Конспект урока по литературному чтению для 1 класса Школа России на тему : Л.Н.Толстой "Косточка"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Обманывать плохо через знакомство детей с рассказом Л.Н.Толстого «Косточка»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Тема: Л.Н.Толстой «Косточка».
Цели: донесение идеи, что обманывать плохо через знакомство детей с рассказом Л.Н.Толстого «Косточка»
Задачи:
Образовательные:уметь осознанно воспринимать содержание произведения и работать над ним, отвечать на вопросы по содержанию; плавно читать целыми словами.
Развивающие: анализировать поступки героев, уметь принимать и сохранять учебную задачу.
Воспитательные:уметь ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, видеть мотивы поведения героев.
Оборудование: доска, учебник «Литературное чтение»,презентация, иллюстрации для составления плана.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы и приемы: беседа, рассказ, составление из частей целого (пословица), плана, моделирование обложки.
Виды работы:фронтальная, индивидуальная, работа в мини - группах
(в парах).
Ход урока.
- Организационный момент. Приветствие. Настрой на урок.
- Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем-всем, каждому из вас. Доброе утро, ребята! И давайте поиграем в игру «Доброе утро».
1. Игра «Доброе утро».
- Я скажу слова: «Доброе утро…»и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашет мне рукой, - значит, вы услышали и отвечаете на приветствие. Попробуем?
Доброе утро всем девочкам!
Доброе утро всем мальчикам!
Доброе утро всем, кто любит конфеты!
Доброе утро всем, кто приехал в школу на автобусе!
Доброе утро всем, кто хочет знать тему нашего урока!
II. Речевая разминка.
- Наш урок литературного чтения, как всегда начинаем с речевой разминки.
Упражнение на дыхание.
Задуйте свечу.
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.
Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.
Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Упражнение на голос
«Приёмник»
- Воспроизводим звук по моей руке громко- тихо.
Звук «А»,
Звук «У»
Вместе «А»-громко, «У» - тихо.
Упражнение на артикуляцию.
-Артикуляционная гимнастика:
МА-МА МЫ-ЛА МИ-ЛУ МЫ-ЛОМ.
МА-ША ВА-РИТ КА-ШУ НАМ.
- Читаем по слогам, с ударением, мальчики, потом девочки, шепотом, громко, грустно, радостно.
- Спасибо! Молодцы!
III. Актуализация опорных знаний обучающихся.
-Когда люди краснеют?
-Когда бледнеют?
-Бывало ли с вами такое? (Ответы детей). Сегодня мы с вами рассмотрим ситуацию, которая случилась с мальчиком, когда он сначала покраснел, а потом побледнел. Но сначала установим автора произведения и его название.
1. Имя его вы найдёте, если царя зверей назовёте.
2. Как его отчество угадай, если отца зовут Николай.
3. Фамилия спрятана в стихотворении, единственное переставь ударение:
«Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне…»
-Лев Николаевич Толстой (СЛАЙД )
- Выставка книг. Сведения об авторе.
-Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. Он жил очень давно, почти 200 лет назад. Всю жизнь посвятил литературе. В своём имении Ясная Поляна он построил школу для крестьянских детей и сам учил их. Работая в школе, он начал писать произведения для детей. Произведения Л.Н. Толстого любят взрослые и дети. Его книги переведены на многие языки, их читают люди всего мира. Но сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Л.Н. Толстого. Чтобы узнать название рассказа, вы должны отгадать ЗАГАДКУ:
ДРУЖНО ФРУКТЫ СОЗРЕВАЮТ
ЖАРКИМ СОЛНЫШКОМ СОГРЕТЫЕ
СОЗРЕВАЯ НАДЕВАЮТ
ПЛАТЬЯ ТЕМНО-ФИОЛЕТОВЫЕ
ЧТО ЭТО ЗА ФРУКТЫ?(СЛИВЫ) –СЛАЙД
-А ВНУТРИ СЛИВЫ ЧТО НАХОДИТСЯ? (КОСТОЧКА)
ИТАК, Л.Н.ТОСТОЙ «КОСТОЧКА»
-ЧТО МЫ БУДЕМ ДЕЛАТЬ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ ?
