Рабочая программа внеурочной деятельности. "Клуб литераторов"
рабочая программа по чтению (4 класс)

Тимошенко Лия Георгиевна

Рабочая программа внеурочной деятельности. "Клуб литераторов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klub_literatorov.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО в рамках внеурочной деятельности (Общеинтеллектуальное направление) для 4-ого класса. Программа позволяет дифференцировать процесс обучения, проводить работу с одарёнными детьми, которые проявляют интерес к изучению литературного чтения на более высоком уровне.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

        Программа направлена на осуществление дифференцированного подхода к обучающимся, более углубленное изучение литературного чтения в игровой форме, развитие воображения, творческого и логического мышления, умений лаконично и строго излагать мысль, прогнозировать пути решения заданий, делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли; способствует воспитанию таких качеств, как настойчивость и объективность.

        Младшим школьникам свойственна неудержимая любознательность, которую следует поддерживать и направлять. Организация кружка способствует удовлетворению детской любознательности.

        Участие детей в работе кружка воспитывает у них общественную активность, которая выражается в помощи учителю, в организации и проведении занятий. Занятия в кружке оказывают серьёзное влияние на повышение интереса к литературному чтению.

        Занятия «Клуб литераторов» в процессе своей работы помогает расширению кругозора обучающихся.Эта  работа содействует развитию у детей   мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению лингвистической терминологии, развитию умения делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли.

        Организация работы по данному направлению позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

        Школьное образование, наряду с познавательной функцией (передача ребёнку социального опыта) должно реализовать психологическую функцию (создание условий для формирования внутреннего субъективного мира личности с учётом уникальности, ценности и непредсказуемости психологических возможностей каждого ребёнка). Применительно к задачам интеллектуального воспитания это означает, что целью процесса обучения является не просто усвоение предметов, но также и расширение, усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности средствами этих предметов. Проблема развития комплекса свойств личности ребёнка, входящих в понятие «познавательные способности», быстро не решается. Она требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Поэтому эпизодическое использование так называемых творческих задач не принесёт желаемого результата. Учебные задания включают в себя систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и заканчивая операциями логического и творческого мышления.

        Цель: воспитание интереса к литературному чтению как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующим тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины, углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников;расширять литературно-образовательное пространство учащихся начальных классов;формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения.

        Задачи: способствовать формированию навыков и умений умственной деятельности, развитию познавательных интересов и способностей, памяти, внимания, зрительного восприятия, творческого мышления, языкового чутья, фантазии, формированию познавательных интересов и любознательности; создать условия для обучения решению нестандартных задач, содействовать приучению обучающихся к умственному труду.

МЕСТОВУЧЕБНОМПЛАНЕ

        Курс рассчитан на 34 часа. Продолжительность каждого занятия 30  минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ

 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

 способность к самооценке;

 представление об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов; моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

 регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

 эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

 эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

 познавательная мотивация учения;

могут быть сформированы:

 чувства понимания и любви к чтению и литературным произведениям.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

 читать вслух и про себя со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного (вслух – примерно 90 слов/мин., про себя примерно 120 слов/мин);

 читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного;

 прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

 находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;

 различать последовательность событий и последовательность их изложения;

 пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;

 обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию, ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;

 создавать краткие аннотации к рекомендованным книгам; составлять рецензии и литературные портреты, подготавливать интервью и репортажи, составлять путевые заметки.

Учащиеся получат возможность научиться:

• составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

 высказывать свое отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;

 создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

 читать по ролям литературное произведение;

• создавать текст на основе плана;

• придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализа причин происшедшего;

• писать (на доступном уровне) сочинения на заданную тему, отзыв о прочитанной книге;

• создавать сочинения по репродукциям картин из серии иллюстраций.

Учащийся  получит возможность научиться:

• создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;

• создавать иллюстрации к произведениям;

• работать в группе.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся  научатся:

• выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;

• определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей и басен;

• выделять слова автора, действующих лиц, Описание пейзажа, внешностей героев, их поступков, бытовые описания;

•  вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

•  определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

•  различать жанры, преимущественно путем сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);

•  находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

Учащийся  получит возможность научиться:

• делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

• создавать прозаический или поэтический текст, по аналогии используя средства художественной выразительности, включенные в конкретное произведение.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

• планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

• выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

• вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

• ставить новые задачи для освоения для усвоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

• самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;

• планировать собственную деятельность.

Познавательная

Учащиеся научатся:

• находить нужную информацию;

• выделять существенную информацию из текстов разных видов;

• сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений.

Учащиеся получат возможность научиться:

• осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

• сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

• строить логические рассуждения, включающие определения причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыт.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

• аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке решений;

• точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию;

• оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

• владеть диалогической формой речи;

• корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

• понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

• задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Календарно - тематическое планирование

занятия

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

ДАТА

ПРОВЕДЕНИЯ

1

Тема произведения.

1

Работать с текстом. Определять тему произведения. Оценивать свою работу.

2

Главная мысль текста.

1

Работать с текстом. Определять главную мысль произведения, озаглавливать, находить части. Оценивать свою работу.

3

Литературные игры: Портреты русских писателей. Кому принадлежат вещи?

1

Узнавать писателей на репродукциях художников. Вспоминать произведения данных писателей, называть героев. По кратким описаниям определять героев прочитанных произведений.

4

Сюжет.

1

Работать с текстом.  Делить текст на части, оставлять план, задавать вопросы, находить диалоги и читать их  по ролям.  Оценивать свою работу.

5

Особенности теста.

1

Работать с текстом. Определять настроение текста.  Оценивать свою работу.

6

Эмоциональный рисунок.

1

Работать с текстом. Определять настроение текста. Эмоциональное настроение после прочтения.  Оценивать свою работу.

