Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме " Картины природы в творчестве русских поэтов XIX века".
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цель: познакомиться с творчеством русских поэтов, писавших о природе; научиться анализировать литературное произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать; формировать устойчивый художественный интерес к литературному творчеству отечественных поэтов и писателей; воспитывать художественно – эстетический вкус; способствовать проявлению и развитию творческих способностей обучающихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения в 3 классе.
ТЕМА: Картины природы в произведениях русских поэтов 19 века.
ЦЕЛИ: расширить знания учащихся о жизни и творчестве
А.С.Пушкина;
развивать речь, память, мышление, воображение, умение
слушать;
формировать устойчивый художественный интерес
литературному творчеству отечественных поэтов и писателей;
воспитывать художественно – эстетический вкус;
способствовать проявлению и развитию творческих способностей
обучающихся.
Ход урока:
I. ОРГМОМЕНТ.
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те,
кто готов работать сегодня с полной отдачей...
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
1.На экране появляются портреты представителей литературы,
- Кто изображен на этих портретах?
- Известны ли вам эти фамилии? Что их объединяет?
- Давайте проверим наши предположения.
- О чем они писали?
- Кто уже догадался о чем мы будем говорить сегодня на уроке.?
- Определение темы учащимися.
Учащиеся озвучивают тему урока. Запись темы на доске.
Тема: Картины природы в произведениях поэтов и писателей.
- Постановка цели учащимися.
- Обращение к эпиграфу.
-Давайте прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку.
Когда напевают закаты в реке,
И сосны вздыхают, и шепчут кусты,
Кто землю поймет на родном языке?
Кто, если не я?
Кто, если не ты?
Людмила Щипахина.
- О чем говорится в стихотворении?
- Как вы думаете, чему мы будем учится сегодня на уроке?
- Какую цель мы поставим перед собой сегодня? И помогут нам определить ее …
Опорные слова:
- Узнать…
- Научиться…
- Совершенствовать умение… (Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока, опираясь на опорные слова, учитель корректирует.)
Цель: познакомиться с творчеством русских поэтов, писавших о природе, научиться анализировать литературное произведение, совершенствовать навыки выразительного чтения.
На экране появляются соответствующие надписи.
- XIX век называют «золотым веком» русской культуры.
(Как вы думаете, почему?)
Работа в группах
- Сейчас мы поработаем в группах. Для этого давайте кратко повторим правила работы в группе.
На столах у каждой группы лежит конверт. Цвет конверта и будет названием вашей команды. Вам остается распределить роли внутри соей команды.
- Этот век дал России столько великих людей, что даже перечислить их невозможно. А чтобы поговорить о каждом, нужно много времени.
Мы же поговорим об одном великом русском поэте.
- У вас на столах лежат таблицы. Ваша задача заполнить пропуски. А поможет в этом наш гость. (Ученик рассказывает биографию Пушкина от первого лица. Дети в группах заполняют таблицу 1)
Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернеры, жившие в доме. Бабушка выучила его читать и писать по-русски, но главным источником знаний уже и в те годы были книги. Читал Александр много и жадно. Учили его и танцам, возили на детские балы.
III.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Я предлагаю вам перенестись во времена Пушкинской эпохи. Вальс.
IV. ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ В с. БОЛДИНО.
Все приезды поэта в Болдино выпадали на осенние месяцы и это не случайно. Пушкин особенно любил осень. Обычно осень в поэзии связана с настроением грусти. А.С. Пушкин изображает увядание природы как могучее проявление жизни. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил и эти чувства вдохновляли его на новые строчки.
Я предлагаю вам посетить виртуальную экскурсию и ответить на вопросы.
- Синяя команда ищет ответ на вопрос «Кто владел имением в Болдино в разные периоды?»
- Желтая команда ищет ответ на вопрос «Когда и как долго находился поэт в Болдино?»