(РАССУЖДАТЬ, ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ, ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ, ЧИТАТЬ ХОРОШО)
- А ЧТО ЖЕ НАМ ХОТЕЛ СКАЗАТЬ ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ В СВОЕМ ПРОИЗВЕДЕНИИ «КОСТОЧКА»
-МЫ ЭТО ЗНАЕМ? ( на доске) (?)
IV. Первичное восприятие.
-ОТКРЫВАЕМ УЧЕБНИКИ НА С.15.
-ЧИТАЕМ АВТОРА И НАЗВАНИЕ.
-ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЕМ И ПОСТАРАЙТЕСЬ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС: ПОЧЕМУ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Л.Н.ТОЛСТОГО НАЗЫВАЕТСЯ «КОСТОЧКА»?
-АУДИОЧТЕНИЕ
-ПОЧЕМУ ПРОИЗВЕДЕНИЕ НАЗЫВАЕТСЯ «КОСТОЧКА»?
-А КАК ДУМАЕТЕ , К КАКОМУ ЖАНРУ ЛИТЕРАТУРЫ ОТНОСИТСЯ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ?
-ПОЧЕМУ?
(ПРИЗНАКИ РАССКАЗА)
V. Чтение текста детьми.
-СЛОВАРНАЯ РАБОТА
-В рассказе встретятся незнакомые слова. Вот они:
Горница
Сочла
- Эти слова устаревшие, сейчас мы с вами так уже не говорим. (СЛАЙД)
-Долго ли Ваня готовился взять сливу? Выберите из текста слова, описывающие его действия.
Дети называют действия, слова НА СЛАЙДЕ :
никогда не ел | нюхал их | они нравились | очень хотелось съесть | ходил мимо |
-О чём вам говорят эти слова?»
(Хотел, но сомневался)
-А что произошло дальше?
(Не удержался, схватил и съел)
-Хорошо ли он поступил?
(Ответы детей)
-А кто-нибудь это видел?
-Как же догадался отец?
(Ваня покраснел, как рак)
-Как в этой ситуации поступил отец?
(Он придумал рассказ о косточке, который помог невольно Ване сознаться)
Как вы думаете, Ваня испугался?
(Да, он побледнел)
-Почему все засмеялись, а Ваня заплакал?
-Успел ли Ваня насладиться вкусом сливы?
-Вы смеётесь над Ваней или вам его жалко?
-Почему автор назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»
-Именно косточка помогла Ване избавиться от чувства вины.
-КАКОЙ УРОК ВЫ ИЗВЛЕКЛИ ДЛЯ СЕБЯ ОТ ПОСТУПКА ВАНИ?
VI. Творческие задания
- Тестирование.
Учитель задаёт вопросы, дети отвечают: «да» , «нет» .
1. Мама купила яблок?
2. Она хотела угостить детей после обеда?
3. Ваня никогда не ел слив?
4. Он попросил сливы у мамы?
5. Он схватил сливу и съел?
6. Он сразу рассказал о том, что съел сливу?
7. Он выбросил косточку в окошко?
8. Ему стало стыдно?
- План по картинкам
-по картинкам составьте последовательность событий
(ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ)
- – Соберите пословицу из слов.
Лучше | чем | правда, | ложь. | горькая | Сладкая |
Объясните смысл |
VII. Итог урока .Рефлексия
-Какое произведение прочитали?
-Кто автор?
-Что вы извлекли из урока?
-Как вы это поняли?
ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ РАССКАЗА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ОБМАНЫВАТЬ - ПЛОХО, НАДО ИМЕТЬ СИЛУ ВОЛИ, БЫТЬ ТЕРПЕЛИВЫМ. ОБМАН ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ РАСКРЫТ И ТОГДА ОБМАНЩИКУ БУДЕТ ОЧЕНЬ СТЫДНО. РАССКАЗ УЧИТ БЫТЬ ПРАВДИВЫМ И ВСЕГДА СЛУШАТЬСЯ СТАРШИХ.
- МЫ УЗНАЛИ, ЧТО ХОТЕЛ ДОНЕСТИ ДО НАС Л.Н.ТОЛСТОЙ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "я и мои друзья"
Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "я и мои друзья"...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Почему"
Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Почему" + учебная презентация...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Писатели детям"
Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Писатели детям" +учебная презентация...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "На горке"
Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "На горке"...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Затейники"
Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Затейники"...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Живая шляпа"
Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Живая шляпа"...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Живая шляпа" (Закрепление)
Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Живая шляпа"...
