Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме " Картины природы в творчестве русских поэтов XIX века".
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Головина Валентина Васильевна

Цель: познакомиться с творчеством русских поэтов, писавших о природе; научиться анализировать литературное произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать; формировать устойчивый художественный интерес к литературному творчеству отечественных поэтов и писателей; воспитывать художественно – эстетический вкус; способствовать проявлению и развитию творческих способностей обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе.

ТЕМА: Картины природы в произведениях русских поэтов 19 века.

ЦЕЛИ:       расширить знания учащихся о жизни и творчестве

А.С.Пушкина;

развивать речь, память, мышление, воображение, умение

слушать;

формировать устойчивый художественный интерес

литературному творчеству отечественных поэтов и писателей;

воспитывать художественно – эстетический вкус;

способствовать проявлению и развитию творческих способностей

обучающихся.

Ход урока:

I. ОРГМОМЕНТ.

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те,

кто готов работать сегодня с полной отдачей...

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

1.На экране появляются портреты представителей литературы,

- Кто изображен на этих портретах?

- Известны ли вам эти фамилии? Что их объединяет?

- Давайте проверим наши предположения.

- О чем они писали?

- Кто уже догадался о чем мы будем говорить сегодня на уроке.?

  1. Определение темы учащимися.

Учащиеся озвучивают тему урока. Запись темы на доске. 

Тема: Картины природы в произведениях поэтов и писателей.

  1. Постановка цели учащимися.
  2. Обращение к эпиграфу.

-Давайте прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку.

Когда напевают закаты в реке,

И сосны вздыхают, и шепчут кусты,

Кто землю поймет на родном языке?

Кто, если не я?

Кто, если не ты?

Людмила Щипахина.

- О чем говорится в стихотворении?

- Как вы думаете, чему мы будем учится сегодня на уроке?

- Какую цель мы поставим перед собой сегодня? И помогут нам определить ее …

Опорные слова:

  1. Узнать…
  2. Научиться…
  3. Совершенствовать умение… (Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока, опираясь на опорные слова, учитель корректирует.)

Цель: познакомиться с творчеством русских поэтов, писавших о природе, научиться анализировать литературное произведение, совершенствовать навыки выразительного чтения.

         На экране появляются соответствующие надписи.

- XIX век называют «золотым веком» русской культуры.

(Как вы думаете, почему?)

Работа в группах

- Сейчас мы поработаем в группах. Для этого давайте кратко повторим правила работы в группе.

На столах у каждой группы лежит конверт. Цвет конверта и будет названием вашей команды. Вам остается распределить роли внутри соей команды.  

- Этот век дал России столько великих людей, что даже перечислить их невозможно. А чтобы поговорить о каждом, нужно много времени.

Мы же поговорим об одном великом русском поэте.

- У вас на столах лежат таблицы. Ваша задача заполнить пропуски. А поможет в этом наш гость. (Ученик рассказывает биографию Пушкина от первого лица. Дети в группах заполняют таблицу 1)

        Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернеры, жившие в доме. Бабушка выучила его читать и писать по-русски, но главным источником знаний уже и в те годы были книги. Читал Александр много и жадно. Учили его и танцам, возили на детские балы.

        III.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Я предлагаю вам перенестись во времена Пушкинской эпохи. Вальс.

IV. ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ В с. БОЛДИНО. 

Все приезды поэта в Болдино выпадали на осенние месяцы и это не случайно. Пушкин особенно любил осень. Обычно осень в поэзии связана с настроением грусти. А.С. Пушкин изображает увядание природы как могучее проявление жизни. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил и эти чувства вдохновляли его на новые строчки.

Я предлагаю вам посетить виртуальную экскурсию и ответить на вопросы.

- Синяя команда ищет ответ на вопрос «Кто владел имением в Болдино в разные периоды?»

- Желтая команда ищет ответ на вопрос «Когда и как долго находился поэт в Болдино?»