Зеленая команда ищет ответ на вопрос «Где располагалось имение. В какой губернии?»
Красная команда ищет ответ на вопрос «Какие произведения были написаны Пушкиным в Болдино?»
Прошли годы. Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. Он написал о свободе и вольности, мечтал о том времени, когда угнетенный народ будет освобожден.
Он писал:
"Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы..."
- Какие картины изображены в стихотворениях? (Осень).
- Как вы думаете, удалось ли поэту передать нам эту удивительную картину осени? (Да)
- С помощью каких слов мы смогли представить себе эти картины?
На какие части можно разделить это стихотворение?
- Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя?
X. ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
А сейчас пришло время вскрыть цветной конверт. Каждой группе нужно сделать краткий анализ стихотворения из конверта по плану.
План анализа стихотворения
- Автор и название стихотворения.
- Тема стихотворения (о чём стихотворение?).
Например: «Стихотворение посвящено…», «В стихотворении описывается…».
- Композиция (На какие части можно его разделить? О чём каждая часть?).
Например: «Стихотворение можно разделить на… части», «Композиционно стихотворение делится на… части, потому что…».
- Какие картины представляются.
Например: «Строки рисуют…», «Мне видится…».
- Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя (идея стихотворения).
Например: «В стихотворении автор выражает мысль о…», «Основная мысль стихотворения…», «Идея произведения…».
- Личные впечатления от стихотворения.
Например: «Читая стихотворение, я восхищался…», «Читая стихотворение, у меня остаются в памяти…», «Меня взволновало…».
XI. ИТОГ УРОКА.
Я уверена, что в каждом из вас то же живет маленький писатель. Я собрала все ваши произведения. Теперь в нашей классной библиотеке появится еще одна увлекательная книжка-малышка о нашей школьной жизни.
- Ребята а что вы интересного почерпнули на этом уроке? Что запомнилось?
- Что мы учились делать сегодня на уроке?
- Какие впечатления остались у вас после этого урока?
- Как вы думаете мы достигли той цели, которую ставили перед собой в начале урока?
- Дома вам нужно будет придумать и записать рассказ в рабочую тетрадь про свое любимое время года.
- Сегодня на уроке мне хотелось бы отметить:
…… (выставление отметок)
Таблица 1
Название команды ________________________________
Я родился в | Город ______________________________ Дата рождения_______________________________ |
Названия села где жила бабушки у которой проводил много времени | |
Имя няни | |
Год поступления в Царскосельский Лицей | |
В каком году отправляют в ссылку | |
В каком году женился | |
Дата смерти |
Таблица 1
Название команды ________________________________
Я родился в | Город ______________________________ Дата рождения_______________________________ |
Названия села где жила бабушки у которой проводил много времени | |
Имя няни | |
Год поступления в Царскосельский Лицей | |
В каком году отправляют в ссылку | |
В каком году женился | |
Дата смерти |
План анализа стихотворения
- Автор и название стихотворения.
_____________________________________________________________
- Тема стихотворения (о чём стихотворение?).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Композиция (как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чём каждая часть?).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие картины представляются.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя (идея стихотворения).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Личные впечатления от стихотворения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .
данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"
В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему: "Ханг и Чанг" Ю.Коринец
Тема: Ю.Коринец «Ханг и Чанг» Цель: Познакомить учащихся с творчеством и произведением Ю.Коринца «Ханг и Чанг» Задачи: 1) Познакомить учащихся с разными породами собак. Учить давать раз...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....
Конспект урока литературного чтения 3 класс по теме "Творчество А.С.Пушкина"
Конспект урока литературного чтения 3 класс по теме "Творчество А.С.Пушкина"...
Конспект урока литературного чтения, 2 класс на тему "Фольклор. Русские народные песни"
Данный конспект урока по литературному чтению для 2 класса на тему «Фольклор. Русские народные песни» представляет собой готовый к использованию методический материал, оформленный в соотве...
