Конспект урока по литературному чтению для 1 класса Школа России на тему : Л.Н.Толстой "Косточка"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Линейцева Ольга Вадимовна

Обманывать плохо через  знакомство детей с рассказом Л.Н.Толстого «Косточка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема: Л.Н.Толстой «Косточка».

Цели: донесение идеи, что обманывать плохо через  знакомство детей с рассказом Л.Н.Толстого «Косточка»

Задачи:

Образовательные:уметь  осознанно воспринимать содержание произведения и работать над ним, отвечать на вопросы по содержанию;  плавно читать целыми словами.

Развивающие: анализировать поступки героев, уметь принимать и сохранять учебную задачу.

Воспитательные:уметь  ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, видеть мотивы поведения героев.

Оборудование: доска, учебник «Литературное чтение»,презентация, иллюстрации для составления плана.

Тип урока: урок изучения нового материала

 Методы и приемы: беседа, рассказ, составление из частей целого (пословица), плана, моделирование обложки.

 Виды работы:фронтальная, индивидуальная, работа в мини - группах

(в парах).

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие. Настрой на урок.

- Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем-всем, каждому из вас. Доброе утро, ребята! И давайте поиграем в игру «Доброе утро».

1. Игра «Доброе утро».

- Я скажу слова: «Доброе утро…»и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашет мне рукой, - значит, вы услышали и отвечаете на приветствие. Попробуем?

Доброе утро всем девочкам!

Доброе утро всем мальчикам!

Доброе утро всем, кто любит конфеты!

Доброе утро всем, кто приехал в школу на автобусе!

Доброе утро всем, кто хочет знать тему нашего урока!

 II. Речевая разминка.

- Наш урок литературного чтения, как всегда начинаем с речевой разминки.

Упражнение на дыхание.

Задуйте свечу.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Упражнение на голос

«Приёмник»

- Воспроизводим звук по моей руке громко- тихо.

Звук «А»,

Звук «У»

Вместе «А»-громко, «У» - тихо.

Упражнение на артикуляцию.

-Артикуляционная гимнастика:

МА-МА МЫ-ЛА МИ-ЛУ МЫ-ЛОМ.

МА-ША ВА-РИТ КА-ШУ НАМ.

- Читаем по слогам, с ударением, мальчики, потом девочки, шепотом, громко, грустно, радостно.

- Спасибо! Молодцы!

III. Актуализация опорных знаний обучающихся.

 -Когда люди краснеют?

-Когда бледнеют?

-Бывало ли с вами такое? (Ответы детей). Сегодня мы с вами рассмотрим ситуацию, которая случилась с мальчиком, когда он сначала покраснел, а потом побледнел. Но сначала установим автора произведения и его название.

1. Имя его вы найдёте, если царя зверей назовёте.

2. Как его отчество угадай, если отца зовут Николай.

3. Фамилия спрятана в стихотворении, единственное переставь ударение:

«Кто стучится в дверь ко мне

  С толстой  сумкой на ремне…»

-Лев Николаевич Толстой (СЛАЙД  )

- Выставка книг. Сведения об авторе.

-Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. Он жил очень давно, почти 200 лет назад. Всю жизнь посвятил литературе. В своём имении Ясная Поляна он построил школу для крестьянских детей и сам учил их. Работая в школе, он начал писать произведения для детей. Произведения Л.Н. Толстого любят взрослые и дети. Его книги переведены на многие языки, их читают люди всего мира. Но сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Л.Н. Толстого. Чтобы узнать название рассказа, вы должны отгадать ЗАГАДКУ:

ДРУЖНО ФРУКТЫ СОЗРЕВАЮТ

ЖАРКИМ СОЛНЫШКОМ СОГРЕТЫЕ

СОЗРЕВАЯ НАДЕВАЮТ

ПЛАТЬЯ ТЕМНО-ФИОЛЕТОВЫЕ

ЧТО ЭТО ЗА ФРУКТЫ?(СЛИВЫ) –СЛАЙД

-А ВНУТРИ СЛИВЫ ЧТО НАХОДИТСЯ? (КОСТОЧКА)

ИТАК, Л.Н.ТОСТОЙ «КОСТОЧКА»

-ЧТО МЫ БУДЕМ ДЕЛАТЬ   СЕГОДНЯ  НА  УРОКЕ ?