Зеленая команда ищет ответ на вопрос «Где располагалось имение. В какой губернии?»

Красная команда ищет ответ на вопрос «Какие произведения были написаны Пушкиным в Болдино?»

        Прошли годы. Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. Он написал о свободе и вольности, мечтал о том времени, когда угнетенный народ будет освобожден.

Он писал:

"Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы..."

 - Какие картины изображены в стихотворениях? (Осень).

- Как вы думаете, удалось ли поэту передать нам эту удивительную картину осени? (Да)

- С помощью каких слов мы смогли представить себе эти картины?

На какие части можно разделить это стихотворение?

- Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя?

X. ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

 А сейчас пришло время вскрыть цветной конверт. Каждой группе нужно сделать краткий анализ стихотворения из конверта по плану.

План анализа стихотворения

  1. Автор и название стихотворения. 
  2. Тема стихотворения (о чём стихотворение?). 

 Например: «Стихотворение посвящено…», «В стихотворении описывается…». 

  1. Композиция (На какие части можно его разделить? О чём каждая часть?).

Например: «Стихотворение можно разделить на… части», «Композиционно стихотворение делится на… части, потому что…». 

  1. Какие картины представляются.

 Например: «Строки рисуют…», «Мне видится…». 

  1. Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя (идея стихотворения). 

Например: «В стихотворении автор выражает мысль о…», «Основная мысль стихотворения…», «Идея произведения…». 

  1. Личные впечатления от стихотворения. 

Например: «Читая стихотворение, я восхищался…», «Читая стихотворение, у меня остаются в памяти…», «Меня взволновало…». 

XI. ИТОГ УРОКА.

Я уверена, что в каждом из вас то же живет маленький писатель. Я собрала все ваши произведения. Теперь в нашей классной библиотеке появится еще одна увлекательная книжка-малышка о нашей школьной жизни.

- Ребята а что вы интересного почерпнули на этом уроке? Что запомнилось?

 - Что мы учились делать сегодня на уроке?

- Какие впечатления остались у вас после этого урока?

- Как вы думаете мы достигли той цели, которую ставили перед собой в начале урока?

- Дома вам нужно будет придумать и записать рассказ в рабочую тетрадь про свое любимое время года.

- Сегодня на уроке мне хотелось бы отметить:

…… (выставление отметок)

Таблица 1

Название команды ________________________________

Я родился в

Город ______________________________

Дата рождения_______________________________

Названия села где  жила бабушки у которой проводил много времени

Имя няни

Год поступления в Царскосельский Лицей

В каком году отправляют в ссылку

В каком году женился

Дата смерти

Таблица 1

Название команды ________________________________

Я родился в

Город ______________________________

Дата рождения_______________________________

Названия села где  жила бабушки у которой проводил много времени

Имя няни

Год поступления в Царскосельский Лицей

В каком году отправляют в ссылку

В каком году женился

Дата смерти

План анализа стихотворения

  1. Автор и название стихотворения. 

_____________________________________________________________

  1. Тема стихотворения (о чём стихотворение?). 

 _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Композиция (как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чём каждая часть?).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие картины представляются.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя (идея стихотворения). 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Личные впечатления от стихотворения. 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .

данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"

В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему: "Ханг и Чанг" Ю.Коринец

Тема: Ю.Коринец «Ханг и Чанг» Цель: Познакомить учащихся с творчеством и произведением Ю.Коринца «Ханг и Чанг» Задачи: 1) Познакомить учащихся с разными породами собак. Учить давать раз...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....

Конспект урока литературного чтения 3 класс по теме "Творчество А.С.Пушкина"

Конспект урока литературного чтения 3 класс по теме "Творчество А.С.Пушкина"...

Конспект урока литературного чтения, 2 класс на тему "Фольклор. Русские народные песни"

Данный конспект урока по литературному чтению для 2 класса на тему «Фольклор. Русские народные песни» представляет собой готовый к использованию методический материал, оформленный в соотве...