Тема урока по литературному чтению: Стихотворения С.Михалкова «Мой секрет», «Сила воли»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Донгак Чодураа Кызылмааевна

Цель: целенаправленное формирование речевого механизма как условие активного развития лексикона младших школьников

 

Обучающие задачи

  • расширять знания детей о жизни и о творчестве С.В.Михалкова;
  • продолжать знакомство со стихами С.В.Михалкова;
  • учить нравственно- эстетическим ценностям;

Развивающие задачи:

  • способствовать развитию памяти, внимания, мышления, познавательной активности.
  • осуществлять сотрудничество детей и учителя через коммуникативную деятельность формировать читательские переживания.

Воспитательные задачи:

  • прививать любовь к чтению

воспитывать умение работать самостоятельно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_.docx35.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Литературное чтение

Тема урока: Стихотворения С.Михалкова «Мой секрет», «Сила воли»

Цель и задачи

Цель: целенаправленное формирование речевого механизма как условие активного развития лексикона младших школьников

Обучающие задачи

  • расширять знания детей о жизни и о творчестве С.В.Михалкова;
  • продолжать знакомство со стихами С.В.Михалкова;
  • учить нравственно- эстетическим ценностям;

Развивающие задачи:

  • способствовать развитию памяти, внимания, мышления, познавательной активности.
  • осуществлять сотрудничество детей и учителя через коммуникативную деятельность формировать читательские переживания.

Воспитательные задачи:

  • прививать любовь к чтению
  • воспитывать умение работать самостоятельно

Тип урока

урок открытия нового знания

Планируемые
результаты
(предметные)

Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря.

Личностные
результаты

Имеют установки на безопасный, здоровый образ жизни; мотивацию к проявлению силы воли, работе на результат, бережному отношению к жизненным ценностям

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск информации в тексте; логические – владеют основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умеют выделять существенную информацию.

Коммуникативные: в коммуникации умеют строить понятные для партнеров высказывания

Ход урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Звенит звонок веселый,

   Раскрой скорей тетрадь.

   Пришли с тобой мы

   в школу,

   Чтоб многое узнать.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость

планирование учебного сотрудничества

II. Проверка домашнего задания

Индивидуальный Словесный.

Чтение наизусть стихотворения С.Маршака.

III. Речевая разминка

Индивидуальная.

Словесная

Научитесь читать скороговорку

Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок- сорок морок.

Читают скороговорку с различной интонацией, с ускорением, замедлением, быстро, еще быстрее.

Отрабатывают правильность произношения звуков

Правильность произношения

IV. Постановка целей урока

Фронтальная. Словесный

Расшифруйте имя поэта:

Отгадывают фамилию: Сергей Владимирович Михалков

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

Словесный

Наглядный

Практический

Беседа

- Ребята, вы только что разгадали с помощью шифр имя поэта, о котором мы будем говорить сегодня.

- Вам нравится разгадывать ребусы, отгадывать загадки?

- А есть ли у вас ваши собственные секреты?

- Сегодня мы много говорим о загадках, секретах. Как вы думаете, что нас на уроке ждет? Кто догадался о теме урока? (ответы детей)

- Поговорим о секрете  великого поэта С. В. Михалкова.

- Поговорим о Стране Детства.

- Какие цели мы перед собой поставим?

- Сегодня мы с вами узнаем о творчестве С.Михалкова.

Блиц-опрос:

1. Как называют людей, которые пишут повести, рассказы, романы? (Писатели.)

2. Кто пишет стихотворения? (Поэты.)

3. Сказки пишут... (сказочники).

4. Басни сочиняют... (баснописцы).

5. Переводят с других языков... (переводчики).

6. Статьи в газеты и журналы пишут... (журналисты)

— Может ли один человек делать все, что мы перечислили? (Ответы детей.)

А вот С. Михалков был и поэтом, и писателем, и сказочником,

и драматургом,

и баснописцем,

и журналистом.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение

Определяют тему и цели урока

Работают по учебнику, осмысленно читают текст.

Отвечают на вопросы по текст

Знакомятся с жизнью и творчеством автора.

осмысленно читают текст; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез.

Самостоятельная

Фронтальная

Словесный,
практический. Беседа

1.Учитель читает статью Р. Сефа в учебнике.

2.Первичная проверка понимания.

- О каком стихотворении говорит Роман Сеф?

- Прочитайте, какое человеческое умение

Р. Сеф считает главным?

- Обладает ли этим качеством Сергей Михалков?

Подтвердите свое мнение словами из текста.

3.Первичное чтение учителем стихотворения «Мой секрет».

4.Работа над текстом.

-О какой «удивительной Стране» идет речь в стихотворении?

-Какими еще словами называет поэт эту «удивительную Страну»?

-Почему стихотворение названо «Мой секрет»? Раскрывает ли нам секрет С. Михалков?

-Как вы думаете, как можно попасть в страну детства, когда уже стал взрослым?

-Понравилось ли вам стихотворение?

Какое настроение оно создает? Как бы вы его прочитали?

Словарная работа

(Держава – независимое, самостоятельное 

государство.)

Чтение по цепочке.

В каких строках хранится секрет автора?

(после чтения дети находят отрывок:

Мне стоит лишь собрать багаж!

А долго ли собрать

Бумагу, ручку, карандаш

И общую тетрадь?)

 - Как вы думаете, каким образом эти предметы помогают автору оставаться ребенком? (он фантазирует, представляет себя ребенком, пишет для детей)

- Где находится Страна Детства?

Делаем вывод: в душе

- Кто готов прочитать стихотворение выразительно?

