицы.
Что мы знаем об этих двух девочках? (Они сёстры)
Почему автор их назвал Рукодельница и Ленивица?
Какая была Рукодельница? (Умная, добрая, трудолюбивая, скромная,
почтительная)
А Ленивица? (Грубая, злая, ленивая, высокомерная, неуважительная)
Для чего автор рассказал про Рукодельницу? (В наставленье)
Для чего автор рассказал нам про Ленивицу? Скажите его словами. (Шутки ради и в наставленье)
На кого бы вы хотели быть похожими?
VI. Работа над пониманием смысла текста.
1.Можно ли все события ,которые происходят в сказке назвать правдой?
2.Что случилось с Рукодельницей?
3.Сколько чудес случилось с девочками? (3 чуда,3 дня,3 вопроса) Значит сказка какая? (Волшебная)
4.Какие волшебные предметы встречают девочки в волшебном мире?
5.Как отреагировала Рукодельница на просьбу пирожка? Яблони?(прочитать)
6.Как отреагировала на эту же просьбу Ленивица? (Чтение текста по ролям)
7.Что сказал Мороз Иванович, когда Ленивица обратилась к нему за наградой. (Прочитать)
8.Какой важный совет в наставленье, но как бы между прочим (стороною) даёт Мороз Иванович Рукодельнице. (Чтобы не забывали помогать людям)
9.Почему Мороз Иванович наградил девочек по-разному? (Какова твоя работа, такова тебе и награда.)
11.Какой вывод можно сделать? (Вся сказка дана нам автором в наставление, чтобы мы помнили: даром ничего не даётся.)
VII. Работа с пословицами. (Работа в парах)
-Соединить начало и конец пословицы.
Что посеешь такова и награда.
Какова работа не жди добра.
Сделав худо то и кушай.
Что испёк то и пожнёшь.
Проверка
1.Как понимаете пословицы?
2.Каякая из пословиц больше всего подходит к нашей сказке?
VIII. Итог урока.
Рефлексия
Больше всего мне на уроке понравилось..
Мне было интересно..
Я был рад..
Домашнее задание
пересказать сказку В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по литературному чтению к учебнику Климановой Л.Ф. для 3 класса по сказке В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович"
Данный тест составлен для работы по сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович" (учебник стр.196 - 207) для контроля умения работать с текстом. Подготовка к аттестации в 4 классе....

Урок литературного чтения 2 класс сказка В.Ф.Одоевского "Мороз- Иванович" "Школа 2100"
Урок литературного чтения по теме В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович" проводится используя технологию продуктивного чтения....

Урок по литературному чтению во 2 классе.Тема: Сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
Тема: Сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»Класс: 2.Тип урока: урок объяснения нового материала.Цель: познакомить с авторской сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».Оборудование. Портрет В.Ф. Одое...

урок литературного чтения с презентации по сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович"
Поможет провести на уроке сравнительный анализ героев сказки с использованием презентации....

Методическая разработка технологической карты урока литературного чтения по теме:"Авторская сказка В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович""
Данная разработка технологической карты урока литературного чтения по теме:" Авторская сказка В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович"" составлена в соответствии с современными требованиям...
Технологическая карта урока литературного чтения (3 класс) Авторская сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
Представлена Технологическая карта урока литературного чтения...

Конспект урока литературного чтения по теме: От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко». В. Одоевский «Мороз Иванович».(2 класс)
Цели урока: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; научить различать народную и авторскую сказки; рабо...