(РАССУЖДАТЬ, ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ, ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ, ЧИТАТЬ ХОРОШО)

- А ЧТО ЖЕ НАМ ХОТЕЛ СКАЗАТЬ ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ В СВОЕМ ПРОИЗВЕДЕНИИ «КОСТОЧКА»

-МЫ ЭТО ЗНАЕМ? ( на доске)  (?)

IV. Первичное восприятие.

-ОТКРЫВАЕМ УЧЕБНИКИ НА С.15.

-ЧИТАЕМ АВТОРА И НАЗВАНИЕ.

-ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЕМ И ПОСТАРАЙТЕСЬ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС: ПОЧЕМУ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Л.Н.ТОЛСТОГО НАЗЫВАЕТСЯ «КОСТОЧКА»?

-АУДИОЧТЕНИЕ

-ПОЧЕМУ ПРОИЗВЕДЕНИЕ  НАЗЫВАЕТСЯ «КОСТОЧКА»?

-А КАК ДУМАЕТЕ , К КАКОМУ ЖАНРУ ЛИТЕРАТУРЫ  ОТНОСИТСЯ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ?

-ПОЧЕМУ?

(ПРИЗНАКИ РАССКАЗА)

V. Чтение текста детьми.

-СЛОВАРНАЯ РАБОТА

-В рассказе встретятся незнакомые слова. Вот они:

Горница

Сочла

- Эти слова устаревшие, сейчас мы с вами так уже не говорим. (СЛАЙД)

-Долго ли Ваня готовился взять сливу? Выберите из текста слова, описывающие его действия.

Дети называют действия, слова НА СЛАЙДЕ :

никогда не ел

нюхал их

они нравились

очень хотелось съесть

ходил мимо

-О чём вам говорят эти слова?»

(Хотел, но сомневался)

-А что произошло дальше?

(Не удержался, схватил и съел)

-Хорошо ли он поступил?

(Ответы детей)

-А кто-нибудь это видел?

-Как же догадался отец?

(Ваня покраснел, как рак)

-Как в этой ситуации поступил отец?

(Он придумал рассказ о косточке, который помог невольно Ване сознаться)

Как вы думаете, Ваня испугался?

(Да, он побледнел)

-Почему все засмеялись, а Ваня заплакал?

-Успел ли Ваня насладиться вкусом сливы?

-Вы смеётесь над Ваней или вам его жалко?

-Почему автор назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»

-Именно косточка помогла Ване избавиться от чувства вины.

-КАКОЙ УРОК ВЫ ИЗВЛЕКЛИ ДЛЯ СЕБЯ ОТ ПОСТУПКА ВАНИ?

VI. Творческие задания

  1. Тестирование.

Учитель задаёт вопросы, дети отвечают: «да»  ,   «нет»    .

1. Мама купила яблок?

2. Она хотела угостить детей после обеда?

3. Ваня никогда не ел слив?

4. Он попросил сливы у мамы?

5. Он схватил сливу и съел?

6. Он сразу рассказал о том, что съел сливу?

7. Он выбросил косточку в окошко?

8. Ему стало стыдно?

  1. План по картинкам

-по картинкам составьте последовательность событий

(ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ)

  1. – Соберите пословицу из слов.

Лучше

чем

правда,

ложь.

горькая

Сладкая

Объясните смысл

VII. Итог урока .Рефлексия

-Какое произведение прочитали?

-Кто автор?

-Что вы извлекли из урока?

-Как вы это поняли?

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ РАССКАЗА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ОБМАНЫВАТЬ - ПЛОХО, НАДО ИМЕТЬ СИЛУ ВОЛИ, БЫТЬ ТЕРПЕЛИВЫМ. ОБМАН ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ РАСКРЫТ И ТОГДА ОБМАНЩИКУ БУДЕТ ОЧЕНЬ СТЫДНО. РАССКАЗ УЧИТ БЫТЬ ПРАВДИВЫМ И ВСЕГДА СЛУШАТЬСЯ СТАРШИХ.

- МЫ УЗНАЛИ, ЧТО ХОТЕЛ ДОНЕСТИ ДО НАС Л.Н.ТОЛСТОЙ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "я и мои друзья"

Конспект  урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "я и мои друзья"...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Почему"

Конспект  урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Почему" + учебная презентация...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Писатели детям"

Конспект  урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Писатели детям" +учебная презентация...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "На горке"

Конспект  урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "На горке"...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Затейники"

Конспект  урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Затейники"...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Живая шляпа"

Конспект  урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Живая шляпа"...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Живая шляпа" (Закрепление)

Конспект  урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Живая шляпа"...