Читают текст самостоятельно

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с незнакомыми словами.

Слушают внимательно текст, следят по тексту.

Высказывают свое мнение, делятся впечатлением о прослушанном.

Работают с текстом в учебнике, осмысленно отвечают на вопросы.

Выразительно читают стихотворение.

Учатся читать информационные тексты, понимать их, объяснять значения слов.

Планируют свое действие в соответствии с задачей.

Правильное чтение

VI. Физкультминутка.

Практическая

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз

Вправо, влево, кругом, вниз

Повторить ты не ленись

Укрепляем мышцы глаз

Видеть будем сразу

Дети  выполняют двигательные упражнения для глаз

Наблюдение

Мы познакомимся с ещё одним стихотворением С. Михалкова

«Сила воли». 

- Что такое сила воли в вашем понимании?

Выслушиваются мнения учащихся, учитель записывает на доске (терпение, старание, мужество, устремленность, упрямство)

- Жил на свете один человек, который неустанно работал над собой. Это Сергей Михалков. Он посвящал вам, дети, все свое творчество и мечтал, чтобы и вы поступали также. 

- Нас ждет его откровенное признание

Словарная работа:

 Откровенно (честно, искренне, ничего не утаивать)

- Что значит откровенное признание?

 Чтение стихотворения

 С. Михалкова

«Сила воли» учителем.

- Как вы думаете, сумеет ли малыш преодолеть свой страх? Почему?

И я лежу, лежу, лежу,

Глаза закрытыми держу

И засыпаю наконец.

Ну, разве я не молодец!

- Как иначе можно было поступить, чтоб не бояться?

 А можно было бы начать

С того, чтоб свет не выключать

И, чтобы не было темно,

Не занавешивать окно,

И до утра при свете спать…

Но так же можно трусом стать!

- Почему автор решил не выключать свет, а побороть свой страх силой воли?

- А как вы боретесь с тем, чтоб не бояться темноты?

Чтение учащимися стихотворения по цепочке.

 Задание перед чтением: Какое плохое 

качество поборол в себе герой? (трусость)

(после чтения дети отвечают на вопрос)

- Как меняется интонация к концу стихотворения? 

Выборочное (выразительное) чтение.

 Найдите и прочитайте отрывок, где герой:

- начинает испытывать страх;

- борется со страхом;

- поборол страх. 

Работа со стихотворением

Учатся объяснять значения слов. Учатся работать с текстом, искать нужную информацию.

Правильное чтение

VII. Закрепление знаний и способов действий.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

ЗАДАНИЕ 1.

Выполните тест

1.Чего боится мальчик?

- ходить в лес;

- смотреть страшные фильмы;

- спать в темноте.                                     2. Как проявляет силу воли?                                        - смотрит страшные фильмы;                                        - не включает свет;                                        - ходит один в лес.

3. Почему он это делает?

- Чтобы не стать трусом.

ЗАДАНИЕ 2.

Выберите верное утверждение

- Если у человека есть сила воли, он не сможет побороть в себе плохие качества;

- если у человека есть сила воли, он сможет побороть в себе плохие качества.

ЗАДАНИЕ 3.

Составление синквейна

Кто? 

Какой?

Что делает?

Основная мысль.

Вывод.

Выполняют тестовые задания. Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока

Составляют синквейн.

Учатся выполнять тестовые задания, найти правильное утверждение, подытожить работу.

 

Беседа по вопросам. Саморегуляция

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная,

групповая

Словесный,

- С творчеством какого писателя мы сегодня познакомились?

- Что вы узнали о

С.В. Михалкове?

- Перечислите, какие еще стихотворения Михалкова вы узнали?

- Изменилось ли ваше представление о понятии «сила воли»?

- Как вы считаете, у вас есть сила воли?

- Как можно воспитывать силу воли?

- В какой стране мы побывали сегодня?

Отвечают на вопросы учителя

Высказывают свое мнение, делятся впечатлением об изученном материале

Слушают гимн Российской Федерации

Поют песню под фонограмму

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Фронтальная,

групповая

Словесный,

Звучит песня Н.Королевой «Маленькая страна»

Сегодня я узнал …

Меня удивило …

Теперь я умею …

IX. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворений

Фронтальная. Словесный. Объяснение
учителя

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов

выполнения домашнего задания.

Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя.

Делают соответствующие записи

Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы

выполнения задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по Литературному чтению "Стихотворения Н.Матвеевой"

Задачи урока: Обучать детей приёмам работы с текстом до чтения во время и после чтения.Совершенствование техники чтения; развитие устной речи, мышления, памяти, внимания; пополнять словарный запас; со...

Конспект урока по литературному чтению «Стихотворения В.Я. Брюсова «Опять сон», «Детская», 4 класс

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект по литературному чтению С.В. Михалков "Мой секрет", "Сила воли"

Конспект по литературному чтению С.В. Михалков "Мой секрет", "Сила воли". 2 класс. Школа России....

Конспект урока по литературному чтению "С.В.Михалков «Мой секрет»", 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением С.В. Михалкова «Мой секрет»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения, анализа стихотворного текста. П...

Урок по литературному чтению Стихотворение «Матери» И.А. Бунин.

Тема: Стихотворение «Матери» И.А. Бунин.Цели:Образовательная: Познакомить с биографией и творчеством И. Бунина; развивать навык выразительного, правильного, осознанного чтения; обогащать с...

Литературное чтение.Конспект урока по литературному чтению. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус».

Урок литературного чтения 4 класс Тема: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»...