7

Выразительные средства. Лексика.

1

Работать с текстом. Находить сравнения, эпитеты, устаревшие слова  

Оценивать свою работу.

8

Жанры (сказки, рассказы, пьесы).

2

Определять жанры произведений, находить научную информацию, присказку и концовку в сказке, определять особенности волшебной сказки, классифицировать сказки. Оценивать свою работу.

9

10

Литературные игры: Кто авторы произведений? Кто произносит слова?

1

Определять авторов по названиям произведений, называть другие их произведения, узнавать героев по их репликам.

11

Викторина по сказкам А.С. Пушкина.

Работа  с цитатами и  иллюстрациями по сказкам А.С. Пушкина.

1

Повышать интерес к сказкам А.С. Пушкина. Вспомнить понятие «цитата». Соотносить иллюстрации и цитаты из сказок А.С. Пушкина.

12

Писатели.

Самостоятельная работа.

1

Соотносить авторов и их произведения,  а также жанры, в которых работают писатели, тематику их произведений.

Оценивать свою работу.

13

Литературные игры: Знаешь ли ты их? О ком идёт речь?

1

Соотносить авторов и их произведения,  а также жанры, в которых работают писатели, тематику их произведений.

14

Библиографическая культура.

Самостоятельная работа.

1

Познакомить с понятием «библиографическая культура». Вспомнить понятия «иллюстрация», «справочная литература», познакомить с понятием «аннотация».

Оценивать свою работу.

15

Викторина по басням И.А. Крылова

1

Вспомнить жанр «басня». Повышать интерес к басням И.А. Крылова, вспомнить героев басен. Соотносить иллюстрации с баснями И.А. Крылова.

16

Работа с текстом: Ф. Конюхов «Как я стал путешественником».

1

Формирование навыков самостоятельной работы.Планировать собственные действия, выполнять учебные действия в письменной форме, самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы.

17

Литературные игры: С одной буквы.

1

Составление викторин с усложнённым заданием (ответы должны быть на одну букву.

18

Стихотворение: Рифма. Пропущенное слово.

1

Повышать интерес к чтению стихотворений. Вспомнить понятие «рифма», тренироваться в составлении рифм. Подбирать пропущенные слова в знакомых стихотворениях.

19

Стихотворение: Продолжи стихотворение. Акростих.

1

Повышать интерес к чтению стихотворений. Тренироваться в продолжении знакомых стихотворений. Познакомить с понятием «акростих». Тренироваться в сочинении акростихотворений.

20

Игры со словами: Сочиняем рассказ. Придумываем сочетания слов. Объясняем их.

1

Тренироваться в сочинении  рассказов на заданную тему. Составление словосочетаний и их толкование.

21

Игры со словами: Рассказ на одну букву.

Игры с пословицами, поговорками, загадками, скороговорками, образными выражениями.

2

Тренироваться в сочинении  рассказов с ограниченным набором слов.

Повышать интерес к русскому фольклору, объяснять смысл образных выражений.

22

23

Игры со словами: Кто придумает больше определений. Антонимы и синонимы.

1

Тренироваться в определении указанных слов. Вспомнить понятия «антонимы» и «синонимы». Подбор антонимов и синонимов.

24

Работа с текстом: Е. Литвяк «Необычный снег».

1

Формирование навыков самостоятельной работы. Планировать собственные действия, выполнять учебные действия в письменной форме, самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы.

25

Викторина: Кто создал картину?

Центон.

1

Соотносить картины с художниками, подбирать произведения, которые можно проиллюстрировать репродукциями знакомых картин. Познакомить с понятием «центон»

26

Литературный портрет.

Творческая работа: Портрет моего одноклассника.

1

Познакомить с понятием «литературный портрет», учить составлять литературный портрет одноклассника.

27

Интервью.

Творческая работа: Интервью.

1

Познакомить с понятием «интервью», учить продумывать интервью, учит брать интервью..

28

Работа с текстом: «Путеводитель по выставке».

1

Формирование навыков самостоятельной работы. Планировать собственные действия, выполнять учебные действия в письменной форме, самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы.

29

Репортаж.

Творческая работа: Репортаж.

1

Познакомить с понятием «репортаж», учить продумывать тему репортажа, составлять репортаж.

30

Отзыв.

Творческая работа: Отзыв о своём друге.

1

Познакомить с понятием «отзыв», учить составлять отзыв по прочитанным произведениям.

31

Путевые заметки.

Творческая работа: Составление путевых заметок.

1

Познакомить с понятием «путевые заметки», учить записывать путевые заметки.

32

Работа с текстом: «Анна Киевская», Д. Самойлов «Королева Анна», Н. Тихонов «Над Днепром…»

1

Формирование навыков самостоятельной работы. Планировать собственные действия, выполнять учебные действия в письменной форме, самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы.

33

Библиография.

Творческая работа: Составление библиографии.

1

Познакомить с понятием «библиография»», учить составлять библиографии.

34

Обобщение по курсу. Викторина «Мои любимые произведения литературы и их герои».

1

Самостоятельно и при помощи учителя готовить вопросы к викторине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности Клуб "Наш дом-Земля" 1-4 классы

Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в р...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб юных поэтов"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб юных поэтов»( 1  год, общеобразовательный  )...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб юных читателей"

Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю. Занятия помогают привить любовь к чтению у обучающихся, повысить их читательский кругозор....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб "Твори добро" в 3 классе

Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций среди населения, в особенности среди подростков и молодежи. В частности, у значительной части молодежи про...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб Почемучки»

Рабочая программа внеурочной деятельности«Клуб Почемучки», для учащихся 1 кассов...

Рабочая программа внеурочной деятельности клуб "К-Детство"

Рабочая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания...

Рабочая программа внеурочной деятельности клуб "К-Детство"

Рабочая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания...